веселые кисти
Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования
города Ялуторовска «Детский сад №9»
Согласована на педагогическом совете Протокол от 01.10.2015 № 4 |
Утверждаю Директор МАУДО «Детский сад №9» _____________ С.А. Красных Приказ от 01.10.2015г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Веселые кисти»
Срок реализации 1 год.
Год разработки: 2016-2017
Возраст детей: 4-5 лет.
Автор: Скипина Алена Сергеевна
Воспитатель
г. Ялуторовск
Структура дополнительной общеразвивающей программы
№ |
Разделы программы |
Номер страницы |
I
|
Пояснительная записка
|
3
|
II
|
Учебно - тематический план дополнительной общеразвивающей программы |
5
|
III
|
Содержание программы |
12 |
IV |
Годовой календарный учебный график |
21 |
V |
Организационно-педагогические условия реализации программы |
21 |
VI |
Планируемые результаты |
22 |
VII |
Оценочные и методические материалы - формы контроля - критерии отслеживания усвоения программы - условия реализации программы - литература |
22 22 23 26 27 |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
- Направленность дополнительной общеразвивающей программы
Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии технику рисования необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда.
В кружковой деятельности должны решаться задачи общеобразовательного характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах. Для практической работы отводится большая часть времени.
Очень важно познакомить родителей с планом работы кружка. Тесная связь семьи и ДОУ будет способствовать воспитанию детей.
В различных техниках рисования у детей развивается мелкая моторика, что очень важно для детей в дальнейшем развитии.
- Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе :
Развивает уверенность в своих силах . Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными ,природными и бросовыми материалами . Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
- Программа разработана с учетом основных принципов.
Цель: Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
- Задачи:
Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
- Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
- Новизной и отличительной особенностью программы«Веселые кисти» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты , природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
- Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеразвивающей программы
Дополнительная образовательная программа рассчитана для детей 4-5 лет с разными способностями рисования.
- Сроки реализации программы.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения детей. Вся программа подразумевает 4 этапа реализации программы:
- Формы подведения итогов дополнительной общеразвивающей программы
-Проведение выставок детских работ
-Проведение открытого мероприятия
-Проведение мастер-класса среди педагогов
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ программы
ОКТЯБРЬ
N п/п |
Тема занятия |
Техника |
Программное содержание |
1 |
Заготовка на зиму «Компот из яблок» |
Оттиск печаткой из яблока |
Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
2 |
Улитка
|
Рисование восковыми мелками, солью |
Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
3 |
Грибы в лукошке |
Оттиск печатками (шляпка-картон), рисование пальчиками |
Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
4 |
Цыпленок |
Рисование с помощью «Риса», ватные палочки |
Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
5 |
Два петушка |
Рисование ладошкой |
Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
НОЯБРЬ
N п/п |
Тема занятия |
Техника |
Программное содержание |
1 |
Рябинка |
Рисование пальчиками |
Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
2 |
Мои любимые рыбки |
Рисование ладошками |
Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа.(рыбки) Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
3 |
Первый снег |
Оттиск печатками из салфетки |
Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
4 |
Цыпленок |
Гуашь, ватные диски, палочки |
Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно раскрашивать ватные диски, «оживлять» картинку с помощь ватных палочек. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
ДЕКАБРЬ
N п/п |
Тема занятия |
Техника |
Программное содержание |
1 |
Зимний лес
|
Печать по трафарету, рисование пальчиками |
Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
2 |
Мои рукавички |
Оттиск печатками рисование пальчиками |
Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
3-4 |
Овечка
|
Кисть щетина, салфетка, рисование пальчиками |
Учить тонировать лист, промакивать салфеткой (изображая облака, шерсть), учить детей техникой рисования тычком полусухой кистью. Закрепить умение рисовать пальчиками. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
ЯНВАРЬ
N п/п |
Тема занятия |
Техника |
Программное содержание |
1 |
Ёлочка пушистая, нарядная |
Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками |
Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
2 |
Снежок
|
Рисование свечой, акварель |
Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
3 |
Снеговичок
|
Комкание бумаги (скатывание)
|
Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
ФЕВРАЛЬ
N п/п |
Тема занятия |
Техника |
Программное содержание |
1 |
Чашка
|
Оттиск печатками, печать по трафарету, ватные палочки |
Упражнять в технике рисования тычком, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Учить дорисовывать предмет. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
2 |
Цветочек для папы |
Оттиск печатками из картофеля |
Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус |
3 |
Ягоды и фрукты
|
Рисование пальчиками, карандашом |
Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
4 |
Плюшевый медвежонок |
Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь |
Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
Март
N п/п |
Тема занятия |
Техника |
Программное содержание |
1 |
Мимоза для мамы |
Рисование пальчиками |
Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
2 |
Солнышко
|
Рисование ладошками |
Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
3 |
Животные (петух, птица, слон, олень, медведь) |
Рисование пальчиками, карандашом или кисть, фломастер |
Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
4 |
Подснежники
|
Акварель, восковые мелки |
Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
АПРЕЛЬ
N п/п |
Тема занятия |
Техника |
Программное содержание |
1 |
Неваляшка
|
Кисточка, пуговицы различной формы |
Учить рисовать печатками (пуговицами) различной формы. Закрепить основные цвета: красный, желтый, синий. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
2 |
Волшебные картинки (волшебный дождик) |
Рисование свечой |
Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
3 |
Подарок для кошки Мурки |
Ватные палочки, готовое изображение кошки (из геометрических фигур: голова - круг,уши маленькие треугольники, туловище-большой треугольник, лапы, хвост - овалы), краски разных цветов, на каждого ребёнка набор геометрических фигур для выкладывания изображения кошки, клей ПВА. |
Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу. |
4 |
Насекомые (бабочка, паук, божья коровка, гусеница) |
Рисование пальчиками, карандашом |
Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
месяц |
Количество часов |
1 год обучения |
|
Октябрь |
4 |
Ноябрь |
4 |
Декабрь |
4 |
Январь |
3 |
Февраль |
4 |
Март |
4 |
Апрель |
4 |
Итого |
27 |
- ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
- V. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Система занятий построена так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетика, морфологии, орфографии, синтаксису и в конечном итоге предупредить различные нарушения письма и чтения. В ходе процесса обучения максимально используется собственная познавательная активность ребенка.
В течение года происходит обучение чтению на материале всего алфавита; чтение предложений на слова и составление слов из букв разрезной азбуки.
Формы и режим занятий.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы
Средняя группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия .В год проводится 36занятий. Длительность занятия в средней группе -20 мин
Занятия проводятся с группой детей по 12-15 человек.
- VI. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
-Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-Сформируются навыки трудовой деятельности
-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства
VII. ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
- Формы определения результативности освоения дополнительной образовательной программы
Мониторинг проводится после каждого этапа изучения дополнительной образовательной программы, т.е. в начале средней группы и в конце на основе наблюдения и практических заданий.
- Критерии усвоения программы.
Диагностическая карта
по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой
№/n |
Ф.И. Реб. |
Технические навыки |
Точность движений |
Средства выразительности (цвет, форма и др.) |
Наличие замысла |
Проявление самостоятельности |
Отношение к рисованию |
Речь в процессе рисования |
итог |
||||||||
Н. |
К. |
Н. |
К. |
Н. |
К. |
Н. |
К. |
Н. |
К. |
Н. |
К. |
Н. |
К. |
Н |
К. |
||
1 |
|||||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||||
4 |
|||||||||||||||||
5 |
|||||||||||||||||
6 |
|||||||||||||||||
7 |
|||||||||||||||||
8 |
|||||||||||||||||
9 |
|||||||||||||||||
10 |
Список использованной литературы
- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей.-СПб.: КАРО,2010.
- Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.
11 . http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2013/11/10/avtorskaya-programma-kruzhka-netraditsionnye-tekhniki-risovaniya-v