Консультация "Игры по музицированию." Старшая группа.
Игры по музицированию в старшей группе
(из методического пособия И.Г. Галянт «Музыкальное развитие детей 2-7 лет»)
- Игра на развитие чувства ритма «Вопрос-ответ»
Дети стоят в кругу. Ребенок-ведущий подходит к любому игроку и задает вопрос, сопровождая его хлопками, например: - Ты любишь гулять? Отвечающий ребенок при ответе использует другие жесты: притопы, щелчки, шлепки: - Люблю! Конечно и т.д.
- Пальчиковая игра «Курочки»
Пошли курочки гулять / Кулаки сжаты. Поднимают большие пальцы.
А цыплята догонять. / Открывают и закрывают соединенные пальцы («клювики»)
Вперевалочку гуськом / Соединяют большой палец со всеми пальцами по порядку.
Пошли уточки пешком. / Соединяют большой палец со всеми пальцами по порядку.
Я за ними побежал, но споткнулся и /Поочередно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой.
Упал! / Хлопок.
- Игра с палочками «Помидоры»
На базаре продавали краснощекого синьора. / Стучат палочками по полу перед собой
Покупатели спросили: - Сколько стоят помидоры? / Стучат палочкой о палочку
- Продаем по пять рублей, и в подарок сельдерей. / Поочередно стучат палочками по полу
Пейте, дети, сок томатный, удивительно приятный. / Стучат шляпками палочек
Витамины круглый год нам подарит огород. /Стучат палочкой о палочку
- Игра-знакомство «Мяч»
Дети стоят в кругу. Ребенок с мячом бросает мяч другому ребенку, пропевая свое имя. Второй ребенок ловит мяч и пропевает свое имя. Затем он начинает игру и игра продолжается.
- Пальчиковая игра «Лодочка»
Две ладошки у меня, / Соединяют ладони
Это лодочка моя. / Волнообразные движения руками
Это парус на ветру, / Поднимают сложенные руки вверх
Я по морю поплыву. / Волнообразные движения руками
Я отважный капитан, / Поднимают правую руку над головой
Мне не страшен ураган. / Раскачивают поднятыми руками над головой.
- Танцевальная миниатюра «Осень»
Воспитатель говорит: - Гуляет по дворам осень. Каждый день меняет она свои наряды и настроения. То она ветреная, то ласковая, то мрачная, то сонная. Предлагает ребенку стать осенью и передать ее характер в движении, а детям определить, какая осень получилась у ребенка. Затем включает музыку вальса, и дети танцуют свой танец осени.
- Игра «Зеркало»
Дети разбиваются на пары. Один ребенок выполняет движения, стоя только лицом к партнеру, второй ребенок старается полностью повторить движения. Обратить внимание на то, что движения должны быть медленными.
- Игра «Сломанное зеркало»
Игра проводится, как предыдущая, но по сигналу воспитателя (хлопок, притоп, свисток и т.д.) зеркало ломается, и синхронность движений нарушается, дети двигаются каждый по-своему.
- Игра «Имя-слово»
Дети стоят в кругу. Воспитатель называет свое имя и слово, начинающееся на первую букву своего имени: Ольга Ивановна – Одуванчик. Обыгрывает его, изображая одуванчик. Все повторяют. Затем свое имя и слово называют по порядку дети.
- Игра «Поющий шарик»
Дети спокойно идут по комнате, несут на ладошке воображаемый шарик и поют любой звук, пока хватает дыхания. Когда дыхание закончилось, они говорят: - Пых! Затем снова набирают воздух и продолжают движение.
- Пальчиковая игра «Пальцы-братья»
Пальцы-братья удальцы, молодцы и храбрецы. / Складывают ладони домиком
Каждый будет помогать, защищать и выручать. / Складывают руки в замок и поднимают пальцы
Вот Большак, / Сжимают кулак, поднимают большие пальцы
Вот Середняк, / Поднимают средние пальцы
Между ними Указательный, / Поднимают указательные пальцы
Безымянный-неназванный/ Поднимают безымянные пальцы
И Мизинец обязательно. / Поднимают мизинцы
Вместе пальчики – друзья, друг без друга им нельзя. /Сжимают и разжимают пальцы и хлопок
- Игра-приветствие «Здравствуйте»
Воспитатель пропевает: - Здравствуйте, чье имя на А. Дети отвечают: - Здравствуйте.
Можно спеть: - Здравствуйте, чье имя Маша. Или: у кого хорошее настроение, кого привела мама, кто хочет гулять и т. д.
- Пальчиковая игра «Зима»
Где-то в чаще есть изба, / строят домик над головой из ладоней
Там живет сама зима. / обнимают (греют) себя руками
Ледяные окна, пол, / складывают руки горизонтально
Ледяные стул и стол. / накрывают кулачок одной руки ладонью другой
Ледяные даже слуги у нее – метель и вьюги. / вращают руками перед собой
В лес зимой не ходите и избушку не ищите. / грозят пальцем
Вы заблудитесь в пути, вам дороги не найти. / смотрят из-под руки, пожимают плечами
- Пальчиковая игра «Гномы»
В горной пещере гномы живут, / домик из ладоней над головой
До самой зари все куют и куют. / стучат кулачками
Стучат молотки, стучат молотки. /ладони в замке, стучат основание ладоней
В пещере горят фонари, фонари. / сжимают и разжимают пальцы
И лишь когда замолкает стук, /указательный палец ко рту
Музыка все наполняет вокруг. /руки в стороны
Это принцесса поет для них, может, услышит ее жених? / волнообразные движения рук
Но снова стучат молотки, молотки, / ладони в замке, стучат основание ладоней
Только скрипят башмаки, башмаки. / щелчки пальцами
- Игра с палочками «Мы играем»
Дети сидят в кругу, говорят: - Мы играем, как хотим. (играют, кто как может) Затем воспитатель говорит: - Играем, как я. Дети переключаются на игру воспитателя. Игра повторяется, но воспитатель изменяет ритм.
- Игра в парах «Дружба»
Дружит дождик с тучкой, / стучат кулачками друг с другом
Дверца дружит с ручкой. / здороваются друг с другом руками
Дружит солнце с небом, / перекрестные хлопки друг с другом
Колос дружит с небом. / кладут руки на плечи друг друга
Лепесток с цветочком, / складывают вместе цветок из ладоней
Мамочка с сыночком. / кладут руки на щеки друг друга
Дружит шок и дружный лад, / кладут руки друг другу на пояс
Получился шоколад! /берутся за руки и прыгают
- Пальчиковая игра «У Бабки Ежки»
Как у бабушки у Ежки / руки на пояс
Жили в маленькой сторожке / домик над головой ладонями
Семь родных сыновей. /показать рукой разный рост сыновей
Они все без бровей. / очертить указательными пальцами брови
Да с большими ушами, /ладони к голове
Да с большими зубами, /пальцы ко рту
Вот с такой головой, /очертить руками голову
Вот с такой бородой. /показать длинную бороду
Они кашу варили, / помешать ложкой
Бабку Ежку кормили, / кормить воображаемый персонаж
На скамеечку садили, / сложить руки на груди
Вместе дружно говорили. / хлопки
- Игра с палочками «Жители земли»
Скучно нам сидеть без дела. /поочередно стучат палочками по полу
Мы хотим скорее сделать луноход и самолет, /стучат палочкой о палочку
Чтоб отправиться в полет. /размахивать палочками, как крыльями в воздухе
Видеть космоса просторы нам помогут мониторы. / 2 горизонтальные полоски (экран)
Мы отправим всем планетам наши дружные приветы. / стучат палочкой о палочку
Чтоб узнать о нас могли, что мы жители земли. / стучат одновременно палочками по полу
- Музицирование «Музыка шагов»
Выбирается пара детей. Один из них – музыкант, он играет на инструменте. Второй – танцор. Он слушает музыку и старается передать шагами игру музыканта. Если музыкант играет быстро, то танцор бегает, прыгает, а если медленно – кружится, ходит и т д.
- Игра с палочками «Люблю гулять»
Очень я люблю гулять / шагать попеременно палочками по полу
И на велике гонять. / вращать палочками перед собой
А еще играть в футбол, забивать в ворота гол. /стучать одновременно 2 палочками по полу
Только бабушка зовет есть котлету и компот. / стучать шляпками палочек
Вот бы взрослым сразу стать, чтоб весь день гулять, гулять. / попеременно палочками по полу
- Игра «Бубен вождя»
Выбирается вождь. Ему дается бубен. Он ритмично стучит бубном в определенном темпе, а дети
стараются передать шагами его ритм. Ритм должен быть простым и четким.
- Музицирование «Музыка весны»
У детей музыкальные и шумовые инструменты. Они передают звуками капель, пение птиц,
чирикание воробьев и др.
- Игра «Роботы»
Дети превращаются в роботов. Они ходят по комнате, встречаются, обмениваются фразами, как
роботы: Здравс-твуй-те! Как ва-ши де-ла? Вы кто? Вни-мание! О-пас-ность! и т.д.
- Этюд «Подводное царство»
Дети попадают в подводное царство, изображая морских обитателей. Сопровождать подходящей
музыкой.
- Танцевальная миниатюра «Цветы и бабочки»
Дети делятся на цветы и бабочек. Звучит красивая, легкая мелодия. На полянке появляются цветы,
к ним прилетают бабочки. Они пьют нектар, кружатся, дружат и танцуют с цветами.