Круглый стол «Как сказка поможет развить способности ребёнка»(Проект PRoчтение)
Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей
дать родителям информацию о значении сказки в развитии ребенка;
как нужно работать над сказкой, чтобы ребенку легко было ее воспринять.
Воспитатель: Добрый вечер! Сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить:
«Как сказка поможет развить способности ребенка».
Сказка - это волшебный и увлекательный мир, который манит ребёнка удивительными приключениями, превращениями и героями.
В русском фольклоре множество сказок, которые очень нравятся детям. Порой родителям кажется, что тексты этих сказок очень просты и наивны, в сюжете много повторов, а герои переходят из одной сказки в другую.
Почему же сказочный мир так интересен ребёнку? Малыша увлекают повторы сюжетных ходов, логическая завершённость отдельных эпизодов и всей сказки в целом, возможность предугадать действия героев. Сказка помогает ребёнку открыть новый, неведомый и огромный мир.
Учёными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления малыша.
Сказка учит ребёнка думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь.
Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов (например жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве; и др.) - это значительно облегчает понимание сказок, что особенно важно для детей, у которых слабо развито слуховое внимание.
Персонажам сказок даны яркие и интересные прозвища. Какие прозвища даны персонажам сказки: «Теремок»? (например, мышка-норушка, лягушка-квакушка, лисичка- сестричка, зайчик-побегайчик, волк - зубами щёлк и др.)
Поступки и действия героев открывают ребёнку мир человеческих взаимоотношений.
Обычно взрослые только читают ребёнку сказку или рассматривают с ним иллюстрации к книге, не задумываясь о том, что возможности сказки безграничны. Одно из самых любимых занятий детей - это игра. Ребёнок играет большую часть дня. Игра развивает мыслительные способности малыша, так как с помощью игры он накапливает знания о свойствах предметов и обобщает свои знания об окружающем мир
Как работать с детьми над сказкой? Прежде всего, необходимо прочитать всю сказку целиком. Дайте ребёнку время, чтобы с внимательно рассмотрел иллюстрации к сказке. Поговорите с ним о том, что он видит на картинке, какие герои нарисованы, что они делают.
Отвечая на ваши вопросы, ребёнок лучше запомнит сюжет и усвоит смысл прочитанной сказки.
Перед тем, как приступить к игровым заданиям, спросите ребёнка, всё ли он понял, разъясните смысл сложных для него слов и словосочетаний. Если у малыша нет вопросов, начинайте играть.
Какими могут быть игровые задания? Артикуляционная и мимическая гимнастика по содержанию сказки, загадки о героях сказки, пальчиковая гимнастика, так или иначе связанная с героями данной сказки, словесные игры (подобрать слова с противоположным значением, с таким же значением, вспомнить пословицу, придумать или разучить чистоговорку, поговорку, пословицу). Нарисовать рисунок к сказке, провести дорожку от одного героя к другому, собрать разрезанную картинку по сказке, сложить героя из палочек или спичек и т. д.
Важно помнить, что ребёнку необходимо внимание взрослых и общение с ними. Работа над сказкой даст возможность интересно провести время с ребёнком. Обучение малыша превратится в увлекательную игру, как только начнётся путешествие вместе с героями сказок, в котором ребёнок поможет персонажам справиться с трудностями, выйти из сложных ситуаций.
Одно из самых любимых занятий детей - это игра. Ребёнок играет большую часть дня. Игра развивает мыслительные способности малыша, так как с помощью игры он накапливает знания о свойствах предметов и обобщает свои знания об окружающем мире.
Помните:
- Ребенку необходимо внимание взрослых и общение с ним.
- Работа над сказкой даст возможность интересно провести время с ребенком.
- В дошкольном возрасте ребенок очень активен и подвижен, поэтому выбрать время для занятий нужно с учетом эмоционального настроения ребенка.
4.Наибольшая концентрация внимания ребенка не превышает 15-20 минут.
5.Занимаясь с ребенком, делайте перерыв, как только заметите, что ребенок устал.
- Не забывайте хвалить ребенка, помогайте ему, терпеливо объясняйте смысл вашего задания.
- После того,как ребенок выполнит все ваши задания по сказке, предложите пересказать сказку. Для этого можно использовать иллюстрации к сказке.
8.Если ребенку трудно справиться с заданием, предложите ему рассказать сказку, отвечая на ваши вопросы, или вместе с вами.
- Если ребенок справляется с заданием легко, можно усложнить задание: прочитать отрывок из сказки и предложить его продолжить, рассказывая сказку дальше.
Вариантов работы очень много, главное нужна ваша любовь к своему ребёнку и большое желание развить как можно больше его творческих способностей.
Я вижу, что вы немного устали, я предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка:
Звериная зарядка.
Раз — присядка,
Два — прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки согнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то оба вместе (переступание, с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало —
Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)
Практическая часть:
Уважаемые родители, предлагаю вам окунуться в мир детства, почувствовать себя ребенком.
1 задание: Вспомните сказку: «Три поросенка». (Показ на мольберте) Как звали поросят в этой сказки?
- Ниф-ниф; Нуф-нуф; Наф-Наф. Кто построил дом из кирпича? (Наф-Наф).
2 задание: Мимикой или жестом покажите, как Ниф-Ниф испугался волка.
3 задание:
Загадки: На луну он ночью воет,
Глуп, кто дверь ему откроет.
Съест бельчат и зайцев полк
Очень злой зубастый ... (волк)
Теплый розовый бочок,
Неразменный пятачок,
На ногах копытца,
Любит в луже мыться. (свинья)
Много соседей,
Все рядом живут,
А никогда не видятся. (Дом)
4 задание: Подобрать слова с противоположным значением. Волк злой, а Наф-наф добрый.
Ниф-ниф ленивый, а Наф-наф трудолюбивый.
5 задание: Нарисуйте рисунок. Мне нужно две пары.
Вам нужно нарисовать свой сюжет из сказки и рассказать, что вы нарисовали. А пока рисуют, послушайте загадки и попробуйте их отгадать. (загадываю загадки другим родителям)
- Летела стая гусей. Два впереди, один позади, два позади, один впереди. Сколько было гусей? (Три)
- Двое играли в шашки четыре часа. Сколько часов играл каждый из них? (4 часа)
- Чтобы попасть в театр, двум отцам и двум сыновьям понадобиться только три входных билета. Как такое может быть? (Их всего было трое: сын, отец, дедушка, поэтому трех билетов было достаточно).
- У Кати одна сестра и два брата, У Веры две сестры и один брат, а у Вити три брата. Сколько детей в каждой семье? (По четыре человека)
Воспитатель: На память я хочу вам подарить памятки. Они помогут вам знакомить со сказкой. Желаю вам удачи!
Памятка:
- Ребенку необходимо внимание взрослых и общение с ним.
- Работа над сказкой даст возможность интересно провести время с ребенком.
- В дошкольном возрасте ребенок очень активен и подвижен, поэтому выбрать время для занятий нужно с учетом эмоционального настроения ребенка.
4.Наибольшая концентрация внимания ребенка не превышает 15-20
минут.
5.Занимаясь с ребенком, делайте перерыв, как только заметите, что ребенок устал.
- Не забывайте хвалить ребенка, помогайте ему, терпеливо объясняйте смысл вашего задания.
- После того, как ребенок выполнит все ваши задания по сказке, предложите пересказать сказку. Для этого можно использовать иллюстрации к сказке.
8.Если ребенку трудно справиться с заданием, предложите ему рассказать сказку, отвечая на ваши вопросы, или вместе с вами.
- Если ребенок справляется с заданием легко, можно усложнить задание: прочитать отрывок из сказки и предложить его продолжить, рассказывая сказку дальше.
Желаю вам удачи!