Кружок «Игровая информатика»
Документы для скачивания
Кружок « Игровая информатика » Возраст детей: 5- 6 лет Срок реализации: 1 год автор: Саляева О. Ю. , воспитатель Рузаевка 2016г. Пояснительная записка Актуальность Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Не утонуть в этом информационном море, а точно ориентируясь, решать практические зада чи человеку помогает компьютер. « Завтра» наших детей- это информационное общество. Е сли сегодня еще есть сферы жизни, где можно обойтись без компьютера, то в информационном обществе неумение пользоваться компьютером будет означать социальную инвалидность. В сегодняшних условиях информации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок скорее всего столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования в школе. Хотя школьный курс информатики ставит одной из своих задач формирование навыков работы на компьютере и освоение популярных компьютерных технологий, самое главное для эффективного применения компьютера – это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление. Проанализировав свою работу по обеспечению условий развития познавательной деятельности, пришла к выводу, введение компьютера в ткань традиционного педагогического процесса детского сада позволяет переложить на него часть дидактической нагрузки, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Компьютер не заменяет традиционное занятие, а только дополняет его. Цель и задачи: Цель программы данного курса: развитие логического мышления, познавательной активности детей 5- 6 лет путем применения компьютера. Задачи: Образовательные задачи: Закрепление знаний и умений детей по основным разделам «Информатика», в рамках Программы развития и воспитания дошкольников в образовательной системе. Развивающие задачи: Развитие произвольности психических процессов, абстрактно- логических и наглядно- образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания. Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл знаний, уметь задавать вопросы, отвечать на них. Воспитательные задачи: Кроме образовательных целей обучения информатике, конечно, ставятся и воспитательные. В рамках предмета, я считаю, основная воспитательная цель – это формирование информационной культуры. Для детей дошкольного возраста – это понимание того, для чего нужен компьютер, в каких сферах жизни он используется, сколько можно работать по времени, как правильно обращаться с техникой. Если эти задачи выполняются, то в дальнейшем ребенок не будет воспринимать компьютер только как приставку для игр, а как многогранное устройство с бесконечными возможностями для образования, для творчества. Воспитание у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам. Методы и приемы практические( игровые) ; экспериментирование; моделирование; воссоздание; преобразование; конструирование. Развивающая среда: Игры на составление плоскостных изображений предметов. Обучающие настольно- печатные игры Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов; Геометрические мозаики и головоломки; Логические блоки Дьенеша; Цветные счетные палочки Кюизенера; Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы; Простой карандаш; набор цветных карандашей; Компьютерные развивающие игры Ожидаемые результаты В результате проведения занятий по информатике дети будут: знать: названия и функции основных частей компьютера; технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе; понятие истинного и ложного высказывания; понятие симметрии; уметь: использовать в работе клавиатуру и мышь; осуществлять необходимые операции при работе в различных программах; называть части компьютера; определять истинные и ложные высказывания; сравнивать предметы, объединять в группу по признакам; находить закономерности в изображении предметов; соотносить элементы двух множеств по признаку; составлять целое из частей; составлять симметричный узор; расставлять предметы в определенной последовательности. Форма проведения: В педагогической деятельности кружка предполагается широко использовать игры( имитационные, игры- упражнения, для рационального сочетания обучающих, развивающих и развлекательных компонентов компьютерных игр) , проблемные ситуации и развлечения. Продолжительность занятия 25 минут. Учебно- тематический план Целью данной программы является развитие способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных техно логий. Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели, можно объединить в следующие группы: I. Ознакомительно- адаптационный цикл. Задачи: Познакомить детей с компьютером, как современным инструментом для обработки информации: познакомить с историей, назначением и устройством ЭВМ. Познаком ить детей с правилами безопасной работы на компьютере. Преодолевать при необходимости психологический барьер между ребен ком и компьютером. Сформировать начальные навыки работы за компьютером: познакомить с клавиатурой и манипулятором" Мышь" . II. Образовательно- воспитательный цикл. Задачи: Формировать навыки учебной деятельности: учить осознавать цели; выбирать системы действий для достижения цели; учить оценивать результаты деятельности. Формировать элементарные математические представления: совершенствовать навыки счета; изучать и закреплять цифры; проводить работу с геометрическими фигурами; решать простейшие арифметические задачи; развивать умение ориентироваться на плоскости; закреплять представления о величине предметов. Развивать речь: расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире; формировать звуковую культуру речи и грамматический строй речи. Развивать сенсорные возможности ребенка. Формировать эстетический вкус. Развивать знаковую функцию сознания. Развивать эмоционально- волевую сферу ребенка: воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость; приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству. III. Творческий цикл. Задачи: Развивать конструктивные способности. Тренировать память, внимание. Развивать воображение. Развивать творческое, понятийно- образное, логическое, абстрактное мыш ление; использовать элементы развития эвристического мышления. Развивать потребности к познанию. Структура занятий. Каждое занятие комплексное. Оно включает в себя 3 этапа. I этап- подготовительный. Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к ком пьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимна стика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, мотор ного аппарата к работе. II этап- основной. Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. III этап- заключительный. Необходим для снятия зрительного напряжения( проводится гимнастика для глаз) , для снятия мышечного и нервного напряжений( физ. минутки, то чечный массаж, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку) . Занятия проводятся п о подгруппам 4- 8 человек 1 раз в неделю в первой половине дня. Продолжительность каждог о этапа занятия: 1 этап- 10 минут, 2 этап- 10 минут, 3 этап- 5 минут. После каждого занятия проветривание помещения. Пер спективное планирование № Тема занятия Компьютерное обеспечение Кол- во часов 1. Первое знакомство « Мир информатики»- Правила поведения при работе с компьютером- Применение компьютеров 25 минут 2. Что такое информация? Признаки предметов « Мир информатики»- Компьютер и его основные устройства 25 минут 3. Виды информации, способы передачи и получения информации. Управление «мышью « Мир информатики»- Управление оператором «мышь » 25 минут 4. Признаки предметов. Компьютер и его основные устройства « Маленький гений»- Родственники 25 минут 5. Узнавание предметов по выделенным признакам. « Мир информатики»- Раскрашивание компьютерных рисунков 25 минут 6. Сравнение признаков предметов. Управление «мышью « Маленький гений»- Кто, где живет 25 минут 7. Обобщение предметов по признаку « Маленький гений»- Динозаврики- Где что лежит 25 минут 8. Целое и часть « Маленький гений»- Сделай сам- Пазлы 25 минут 9. Составные части предметов. Графика « Мир информатики»- Графика 25 минут 10. Составные части предметов « Маленький гений»- Половинки- Квадратики- Найди половинку 25 минут 11. Разбиение группы на подгруппы « Маленький гений»- Строитель- Сделай разными 25 минут 12. Разбиение группы на подгруппы « Маленький гений»- Нарисуй картинку- Конструктор 25 минут 13. Выделение подгруппы в группе. Раскрашивание компьютерных рисунков « Мир информатики»- Раскрашивание компьютерных рисунков 25 минут 14. Соотнесение элементов двух групп между собой « Маленький гений»- Маленький архитектор 25 минут 15. Соотнесение элементов двух групп между собой. Конструирование « Мир информатики»- Конструирование 25 минут 16. Упорядочение предметов « Мир информатики»- Конструирование 25 минут 17. Закономерность в расположении предметов « Земля до начала времен»- Динозаврики 25 минут 18. Закономерность и последовательности в расположении предметов « Земля до начала времен»- Динозаврики 25 минут 19. Последовательность событий « Супердетки » 25 минут 20. Последовательность событий « Супердетки » 25 минут 21. Разбиение действий на этапы « Маленький гений»- Собери пирамидку- Перевертыши- На чем поедем 25 минут 22. Последовательности и закономерности « СУПЕРДЕТКИ. Развиваем мышление» 1 уровень 25 минут 23. Последовательности и закономерности « СУПЕРДЕТКИ. Развиваем мышление» 1 уровень 25 минут 24. Формирование понятия «алгоритм » « СУПЕРДЕТКИ. Тренировка памяти» 1 уровень 25 минут 25. Кодирование действий условными знаками « СУПЕРДЕТКИ. Тренировка памяти» 1 уровень 25 минут 26. Кодирование. Наш друг — линия Графический редактор « Paint » 25 минут 27. Формирование понятия «логическая операция » « СУПЕРДЕТКИ. Тренировка внимания» 1 уровень 25 минут 28. Истинное и ложное высказывание « Маленький гений»- Перепутаница- Копия- Разложи- Сообрази 25 минут 29. Формирование понятия «отрицание « СУПЕРДЕТКИ. Учим буквы » 25 минут 30. Формирование понятия «отрицание « СУПЕРДЕТКИ. Учим буквы » 25 минут 31. Разрешающие и запрещающие знаки. Рисунки из квадратов и прямоугольников Графический редактор « Paint » 25 минут 32. Задачи на смекалку. Рисунки из кругов Графический редактор « Paint » 25 минут 33. Задачи — шутки. Игротека « СУПЕРДЕТКИ. Геометрия в игровой форме » 25 минут 34. Задачи — шутки. Игротека « СУПЕРДЕТКИ. Геометрия в игровой форме » 25 минут 35. Развитие творческого воображения « Чудесные превращения» Графический редактор « Paint » 25 минут 36. Развитие творческого воображения « Чудесные превращения» Графический редактор « Paint » 25 минут Итого: 36 занятий СОДЕРЖАНИЕ изучаемого курса 1. Овладение навыков работы на компьютере. Ознакомление с компьютером, элементарные навыки управления компьютером с помощью манипулятора «мышь». Рисование в графическом редакторе « Paint », предметное рисование. Овладение навыков работы с компьютерными игровыми развивающими программами. Компьютерные игровые развивающие программы: - «Мир информатики»; - «СУПЕРДЕТКИ. Геометрия в игровой форме»( детям 3–5 лет) ; - «СУПЕРДЕТКИ. Учим буквы»( детям 3–5 лет) ; - «СУПЕРДЕТКИ. Тренировка внимания»( 1 уровень) ; - «СУПЕРДЕТКИ. Развиваем мышление»( 1 уровень) ; - «СУПЕРДЕТКИ. Тренировка памяти»( 1 уровень) ; - «Маленький гений»( сопоставления) ; - «Земля до начала времен»; - Графический редактор « Paint ». 2. Свойства, признаки и составные части предметов. Свойства предмета. Предметы, обладающие указанным свойством. Сравнение двух и более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Целое и часть. Составные части предметов. Признаки предметов и значения признаков. Обобщение по признаку. Закономерности в значении признаков у заданных предметов. 3. Действия предметов. Последовательность действий. Последовательность действий и состояний в природе. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Одно действие, применяемое к разным предметам. 4. Элементы логики. Истинные и ложные высказывания( правда и неправда) . Отрицания( слова и фразы «наоборот», «не т ») . Разрешающие и запрещающие знаки. Развитие творческого воображения. Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств с одних предметов на другие. Поиск совпадающих свойств у разнородных предметов. Рассмотрение позитивных и негативных сторон одних и тех же свой ств пр едметов. Методическое обеспечение Программа основана на личностно- ориентированном и деятельностном подходе к ребенку дошкольного возраста в обучении, позволяя целенаправленно и поэтапно развивать его способности в процессе интеграции с разными видами деятельности. Содержание занятия строится на подборе игровых упражнений, дидактических настольных игр, компьютерных обучающих и развивающих программах, взаимно обогащающих друг друга. При подборе заданий игрового характера прослеживается межпредметная интеграция с другими видами развития дошкольника. Проведение игр и занятий с детьми предполагает учет специфики компьютерной развивающей технологии работы с детьми. Эта технология начинается с организации в дошкольном учреждении компьютерно- игрового комплекса, включающего компьютерный зал( зоны — компьютерная, игровая, релаксации) . Согласно СанПину компьютеры должны быть установлены на расстоянии 1 метр друг от друга. Компьютеры располагаются на специальных столах, обеспечивающих удобное для ребенка расположение экрана, клавиатуры, мышки. Экран дисплея на расстоянии 50–70 см от глаз ребенка. Дети сидят на стульях со спинкой, обеспечивающих горизонтальное положение. Рабочее место ребенка соответствует его росту. Компьютерная игровая комната должна быть обеспечена равномерным освещением с использованием люминесцентных ламп. Для расслабления глаз и снятия психического и физического утомления проводятся: динамические паузы; физкультминутки; пальчиковая гимнастика; гимнастика для глаз — офтальмотренажер, сенсорный крест( здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного) . Детям с ослабленным зрением и иными заболеваниями целесообразно уменьшать время работы за компьютером. Для того чтобы ребенок мог свободно использовать компьютер как средство игровой, изобразительной, познавательной деятельности, ему нужно освоить «компьютерную грамотность», т. е. усвоить правила действий с рабочими устройствами компьютера и научиться их применять в своей деятельности. Необходимо заинтересовать ребенка и раскрыть ему возможности той или иной программы. Для работы с детьми следует отбирать и использовать компьютерные программы, содержание которых соответствует возрастным психофизиологическим возможностям детей и одновременно обеспечивает дальнейшие перспективы их развития. Программа разработана с использованием обучающих и развивающих компьютерных программ, которые представляют собой дидактические игры: обучающая программа «Мир информатики» — первый год обучения; сборники творческих заданий на развитие фантазии и чувства цвета: «Уроки графики в стране вообразилии », «Учимся рисовать»; программы для рисования: графический редактор « Paint », « Супердетки ». , « Учимся рисовать»; сборники игр развивающих мышление, внимание, память серия « Супердетки », « Гарфилд », «Маленький гений», «Скоро в школу», «Учимся думать». Ребенок растет и с каждым днем открывает для себя много интересного и нового. Не секрет, что многие навыки в первые годы жизни ребенок приобретает в игре. И вполне понятный интерес к компьютерным играм тоже можно направить в полезное русло. Первоначальные навыки работы с мышкой и клавиатурой помогает приобрести программа «Мир информатики»( Кирилл и Мефодий) . А вместе с забавным смешным персонажем Добряшкой, который сопровождает ребенка на протяжении всей игры, ребенок выполняет занимательные упражнения и задания — серия развивающих компьютерных игр « Супердетки ». «Мир информатики»( знакомство с компьютером) , « Гарфилд малышам»( развитие мышления) , «Земля от начала времен»( развитие математических, конструктивных способностей) , «Маленький гений»( развитие логического мышления, внимания, творческого воображения, речи) , «Скоро в школу»( развитие концентрации внимания, памяти, слуха, способствует знакомству с окружающим миром и расширение кругозора) и т. д. . Во время занятия педагог оказывает индивидуальную помощь при выполнении заданий, следит за состоянием детей при работе за компьютером, за правильной посадкой. Список литературы: «Мой первый компьютер» — Минск: «Современный литератор», 1998 г. Житкова О. А. , Кудрявцева Е. К. Тематический контроль по информатике «Графический редактор Paint », «Редактор презентация Power Point ». Журналы «Информатика в начальном образовании» — г. Москва «Образование и информатика». Зак А. «600 игровых задач для развития логического мышления детей». Леонова Л. А. , Макарова Л. В. «Как подготовить ребенка к общению с компьютером» от 4–6 лет( Ваш ребенок: азбука здоровья и развития) - М. : Вентана- Граф, 2004 г. Матюгин И. Ю. , Аскоченская Т. Ю. , Бонк И. А. , Слоненко Т. Б. «Как развивать внимание» — Д. : Сталкер, 1997 г. Методические рекомендации, статьи из журнала «Дошкольное воспитание». Методические рекомендации, статьи из журнала «Начальная школа». Методические рекомендации, статьи из журнала «Информатика в школе». Симонович С. , Евсеева Г. «Занимательный компьютер» — М. : АСТ — ПРЕСС, 1999 г. Симонович С. В. «Компьютер для детей. Моя первая информатика» — М. : «АСТ- ПРЕССС ШКОЛА», 2005 г. Тим Собакин «Мышь отсюда, или кыш сюда! »( для младшего школьного возраста) — М. : РИО «Самовар», 1997 г. Феличев С. В. «Мой друг компьютер» — М. : Росмен, 2000 г.