a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Адаптированная образовательная программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения. 4 класс.

Автор: Зубкова Елена Васильевна Опубликовано: 2017-02-09 17:30:24

Развитие слухового восприятия и формирование произношения. 4 класс( глухие учащиеся) . Пояснительная записка. Адаптированная образовательная программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения для 4 класса I вида разработана на основе: приложения к письму министерства образования и науки Красноярского края № 75- 9151 от 04. 09. 2015г. ; методических рекомендаций по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях К расноярского края, реализующих адаптированные общеобразовательные программы; ФГОС начального общего образования для глухих детей( вариант В) ; проекта примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для глухих обучающихся( вариант В) ; программы специальных( коррекционных) образовательных учреждений I вида по развитию слухового восприятия и формированию произношению – Москва, Просвещение, 2003 г. , авторы программы: Т. С. Зыкова, М. А. Зыкова, Л. П. Носкова, И. В. Больших, О. И. Кукушкина, Э. Н. Хотеева, Е. П. Кузьмичёва и другие. учебного плана Минусинской общеобразовательной школы – интерната на 2016 – 2017 год. Общая характеристика специального( коррекционного) предмета. Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи являются одной из важных организационных форм обучения глухих учащихся, позволяющие проводить специальную( коррекционную) работу по развитию восприятия и воспроизведения устной речи с учетом фактического состояния слухоречевого развития, индивидуальных особенностей каждого ученика. Специальная( коррекционная) работа, проводимая на индивидуальных занятиях, способствует наиболее полноценному овладению обучающимися устной речью, что имеет важное значение для получения ими качественного образования, социальной адаптации, формирования личности в целом. Цель индивидуальных занятий – формирование у глухих детей восприятия и воспроизведения устной речи( с использованием стационарной электроакустической аппаратуры и/ или индивидуальных слуховых аппаратов, КИ) Задачи формирование и развитие речевого слуха, создание на этой базе принципиально новой слухозрительной основы восприятия устной речи; развитие внятной, членораздельной, достаточно естественной по звучанию речи, навыков самоконтроля произносительной стороной речи; формирование умений использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства( мимику, пластику и др. ) , что в известной мере облегчает понимание речи глухих детей; в сфере личностных универсальных учебных действий- развитие мотивации овладения устной речью, устной коммуникации со слышащими людьми; формирование речевого поведения при соблюдении норм речевого этикета; в сфере регулятивных универсальных учебных действий- развитие способности принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, осуществлять, контролировать и оценивать свои речевые действия; вносить соответствующие коррективы в их выполнение; в сфере познавательных универсальных учебных действий- воспринимать и анализировать поступающую речевую информацию; осуществлять вероятностное прогнозирование на основе воспринятых элементов речи, их анализа и синтеза с опорой на коммуникативную ситуацию, речевой и внеречевой контекст; моделировать собственные высказывания с учетом ситуации общения и речевых партнеров; в сфере коммуникативных универсальных учебных действий- осуществлять взаимодействие на основе устной речи; выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка; говорить внятно и достаточно естественно, реализуя сформированные произносительные умения; использовать в устной коммуникации естественные невербальные средства; в процессе устной коммуникации при восприятии вопросов – давать краткие и полные речевые ответы, при восприятии заданий – выполнять их, давать краткий или полный речевой комментарий к собственным действиям; при восприятии сообщений – повторять их; выражать в устных высказываниях непонимание при затруднении в восприятии речевой информации; использовать при решении коммуникативных задач в разных видах учебной и внеурочной деятельности отработанный речевой материал( фразы, слова, словосочетания, монологические высказывания, диалоги и др. ) ; сообщать устно сведения анкетного характера, сведения о собственной деятельности, своей семье, своих интересах, пожеланиях, самочувствии и др. ; выражать в устной форме просьбу, приглашение и др. ; выражать собственное мнение, опираясь на воспринятую информацию и личный опыт; выяснять отношение собеседника; передавать устно воспринятую речевую информацию; отображать в кратких и полных устных сообщениях предметное содержание и условия деятельности; по воспринятым слухозрительно или на слух коротким текстам диалогического и монологического характера отвечать на вопросы, кратко и полно пересказывать содержание, участвовать в диалоге. Программный материал рассчитан на 3 часа в неделю на к аждого ученика, в объеме 102 ч. на год. Из них 1, 5 часа на развитие слухового восприятия и 1, 5 часа на формирование произношения. На контрольные проверки по развитию слухового восприятия 1, 5 ч. ( по 0, 5ч. в конце первого полугодия и в конце года; 0, 5 часа – на проверку уровня восприятия контрольных слов в конце года) . На проверку навыков произношения – 3 часа( 0, 5 часа на начало каждой четверти; 0, 5 часа на контрольную проверку внятности произношения в первом полугодии; 0, 5 часа на проверку внятности произношения в конце года) . Методы обучения продиктованы задачами. Используются общепедагогические( словесный, наглядный, практический) и с пецифические( формирование словесной речи, развитие и использование остаточного слуха, аналитико- синтетический и полисенсорный) методы. Специфические принципы развития слухового восприятия и формирования произношения: поэтапное формирование умений по развитию речи; развивающие упражнения; использование речи как средства развития речевого слуха; связь слухового восприятия с произношением; коррекция произношения; выработка слухового и кинестетического самоконтроля; интеграция речевого материала. Специфические особенности данного курса обусловлены тем, что развитие слухового восприятия и формирование произношения осуществляется на основе дифференцированного подхода к обучению неслышащих учащихся с учетом их индивидуальных возможностей, характера и степени нарушения слуха, резервов развития слуховой функции, состояния восприятия и воспроизведения устной речи на каждой ступени обучения в школе. Развитие слухового восприятия и формирование устной речи у детей с нарушением слуха тесно связано между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой и слухо- зрительной основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения обучающихся. Развитие слухового восприятия речи происходит при реализации слуховых резервов обучающихся. Обучение произношению строится на основе данных о состоянии произносительных навыков полученных при обследовании. Работа ведется на индивидуальных занятиях. Индивидуальное занятие состоит из двух частей: первая часть – формирование произношения, вторая часть – развитие слухового восприятия. Сочетание работы по РСВ и произношению на индивидуальных занятиях диктуется практической целесообразностью. Взаимосвязь двух анализаторов( слухового и речедвигательного) содействует более быстрому усвоению получаемых умений, актуализации этих умений и постепенному переходу умений в навыки. Обучение восприятию на слух проводится на материале слов, словосочетаний, фраз обиходно- разговорного характера, связанных с изучением учебных предметов, текстов. Обучение произношению проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности. Материал программы считается усвоенным, если обучающиеся в большинстве случаев правильно выполняют предложенные на слух задания и грамотно оформляют свои высказывания. Учащиеся к концу 4 класса должны уметь: по развитию слухового восприятия- воспринимать фразы, отработанные на индивидуальных занятиях, и вести диалог по поводу воспринятого материала; - воспринимать тексты на слухо- зрительной основе при всё увеличивающемся объёме. Материал программы считается усвоенным, если учащиеся в большинстве случаев правильно выполняют предложенные на слух задания и грамотно оформляют свои высказывания. по формированию произношения Речевое дыхание Произносить слитно на одном выдохе ряды слогов, слова, словосочетания, фразы в 10- 12 слогов. Соблюдать дыхательные паузы на основе знаков препинания или отметок, сделанных в тексте учителем. Голос Говорить голосом нормальной силы, высоты, тембра. Изменять силу голоса в связи со словесным ударением( по знаку, в хорошо знакомых словах – самостоятельно) . Говорить шёпотом. Изменять силу голоса в связи с логическим ударением( по образцу, по подчёркнутому слову) . Звуки и их сочетания Предупреждать возможные отклонения от нормального произношения родственных по артикуляции звуков в слогах, словах, фразах. а) гласных: а- о, а- э, о- у, и- э, и- ы; б) согласных: носовых и ротовых — м- б, м- п, н- д, н- т; в) свистящих и шипящих: с- ш, с- з, з- ж; г) звонких и глухих: в- ф, б- п, д- т, г- к; д) твёрдых и мягких согласных: ф- фь, в- вь, п- пь. Слово Соблюдать правила орфоэпии: безударное «о» произносить как «а»; звонкие согласные на конце слов и перед глухими произносить как глухие( морковь, глаз, сказка) ; окончания «ого, его» говорить как « ова, ева »; опускать непроизносимые согласные( лестница, солнце) ; произносить двойные согласные как один долгий; окончания « тся », « ться » произносить как « ца »( умывается) . Фраза Соблюдать в речи логическое ударение, нормальный темп. Передавать повествовательную, восклицательную и вопросительную интонацию, руководствуясь графическими знаками – точка, восклицательный знак, вопросительный знак( под контролем учителя и самостоятельно) . Результаты образовательно- коррекционной работы Личностными результатами являются развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией; желание вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности; умения вступать в устную коммуникацию с б лижайшим кругом речевых партнё ров( в семье, в школе, в совместной деятельности со слышащими сверстниками во внеурочное время, в общественных организациях – поликлинике, библиотеке и др. ) с учетом социокультурных потребностей и возможностей обучающихся; умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, достаточно внятно, т. е. понятно для окружающих; осознание собственных возможностей в устном общении; наличие мотивации к овладению устной речью; развитие желания и умений постоянно пользоваться электроакустической аппаратурой разных типов, включая индивидуальные слуховые аппараты, кохлеарные импланты. Метапредметными результатами являются развитие коммуникативных способностей, умений выбрать адекватные речевые средства для решения коммуникативных задач; развитие речевого поведения при соблюдении основ речевого этикета, культуры речевого общения, включая умения в процессе устной коммуникации при восприятии вопросов – давать краткие и полные речевые ответы, при восприятии заданий – выполнять их, давать краткий или полный речевой комментарий к собственным действиям; при восприятии сообщений – повторять их; развитие умений участвовать в диалоге и полилоге; развитие познавательной и эмоционально – волевой сфер; развитие способности реализовывать учебную задачу, контролировать и оценивать результаты собственной деятельности, вносить соответствующие коррективы в ее выполнение; использование при решении коммуникативных задач в разных видах учебной и внеурочной деятельности речевого материала, отработанного на индивидуальных занятиях; развитие умений сообщать в устной форме сведения о себе, своей семье, собственных интересах, пожеланиях, самочувствии, осуществлении различных видов деятельности, ее результатах, затруднениях при выполнении заданий и др. , выражать устно просьбу, приглашение, собственное мнение, выяснять мнение собеседника; развитие умений выражать в устных высказываниях непонимание при затруднении в восприятии речевой информации. Предметными результатами являются развитие( с помощью слуховых аппаратов) речевого слуха- различения, опознавания и распознавания на слух, исключая зрение, фраз, слов, словосочетаний, основного содержания коротких текстов диалогического и монологического характера, а также различения и опознавания( в связи с коррекцией произношения и грамматической структуры речи) слогов и слогосочетаний; создание на этой базе принципиально новой слухозрительной основы восприятия устной речи; развитие умений слухозрительно и на слух воспринимать речевую информацию с опорой на ее вероятностное прогнозирование на основе принятых элементов речи, их анализа и синтеза, с опорой на коммуникативную ситуацию, речевой и внеречевой контекст; овладение достаточно внятной речью, приближающейся к естественному звучанию; овладение приемами самоконтроля произносительной стороной речи; овладение умениями использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства( мимику, пластику и др) . воспроизведение в словах и фразах звуков, составляющих первый концентр: а, о, у, э, и, п, т, к, ф, с, ш, х, в, м, н, л, р, я, ё, е, ю, б, з; смягчение согласных перед звуком и; дифференцированное произнесение в слогах, словах и фразах звуков: а- о, о- у, а- э, э- и, б- п, з- с Педагогические технологии: личностно- ориентированные; здоровьесберегающие; игровые; дифференцированный подход. Учебно- методический комплекс: Е. П. Кузьмичева. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. Москва «Просвещение», 1991г. Е. П. Кузьмичева, Е. З. Яхнина. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи. Москва. Академия. 2011г. Л. П. Назарова. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. Москва. Владос. 2001г. Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина. Методика обучения произношению в школе глухих. М. : Просвещение. 1981г. Е. П. Кузьмичева, Е. З. Яхнина, О. В. Шевцова. Развитие устной речи у глухих школьников. М. : Просвещение. 2000 Н. Ф. Слезина. Формирование произношения у глухих школьников. М. : Просвещение. 1984г. Картотека с наглядно- дидактическим материалом( предметные и сюжетные картинки, разрезные таблички по каждой теме учебно- методического плана по развитию слухового восприятия, папки на звуки и другие стороны устной речи для работы над формированием произношения) . Виды контроля: Контрольные работы по выполнению программного материала по РСВ за I и II полугодие. Проверка восприятия контрольных слов( в конце учебного года) Проверка внятности произношения( в конце I и II полугодия) . Перспективное планирование по произношению 4 класс( глухие учащиеся) Разделы программы. 1 полугодие 2 полугодие Речевое дыхание Произносить слитно на одном выдохе ряды слогов, слова, словосочетания, фразы до 10- 12 слогов. Соблюдать дыхательные паузы на основе знаков препинания или отметок, сделанных в тексте учителем. Голос Говорить голосом нормальной силы, высоты, тембра. Изменять силу голоса в связи со словесным ударением( по знаку, в хорошо знакомых словах – самостоятельно) . Говорить шёпотом. Изменять силу голоса в связи с логическим ударением( по образцу, по подчёркнутому слову) . Слово Соблюдать правила орфоэпии: безударное «о» произносить как «а»; звонкие согласные на конце слов и перед глухими произносить как глухие( морковь, глаз, сказка) Правильно воспроизводить наиболее употребительные труднопроизносимые термины из разных учебных предметов. Соблюдать правила орфоэпии: окончания «ого, его» говорить как « ова, ева »; опускать непроизносимые согласные( лестница, солнце) ; произносить двойные согласные как один долгий; окончания – т ся и – ться произносить как- ца( умывается) Фраза Воспроизводить элементы ритмико- интонационной структуры речи: распределять дыхательные паузы при произнесении длинных фраз; выделять логическое и синтагматическое ударение во фразе; изменять темп речи с сохранением звукового состава и ритмико- интонационной структуры. Звуки и их сочетания 1 четверть Автоматизация звуков[ к] , [ х] Дифф. з вуков: [ о- ё] , [ и- ы] 3 четверть Автоматизация звуков[ к] , [ л] , [ я] Дифф. з вуков: [ с- ш] , [ з- с] 2 четверть Автоматизация звуков[ с] , [ ш] , [ з] Дифф. з вуков: [ а- я] , [ у- ю] 4 четверть Автоматизация звуков[ ж] , [ ч] , [ б] , [ д] , [ г] , Дифф. з вуков: [ ж- ш] , [ б- п]

Оставить комментарий: