a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей: «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ»

Опубликовано: 2017-02-08 18:27:07

Документы для скачивания

Консультация для воспитателей: « Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ» Подготовила: Демидкина М. В. – старший воспитатель     Понятие  «здоровье». Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека( по Уставу ВОЗ) . Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ- в широком смысле слова- процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. В более узком смысле слова- это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, развития и воспитания. Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются: гиподинамия( нарушение функций опорно- двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) детские стрессы( нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе) тревожность( недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации) .      Физическое и психологическое здоровье взрослых участников педагогического процесса в ДОУ также значительно ухудшилось в последнее время.      В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание  воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье.      Кроме того, важно способствовать развитию культуры здоровья педагогов ДОУ, в том числе культуры профессионального здоровья, развитию потребности к здоровому образу жизни Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей. Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ медико- проф u лактические;   физкультурно- оздоровительные;   технологии обеспечения социально- психологического благополучия ребенка;   технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;   валеологического просвещения родителей;   здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.          Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ  -   обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.   технологии профилактики заболеваний,   углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,   коррекция возникающих функциональных отклонений,   отслеживание характера течения хронической патологии( для детей, имеющих III- У группу здоровья) ,   реабилитация соматического состояния здоровья,   противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно- гигиеническими правилами,   витаминопрофилактика( отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты) ,   санитарно- гигиеническая деятельность всех служб ДОУ. Физкультурно- оздоровительные технологии-   направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников. закаливание КГН; беседы по вылеологии; спортивны праздники; спортивные развлечения и досуги; недели здоровья; соревнования; прогулки- походы. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов-   технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ   Семинары- тренинги «Психологическое здоровье педагогов»   Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику( различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.   Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня».   Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико- педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах. Валеологического просвещения родителей-   это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи. Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств( комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно- двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.   Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ   Приобщение родителей  к участию в физкультурно- массовых мероприятиях ДОУ( соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями- спортсменами и др. ) .   Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду-   это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Современные педагогические здоровьесберегающие технологии 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья. 2. Технологии обучения здоровому образу жизни. 3. Коррекционные технологии. Технологии сохранения и стимулирования здоровья. Виды здоровьесберегающих технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Терренкур- ходьба в естественных природных условиях, на свежем воздухе, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю со среднего возраста  по размеченным маршрутам Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы Ритмопластика  позволяет детям раскрыть свой образ через музыкально- ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц и даёт возможность перевоплощаться.          Не раньше чем через 30 мин после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин со среднего возраста в физкультурном зале Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка Подвижные и спортивные игры направлены на общефизическое развитие детей Как часть физкультурного занятия, на прогулке. Ежедневно для всех возрастных групп Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Используются элементы спортивных игр Релаксация   - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную музыку, звуки природы Гимнастика утренняя - это целый комплекс физических упражнений, выполнение которых после сна дает заряд энергии и позитивного настроения на целый день. Ежедневно, утром,  перед завтраком во всех группах В групповой комнате, физкультурном зале, под музыку, с использованием подвижных игр и др. Гимнастика бодрящая  помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Ежедневно после дневного сна, 5- 10 мин во всех группах Различные варианты проведения   Гимнастика пальчиковая  для развития мелкой моторики,  ловкости, подвижности и улучшения работы мозга С младшего возраста в различных формах физкультурно- оздоровительной работы Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени Гимнастика для глаз-   улучшает кровообращение глаз, что способствует уменьшению утомляемости глаз. Ежедневно по 3- 5 мин в любое свободное время, в разных формах физкультурно- оздоровительной работы в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога Гимнастика дыхательная способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний. В различных формах физкультурно- оздоровительной работы Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры Гимнастика корригирующая-   для профилактики и лечения нарушения осанки. В различных формах физкультурно- оздоровительной работы Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей Динамические паузы  для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Во время занятий, 2- 5 мин. , по мере утомляемости детей Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия Технологии эстетической направленности Реализуются на занятиях художественно- эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр. , оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса ЛФК - метод, использующий средства физической культуры с лечебно- профилактической целью 2 раза в неделю в коррекционных группах по показаниям врача Комплексы упражнений, коррегирующих осанку, свод стоп Технологии обучения здоровому образу жизни Виды здоровьесберегающих технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения      Физкультурное занятие - основная форма организованного обучения физическим упражнениям  и овладения основными видами движения. 2- 3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст- в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15- 20 мин. , средний возраст- 20- 25 мин. , старший возраст- 25- 30 мин. Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение     Проблемно- игровые ( игротреннинги и игротерапия)  - предполагает использование терапевтического воздействия игры, чтобы помочь взрослому или ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы. В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности      Коммуникативные игры  –  игры  для преодоления отчужденной позиции в отношении со сверстниками приобретение навыков общения с окружающими людьми — как взрослыми, так и сверстниками. 1- 2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.    Занятия из серии «Здоровье» - занятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности. 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития     Самомассаж   способствует расслаблению мышц и снятию нервно- эмоционального напряжения. В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно- оздоровительной работы Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму     Точечный самомассаж  - это механическое воздействие пальцами рук на строго определенные участки тела, а именно на биологически активные точки. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР- органов. Используется наглядный материал Коррекционные технологии. Виды здоровьесберегающих технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Арттерапия  для профилактики ОРЗ, повышения работоспособности, внимания, используется  в минимальных   дозах в силу того, что организм детей находится в состоянии развития. Сеансами по 10- 12 занятий по 30- 35 мин. со средней группы Занятия проводят по подгруппам 10- 13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий Технологии музыкального воздействия  для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя В различных формах физкультурно- оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2- 4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Сказкотерапия  - это направление практической психологии, использующее ресурсы сказочной истории для воспитания, образования, развития личности ребенка 2- 4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей Технологии воздействия цветом Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Как специальное занятие 2- 4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка Технологии коррекции поведения - это деятельность, которая направлена на исправление и изменение особенностей поведения у ребенка, его особенностей психологического развития, с помощью специальных сре дств пс ихологического воздействия Сеансами по 10- 12 занятий по 25- 30 мин. со старшего возраста Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6- 8 человек. Группы составляются не по одному признаку- дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей  ДОУ.   Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно- оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.   Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.   Формирование нормативно- правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.   Внедрение научно- методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;   Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников. Список  литературы   1.       Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход/ / Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28. 2.       Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1- 4 классы. - М. : ВАКО, 2007. 3.       Кучма В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М. , 2001. 4.       Кучма В. Р. , Сердюковская Г. Н. , Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М. , 2000. 5.       Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения/ Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. - М. , 2002. 6.       Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М. , 2002. 7.       Педагогика и психология здоровья/ П од ред. Н. К. Смирнова. - М. : АПКиПРО, 2003. 8.       Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М. : АРКТИ, 2003. Солдатченко С. С. , Кащенко Г. Ф. и др. Ароматерапия. Профилактика и лечение заболеваний эфирными маслами. " Таврида" , Симферополь, 1999. 10.   Сухарев А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России/ / Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 29 – 34. 11.   Ткачева В. И. Играем каждый день/ / Методические рекомендации. - Мн. : НИО, 2001.

Оставить комментарий: