Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр
Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр
Формирование нравственно-волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. Развивать нравственно-волевые качества личности необходимо уже в дошкольном возрасте.
К ним относятся:
- способность не пугаться трудностей;
- умение мобилизовать свои усилия для достижения цели;
- умение соблюдать очередность, не мешая другим;
- готовность делиться игрушками;
- делать приятное сверстникам, помогать им.
О неразвитости или деформации нравственно-волевой сферы личности могут свидетельствовать некоторые отклонения в поведении дошкольника, которые становятся наиболее очевидными в определенных ситуациях.
Так, например, адаптация к условиям пребывания в ДОО - важный момент в жизни ребенка. Каждый дошкольник проживает этот период по-своему. Одни дети довольно быстро осваиваются в новой обстановке, другие долгое время бывают растеряны, испуганы или же агрессивны, некоторые открыто сопротивляются указаниям взрослого, кричат и капризничают, требуя выполнения своих желаний.
Чаще всего это происходит вследствие неправильного воспитания в семье, когда ребенка либо очень балуют, постоянно опекая, либо позволяют делать все, что ему захочется, либо, наоборот, сковывают свободу бесконечными запретами и угрозами наказания. Не менее вредны и противоречивые требования к ребенку со стороны разных членов семьи.
Важной задачей воспитателя является преодоление этих негативных проявлений, которые наносят вред и ребенку, и окружающим его людям. Нельзя ограничиваться лишь беседой с родителями. Гораздо важнее организовать деятельность дошкольника
таким образом, чтобы поведение его перестроилось. Деятельность, которая приносит ребенку удовольствие, способствует его воспитанию значительно больше, чем прямые требования исправиться, слушаться взрослых.
Развитию нравственно-волевых качеств способствует систематическое проведение различных игр и, прежде всего, подвижных игр с правилами. Они создают условия, требующие от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха, кроме того, стимулируют доброжелательные отношения со сверстниками. Игры формируют согласованность движений, которая является средством достижения игровой цели, способствуют повышению активности сознания дошкольника, что, безусловно, сказывается на его поведении.
В качестве примера в приложении представлены игры, направленные на развитие у детей нравственно-волевых качеств.
Организовывать их следует в порядке возрастания сложности обучающей задачи, причем каждая игра является ступенькой последовательного волевого и нравственного развития. Например, такие игры, как «Догонялки» и «Лохматый пес», учат дошкольников преодолевать нерешительность, робость, страх перед новым, неизвестным. Помогает им в этом поддержка сверстников. Так, держась за руки, дети все вместе направляются к «опасной черте». Эмоциональный подъем, который они испытывают при этом, также является опорой для преодоления страха.
В последующих играх дети действуют уже не одновременно, а небольшими группами, по очереди. Чтобы получить активную роль, теперь приходится немного подождать, что приучает дошкольников считаться не только с собой, но и с другими. Действие по сигналу требует от ребенка еще больших усилий, ведь нужно уметь сдерживать себя. Опорой для такого произвольного поведения в играх становятся роль и воображаемая ситуация, а средством выполнения игровых задач - движение.
Игры «Пустое место» и «Кто раньше дойдет до флажка?» содержат элементы соревнования, что требует от ребенка мобилизации своих усилий.
В более сложных играх («Ай, гу-гу», «Салочки-выручалочки», «Я принес тебе подарок») дошкольники учатся помогать сверстникам и делать приятное друг другу. Иногда приходится отдавать другому то, что нравится самому, - а это очень непросто, особенно детям младшего дошкольного возраста.
Взрослому нужно создать во время игры такую обстановку, чтобы удовольствие, получаемое ребенком от своего доброго поступка, побеждало другие чувства. Таким образом, выполняя по очереди разные привлекательные действия и наблюдая за другими, дети учатся оценивать их, замечать ошибки сверстников. На этой основе возникает умение анализировать и свои действия.
направленных на развитие у детей
нравственно-волевых качеств
Игра «Лохматый пес»
Особенности игры и ее воспитательное значение
Игра носит сюжетный характер: в ней создается образ, которого нужно опасаться. Задача ребенка состоит в том, чтобы идти навстречу этой опасности и даже дотронуться до нее, но не убегать до определенного сигнала (слов воспитателя). Таким образом, игра учит детей управлять своим поведением, преодолевать боязнь и не пасовать перед трудностями. Ее образный характер способствует развитию воображения, а совместная деятельность - сближению и объединению дошкольников.
Описание игры и приемы ее проведения
Воспитатель чертит на земле круг - «дом лохматого пса». На расстоянии 2-3 шагов от него проводит черту, до которой обязательно должны дойти дети. От этой черты на расстоянии 15-20 шагов рисуется вторая черта, где игроки будут спасаться от лохматого пса. Такая подготовка привлекает внимание дошкольников. Пользуясь этим, воспитатель настраивает их на игру и объясняет ее правила.
Вначале роль лохматого пса берет на себя педагог. По его указанию все дети подходят к черте, обозначающей их «дом», берутся за руки и выстраиваются в шеренгу. Один из них (наиболее смышленый) находится в центре. Он будет направлять движение детей и задавать его темп. Чтобы показать, как это нужно делать, воспитатель сначала сам ведет шеренгу и произносит следующие слова, которые за ним повторяют воспитанники:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
То ли дремлет, то ли спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет?!
Взявшись за руки, дети подходят, крадучись, к черте. Когда воспитатель произносит последние слова, они дотрагиваются до «пса», который, сидя с закрытыми глазами, позволяет себя погладить и приласкать. Затем неожиданно для всех «пес» открывает глаза и лает, а дети убегают в свой «дом» - за черту. «Пес» гонится за игроками, лает на них, затем снова возвращается в свой «дом». Игра начинается сначала. Роль пса каждый игрок проигрывает дважды.
Правила игры:
- не дотрагиваться до «пса» до тех пор, пока воспитатель и дети не закончат проговаривать текст;
- «пес» не должен шевелиться и открывать глаза до тех пор, пока игроки до него не дотронуться;
- бежать в свой «дом», спасаясь от «пса», можно только после того, как он залает.
Советы воспитателю
Воспитателю нужно стремиться создать выразительный образ лохматого пса - добродушного по характеру. А сердится он потому, что ему мешают спать. Пес никому не причиняет вреда и даже не ловит детей, а только прогоняет их громким лаем. Эта роль требует выразительных движений: «пес» обходит вокруг своего «дома», залезает в него, устраивается поудобней (исполнитель роли присаживается на корточки, прячет нос в ладони, закрывает глаза).
Объясняя воспитанникам, как играть эту роль, следует подчеркнуть, что пес не шевелится, когда дети до него дотрагиваются, но они не должны его толкать и дергать, потому что он может рассердиться. Важно, чтобы пес залаял неожиданно для всех. Этот момент может подсказать воспитатель, дотронувшись до ребенка, играющего пса, рукой или подавая ему другой сигнал.
В этой игре пес не ловит игроков. Чтобы участники успели, набегавшись, немного отдохнуть, он должен некоторое время свободно походить, немного полаять и т. п., прежде чем снова занять свое место или прежде чем сменят исполнителя роли.
Следует следить за тем, чтобы к «дому» пса дети подходили ровной шеренгой, согласуя свои шаги с ритмом текста. Особенно внимательно это нужно контролировать при повторении игры.
Обычно детей больше всего привлекает роль лохматого пса. Каждый стремится получить ее и выражает свое нетерпение. Чтобы все участники игры были удовлетворены, можно выбирать не только пса, но и двух щенков, которые будут действовать вместе с ним.
Игра «Смелые мышки»
Особенности игры и ее воспитательное значение
Игра направлена на воспитание у дошкольников умения сдерживать себя, а также оценивать выполнение игровых правил. Задача, стоящая перед ребенком, существенно усложняется по сравнению с игрой «Лохматый пес»: от него требуется большая выдержка (сигнал к действиям подается после длительной паузы), более вероятной становится и опасность быть пойманным. Усложняются пространственные условия для движений. Все это учит ребенка управлять своим поведением и способствует формированию волевых качеств личности.
Эта игра связана с выполнением ролевых действий. Воображаемая ситуация помогает ребенку решить поставленную задачу. Но, в отличие от предыдущих игр, активные действия выполняются небольшими группами (по 5-6 детей) по очереди. Остальные участники игры исполняют роль жюри. Наблюдая и оценивая правильность действий сверстников, они замечают ошибки и неточности. Это имеет большое значение для лучшего усвоения правил игры, более четкого и сознательного их выполнения. Таким образом, игра не только учит детей выдержке, но и создает важные предпосылки для формирования навыка самоконтроля.
Описание игры и приемы ее проведения
Данную игру лучше проводить в смешанной группе, где есть дети 4-5-летнего возраста. Она начинается с организации игрового пространства, к которой привлекаются и дошкольники: они ставят для игроков стулья в ряд. Воспитатель проводит две черты перпендикулярно ряду стульев (расстояние между ними - примерно 20 шагов), сбоку ставится стул для ловишки - кота.
Дети садятся на стулья. Выбираются 5-6 дошкольников, которые будут смелыми мышками, и один ребенок - на роль кота. «Мышки» становятся у черты, а «кот» занимает место на своем стуле. Воспитатель произносит текст, дети за ним повторяют:
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре -
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон...
(Длительная пауза.)
Убежали мышки вон.
Дети-«мышки» делают несколько шагов по направлению ко второй черте, осторожно подкрадываясь, и останавливаются примерно на середине между двумя чертами. Дети-зрители хлопают в ладоши, а «мышки» «дергают за гири» - делают соответствующие движения руками, затем испуганно замирают, готовясь бежать. Во время паузы воспитатель и дети-зрители произносят: «Бом-бом-бом!» С последними словами текста «мышки» убегают, а «кот» их ловит.
Спасаться от «кота» «мышки» могут за любой чертой, двигаясь или назад, или вперед. «Кот» ловит их только в пространстве между двумя чертами. Пойманными считаются те «мышки», до которых «кот» дотронулся. Дети-зрители, выполняющие роль жюри, вместе с воспитателем отмечают, какие «мышки» были смелыми, какие трусливыми, кого «кот» поймал, ловкий ли «кот», не нарушали ли он и «мышки» правил игры. После этого выбираются новые «мышки» и «кот», и игра повторяется сначала.
Правила игры:
- бежать можно только после того, как будет произнесена последняя фраза текста («Убежали мышки вон»);
- ловить «мышек» можно только в пространстве между двумя чертами, «кот» не имеет права переходить черту;
- спасаться от «кота» разрешается за любой чертой, по выбору ребенка;
- пойманными считаются те «мышки», до которых дотронулся «кот»;
- хватать и тащить «мышек» запрещается.
Советы воспитателю
Одним из главных моментов этой игры является четкое соблюдение ее правил и в особенности выдерживание продолжительной паузы перед движениями. Пауза заполняется «боем часов», что определяет ее длительность, а также облегчает детям ожидание сигнала, разрешающего бег. В дальнейшем, при повторении игры, длительность паузы может увеличиваться.
Решающим условием успеха этой игры является создание образной ситуации. Следует обратить внимание детей на то, что «мышки» не боятся попасть в лапы «коту», потому что они смелые и хитрые. «Мышки» очень любопытны, их заинтересовали часы, поэтому они «дергают за гири».
Дети-«мышки» должны самостоятельно найти выход из создавшегося положения, т. е. решить, куда бежать от «кота». Времени на раздумья практически нет, что еще больше осложняет задачу. Однако подобные игры вырабатывают у дошкольников такие качества, как решительность и ловкость.
Следует напоминать детям в процессе игры важное правило: «коту» не разрешается переступать черту. Воспитатель может подчеркнуть, что ловкий и умный «кот» постарается поймать как можно больше «мышек» (т. е. дотронуться до большего количества пробегающих детей, а не хватать одного и тащить его в свой «дом»).
С 3-летними дошкольниками игру можно проводить без ловли «мышек». Эти действия, а также роль «кота» вводятся по мере того, как дети освоятся с игрой.
Один из важных моментов игры - оценка выполнения правил. Воспитатель, разбирая вместе с детьми поведение «мышек» и «кота», должен подсказать им с помощью наводящих вопросов все ошибки и нарушения, если они имеются. При этом не забыть поощрить тех, кто четко выполнял все правила. Лучшим исполнителям ролей можно вручить призы.
В первый раз эту игру следует проводить в помещении, где дети меньше отвлекаются. В дальнейшем, когда воспитанники освоят правила игры, ее можно организовать и на участке.
Игра «Пустое место»
Особенности игры и ее воспитательное значение
В данной игре, в отличие от других подвижных игр, дошкольникам предлагается не воображаемая ситуация, а конкретная задача, решение которой требует от ребенка мобилизации своих усилий. Это новый шаг на пути формирования волевых качеств и овладения своим поведением.
Ребенок сам должен выбрать себе партнера, получая таким образом возможность выразить симпатию одному из сверстников. Поэтому игра влияет на взаимоотношения детей в группе. Содержащийся в ней элемент соревнования (кто раньше добежит и займет свободное место) заставляет ребенка быть очень внимательным, собранным, чтобы успешно справиться с пространственно-двигательной задачей, а также не нарушить правил поведения в совместной деятельности.
Описание игры и приемы ее проведения
В начале игры воспитатель обращается к детям: «Давайте проверим, кто из вас умеет быстро бегать!» Он предлагает им взяться за руки и построиться в красивый ровный круг. Затем просит опустить руки и сесть на пол (если игра проводится в помещении) лицом внутрь круга. Воспитатель, находясь за кругом, обходит его, говоря:
Огонь горит, вода кипит,
Тебя сегодня будут мыть,
Не буду я тебя ловить!
Дошкольники повторяют за ним текст. На последнем слове воспитатель дотрагивается до кого-нибудь из детей, просит его встать, повернуться к нему лицом, а затем говорит: «Раз, два, три - беги!».
Воспитатель показывает, в каком направлении нужно бежать за кругом, чтобы первым занять освободившееся место. Затем педагог и ребенок с разных сторон обегают круг. Воспитатель дает ему возможность первому занять свободное место и снова становится водящим. Он еще раз обходит круг и повторяет слова, чтобы дети смогли запомнить их и освоиться с правилами игры. Выбрав другого ребенка, педагог на этот раз старается первым занять освободившееся место в кругу. Теперь ребенок становится водящим и сам выбирает себе партнера по соревнованию. Победителя награждают аплодисментами. Так по очереди дети соревнуются друг с другом.
Правила игры:
- выбирать в партнеры следует того, кто еще ни разу не бегал;
- бежать по кругу игрокам надо в противоположные стороны;
- тот, кто не успел занять место в кругу, становится водящим.
Советы воспитателю
Игра очень проста по своей организации. Она не требует большого пространства и может проводиться как на улице, так и в помещении. Следует учитывать, что детям трудно долго стоять на одном месте, они утомляются, становятся невнимательными и беспокойными. Поэтому вначале игру нужно провести в помещении, где есть возможность посадить детей или на ковер, или на приготовленные стулья.
Игра должна проходить быстро, живо. Нужно стремиться удовлетворить желание каждого ребенка участвовать в соревновании. Вместе с тем не менее важно приучать детей считаться не только с собой, но и с другими и выполнять роль активных болельщиков в соревновании.
Если ребенок не может быстро выбрать себе партнера, воспитателю следует помочь ему, шепнув на ушко имя достойного соперника.
Игра «Лиса и гуси»
Особенности игры и ее воспитательное значение
Данная игра способствует воспитанию у детей организованности, умения управлять своим поведением в коллективе. Но главная ее цель - вызвать желание помогать друг другу. Задача ребенка состоит в том, чтобы не только самому избежать опасности, но и выручить того, кто был пойман ловишкой. Таким образом, игра имеет важное значение для нравственного воспитания детей, т. к. формирует у них убеждение, что никто не должен остаться в беде, что нельзя смеяться над чьей-либо неловкостью, потому что это может случиться с каждым. Игра носит сюжетно-ролевой характер, это помогает успешному решению игровой задачи.
Описание игры и приемы ее проведения
В игре принимает участие вся группа. Один ребенок выбирается на роль лисы, остальные дети изображают гусей, воспитатель - их хозяина.
Педагог проводит на земле две черты на расстоянии 25-30 шагов. За одной из них находится «дом» хозяина и гусей, за другой - «луг», где пасутся гуси. Кружком обозначается «нора» лисы.
Игра начинается с того, что «хозяин» провожает «гусей» на «луг». Некоторое время они свободно гуляют, изображают, что щиплют траву. По зову «хозяина», который находится в «доме», «гуси» выстраиваются у черты (границы «луга»), и между ними происходит следующий диалог:
Гуси-гуси!
Га-га-га.
Есть хотите?
Да-да-да!
Ну, летите!
Последняя фраза является сигналом для появления «лисы»: «гуси» бегут к «хозяину», а «лиса» их ловит. Того, кого «лиса» осалит (дотронется рукой), она отводит в свою «нору». «Хозяин» считает «гусей», отмечает, кого не хватает, и просит детей выручить попавших в беду «гусей». Все участники игры вместе с воспитателем подходят к «лисьей норе».
Хозяин и гуси:
Лиса, лиса, отдай наших гусят!
Лиса:
Не отдам!
Хозяин и гуси:
Тогда мы сами их отнимем у тебя!
Воспитатель предлагает детям встать за ним «гуськом» и крепко взять друг друга за талию. «Цепляйтесь за меня!» - говорит «хозяин». Он подходит к «лисе», берет ее за руки и обращается к «гусям»: «Держитесь крепко. Тянем-потянем. Ух! По-тя-нем!» На последнем слове все участники игры, упираясь ногами и держась друг за друга, делают движение корпусом назад. Так повторяется 2-3 раза. Как только «лиса» под нажимом этой цепочки сделает первый шаг вперед, пойманные «гуси» выбегают из «норы» и возвращаются «домой». Затем выбирается новая «лиса», и игра начинается сначала.
Правила игры:
- после слов «хозяина»: «Ну, летите!» «гусям» нужно бежать домой, а «лисе» ловить их;
- «лиса» не должна хватать «гусей», достаточно лишь осалить бегущего ребенка; пойманный «гусь» остается на месте, и «лиса» отводит его в свою «нору»;
- на выручку пойманных «гусей» отправляются все участники игры;
- как только игроки перетягивают «лису» (она делает шаг вперед), пойманные «гуси» считаются свободными и возвращаются к «хозяину».
Советы воспитателю
Поведение воспитателя в этой игре будет служит примером для дошкольников. Нужно стремиться провести игру динамично, весело, вызывая у детей желание выручить попавших в беду «гусей», раскрыть им нравственный смысл совершаемых поступков.
Когда дети выстроятся в цепочку, чтобы вытянуть «лису», необходимо показать им, как можно сохранять равновесие во время перетягивания (широко расставить ноги, одну ногу выставить немного вперед, руки положить на талию партнера, стоящего впереди).
Если первый ребенок будет крепко держаться за воспитателя, цепочка не развалится. Для того чтобы усилия всех детей были одновременными, педагог произносит сигнальное слово: «По-тя-нем!»
В конце игры, когда «лиса» будет побеждена, нужно подвести итог - объяснить детям, что они выручили своих друзей, потому что действовали дружно, все вместе.
Игра «Ай, гу-гу!»
(вариант народной игры)
Особенности игры и ее воспитательное значение
Эта игра отличается от игры «Лиса и гуси» лишь тем, что помощь друг другу дети оказывают уже индивидуально и по собственному побуждению.
Описание игры и приемы ее проведения
Воспитатель рассаживает детей на стулья. Переходя от одного ребенка к другому, он говорит: «Иду, иду, иду, дружка себе найду!» Затем останавливается перед одним из воспитанников. «Хочешь играть со мной? - спрашивает он. - Тогда пойдем вместе.»
Воспитатель берет ребенка за руку, и они вместе идут дальше, говоря: «Идем, идем, идем, дружка себе найдем!» Постепенно педагог собирает в одну цепочку всех игроков. Последнего ребенка он просит остановиться, не отпуская руки соседа, потом подходит к нему и замыкает круг. Затем воспитатель проговаривает текст и просит участников повторять за ним движения, наглядно объясняя таким образом содержание игры:
Ай, гу-гу, гу-гу, гу-гу,
Не кружися на лугу.
(Дети ведут хоровод вправо и с последним словом слегка приседают.)
На лугу-то лужица.
(Держась за руки, идут влево.)
Голова закружится.
(Слегка приседают.)
Ой, вода! Ой, вода!
(Опускают руки, поворачиваются лицом к центру.)
Вот беда так беда!
(Берутся руками за голову и качают головой.
На последнем слове поворачиваются спиной к «луже».)
Прыг-скок, прыг-скок.
(Делают несколько прыжков от центра и останавливаются.)
Прыгал, прыгал и скакал,
Прямо в лужицу попал!
(С последним словом приседают, «попадают в лужу».)
Воспитатель подходит к любому ребенку, берет его за руки и помогает выскочить из «лужи». «Спасенный» воспитанник может по собственному желанию таким же образом помочь любому из игроков «выскочить из лужи». Так дети вместе с воспитателем «спасают» всех, и игра начинается сначала.
Правила игры:
- движения необходимо выполнять в соответствии с проговариваемым текстом,
- вовремя переходить от одного движения к другому;
- разрешается помогать любому игроку, по собственному выбору.
Советы воспитателю
Своеобразное начало игры поможет педагогу создать непринужденную обстановку в группе, обратиться к каждому ребенку и пригласить его принять участие в совместном действии. При повторении игры в этот же день можно опустить ее вступление. Однако такое приглашение, настраивающее детей на общую деятельность, очень важно, т. к. дает каждому дошкольнику возможность почувствовать внимание и доверие сверстников, понять, что он является равным среди них. Необходимо постараться провести игру живо, весело, непринужденно. Раскованное, эмоциональное поведение воспитателя послужит для детей примером.
Игра «Салочки-выручалочки»
Особенности игры и ее воспитательное значение
Цель игры - воспитание у дошкольников умения своевременно приходить друг другу на помощь. Игра отличается тем, что пр