a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Игра в системе дошкольного образования.

Опубликовано: 2017-02-08 18:13:54

Документы для скачивания

Игра в системе дошкольного образования. Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в развитие ребенка. Она оказывает влияние на все стороны его психического развития. Игра — одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно- образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображение обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся. Игра способствует развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности. Игра является важным условием социального развития детей; в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Игра способствует физическому развитию детей, стимулируя их двигательную активность. Она обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как через игровые действия ребенок может неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания. Игра, если она не превращается в формальное занятие, доставляет ребенку удовольствие, даёт ему особое ощущение свободы. Игр а- наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей; усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивированной для них деятельности. В игре ребенок живет и действует не только в зримом, реальном пространстве, но и в пространстве воображаемом. Главной отличительной особенностью детской игры является наличие воображаемой ситуации, благодаря которой расширяется жизненный мир малыша и становятся возможными самые необыкновенные превращения. В игре происходи т( оживление) игрушек: куклы, мишки и зайчики начинают говорить друг с другом, ходить в гости, прятаться; знакомая комната может стать океаном, больницей или магазином; носовой платок превращается в одеяло или в плащ для куколки, а карандаш в градусник. Фантазируя, ребенок комбинирует свои знания и впечатления, ( создает) новую действительность, отвечающую его интересам и потребностям. Однако столь сильный эффект в развитии ребенка имеет только полноценная игра, которая не возникает сама по себе, а развивается во взаимодействии с теми, кто уже умеет играть- со взрослыми и старшими детьми. В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Она являлась непременным атрибутом народной педагогики. Ее образцы передавались самым маленьким детям из поколения в поколение через взрослых и старших детей. Для того, чтобы игра стала действительно развивающей, ребенка сначала нужно научить играть. Сензитивным периодом для зарождения игры является именно ранний возраст. Для ребенка привлекательно всё, что делают взрослые, воспроизвести же их действия в реальности малыш еще не может. Но у него есть возможность действовать в условном плане, понарошку, с помощью игрушек и предметов- заместителей. В этих играх ребенок чаще всего воспроизводит ситуации, знакомые ему по собственному опыту, перенося реальные бытовые действия на игрушечные персонажи( кукол, медвежат, собачек и пр. ) . Как правило, ребенок отражает в игре то, что видит вокруг себя, то, что с ним происходит, о чем узнает из книжек и детских фильмов. На третьем году жизни ребенка процессуальная игра достигает своего расцвета. Обогащается её эмоциональная окраска, увеличивается продолжительность, игра становиться всё более самостоятельной. Теперь участие взрослого в игре не так важно; игрушки сами начинают побуждать ребенка к игре. Но, пожалуй, главное достижение этого во зраста- бурный рост воображения, для которого игра- самая благоприятная почва. Большое значение в процессе развития творческой сюжетной игры имеет речь, которая позволяет ребенку лучше осмыслить то, что он делает, развивает его способность строить диалог с партнёром, помогает планировать дальнейшие действия. Процессуальная игра является важно предпосылкой к переходу ребенка на следующий этап развития, на котором ведущей деятельностью становиться сюжетно- ролевая игра. Основная часть Сюжетно- ролевая игра Третий год жизни дошкольника характеризуется как период развития сюжетно- отобразительной игры, которая предшествует сюжетно- ролевой игре. В начале года игры детей непродолжительны( 3- 6 минут) , но постепенно, при условии правильного педагогического руководства, направленного на совершенствование игровых умений, игры становятся более длительными( 8- 10 минут) . По мере развития игровых умений становятся более разнообразными игровые действия и способы употребления предметов, ребенок охотно использует преметы- заместители, передает в игре поведение окружающих его людей. Малыш 2- 3х лет часто еще действует подражательно, но его действия существуют в рамках определенной роли; мамы, водителя, машиниста поезда. Если в начале года ребенок в игре называет себя своим именем( Игорь везет поезд) , то к концу года, как правило, он отождествляет себя с тем взрослым, действия которого изображает( я- машинист поезда) . Отдельные игровые действия( например, кормление куклы, укладывание спать) объединяются в единую сюжетную линию( кормить- укладывать спать) . Поначалу цепочки игровых действий осуществляются довольно хаотично; ребенок может укладывать куклу спать, потом снова её кормить. С приобретением жизненного опыта в этих цепочках появляется определенная логика( кормить- укладывать спать) , затем цепочки становятся более продолжительными( готовить обед- кормить- укладывать спать) , обогащается содержание игры( готовить обед – для куклы и её подружек- самостоятельно сервировать стол- кормить всех кукол- укладывать их спать под колыбельную) . Основной задачей педагога является формирование у детей первой младшей группы игровых умений, способствующих восстановлению самостоятельной сюжетной игры. Исследователи, в частности Е. В. Зворыгина, отмечают, что игра носит развивающий характер, если организуется взрослыми по принципу решения игровых задач. При формулировке игровой задачи могут использоваться как прямые, так и косвенные методы педагогического руководства. Так, игровая задача может быть поставлена прямо: ( Уложи куклу спать) , а затем и менее конкретно: ( Кукла устала) - в этом случае ребенок ищет решение сам. Большое значение в процессе развития творческой сюжетной игры имеет речь, которая позволяет ребенку лучше осмыслить то, что он делает, развивает его способность строить диалог с партнером, помогает планировать дальнейшие действия. С увеличением возраста ребёнка игры становятся сложнее и разнообразнее: дети с ами проигрывают сказку по ролям, развивают в детях способности к артистизму, расширяют память, коллективизацию, дисциплину, наблюдение, последовательности выхода ролей, ответственность за участие. Игры помогают детям находить себе помощников среди взрослых людей, учат быть добрыми, отзывчивыми на чужую боль, беду. в программе обучения, игры развивают в детях: нравственное воспитание трудовое воспитание эстетическое воспитание физическое воспитание. Наблюдая за поведением детей в играх, воспитатель отмечает их поступки. Например: Играя в настольную игру один и тот- же мальчик всё время выигрывает. Затем ему надоедает играть, и он хочет бросить игру. Но ребята просят его ещё поиграть. Тогда он вновь играет, но уже помогает другим детям советами, как надо играть, чтобы выиграть. Впоследствии выигрывать начинают другие дети. Воспитатель обращает на такое событие внимание и хвалит мальчика за помощь товарищам. Такие поступки в играх развивают у детей чувство взаимопомощи. Им хочется и дальше помогать другим. Дети делают какой- нибудь подарок малышам: например открытку – аппликацию. Таким образом: через игру у детей развивается чувство заботы о младших детях, животных, птиц, бережно относиться к своим игрушкам. Игры включают в себя несколько элементов: дидактическую задачу содержание правила игровые действия. Основным элементом игры является – дидактическая игра. Она тесно связана с программой занятий. В дидактических играх имеются задачи, которые обеспечивают выполнение игры. Дидактические игры- разнообразны. Задачи в них включают в себя: ознакомление с окружающим- природа, среда обитания животный и растительный мир люди и их быт события общественной жизни развития речи и мышления закрепление правильного звука произношения закрепление элементарных математических представлений В детском саду, в каждой возрастной группе должны быть разнообразные дидактические игры. Подбор разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Изобилие игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилам. Вводить новые игры следует постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения и сил, способствовать их развитию и самоорганизации. Работая в детском саду, наблюдая за поведением детей, их игрой я составила дидактическую игру, которая, по- моему, мнению хорошо прививает у детей любовь к своей семье и родным. Игра называется « пирамида любви». Дидактическая игра «Пирамида любви». Дидактическая задача: Воспитывать в детях уважительное, заботливое отношение к семье, родным, миру, людям Развивать в детях коммуникативные способности Все игры дошкольного образования направлены на то, что бы ребенок, придя в школу, имел навык поведения в коллективе, умел общаться, был организатором, затейником в классе, первым помощником учителя. Литература: Галигузова Л. Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1- 3 лет. - М. : Мозайка- Синтез, 2008. 64с. http: / / nsportal. ru/ detskiy- sad/ upravlenie- dou/ 2012/ 02/ 28/ igrovye- tekhnologii- v- doshkolnom- obrazovanii- prezentatsiya

Оставить комментарий: