Сенсорное развитие детей раннего возраста в игре
Документы для скачивания
Сенсорное развитие детей раннего возраста в игре Ранний возраст – уникальный период в развитии ребенка. В последние десятилетия к нему появился особый интерес в научном мире слабость и несовершенство этого возраста, по сути, является его силой, и предоставляют безграничные возможности для умственного и физического совершенствования и формирования основ будущей взрослой личности. Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе, именно ранний возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накоплений представлений об окружающем мире. Значение сенсорного развития состоит в том, что оно: • является основой для интеллектуального развития; • упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; • развивает наблюдательность; • готовит к реальной жизни; • позитивно влияет на эстетическое чувство; • является основой для развития воображения; • развивает внимание; • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно- познавательной деятельности; • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; • обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; • влияет на расширение словарного запаса ребенка; • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Сенсорное развитие служит основой для познания мира и является одной из важных сторон дошкольного развития. Работа по осуществлению задач сенсорного воспитания ведется в нашем дошкольном учреждении по «Программе воспитания и обучения в детском саду от рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы, реализуется в непосредственно образовательной деятельности, в повседневной жизни, в труде. Мы стараемся создавать условия для переноса знаний и представлений детей в самостоятельные сенсорные игры. Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающем мире, когда имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Здесь особую роль играют дидактические игры, в которых формируется организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. На этой ступени развития детей формируется первое отношение к окружающему, интерес к трудовым действиям взрослых, желание участвовать в их деятельности( подержать молоток, принести воды в ведерке и т. д. ) ; при рассматривании картинок можно вызвать сочувствие к действующему лицу( девочка плачет) . Дидактическая игра – сложное явление, это и игровой метод обучения и форма развития и самостоятельная деятельность и средство всестороннего развития личности. В одних случаях они выступают своеобразной игровой формой образовательной деятельности и проводятся со всеми детьми, в других широко используются в повседневной жизни, в совместной деятельности, в режиме дня в самостоятельной игровой деятельности. Чтобы познать предмет со всех сторон ребенок использует зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Только благодаря жизненному опыту наши дети познают и обогащают представления о мире. Познание окружающей действительности у детей начинается с анализа информации, которую он получает благодаря наблюдениям, тактильным ощущениям, различию вкуса и запаха, услышанного звука. Но то, что ребенок потрогал, увидел, услышал, должно подкрепиться совами. Мы стараемся использовать в своей работе все виды сенсорного воздействия, чтобы ребенок получил полную информацию о предмете. Поэтому в непосредственно образовательной деятельности по сенсорному развитию ставили и решали такие задачи: • формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете( красный, желтый, синий, зеленый, величине( круг, треугольник, квадрат, форме( куб, шар, кону с- крыша, кирпичик) , количестве( много, один, различать величину: большой – маленький, узкий – широкий, высокий – низкий, длинный – короткий; • создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно- игровой деятельности через игры с дидактическим материалом; • развивать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения. В играх с детьми используем выразительные жесты и предметы- заместители( «мыло »- кубик; «градусник»- фломастер; и т. д. , картинки, замещающие реальный предмет и языковых знаков в игре и общении. В практической деятельности и в игре малыш познает свойства предметов( цвет, форма, величина, фактура, масса, положение в пространстве, строение и его части) . Дети активно интересуются окружающим их миром, задают вопросы, из рассказов взрослых узнают новое о явлениях, которые им непосредственно не воспринимается. Например, если ребенок подбирает предметы, или группирует флажки, или сортирует картинки по цвету и признаку. Это значит, что цвет воспринимается на уровне отвлечения от всех других признаков и в мышлении на основе обобщения формируется понятие «цвет». Мы объясняем ребенку что словом «дом» можно обозначить и дом для человека, и дупло для белки, и аквариум для рыбки и т. д. , но главное дом – это «крыша над головой», где кто- то живет. Или стул. Он может быть большой, маленький, мягкий, но главное – это предмет, на котором сидят. Далее мы подводим детей к понятию обобщения – мыслительному объединению предметов и явлений действительности, имеющих общие свойства. Например, от одиночного понятия «огурец» или «помидор» к понятию « овощ ». Причем дети сознательно стремятся получить информацию об окружающем их мире, задают множество вопросов( «Где ночует солнышко? », «Как зовут козлят из сказки? », «Где живет лиса? » и т. д. ) . В своем опыте по сенсорному воспитанию использовала следующие виды игр: Игры для сенсорного развития: • Величина: «Веселые матрешки», «Грибочки по местам», «Рыбалка», «Цветная страна »- ковер, «Три медведя», «Дюймовочка и Гуливер» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине. • Форма: «Найди и назови», «Круглый, квадратный, овальный», «Волшебные кубики», «Цветная страна»- ковер и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия. • Цвет: «Чудо сундучок», «Кто, кто здесь живет»- разноцветные сумочки, «Бусы для матрешки», «Найди, чей домик», «Городок дорожного движения», «Цветная природа»- альбом, «Цветная цепочка», «Грибочки по местам», «Тени по местам» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету. Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата – собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр- способствовать закреплению качества предметов( величина, форма, цвет) . Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширять его кругозор. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития детей раннего возраста.