Образовательная программа "Лидер" Автор-составитель Белорукова Г.А.
Документы для скачивания
- Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом творчества» Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия Утверждаю: «_ _ _ _ _ 03_ _ »_ _ _ _ _ сентября_ _ _ _ _ _ _ _ _ 20 16 г. Директор ДДТ_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Н. И. Макаров Программа дополнительного образования « Л идер» Возраст детей 11- 17 лет Срок реализации 3 года Автор- составитель: Белорукова Галина Александровна, педагог дополнительного образ ования МБУДО « Дом творчества » Большеигнатовского муниципального района РМ Рецензент: Е. Ф. Асманкина Методист МБУДОД «Дом детского творчества» Большеигнатовского муниципального района РМ 2016 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка Актуальность данной программы Цель программы Задачи программы Организация образовательного процесса Структура программы Ожидаемые результаты Учебно- тематический план Содержание программы У словия реализации программы Методическое обеспечение программы Список литературы «Нет такого человека, который не смог бы значительно развить свои способности к лидерству, немного поразмыслив над этим и попрактиковавшись» Лорд Слим Пояснительная записка Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его можно и нужно организовать, и это необходимо делать в процессе обучения и воспитания. Важно, что сегодняшние школьники- з автрашние лидеры общества, которые станут управлять государством на разных уровнях, владели нормами демократической культуры, формами эффективной организации и управления, методикой разрешения конфликтов, умением общаться, а так же, необходимыми качествами личности для успешного развития общества и государства. К тому же, старая поговорка: " Лидерами не рождаются- лидерами становятся" , - сегодня не менее верна, чем когда- либо. Для того чтобы подростки смогли в будущем эффективно использовать свои возможности, необходимо помочь им сегодня достичь того уровня социальной зрелости, который определит их потребность развить в себе лидерские качества. Лидер- школьник- это человек, имеющий высокий авторитет среди сверстников, в силу своих личностных, духовных, организационных, профессиональных и иных качеств, способный изменить внешнюю ситуацию и координировать деятельность других, направленную на удовлетворение интересов данного сообщества. Лидер детской общественной организации – это личность, способная осуществлять эффективно и продуктивно формальное и неформальное руководство в группе, ведь стремление к объединению детей в большие и малые группы – естественная потребность растущего организма и формирующейся личности. Программа составлена на основе авторской образовательной программы Е. М. Смекаловой «Школа Лидерства», программ дополнительного образования детей Цилиной С. Н. , педагога ДОД МОУДОД «Дворца детского творчества» г. Магнитогорск, Баталова Е. А. , у читель МАОУ «СОШ № 37» г. Томск, педагогов – психологов Забродиной Д. В. , Ярцевой О. В. и др. Новизна данной программы заключается, во- первых, в соединении творческого компонента с компонентами развития личности и социализации старшеклассников. Во- вторых, обучение по программе осуществляется с учетом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей аудитория. В- третьих, программа ориентирована на достижение высокого общественного рейтинга членов кружка «Лидер» и их профессиональное самоопределение. Своеобразие данной программы заключаетсяв том, что разработана и апробируется модель взаимодействия общего и дополнительного образования, а так же органов исполнител ьной власти, при участии общественных объединений и партий. Программа основывается на реализации следующих педагогических принципов: - принцип демократизации, определяющийся в свободе выбора, партнерским характером взаимодействия субъектов педагогического процесса; - принцип гуманизации и гуманитаризации, реализующийся через содержание занятий, превращающих ценности культуры и нравственности из предмета изучения в созидательную основу образования, взаимодействия и деятельности; - принцип активности субъектов образовательного процесса, реализующий их личностное взаимодействие и проявляющийся во внедрении активных методов и оперативном учете индивидуальных особенностей личности, обеспечении творческого характера деятельности; - принцип использования новейших обучающих технологий, реализующийся через применение интерактивных метод ов, проведение семинаров и тренингов, деловых и ролевых игр, дискуссий, индивидуальных бесед, конференций, круглых столов; использование современных методов тестирования; - принцип командности, основанный на взаимодействии членов команд и ситуационный анализ и принятии коллегиальных решений. - п ринцип профессионализма, реализующийся на п остоянно м повышение квалификации педагогов, специалистов и тренеров – консультантов, а так же п ривлечение к работе со старшеклассниками специалистов, имеющих высокий общественный рейтинг и профессиональный статус. - принцип системно- деятельностного подхода. Первоначально приобретаются теоретические знания, которые затем закрепляются в деятельности, на практике. Дополнительная образовательная программа «Лидер» будет реализована в одноименном кружке( сообщество с едиными интересами) , объединяющем учеников, активно участвующих в сельском общественном движении, имеющих опыт работы в школьных объединениях и проявивших лидерские качества. К ружок «Лидер» координирует деятельность активов детских общественных объединений и Советов ученического самоуправления. Одной из мотиваци й участия старшеклассников в программе и их членства в кружке «Лидер» является очевидная перспектива карьерного роста в управленческой сфере. Активная общественная позиция характеризует молодого человека как инициативную и целеустремленную личность, дает возможность реализовать себя в различных сферах и раскрыть свои таланты. Молодежные общественные объединения в Республике Мордовия стали появляться с середины 90- х гг. Сегодня молодежные общественные объединения в Мордовии- это мощное молодежное движение, представители которого ведут работу практически по всему спектру молодежной деятельности. В настоящее время по возрастному критерию можно выделить детские и молодежные организации. Также молодежные общественные организации различаются по направлениям своей деятельности. Наиболее известными являются «Детское объединение Мордовии», движения «Поиск» и «Истоки», мордовская организация «Российский Союз Молодежи», «Союза педагогических отрядов Республики Мордовия» Клуба Веселых и Находчивых в Республике Мордовия, организации «Зеленый мир», «Союза православной молодежи Мордовии» и др. Программа обучения актива детских объединений «Лидер» нацелена на освоение учащимися основ управления коллективом, этапов проектирования работы объединения, формирование умений и навыков организаторской деятельности, отработку моделей эффективного общения и поведения в различных жизненных ситуациях. Практика доказывает, что деятельность детей, подростков и молодежи развивается успешно тогда, когда она активно поддерживается взрослыми. Поэтому для участие в программе кроме педагогов дополнительного образования детей будут привлечены родители, психологи, социальные педагоги, представители органов исполнительной власти, общественных объединений и движений, профессиональных союзов и партий, журналисты и др. Цель программы: а ктивизация и развитие детского самоуправления в образовательных учреждениях, развити е лидерских качеств, формирования активной жизненной позиции, духовно- нравственной культуры, творческих способностей старшеклассников в процессе их социализации в обществе. Задачи: Развивать лидерские качества, инициативность, организаторские способности, творческий потенциал, эмпатию и толерантность воспитанников для дальнейшей ориентации в системе социальных отношений( деловые контакты, сотрудничес тво, бизнес, управление, спорт) . Формирова ть системы знаний и умений, составляющих основное содержание теории лидерства. Формировать ценностны е основ ы нравственности, активную гражданскую позицию личности старшеклассников; Формировать навыки лидерского поведения, индивидуальной и коллективной деятельности. О бнов ить содержания деятельности школьных детских коллективов через расширение зоны деятельности и внедрение социально значимых проектов. Организация образовательного процесса. Набор детей среднего школьного возраста и старшеклассников в объединение «ЛИДЕР» основывается на желании воспитанников и их родителей. Адресная аудитория данной программы представляет собой группу школьников 11- 17 лет. Настоящая программа является трёх г одичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной программы учреждения дополнительного образования детей и программы воспитательной направленности общеобразовательного учреждения. Реализация программы « Лидер» планируется в режиме практико- ориентированных занятий. Учебный материал рассчитан на 144 часа в год; количество занятий в неделю- 2; количество часов в неделю – 5 Наполняемость групп и режим работы – в соответствии с уставом ЦЭВД. Программа представляет собой систему оптимальных методик и технологий формирования лидерских качеств детей среднего возраста подростков. В программе используется системно- деятельностный подход, а форма – деятельности это: тренинги, занятия – практикумы, занятия – дискуссии, занятия – рефлексивного анализа, творческие задани я, деловы е игр ы, создание и выступления команды КВН. Содержание занятий строится с учетом существующих проблем: реальная опасность регрессивного пути развития личности подростка( ассоциальное поведение, агрессивность, моральная деградация, наркомания, алкоголизм, бездуховность и т. д. ) ; вступление в деструктивные религиозные секты, вступление в бандитские группировки; подросткового суицида и предполагает моделирование различных ситуации, обсуждение актуальных вопрос ов и социальных проблем, различны х вариант ов их решения. О бучающиеся имеют возможность высказывать и защищать различные точки зрения, участвовать в дискуссиях и обсуждениях, делать выводы и принимать решения. В работе кружка должны обязательно присутствовать такие формы работы, которые бы научили ребят: ориентироваться в условиях рынка, зарабатывать деньги, трудиться так, чтобы было не только интересно, но и выгодно каждому человеку и обществу; управлять обществом на демократических основах; взаимодействовать на основе принципов морали, выработанной человечеством, уметь воспринимать красоту мира и жить по законам красоты. Основными формами занятий являются реальные дела, полезные для детей и общества, познавательные игры, отражающие жизнь общества, участие в проектах и программах. Необходимым счита ю получение членами кружка дополнительного образования в кружках и секциях разной направленности. Это позволит еще больше развить их творческие, коммуникативные и другие способности. На протяжени е всего обучения по программе ведется постоянная видеозапись в сех событий, мероприятий, презентаций с целью отслеживания результатов и творческого роста членов кружка. В начале и середине программы возможны и предусмотрены самопрезентации членов кружка «Лидер» «Стратегия моего успеха», что является формой промежуточного контроля и позволит оценить результативность обучения и сбои и скорректировать программу. Система стимулирования: за активное участие в деятельности на каждом занятии участники получают знак отличия( всего 3 знака на 1 занятие) . По итогам занятий определяется самый активный участник, который становится инструктором( лидером команд) школьного актива. Итогом о своения программы является работа над проектом социального или образовательного характера, проведения конференции «Деятельность органов ученического самоуправления в государственно- общественном управлении образовательной организацией» и конкурс актива учащейся молодёжи «Лидер и команд а ». Ожидаемые результаты: Совершенствование деятельности органов детского самоуправления. Широкое использование методик и коллективной творческой деятельности, игровы х и органи заторски х технологий. Приобретение навыков лидерского поведения, организаторских умений, коллективной и руководящей деятельности. Освоение системы знаний и умений, составляющих основное содержание теории лидерства. Приобретение умений проведения анализа и выстраивания перспективы собственной деятельности. Как личностный результат счита ю осознание участником программы своей индивидуальности, приобретение им навыков уверенного поведения и повышение представление о собственной значимости сформированности устойчивой положительной самооценки и следующих компетенций: Анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные из них. Проектировать деятельность коллектива и собственную. Уметь работать в команде, организовывать деловые и эмоциональные взаимодействия. Уметь видеть общую картину ситуации. Владеть навыками организационно- массовой работы; Уметь организовать общественно значимые дела. Знать основные формы и приемы работы в коллективе. Способы проверки результатов. Начальная диагностика ЗУН воспитанников. Итоговая диагностика ЗУН воспитанников. Психологические тесты. Проектная деятельность. В будущем разработчики программы планируют создать ресурсный центр, на базе которого будет организована просветительская, образовательная, консультационная работа с родителями, педагогами и всеми теми, кто непосредственное окружает и работает с подростками. Структура программы Образовательная программа «Лидер» состоит из 8 образовательных модулей и ряда итоговых мероприятий, повторяющихся на каждый учебный год трёхгодичного образования с учётом возрастного изменения и накопления капитала знаний, приобретаемых в кружке. Модуль «Я и моя индивидуальность» позволит детям раскрыть сильные и слабые сторон ы личности, определить личностны е ресурс ы, позна ть себя при помощи группы. Модуль «Лидерство» направлен на развитие организат орских и лидерских способностей, ф ормирование и развитие лидерских и конкурентоспособных качеств личности. Ознакомление с правовыми основами деятельности детского самоуправления. Развитие навыков уверенного поведения. Адаптация в любой детской возрастной группе. Модуль «Искусство общения» посвящен развитию речи, расширени ю словарного запаса, развитию умения слушать других, сочинять рассказы, стихи, вести диалог, участвовать в диспутах, выработка навыков публичного выступления. Модуль «Здоровый образ жизни» направлен на актуализацию проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников, обучению навыкам самоконтроля своего здоровья и функционального состояния организма, а также формированию культуры здор ового и безопасного образа жизни. Предполагает разраб отку программ совершенствования, популяризировать здо ровый образ жизни всеми доступными методами, в том числе собственным примером. Модуль «Общественно- полезная деятельность в социуме» направлен на формирование активной жизненной позиции, нравственных и гражданских качеств у детей среднего возраста и старшеклассников, умения планировать свою деятельность, разрабатывать социально значимые проекты. В рамках данного модуля предполагается участие в организации и проведения различного рода мероприятиях: праздничных, физкультурно- оздоровительных и спортивных мероприятий; реализация малых проектов « д обрых дел», благотворительных акций, выступлений в фестивалях КВН, концертах; проявление инициатив в создании выставо к, мастер- классов с последующем активным участием в них и тд. Модуль «Пресс- центр» посвящ ён о сновным тенденциям формирования и функционирования современных СМИ, изучению основ журналистики, формированию информационной культуры детей через создание социальной рекламы и подготовку публикаций своих материалов в СМИ. Не исключена поддержка инициативы в самореализации детей в сфере журналистики. Предусмотрены встречи с представителями СМИ в стенах Д ДТ с пр ивлечением других кружковцев ДДТ. Модуль «Психолого- педагогическое сопровождение» направлен на диагностику психических процессов обучающихся, отслеживание результатов динамики развития, анализ и сравнение. Планирование коррекционной психолого- педагогической деятельности с воспитанниками, использование игр- релаксаций, тренингов, способствующих успокоению и налаживанию психологического климата в группе. С ледует отметить, что работа по данному модулю осуществляется на протяжении всего процесса реализации программы. Модуль «Творчество» рассчитан на раскрытие творческого потенциала воспитанников. Стимулирование и поддержка идей, всевозможных предложений в рамках декоративно- прикладного творческого. Самореализация учащихся в творчестве. Участие в республиканских, межрегиональных, районных выставках и мероприятиях ДДТ. Итоговые мероприятия по программе предполагают организацию и проведение социально значимых мероприятий с учащимися мун иципалитета, села, своего района, других муниципальных районов республики, столицы республики. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Наименование темы Количество часов Всего( час) Теория( час) Практика( час) 1. Введение 4 2 2 I. Модуль «Я и моя индивидуальность» 16 5 11 1. 1. Самопрезентация. 2 1 1 1. 2 Познай себя 4 2 2 1. 3 Найди себя 2- 2 1. 4 Управляй собой 2- 2 1. 5 Реализуй себя 4 2 2 1. 6 Итоговая работа по модулю: Разработка плана самосовершенствования. 2- 2 II. Модуль «Лидерство» 40 13 27 2. 1 Знакомство с нормативными документами 2 1 1 2. 2 Позиции человека в социальном пространстве 4 2 2 2. 3 Современные социальные проблемы 6 2 4 2. 4 Досуг. 4 1 3 2. 5 Коллектив и личность 6 2 4 2. 6 Современное понимание лидерства. 4 2 2 2. 7 Роль игры в работе лидера. 4 1 3 2. 8 Встречи с активами детских школьных объединений 4- 4 2. 9 Портфолио лидера. 4 2 2 2. 10 Итоговое работа по модулю. Презентация портфолио членов клуба 2- 2 III. Модуль «Искусство общения» 20 8 12 3. 1 Понятие «общение», виды, приемы и способы общения. 2 2- 3. 2 Речевое общения 4 2 2 3. 3 Диалог. 2- 2 3. 4 Деловое общение 4 2 2 3. 5 Дипломатия 2- 2 3. 6 Конфликт. 2 1 1 3. 7 Спор. 2 1 1 3. 8 Итоговая работа по модулю. Публичное интервью. 2- 2 IV. Модуль «Здоровый образ жизни» 10 2 8 4. 1 Я и моё здоровье 4 2 2 4. 2 Паспорт здоровья 2- 2 4. 3 ЗОЖ. Роль лидера в пропаганде ЗОЖ 2- 2 4. 4 Итоговая работа по модулю. Разработка плана самооздоровления и саморазвития. 2- 2 V. Модуль «Общественно- полезная деятельность в социуме» 20 3 17 5. 1 Современная молодежная субкультура. 2 1 1 5. 2 Социальное проектирование. 4 2 2 5. 3 Взаимодействие с администрацией района, города по проведению общественно- полезной деятельности в социуме. 2- 2 5. 4 Проведение социальных акций 4- 4 5. 5 Участие в партийных проектах и мероприятиях 2- 2 5. 6 Оказание социальной поддержки детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации 2- 2 5. 7 Итоговая работа по модулю. Разработка программы/ проекта, сценария проведения общественно- полезного мероприятия 4- 4 VI. Модуль «Пресс- центр» в детском объединении 12 5 7 6. 1 Основы журналистики. 2 2- 6. 2 Роль информации в современном обществе 2 1 1 6. 3 СМИ. 2 1 1 6. 4 Интернет. Социальные сети. 2- 2 6. 5 Социальная реклама 2 1 1 6. 6 Итоговая работа по модулю. Публикации материалов в СМИ. 2- 2 VII. М одуль «Психолого- педагогическое сопровождение» 16 4 12 7. 1 Психологические свойства и состояния личности 4 2 2 7. 2 Диагностические исследования 6 2 4 7. 3 Тренинги и игры – р елаксации Модуль « Творчество ». 6 2 4 VIII. Итоговые мероприятия по программе. Выполнение социально значимого( образовательного) проекта. Организация и проведение конференции «Деятельность органов ученического самоуправления в ГОУ образовательной организацией». К онкурс актива учащейся молодёжи «Лидер и команд а » 6- 6 ИТОГО 144 42 102 СОДЕРЖАНИЕ Введение. Детск ие и молодежные общественные объединения, их истории, традиции, символы, ритуалы. Скаутское движение. Всесоюзная пионерская организация – история пионерии в истории страны. Общественные объединения детей и молодежи Республики Мордовия. Самопрезентация. Визитки члена клуба «Лидер»( каждый участник занятия готовит творческую визитку, презентацию себя) . В конце презентации каждый участник получает специальный бейдж. I. Модуль «Я и моя индивидуальность» Познай себя. Философские основы развития человека. Единство трёх начал: тело, душа, разум. Личность: понятия, структура и психические свойства личности. Личность в истории. Одиночество. Сильная личность Личность со знаками «+ » и «- ». Восхождение к себе( самопознание) . Я – глазами других. Я и окружающие. Эмоции и чувства. Темперамент. Характер. Воля и самостоятельность. Способности. Ситуация успеха. Как научиться дружить и любить. Половая идентичность и сексуальные проблемы. Тренинг личностного роста. Самооценка и методы ее определения. Найди себя. Социальная зрелость. Свобода и ответственность( правовые основы) . Круг общения. Как рационально использовать свое время? Мир моих увлечений. Я и религия. Профессиональное самоопределение. Управляй собой. Волевая сфера личности. Как побороть слабости. Алгоритм достижения цели. Преодоление страхов, стрессов, напряжения, тревожности( тренинги, упражнения, рисуночные методики) . Школа выживания: навыки работы в экстремальных ситуациях( техническая, тактическая подготовка) . Реализуй себя. Креативность, развитие творческого потенциала. Самовоспитание и достижение жизненных целей. Дорога взросления и жизненные сценарии( культурные, субкультурные, семейные и психологические сценарии личности) . Потребности человека. Решение социальных задач. Развитие уверенности в себе и коррекция агрессивных манер поведения. Три круга выбора: Круг желаний, Круг Возможностей, Круг Необходимости. Впереди – жизнь: карта интересов. Жизненная карьера. Рынок труда и мир профессий. Профессиональное самоопределение. Дело – фундамент жизни. Практикум по определению основн ых профессиональных интересов. Итоговая работа по модулю. Разработка плана самосовершенствования. Модуль «Лидерство» Знакомство с нормативными документами: Конвенция о правах ребёнка, Федеральные законы, проекты, регламентирующие жизнедеятельность детей и подростков. Позиции человека в социальном пространстве. О гражданских и политических правах людей. Мои права и обязанности. Сегодня ученик – завтра избиратель. Деловая игра «Голосуй за меня! » Современные социальные проблемы. Роль подростков в решении проблем. Способы включения школьников в социальные отношения( Съезды, конференции, участие в работе прессы и т. д. ) . Досуг. Самоорганизация. Организация досуга. Основные направления и формы культурно – досуговой деятельности. Популярные среди молодёжи формы досуга. Разучивание массовых игр, песен. Коллектив и личность. Психология малых групп и коллективов. Лидер и его команда, её формирование и правила работы в команде. Принцип распределения ролей в команде. Формы и методы взаимодействия лидера и команды. SWOT- анализ . Основы организаторской деятельности, формы руководства. Современное понимание лидерства. Теории лидерства. Навыки эффективного лидерства. Семь навыков эффективного лидерства( по Стивену Кови) . Качества лидера. Развитие лидерских качеств. Знакомство с основами организаторской деятельности. Роль игры в работе лидера. Методика, типы, виды общие принципы игр. Создание игровых проектов. Методика сюжетно- ролевых игр. Понятие КТД. Формы и методы коллективного планирования. Игровые театрализованные конкурсы и их виды. Работа над разработкой сценариев игровых сюжетных программ. Создание и защита творческих проектов. Встречи с активами детских школьных объединений муниципалитета. Экскурсии в ВУЗы, на предприятия. Портфолио лидера: понятие, функции, структура и содержание. Тренинг личностных качеств( Прутченков В. А. ) . Тесты «Будь готов»; «Мой выбор». Обсуждение профессионального выбора. Составление профессиограммы. Итоговое работа по модулю. Презентация портфолио членов клуба. III. Модуль «Искусство общения» Понятие «общение», виды, приемы и формы эффективного общения. Визуалы, аудиалы, кинестеты. Речевое общение. Секреты «речевого» общения. Речь как инструмент мышления и средство общения. Вербальные и невербальные способы общения. Барьеры в общении. Активное и пассивное слушание. Контакт с аудиторией. Приёмы привлечения внимания аудитории. Психологические секреты удачного разговора. Диалог. Механизмы межличностного восприятия. Раскрытие своих важных качеств для эффективного межличностного общения. Способность высказать своё мнение, умение слушать и слышать собеседника. Телефонные переговоры. Деловое общение. Правила делового общения. Деловой этикет, Принципы делового этикета. Деловые переговоры. Деловая беседа. Этика делового телефонного разговора. Дипломатия – искусство договариваться. Правила ведения переговоров. Открытая дискуссия «Я хочу сказать о самом главном». Как готовиться к публичным выступлениям. Ораторское искусство. Психологические особенности публичного выступления. Приемы расположения к себе. Самопрезентация. Конфликт. Основными признаками конфликта. Виды конфликтов, способы преодоления. Управление конфликтом. Спор. Его цели и стратегии. Принципы, правила и форма ведения спора. Классификация споров. Культура спора. Предмет спора. Уважительное отношение к оппоненту. Доводы в споре. Полемические вопросы. Юмор, ирония, сарказм, приём бумеранга. Атака вопросами. Искусство отвечать на вопросы. Виды ответов. Нечестные приёмы. Игра «Философское рандеву». Итоговая работа по модулю. Публичное интервью. IV. Модуль «Здоровый образ жизни» Я и моё здоровье. З начение физического и психического здоровья. Психологические особенности старшего подросткового возраста. Подросковый конформизм. Паспорт здоровья. Сотрудничество с медицинским персоналом медицинских учреждений с целью изучения состояния физического здоровья обучающихся. Мониторинг состояния здоровья. ЗОЖ. Понятие «здоровый образ жизни». Ориентация на ЗОЖ, развитие навыков саморегуляции. Роль лидера в пропаганде здорового образа жизни. Законы сохранения счастья. Развитие эмпатии и толерантности. Итоговая работа по модулю. Разработка плана самооздоровления и саморазвития. V. Модуль «Общественно- полезная деятельность в социуме» Современная молодежная субкультура. Психологический анализ жизненного пути и методика выработки жизненных планов. Социальное проектирование. Разработка социальных проектов и их реализация. Организация и реализация малых проектов «Добрых дел», благотворительных акций, выставок. Технология организации и проведения праздничных мероприятий. Организация и проведение социально значимых физкультурно- оздоровительных и спортивных мероприятий: конкурсов, игр, соревнований. Взаимодействие с администрацией района, города по проведению общественно- полезной деятельности в социуме. Организация лидерских сборов, творческих встреч с интересными людьми. Участие в акциях: «Сотвори доброе дело», «Чистый город», «Зелёный город» и др. Проведение социальных акций, рейдов, шефская работа в детских садах. Участие в партийных проектах и мероприятиях. Наиболее актуальные проблемы и запросы общества, разрабатка эффективных технологий их решения. Проекты партии «Единая Россия»: «Детский сад детям», « России важен каждый ребенок», «Качество жизни», «Историческая память», «Крепкая семья», «Равные возможности» и др. Оказание социальной поддержки детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Молодежного волонтерского движения для работы с неблагополучными семьями и детьми. Итоговая работа по модулю. Разработка программы/ проекта, сценария проведения общественно- полезного мероприятия VI. Модуль «Пресс- центр» в детском объединении Основы журналистики. Журналистика как наука. История журналистики. Виды, жанры и типология журналистики. Законодательные основы журналистики. Основы т ворческойдеятельностижурналиста. Профессиональная этикажурналист а. Современные писателиижурналисты. Роль информации в современном обществе. Виды и свойства информации. Информационная культура. Алгоритм поиска информации. Как работать с информационными источниками. СМИ. История. Основные тенденции формирования и функционирования современных СМИ. Свобода прессывдемократическомобществе. Газеты и журналы. Телевидение. Информациолнныеагенства. Зарубежное вещание. Роль СМИ в жизни современного российского школьника. Интернет. История сети Интернет. Ключевые принципы и услуги Интернета. Рунет. Интернет портал г. Саранск. Субкультура и Интернет- сообщества. Социальные сети. Профилактика Интернет- зависимости. Социальная реклама. Основные понятия, значение и функция. Разновидности группы социальной рекламы. Тенденции развития социальной рекламы. Фестивали и конкурсы. Эффективность социальной рекламы. Специфика восприятия социальной рекламы молодежью. Итоговая работа по модулю. Публикации материалов в СМИ. VII. Модуль «Психолого- педагогическое сопровождение» Психологические свойства и состояния личности. Выявление коммуникативных способностей. Диагностические исследования. Определение уровня сформированности самооценки, волевых качеств, дисциплинированности, инициативы, решительности, исполнительности, выдержки. Проведение тестов на выявление лидерских качеств. Тренинги и игры- релаксации. Тренинги на преодоление страхов, стрессов, напряжения. Развитие умения раскрепощаться, свободно выражать свои мысли. Работа над пластикой, мимикой, сценической речью. Потребности человека. Как сделать жизненную карьеру. Упражнения на релаксацию, аутотренинг. Игры- релаксации, способствующие успокоению и организации, тренинги по налаживанию психологического климата в группе. Модуль «Творчество» Виды и направления творчества: Роль творчества в современном мире и его влияния на человека. Самореализация и участие VIII. Итоговые мероприятия по программе. Выполнение социально значимого( образовательного) проекта. Организация и проведение конференции «Деятельность органов ученического самоуправления в государственно- общественном управлении образовательной организацией». Конкурс актива учащейся молодёжи «Лидер и команда». УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: Ожидаемый результат будет получен при соблюденииследующих условий: Обеспечение тесной взаимосвязи воспитательного и образовательного процессов в осуществлении творческого развития старшеклассников. Установление педагогически организованного взаимодействия старшеклассников с социальной средой. Систематическое погружение старшеклассников в ситуацию творческого поиска. Создание ситуации успеха. Успех занятий определяется наличием: - методического обеспечения: 1. пакета нормативных документов, рекомендаций по работе с детьми и молодёжью; 2. разработки сценариев конкурсов, КВН, интеллектуальных игр, и т. д. ; 3. рекомендаций к проведению современного занятия; 4. литература по декоративно- прикладному творчеству, схемы, соответствующие инструменты, - дидактического обеспечения: 1. карточки- задания по РТВ, ТРИЗ, развитию речи и др; 2. схемы, рисунки, репродукции к игровым программам; 3. видео – аудио и фото материалы; 4. пакет диагностических материалов. Контрольно- измерительные материалы. Для изучения устойчивых качеств и структурных компонентов личности с целью оптимизации процессов воспитания и обучения в программе «Лидер» используются тесты, анкеты, опросники, адресованные воспитанникам и окружающим их людям( родителям, учителям, одноклассникам) . Цели диагностики Методы диагностической работы Диагностика свойств личности- Методика по изучению особенностей самооценки личности; - Проективная методика «Автопортрет» Е. С. Романовой, С. Ф. Потемкиной Изучение межличностных отношений, выявление лидерских способностей воспитанников- Социометрия Д. Морено; - Методика КОС; - Методика самооценки лидерских качеств А. Н. Лутошкина; - Наблюдение Изучение эмоционально- волевой сферы воспитанников- Методика «Шкала социально- ситуационной тревоги» Кондаша; - Проективная методика «ДДЧ»; - Наблюдение Изучение мотивационной сферы- Анкетирование; - Методика «Ценностные ориентации» М. Рокич Выявление творческих способностей- Методика «Незавершенные фигуры» П. Торренса; - Методика «Творческий потенциал»; - Анкетирование Профессиональное самоопределение- Методика «Карта интересов» Голомштока; - Методика «Определение типа будущей профессии» Е. А. Климова МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Реализация программы предполагает различные формы занятий, которые зависят от уровня подготовленности детей, содержания тем. П реимущественно испол ьзуются игровые формы обучения, конференции, то- шоу, деловые игры и проектная деятельность. В ходе занятий используются технические средства: мультимедийный проектор, видеокамера, и СD- магнитофон. Дидактический и методический материал разрабатывается педагогом совместно с детьми третьего года обучения и оформляется в приложениях к программе. С целью создания благоприятного микроклимата в коллективе, изучения и учета индивидуальных особенностей детей к работе объединения привлекается педагог- психолог. Программа б азируется на различных методах, широко применя ют ся методики тренинга и ролевых игр, а также дискуссионные формы. Одной из форм работы будет являться методический анализ: обсуждение вместе со слушателями методических аспектов форм работы, примененных при проведении занятий. Оборудование для занят и й в кабинете: учительский стол, ученические столы, стулья, доска магнитная, стенды. Учебно- методическое обеспечение: плакаты, дидактические материалы по основам детского самоуправления илидерству, журналы «Внешкольник», « Воспитание школьника », сборники материалов работы социально- педагогической службы всероссийского детского центра «Орлёнок», сборники из серии «В помощь школьному психологу». Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия( схемы, таблицы) , раздаточный и дидактический материал. Для учебных и практических занятий учащимся требуется тетрадь или блокнот для записей. Психологический аспект. Лидерская одаренность – это обладание какой- либо ценностью, важной для общества, и исключительная способность устанавливать конструктивные взаимоотношения с другими, как со сверстниками, так и людьми старшего возраста. Лидерство характеризуется прежде всего, обращенностью к человеку и имеет самое непосредственное отношение к механизмам человеческих взаимоотношений. Оно заключается в умении видеть и использовать особенности индивидуальности другого человека, его личностные и интеллектуальные ресурсы. Одним из важных навыков лидера является умение общаться. Гениями общения являются люди, обладающие душевным спокойствием, чувством юмора, неподдельным интересом к людям, артистизмом, положительной энергетикой и умением при этом провести агрессивную атаку, сказать «нет», никого при этом не обидев. В. В. Бойко описывает несколько параметров, от которых зависит полноценное психологическое общение. Это позитивная коммуникативная установка и синергический коммуникативный стиль. Для эффективного психологического контакта, по его мнению, важно иметь высокую коммуникативную толерантность, терпимость к « инаковости » и принятии индивидуальности партнера. Успешный коммуникатор имеет, - считает исследователь, «горячий» интеллектуальный настрой на собеседника как готовность личности активно откликаться с участием эмоции на идеи собеседника, новизну получаемой информации. В полноценном психологическом контакте имеет значение доброжелательный нравственный статус личности как степень личности как степень готовности следовать нормам морали, обусловленная гуманистическими принципами и состоянием соматического и психического здоровья человека. Все вышеназванные параметры контакта находят свое внешнее выражение в мягкой социальной экспрессии индивида как особенностях его телодвижений. П сихологические и возрастные особенности детей старшего подросткового возраста Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свёртывание прежде установившейся системы интересов ребёнка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребёнка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребёнка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, всё большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками. Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди' ' кодекса товарищества' ' . Внешние проявления коммуникативного поведения подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет друзей, с другой – бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших' ' друзьях на всю жизнь' ' . Главное психологическое приобретение старшего подросткового возраста – это открытие своего внутреннего мира. Для ребёнка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он ещё не осознаёт собственных психических состояний. Для старшего подростка внешний, физический мир – только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски. ' ' Открытие' ' своего внутреннего мира – очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. В данный период у подростков возникают проблемы взаимоотношения с родителями и учителями, непонимание, недооценка взрослыми подростков. Это период самопознания, самоопределения, самореализации. Приступая к изучению и усвоению основ наук, которые необходимо усвоить в системе, подросток должен научиться рассуждать в теоретическом плане. Учебный материал, подлежащий усвоению, с одной стороны, требует более высокого, чем раньше, уровня учебно- познавательной и мыслительной деятельности, а с другой- направлен на развитие интеллекта высшего уровня- теоретического, формального, рефлексивного мышления. Такое мышление характерно для юношеского возраста. Подросток учится рассуждать на основе общих предпосылок путем построения гипотез и их проверки. Новое в развитии мышления подростка, заключается в его отношении к интеллектуальным задачам, которые требуют их предварительного мысленного решения. Умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач- важнейшее приобретение подростка в анализе действительности. Подросток на этом уровне развития мышления развивает не только абстракцию, но и сосредоточение внимания на собственных интеллектуальных операциях( рефлексивное мышление) . Характерно для этого уровня мышления подростка то, что он осознает собственные интеллектуальные операции и управляет ими. В силу развивающегося чувства взрослости, подросток стремится иметь собственное мнение, свои взгляды и суждения. Это способствует развитию критического мышления. С наступлением подросткового возраста детские мечты о будущем сменяются размышлением о профессии. Но одни, трезво оценивая себя и свои возможности, стремятся реализовать намерения в практических действиях, другие же их переоценивают, а третьи- еще живут в настоящем, мало размышляя о профессии. При определенных условиях мотивация профессионального самоопределения может быть активизирована у старшеклассника, и на этой основе можно построить профконсультацию, как руководство их профессиональным самоопределением. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Амонашвили Ш. А. Школа жизни. - М. : Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 200- 144 с. Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития- 3- е изд. - Казань: Ц ентр инновационных технологий, 2003- 608с. Безопасные игры/ Сборник социально- психологических игр. Под общей редакцией: Молокановой Т. В. – заведующей социально- психологической службой ВДЦ «Орленок», 2006 г. ; Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - СПб: Лениздат, 1992. - 400 с. Божович Л. И. , Славина Л. С. Психическое развитие школьников и его воспитание. – М. : Психическое развитие школьников и его воспитание. – М. : Знание. – 1979. – 96 с. Васильев Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов. - СПб. : Речь, 2002. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. / М. : Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999 – 144 с. Горский В. А. Игра и деятельность. Дополнительное образование, 2000. , №9, С 31- 32. Григоренко Ю. Н. , Кострецова У. Ю. Кипарис: Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. Изд. 3- е. М. : Педагогическое общество России, 2004. – 224 с. Евладова Е. Б. , Николаева А. А. Развитие дополнительного образования в образовательных учреждениях/ методические рекомендации/ - М, 1996. Журкина А. Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования. - Дополнительное образование, 2000, №9, С. 6- 9. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду. - СПб. : Речь, 2003. Караковский В. А. , Новикова Л. И. , Селеванова Н. Л. Воспитание? Воспитание…… Воспитание! . Теория и практика школьных воспитательных систем. - М: Новая школа, 1996. - 160 с. Касьянов С. А. Энциклопедия психологических тестов – М. , 2000 Коротаев Б. И. Учение процесс творческий. – М; 1989. – с. 32- 65. Коротаева Е. В. Уроки познавательной активности/ / Народное образование. – 1995. - №10. – с. 156- 159. Корсаков И. А. Корсакова Н. К. Хорошая память на каждый день. - Д. : ЧИКФ «ТББ», 1998- 464 с. Кристофер Э. , Смит Л. Тренинг лидерства. СПб. , 2002. Лешер В. Ю. Развитие творческого потенциала подростка в учреждении дополнительного образования: Автореферат дис. , канд. пед. наук. - Оренбург, 2000. Научно- методический журнал « Дополнительное образование». Э Макашин В. В. Содержание, методы и формы социализации молодежи в муниципальной системе дополнительного образования: автореферат дис. , канд. пед. наук. - М. , 2001. Меттус Е. В. , Турта О. С. , Литвина А. В. Учимся выбирать профиль обучения( для учащихся 7- 11 классов) – СПб. : КАРО, 2006. – 128 с. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Пособие для студ. психол. факультетов университетов. - М. , 2003. Перусинский В. В. Игры, обучение, тренинг, досуг…. . - М. , 1994. Проект «Гражданин»: методика и практика реализации/ Составитель В. П. Пахомов. – 2- е изд. , доп. – Самара: Изд- во ООО «НТЦ», 2002. – 80 с. Прутченков А. С. Школа жизни. - М. , 2000. Психологический словарь/ под ред. А. В. Петровского. - М. , 1996. Развитие, социализация и воспитание личности. Выпуск 1, 2, 3. - Ставрополь, 1993. Рахматшаева В. А. Грамматика общения. ( Школа для родителей. ) – М. , «Семья и школа», 1995. – 190 с. Рогов Е. И. Психология группы – М. ; Владос, 2005. Рожков М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М. , 2002. Рожков. М. И. , Волохов А. В. Детские организации: возможности выбора. ( Методическое пособие для организаторов детского движения) . – М. , 1996. - 111 с. Рындак В. Г. Личность. Творчество. Развитие. - М. , 2001. Сальцева С. В. Теория и практика профессионального самоопределдения школьников в учреждениях дополнительного образования: Монография. - Оренбург: издательство ОГПИ, 1996- 151 с. Симонов Д. А. Социальная психология в вопросах и ответах – М. , 2004 Смолий Е. С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. – М. , 2003. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/ авт. - сост. Голубева Ю. А. и др. – Волгоград: Учитель, 2009. Тюшев Ю. В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб. : П итер, 2006. – 160 с. : - ( Серия «Практическая психология») . Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. – М. : Генезис, 2003г. Школьное самоуправление: структура, рекомендации, нормативы/ авт. - сост. Алымова Н. А. , Надточий Е. И. - Волгоград: Учитель, 2008. Э. Н. Литвинец « И дивный видится узор». Список литературы для старшеклассников Андреев В. И. Деловая риторика. - Киев: Университет, 1993. Бах Ричард. Чайка Джонатан Ливингстон/ Перев. С англ. – М. : ООО ИД «София», 2006. – 112 с. Беркли- Ален М. Забытое искусство слушать. – СПб. : Питер Пресс, 1997. – 256 с. –( Серия «Гений общения») . Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. - М. , 1997. Конвенция ООН о правах ребенка. - М. , 1999. Лебедева И. В. Занимательные игры для детей. – М. : ИКЦ « МарТ »; Ростов- на- Дону: Издательский центр « МарТ », 2004. – 128 с. ( «Копилка советов») Лопатина А. , Скребцова М. Вершины мудрости: 50 уроков о смысле жизни. – М. : ООО «Книжный Дом Локус», 2003. – 416 с. –( Серия «Образование и творчество») . Макеева А. Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. - М. , 2001. Матюгин И. Ю. , Жемаева Е. Л. Как развить хорошую память и запоминать цифры. – М. : РИПОЛ классик, 2002. – 704 с. Мир наших прав: сборник материалов/ Сост. Николаев И. Г. , Буковская С. В. – Челябинск, 2004. – 109 с. Мысли и афоризмы великих людей/ Сост. Комарова И. И. , Кондрашов А. П. – М. : РИПОЛ классик, 2004. – 736 с. Проект «Гражданин»: методика и практика реализации/ Составитель В. П. Пахомов. – 2- е изд. , доп. – Самара: Изд- во ООО «НТЦ», 2002. – 80 с. Прутченков А. С. Схема подготовки социального проекта. - М. , 2001. Прутченков, А. С. , Парамонова, Н. А. , Сысоева А. И. «Концепция развития детских и молодежных общественных организаций на основе Всероссийской программы" Десять ключевых дел" Москва, 2008 Сопер П. Л. Основы искусства речи. – М: Прогресс – Академия, 1992. Сценарии школьных викторин, конкурсов, познавательных игр/ Серия «Библиотека школьника». – Ростов- на Дону: «Феникс», 2004. – 304 с. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», 1995. Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях», 1995.