Образовательная программа Семеновой Л.В.
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное учреждение д ополнительного образования «Дом творчества» Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия Утверждаю: Директор Макаров Н. И. Образовательная программ а к ружка «Волшебный мир книг» Автор- составитель: Семенова Л. В. педагог доп. образования 2016 г. Пояснительная записка. Цели и задачи: - расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике; - обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка; - формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения; - формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей; Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг. Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы. Данная программа предназначена для учащихся н ачальной школы и рассчитана на 1 год. Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению «Волшебный мир книг» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской л итературы и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике. Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия был и интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходи мые условия проведения занятий с младшими школьниками. Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала. Отбор детской литературы для чтения и форм проведе ния мероприятий производился по следующим критериям: - все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста; - все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения; - мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме; - к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители; Прогнозируемый результат реализации программы. Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора. Умение работать с книгой. Умение работать с текстом. Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей у своих детей. Диагностические средства. Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей: 1. Проверка техники чтения. 2. Проверка читательского кругозора. Анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся» Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса. 1. Любишь ли ты читать? - да- - нет- 2. Почему ты любишь читать? - можно многое узнать- интересно 3. Посещаешь ли ты библиотеку? - да- нет- 4. Что ты любишь читать? - стихи- сказки- смешные рассказы- рассказы о животных 5. Что любишь больше всего? - читать сам- слушать чтение взрослых 6. Читают ли в вашей семье книги вслух? - читают- не читают 7. Как ведут себя родители во время твоего чтения? - хвалят- ругают, сердятся 8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал? - могу- не могу Содержание программы 32 часа № Тема Количество часов Вид занятий( форма, метод) Содержание 1. « Клуб почемучек» 3 Беседа, чтение книг учителем. Рассматривание, чтение книжек- малышек, игры с книжкам и- игрушками, раскрашивание рисунков в книжках- раскрасках. 2. «Поляна сказок» 3 Драматизация сказки, игры на основе сказок Чтение сказок учителем, драматизация сказки, игры на основе сказок, раскраски со сказками, лепка героев из пластилина. 3. Игры с буквами 2 Игровая форма занятия. Игры с буквами. Нужны для игр альбом, карандаши или краски, картинки с буквами 4. Малые фольклорные жанры: народные песенки, потешки. 2 игры и хороводы Чтение учителем, заучивание наизусть, игры и хороводы. 5. Где живут книги? 1 Экскурсия в библиотеку школы. Знакомство с библиотекарем и библиотекой. Правила поведения в библиотеке, порядок выдачи книг 6. Малые фольклорные жанры: загадки. 2 Детское творчество. Отгадывание загадок, рисование или раскрашивание отгадо к- букв. 7. Стихи о детях и для детей. Мои первые книжки». 2 беседа игра Чтение стихов учителем, заучивание наизусть, игры. 8. Малые фольклорные жанры: веселые скороговорки, забавные считалки. 2 Игры Разучивание скороговорок и считалок, игры пожеланию детей. 9. Из чего состоит книга? 2 беседа Элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление. 10. Я рисую книжку. 2 Проектная деятельность. Изготовление книжки- малышки. 11. Коллективная поездка в театр. 2 Просмотр и обсуждение спектакля, обмен впечатлениями. 12. Игровая программа для первоклассников в форме КВНа «Спасибо тебе, Азбука! » 2 Игровая программа. Подготовка к празднику, мероприятие. 13. Маленький читатель. 1 Экскурсия в библиотеку. Знакомство с библиотекарем и библиотекой, запись в библиотеку. 14. Писатели- юбиляры. 3 Совместное чтение книг, подготовка рисунков по произведениям. Календарь знаменательных дат. Знакомство с книгами писателя. 15. Игра – викторина по прочитанным книгам. 2 викторина Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев произведений и т. д. 16. Летнее чтение 2 беседа Рекомендательный список произведений для летнего чтения. Итого 32 час а Литература для учителя Ожегов СИ. Словарь русского языка. / П од ред. чл. - корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. - М. : Русский язык, 1987. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч. 1. — М. : Либерия, 1999. Русские писатели. Биогр. слов. В 2- х ч. / Ред. - сост. П. А. Николаев. - М. : Просвещение, 1990. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. р ед. П. А. Николаев. — М. : Научное изд. «Большая Российская Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. – М. : Педагогика, 1980 Светловская Н. Н. Самостоятельное чтение. – М. : Педагогика, 1980 Сухин И. Г. Занимательные литературные кроссворд- тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006 Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997 Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. р ед. Мартыновой Я. Ю. , Волгоград: Учитель, 2007 Праздник- ожидаемое чудо! Внеклассные мероприяти я( спектакли, утренники, юморины, викторины) . – Составитель: Жиренко О. Е. , Москва: «ВАКО», 2006 Щуркова Н. Е. Собрание пестрых дел. – М. : 1994 Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению. - Москва, «ВАКО», 2006 Литература для учащихся. Азбука в загадках: книжка- раскраска – М. : ООО « Канц- Эксмо »; Наталис, 2004. Праздник букваря: стихотворения и рассказы/ Предисл. А. Усачева. – М. : ООО «Издательство Артель». - 2004 Сапгир Г. В. Азбука в считалках и скороговорках. – М. : Планета детства. – 2001 Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». – Киров. - 2003 Синицына Е. И. Сказки для игры и развития. – М. : Лист Нью: Вече: КАРО. 2002 Дитрих А. К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М. : ООО «Издательство Астрель »: - 2002 Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М. : Айрис – Пресс: Рольф. » 2001 Цыбульник В. И. Золотой карнавал сказок – М. : ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001 В олшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1- 4 классов. / Сост. Н. В. Смолякова. – М. : ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002 Времена года: Стихи. / С ост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ- ПРЕСС КНИНГА» 2003 Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. / Сост. Е. Кожедуб. – М. : ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002 Сказки, песни, загадки, стихотворения/ С. Маршак. – М. : Детская литература, 1984 Р усские народные сказки. / С ост. В. П. Аникин. – М. : Просвещение, 1992 Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е. А. Копытова. Ижевск. 1998 Методическое обеспечение программы. Занятия проводятся в форме игры, беседы, экскурсии, конкурса, викторины. Имеется оборудование: книги, карандаши, ручки, альбомы. Дидактический материал: иллюстрации сказок, книги. Художественная детская литература, учебники, диски. Итоги по разделам проводятся в виде конкурсов, викторин и игр.