Упражнения для развития голоса и техники
Документы для скачивания
Упражнения для развития голоса и техники Речевые упражнения В. Емельянова. 1. «Страшная сказка» У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ, Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО. 2. «Вопрос – ответ». У- ШУ? - У- ШУ! ; У- ШО? У- ШО! ; У- ШЭ? У- ШЭ! ; У- ШЫ? У- ШЫ! ; У- СУ? У- СУ! ; У- СО? У- СО! ; У- СЭ? У- СЭ! ; У- СЫ? У- СЫ! ; У- ФУ? У- ФУ! ; У- ФО? У- ФО! ; У- ФЭ? У- ФЭ! ; У- ФЫ? У- ФЫ! . Сонорные согласные. У- МУ- МУ( грудной) У- МА- МА( грудной) У- МЫ- МЫ( гр) У- МУ- МУ( фальцет) У- МА- МА( ффальцет) У- МЫ- МЫ( Ф) У- МО- МО( грудной) У- МЭ- МЭ( грудной) У- ЛО- ЛО( гр. ) У- МО- МО( фальцет) У- МЭ- МЭ( фальцет) У- ЛО- ЛО( ф) У- ЛУ- ЛУ( грудной) У- ЛЭ- ЛЭ( грудной) У- ЛЫ- ЛЫ( гр) У- ЛУ- ЛУ( фальцет) У- ЛЭ- ЛЭ( фальцет) У- ЛЫ- ЛЫ( ф) У –НУ- НУ( грудной) У- НЭ- НЭ( грудной) У- НЫ- НЫ( гр) У –НУ- НУ( фальцет) У- НЭ- НЭ( фальцет) У- НЫ- НЫ( ф) У- РУ- РУ( грудной) У- РЭ- РЭ( грудной) У- РЫ- РЫ( гр) У- РУ- РУ( фальцет) У- РЭ- РЭ( фальцет) У- РЫ- РЫ( ф) Примеры скороговорок для работы над дикцией: Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа. От топота копыт пыль по полю летит. Течет речка, печет печка. По семеро в сани уселись сами. У елки иголки колки. Дыхательные упражнения. «Вдох и выдох»( по Н. И. Журавленко) . Дети кладут ладошки на живот. Педагог поднимает руку вверх и говорит: «Вдох! » Дети делают энергичный вдох носом и задерживают дыхание. Руки должны почувствовать, как при этом вдохе напрягаются мышцы живота, а сам он немного выпячивается. На слово «выдох» дети выдыхают воздух через чуть приоткрытые губы. Скороговорки. Например, дети говорят: «Как на горке, на пригорке жили тридцать три Егорки» и начинают считать на одном дыхании: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…». Чем больше Егорок ребенок может насчитать, тем лучше, потому что тем больше у него объем легких. Аналогично: «На дворе дрова, на траве дрова: раз дрова, два дрова…»; «На пороге вытри ноги, вытри ноги на пороге: вытри раз, вытри два…» Произнесение текста активным шепотом( по Г. П. Стуловой) способствует активизации дыхательной мускулатуры и приучает к чувству опоры звука на дыхание. Упражнение для развития дыхания без звука. «Вдох и выдох». Дети кладут ладошки на живот. Педагог поднимает руку вверх и говорит: «Вдох! » Дети делают энергичный вдох носом и задерживают дыхание. Руки должны почувствовать, как при этом вдохе напрягаются мышцы живота, а сам он немного выпячивается. На слово «выдох» дети выдыхают воздух через чуть приоткрытые губы. Звуковые дыхательные у пражнение. . 1. Самовар: глубоко вздохнуть и, медленно выдыхая, произнести «пых». 2. Чайник: глубоко вздохнуть, затем, прерываясь, медленно выдыхать и произносить «пых, пых, пых, пых…» 3. Большой филин: глубоко вздохнуть и, выдыхая, резко произнести «ух! » 4. Маленький филин: глубоко вздохнуть, резко прерываясь, выдыхать и произносить «ух- ух- ух- ух- ух…» 5. Волки: глубоко вздохнуть и, выдыхая, произносить звук «у- у- у», при этом как бы поднимая звук снизу вверх. 6. Пчела: вдохнуть и на выдохе произносить звук «ж- ж- ж- ж- ж…», губы должны то складываться в трубочку, то растягиваться в улыбку. 7. Комар: вдохнуть и на выдохе, высокой ноте, произносить звук «з- з- з- з- з», то усиливая звук, то ослабляя. 8. Эхо: глубоко вдохнуть и громко на выдохе произнести «ты кто- кто- кто…». С каждым произношением слова «кто» голос должен становится тише. 9. Качаем малыша: вдохнуть и на выдохе произносить «а- а- а, а- а- а…». звук должен быть как при укачивании малыша. 10. Скрипят деревья: на выдохе произносить звук «и- и- и…». Губы при этом растягиваются в улыбку. 11. Пьем чай: втягивать воздух в себя и произносить «Фуп! ». С целью создания эмоционального настроя, мотивации детей к выполнению данных упражнений, а также активизации их внимания можно объединить подобные упражнения единым игровым сюжетом, например, рассказ о «путешествии к бабушке». У Бабушки в деревне. Приехали мы к бабушке в деревню. Бабушка усадила гостей за стол, поставила самовар. Самовар грелся и закипел: «пых, пых»( упр. 1) . А рядом с ним маленький чайничек «пых, пых, пых». . ( упр. 2) . Бабушка налила детям чай в кружки, а он горячий. Что бы не обжечься, нужно подуть: «фу»( выдыхаем) . В доме летают комары( упр. 7) . Но мы не боимся комаров и пьем вкусный чай( упр. 11) . Попили чай и пошли гулять. На улице тепло, пчелы вокруг летают( упр. 6) . Вкусно пахнет цветами…( « вдыхаем запах цветов ») . Шли, шли и пришли к большой горе. А на горе виднеется силуэт. Мы громко крикнем: «Ты кто? ». А эхо нам ответит: «Кто- кто- кто…»( упр. 8) . Вдруг мы услышали вой волков( упр. 5) . И решили пойти скорей домой. Пока дошли до дома – наступил вечер, и бабушка велела нам идти спать. А чтобы мы быстрее уснули, бабушка спела нам колыбельную( упр. 9) . Скороговорки. Например, дети говорят: «Как на горке, на пригорке жили тридцать три Егорки» и начинают считать на одном дыхании: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…». Чем больше Егорок ребенок может насчитать, тем лучше, потому что тем больше у него объем легких. Аналогично: «На дворе дрова, на траве дрова: раз дрова, два дрова…»; «На пороге вытри ноги, вытри ноги на пороге: вытри раз, вытри два…» Ды хательные упражнения под музыку( на развитие динамического слуха и равномерного вдоха и выдоха) . Упражнение выполняется под звучание любого вальса. На усиление звучания ученик делает вдох, на затихание – выдох. Ладони лежат на животе. Ребенок должен почувствовать, как на вдохе живот «идет вперед», а на выдохе возвращается в исходное положение. Вокальные упражнения. Пропевание коротких мелодий, движение по полутонам вверх, вниз на разные слоги. Попевки с использованием дыхательных упражнений используются в качестве распевок. Они помогают закрепить навыки певческого дыхания и подготавливают голос к дальнейшей работе. Распевание можно петь на слоги «ма» и « да ». Это упражнение приучит округлять и собирать звук, сохранить правильную форму рта при пении гласной «А», а так же следить за активным произношением букв «Н, Д» упругими губами. Очень удобно на слоги « лю », « ле », потому как это сочетание очень естественно и легко воспроизводится. Здесь нужно следить за произношением согласной «Л», её не будет при слабой работе языка. А гласные «Ю, Е» поются очень близка, упругие губы. Распевание с буквой «И»- также очень полезны. Сама буква светлая очень, помогает уйти от глухого звучания, устранять носовой призвук, естественно при правильном фор мировании. Развивает энергетику. Упражнения для наработки навыков дыхания через нос. Поглаживая нос снизу- вверх указательными пальцами, делаем вдох, похлопывая пальцами под ноздрями – выдох. Широко раздвинув ноздри, вдохнуть. На выдохе – снять напряжение с мускулатуры. Зажать правую ноздрю пальцем, сделать вдох левой ноздрей. Выдыхая, производить легкое похлопывание по ноздре. Выполнять упражнение поочередно зажимая то одну, то другую ноздрю. Зажав ноздри пальцами, сосчитать до 10. Повторить счет с открытыми ноздрями. На выдохе протяжно тянуть звук «М» или «Н». Широко открыть рот, дышать носом. Рот открыт. Вдох через нос, ноздри расширяем. Затем медленно выдыхаем воздух через рот. Повторить несколько раз подряд, рот остается открытым. «Паровоз»- работа носом: вдох – выдох. Постепенно ускоряем, как поезд набирает скорость. Упражнения на работу мышц- вдыхателей, помогающие правильному регулированию дыхания. Следует воспроизводить движения, имитирующие виды работ: работа с рубанком, подметание метлой или косьба. Они помогают правильному регулированию дыхания, на губах ощущается теплый вдыхаемый воздух. Осознаем конкретные ощущения, а именно: Правильная осанка( ощущение опоры корпуса) . Ощущение мышц брюшного пресса и нижних ребер. Ощущение свободы в рото- глоточной полости. Выдох должен: Происходить без толчков ровной выдыхаемой струей, лучше со звуком «УХ», «АХ», «ЭХ». Обладать гибкостью и эластичностью, выполняться с одинаковой легкостью при положении стоя, сидя и лежа. Упражнения на осознание и работу мышц, участвующих в певческом дыхании. Руки на нижних ребрах, большие пальцы назад. Наклон туловища вперед – выдох, при одновременном нажиме руками на ребра. Локти вперед. Выпрямляясь, развести локти в сторону, ребра раздвинуть и сделать вдох. Мысленно представляем работу мехов в баяне, выполняя без наклона. Встать прямо, правая рука на диафрагме, левая на ребрах так, чтобы большой палец руки уходил под лопатку, а остальные пальцы обнимали ребра. Сделать легко и быстро вдох через нос. Левая рука ощущает расширение ребер сбоку и в области спины, а правой – представляем движение диафрагмы вниз. Выдох свободный, равномерный, можно со звуком «С», «Ш», «Ф». При вдохе необходимо: - контролировать участие мышц; - контролировать равномерность расходования входящего дыхания; - использовать небольшой объем воздуха, так как переизбыток его отражается на качестве звука. Выдох можно варьировать: - представлять, что дуем на горящую свечу так, чтобы пламя не погасло; - выдохнуть через рот, мысленно или вслух произнося поочере5дно на каждом выдохе любую из гласных И, Э, А, О, У; - производить фиксированный выдох, т. е. процеживать воздух через сопротивляющиеся губы, или небольшое отверстие между губами, или между вытянутыми вперед губами. Выдох с сопротивлением хорошо тренируем мышцы, участвующие в процессе выдоха. Встать прямо. Пятки вместе, носки развернуты, спина и голова прямые. Поднимаемся на носки – вдох. Позвоночник вытягиваем за руками вверх. Выдох: при приседании; при наклоне вниз с расслаблением всех мышц( спины, шеи, головы) ; при повороте корпуса в одну из сторон. Упражнения М. Пекарской для выработки навыка грудного дыхания Для контроля над дыханием во время упражнений и далее при пении, держать ладони рук на нижних ребрах. Обратить внимание, что при правильном вдохе нижние ребра раздвигаются не только с боков, но и в спине, что и является показателем полноценного реберного дыхания. 1. Положите руки ладонями на ребра( на бока, пальцами к центру груди) и глубоко( до пупка) вдохните. Не поднимайте плечи. Ваши руки ощутят, как расходятся ребра под напором входящего в грудь( в легкие) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросьте дыхание, выдохните. Руки должны ощутить, как опали ребра. 2. Сначала проведите языком около корней верхних передних зубов. От зубов назад идет твердое небо. Ощутите эту зону: корни передних резцов, твердое небо. А теперь на вдохе( контролируем руками ребра) ощущаем объем входящего воздуха, а на выдохе считаем четким, громким голосом( 1, 2, 3, 4. . . ) , стараясь при этом почувствовать ту зону у корней резцов, которую трогали языком. Представьте себе, что твердое небо очень" высокое" , куполом, как крыша зонта или парашюта. Такая речь на контролируемом выдохе( и вдохе) и называется поставленной. Следите, как по мере расходования воздуха, плавно, а не толчками опускаются ребра, это плавно выходит воздух из легких, расходуясь на произношение звуков, слов. 3. Очень глубоко резко и быстро возьмите дыхание через нос( в нижние ребра) . Следите, чтобы при этом не поднимались плечи. Резко, активно выдохните через рот. Упражнение очень активизирует дыхательный аппарат, полезно для установления правильного состояния гортани и языка. Это хороший массаж связок активной воздушной струей. 4. Активно( через рот) берете дыхание, а на выдохе говорите слог да- да- да. . . Говорите, " ощущая" корни передних зубов, " щелочку" между двумя передними зубами, через которую" идет ниточка звука" . Язык дробно ударяет по твердому небу около корней верхних резцов. Нижняя челюсть свободная, но" не падает" . Подключите воображение: ваше твердое небо, по которому ударяет язык, очень высокое, как купол храма, поэтому звук" А" ( в слоге" да" ) получается объемный, красивый, как голос человека, говорящего в храме. Следите, чтобы дыхание было плавное, без толчков. 5. Удобно лечь на спину, положить одну руку на ребра, другую на живот. Взять глубокое дыхание. Руки ощутят, как раздвинутся ребра( наполнились воздухом легкие) , выпятился живот( легкие толкнули диафрагму, а она надавила на живот) . На выдохе считать: 1, 2, 3, 4. . . Счет свободный, неторопливый, гласные протяжные. " Выжимать" воздух до конца не надо. Считать плавно, ритмично. Звук круглый, красивый. Главное в этом упражнении- дыхание: полный вдох и плавный длительный выдох. Ощущение звуков, как описано в упражнении 4. Упражнения на растяжение межрёберных мышц. Растягивая и расслабляя межрёберные мышцы, мы создаём новые условия для дыхания. Если вы наладите контакт с мышцами, работу воображения, ясно представляя свою грудную клетку, то будете тренировать эти мышцы независимо от привычных образов дыхания. 1. Поднимая руки к потолку, ощутите свою спину растягивающейся. Изучите связь между движением рук и растяжением мышц боковых сторон грудной клетки. 2. Вытягивая руки вверх, зевните и потянитесь. Почувствуйте, как тянутся в длинном зевке ваши руки, происходит растяжение в задней части глотки. Вместе с зевком растягивается и задняя часть грудной клетки. 3. Ощутите связь позвоночника с грудной клеткой. Для этого мысленно медленно опускайтесь через часть позвоночника между лопатками. Если вы ясно ощутите структуру скелета и позволите грудной клетке «рассыпаться», убирая позвонок за позвонком, то ощутите связь рёбер с позвоночником. 4. «Выстройте» позвоночник, удерживая в сознании картину широкой поверхности спины. Тыльной частью ладони положите руки на спину, заводя их назад, глубоко вздохните и послушайте реакцию рёбер со стороны спины. Конечно, грудная клетка более подвижна сбоку и спереди, но важно, чтобы спина была свободна от напряжения. 5. Натяните и расслабьте задние межрёберные мышцы. Для этого поднимите руки локтевыми точками вверх на уровень плеч. Силой воображения установите связь между локтями и рёбрами. С поднятием рук потяните спину и боковые рёбра. Далее сведите локти друг к другу и потяните спину ещё сильней. Передвиньте локти назад, чтобы межрёберные мышцы спины расслабились, потом вперёд, чтобы растянуть мышцы спины. Этот же процесс растяжения проделайте для передней части грудной клетки. Упражнения можно использовать с воображаемой резинкой, прикреплённой от локтей к разным частям грудной клетки. 6. Вообразите, что грудная клетка превратилась в «открытый зонт». Сохраните грудную клетку расширенной, опустив руки и плечи. Дыхание становится затруднённым. Далее опустите нижние передние рёбра и дышите, но позвоночник держите вытянутым. Не позволяйте задним рёбрам «рухнуть», пусть «рухнет» вся грудная клетка, как будто вы опустили все ваши рёбра в живот. Плечи не поднимаются, поясница не сгибается, колени могут быть слегка согнуты. Упражнение для энергичной стимуляции дыхательного аппарата. При выполнении упражнения возникает ощущение «извлечения лёгких» по той причине, что есть естественная вакуумная сила, стимулирующая активность дыхательных мышц. Выдохните весь воздух из лёгких до последней капли, выталкивая его до упора на букву «Х». Быстро закройте рот и зажмите ноздри, чтобы воздух не попал в лёгкие. Подумайте об огромном вакууме внутри вас. Попытайтесь раздвинуть межрёберные мышцы, расширяя грудную клетку, как при вдохе, его. Отметьте в эту минуту пространство грудной клетки. Откройте нос, воздух хлынет и заполнит вакуум. Упражнение повторить 3- 4 раза, оно действует оживляюще на весь организм. Его цель – растяжение дыхательной мускулатуры путём использования естественных рефлекторных ощущений. Упражнение на ощущение внутреннего пространства. Силой воображения представьте, что ваша грудь – это эластичные стенки четырёхугольника, как коробка. Вздох облегчения «выпадает» из вас, а эластичные стенки четырёхугольника должны «сложиться» по направлению друг к другу. Лёжа на полу, перекатитесь на правый бок, лишая его подвижности, возьмите вдох в левый бок. Далее перекатитесь на левый бок и возьмите дыхание в правый бок. Перевернитесь на спину и возьмите вдох всем своим четырёхугольным дыхательным аппаратом( коробкой) , обращая внимание на то, что вы готовы к большому дыханию. Образ эластичного четырёхугольника нужен, чтобы помочь создать ощущение внутреннего пространства. Упражнение для достижения большего объёма грудной клетки в сочетании с возросшей гибкостью межрёберных мышц. Представьте свой дыхательный аппарат в виде дышащей коробки с четырьмя сторонами – межрёберными мышцами. Без остановок подряд вызовите четыре глубоких вздоха облегчения в вашу «коробку». Затем отдохните. Далее мысленно представьте себе диафрагму во время вздоха как трамплинную «коробку» под напором ветра, вызванного импульсом. При сильных вздохах ваши внутренние органы будут сотрясаться. Внешние стенки живота из- за внутреннего сотрясения ничем не контролируемых мышц будут напоминать что- то вроде желе. Повторите четыре вздоха облегчения и отдохните. Затем сделайте шесть вздохов облегчения, более коротких и направленных в центр купола диафрагмы. И только на самом последнем вздохе дышащая «коробка» должна сложиться под влиянием чувства глубокого облегчения. Позвоночник остаётся вытянутым. После упражнений обусловливающих певческое дыхание приступаем к процессу освобождения дыхания. Задача – убрать мышечные зажимы и дать полную свободу для певческих ощущений. Как пример – одна из таких установок. Установки на первых этапах выполняются лежа, потом стоя. Установка. Итак, представим, что наш позвоночник – это шпалы, на которые ложатся рельсы. Рельсы внутри нашего туннеля, а туннель и есть наш звуковой канал. По рельсам двигается вагончик от копчика до последнего шейного позвонка. Вдыхаемый воздух подкатывает вагончик к подбородку, а выдыхаемый отправляет его вниз. Упражнение выполняется сначала лежа на спине. Езду лифта или вагончика по звуковому каналу сначала надо делать без звука, изучая принцип импульсов, а потом на любом примарном звуке, исполняя его с crescendo и diminuendo. Данная установка помогает черпать дыхание из глубины, освобождать пространство для звукового канала, заставляет диафрагму работать по принципу поршня, а также ощущать себя как музыкальный инструмент в полном объеме. Немного усложняем упражнения. Упражнения М. Пекарской для выработки навыка грудного дыхания. Все так же, как в упр. № 5. 6. Лежачее положение, контроль вдоха и выдоха, круглый, протяжный звук счета. Счет вести двузначными цифрами: 21, 22, 23. . . Главное не продолжительность счета, а качество вдоха и плавность выдоха. 7. Взять ртом глубокое дыхание, а выдох- через нос очень активно и со стоном, чтобы резко и быстро" опал" объем воздуха в груди. Этот" стон" при выдохе можно сравнить по звуку со вздохом крупного животного в хлеву( корова, лошадь) . Не мычание, а" вздох- стон" . Или представьте себе, что грудь- это бочка, в которой резонирует ваш стон. Звук" стона" упирайте в верхние зубы, при этом на губах должно появиться ощущение щекотания( вибрация) , а глотка большая, свободная. У природы, у животных мы должны учиться свободе и естественности, которую человек почти утратил. В этом упражнении тесситура вашего стона- голоса должна быть удобной для вас, где- то на нижнем регистре. 8. Вдох глубокий ртом. На выдохе, на удобной тесситуре протянуть, промычать звук" М" . Губы слегка сомкнуты, не сжаты. Руки следят за дыханием. Звук должен отозваться в груди, в голове, " заполнить вас" своим объемом. Горло широкое, соединяет два резонатора: голову и грудь. Звук протяжный. Затем замените звук" М" на" Н" , " В" , " З" . Требования и условия такие же, как на звуке" М" . 9. Все как в упр. № 8, только к согласной присоединить гласную: " МАА. . . " , " ВАА. . . " . Проследить, чтобы форма звука не менялась, чтобы дыхание не рвалось. 10. Усложняем упр. № 9. Произносим 2 слога, на втором делаем ударение, гласную второго слога потянуть, послушать: " МА- МА" . Все время проверять правильность ощущений, контролировать дыхание. Слушайте свое объемное звучание, которое" наполняет" пространство вашего тела от твердого неба( головы) , до нижних ребер, проходя через широкое, раскрытое горло. ( Как через горло кувшина льется вода) . Тесситура удобная. Слога произносить не торопясь. Между слогами пауз не делать. Дыхание брать, когда оно заканчивается. Следите, чтобы смена слога, смена гласной не меняла краски звука, его объема и силы. МА- МА НА- НА ВА- ВА ЗА- ЗА МА- МО НА- НО ВА- ВО ЗА- ЗО МА- МИ НА- НУ ВА- ВУ ЗА- ЗУ МА- МУ НА- НИ ВА- ВИ ЗА- ЗИ МА- МЭ НА- НЭ ВА- ВЭ ЗА- ЗЭ Это упражнение развивает продолжительность дыхания, оно дает" услышать то усилие" , которое необходимо сделать, чтобы различные гласные звучали в одной форме, ровно. Упражнение помогает ощутить верхний и нижний упор звука, его потолок, купол- голову, его фундамент- грудь, диафрагму. 11. Надо задуть воображаемую свечу. Положите ладони рук на ребра. Вдохните и начинайте" дуть на свечу" . Обратите внимание, как природа замечательно координирует ваши действия: воздух из легких выходит постепенно и плавно, ребра не опадают мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Такая же естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятый воздух, должен распределиться на всю фразу, а не сбрасываться на первых ее звуках. Это упражнение дает очень хорошее представление о дыхательном процессе в пении, координации всех процессов. Выполняйте его чаще, делайте не торопясь, внимательно, не зажимаясь. Иногда его можно сделать среди пения, чтобы проверить правильность своих ощущений. Дыхательные упражнения: 1. Активно вдохнуть и выдохнуть через нос( 6 раз) . 2. Энергично провести своеобразный «массаж» связок: вдохнуть через нос, выдохнуть через рот( проделать 6 раз) . 3. Вдохнуть через рот, выдохнуть через нос( 6 раз) . 4. Вдохнуть через одну ноздрю, выдохнуть через другую, зажимая указательным пальцем то левой, то правой рукой противоположную ноздрю( 6+ 6 раз) . 5. Вдохнуть через нос, выдохнуть через плотно сжатые губы. С усилием проталкивать воздух на выдохе через губы. Это упражнение развивает мышцы губ и интенсивность выдоха( дыхания) . 6. Надуть щеки, как шар. Резко" выхлопнуть" воздух через" губы- трубочку" . Это упражнение активизирует мышцы щек и мышцы губ, что очень пригодится для хорошей артикуляции. 7. Беззвучно сказать" ы" . Говорить этот звук надо не глубоко, а у корней верхних зубов( как при зевоте) . Упражнение активизирует мышцы мягкого и твердого неба. 8. Наклон головы попеременно к левому и правому плечу с преодолением сопротивления рук. Руки ставятся ладонями к щекам с двух сторон головы и затрудняют движение. Дыхание произвольное. 9. Дышать через губную гармошку, как через фильтр. Втянуть, как насосом, воздух через гармошку до полного объема ваших легких, а потом( опять через гармошку) выдохнуть( выдуть) постепенно весь воздух. Не надо пугаться головокружения. Сначала упражнение делается 15 секунд, постепенно увеличивается( через день) длительность упражнения: 15, 30, 60 секунд и так далее. 10. " Мычание" на удобной тесситуре, после дутья в гармошку( по 30 сек. ) . Мычать близко, " на зубах" , чтобы ощущать вибрацию на губах. Губы слабо сомкнуты, а зубы не сжаты. Хорошо перед" мычанием" открыть нешироко рот, а потом сомкнуть только губы. Мычать на хорошем «продыхе». 11. После" мычания" потянуть звук на хорошем продыхе, через свободное горло. Держать его близко к зубам и губам, на удобной для вас тесситуре. Звук не глубить: М- - - - - - - - - - - З- - - - - - - - - - - - - - Н- - - - - - - - - - - В- - - - - - - - - - - - - - - 12. Точно так же говорить слоги с ударением на втором. Второй слог потянуть. ма- м` а на- н` а ва- в` а ма- м` о на- н` о ва- в` о ма- м` у на- н` у ва- в` у ма- м` э на- н` э ва- в` э ма- м` ы на- н` ы ва- в` ы Следите за свободой и удобством. Дыхание брать перед каждой парой. 13. Приседать и одновременно говорить на резком выдохе: " ох, ах" . Не торопиться, не частить. Спокойно брать вдох. Приседать с выдохом, вставать с вдохом. 14. Неплохо делать легкий массаж лица. Подушечками пальцев надавливать на корни верхних зубов и щеки по направлению к ушам. Массаж носа: от крыльев носа вверх до переносицы и в стороны по бровям. Хорошо, если после массажа появится желание зевнуть. Список литературы: Гонтаренко Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. –Изд. 3. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007. – 91 с. Кочнева И. , Яковлева А. «Вокальный словарь». – Л. - 1986. - С. 23. Пекарская М. Вокальный букварь/ / Электронный ресурс: w. w. w. v ocal. r u Стулова Г. П. Развитие голоса в процессе обучения пению. – М. : Музыка, 1992. – 128 с. Стулова Г. П. Хоровой класс. Теория и практика вокальной работы в детском хоре. / / Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М. , 1988. – С. 36- 42.