a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект Мини - музея «Чудеса из дерева»

Автор: Гаврилова Татьяна Анатольевна Опубликовано: 2017-02-11 17:41:18

Актуальность

Организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами задачи в поиске новых и интересных решений. Создать условия, в которых ребенок смог бы максимально реализоваться, установить соб­ственные отношения с обществом, историей, культурой человечества - является од­ной из основных задач воспитательно-образовательного процесса.

Организовать познавательно-исследовательскую деятельность средствами совместных проектов с воспитанниками возможно с помощью музейной педагогики.

Что же такое музей? Музей - это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности.

В условиях дошкольного учреждения невозможно оформить экспозиции, соот­ветствующие требованиям настоящего музея, поэтому и называются они «мини-музе­ями».

Почему мы обратились к этой форме работы с детьми?

Причины самые разные.

Во-первых, жизнь заставляет педагогов искать новые, интересные формы работы с детьми, обогащать развивающую предметно-пространственную среду.

Во-вторых, мы рассматриваем музейную педагогику как взаимодействие музея и ребенка, и как инновационную технологию формирования познавательно-исследова­тельского развития детей в условиях дошкольной образовательной организации. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, тво­рец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.

В-третьих, музейная педагогика имеет интегрированный характер - музееведе­ние, педагогика и психология преломляются через развитие познавательных, комму­никативных, социально-нравственных, художественно-эстетических, трудовых компетенций дошкольника.

 

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить   их,                                  общаться           с ними.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок - дошкольник.

 

На базе старшей группы нашего детского сада функционирует мини-музей «Чудо-дерево».

  1. Название проекта - «Чудеса-дерево»
  2. Продолжительность проекта - краткосрочный
  3. Тип проекта - познавательно-творческий.
  4. Руководители проекта: ГавриловаТ.А .ТюинаЮ.А.
  5. Участники проекта - дети старшей группы, воспитатели, родители
  6. Структура управления мини музеем: руководители мини - музея планируют, координируют, контролируют работу в мини - музее.

Формы деятельности:

  • Поисковая
  • Научная
  • Экспозиционная
  • Познавательная

Оформление мини музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей, располагаются на полках и в шкафу.

Цель проекта:

Развитие экологического сознания дошкольников и формирование осознанно правильного отношения к деревьям через различные виды деятельности, формирование у дошкольников элементарных представлений о жизни деревьев , их взаимосвязи в природе, их использование в жизни человека.

Задачи проекта

  • У Расширять кругозор детей, пополнять и активизировать словарный запас, формировать навыки исследователя, развивать познавательную активность, формировать умения работать в коллективе, связывать обучение с жизнью, учить применять знания на практике.
  • У Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной,

умственной, игровой). Изучать влияния деятельности человека на жизнь дерева.

  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Привлекать родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами.

 

В основу решения поставленных задач положены следующие принципы:

  • S Принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
  • S Принцип опоры на интересы ребенка;
  • S Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  • S Принцип наглядности;
  • S Принцип последовательности;
  • S Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Структура мини музея

Музей включает 10 разделов:

(возможно изменение числа и количества разделов при смене экспозиций)

  • Раздел «Дерево загадок»
  • Раздел «Строение дерева»
  • Раздел «Кора и лесные обитатели»
  • Раздел «Как человек использует кору»
  • Раздел «Как кора пахнет»
  • Раздел «Дерево в жизни человека»
  • Раздел «Сказка о книге»
  • Раздел «Листья - вкусная еда»
  • Раздел «Листья на гербах»
  • Уголок самостоятельной деятельности

Этапы проекта:

  1. Подготовительный Планирование мини-музея

предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия,

  • психологическая комфортность и безопасность деятельности,
  • родительское собрание "Мини-музеи в детском саду,
  • определение места расположения мини-музея»,
  • планирование экспозиций,
  • подбор экспонатов.

2 этап. Реализация проекта.

В процессе организации мини-музея предполагались следующие формы работы с экспозициями мини-музея:

  • занятия-экскурсии,
  • экскурсии для родителей,
  • исследовательская деятельность,
  • продуктивная деятельность,
  • возможность смен экспозиций.
  1. Заключительный Функционирование мини-музея
  • посещение музея детьми, педагогами, родителями

Создание мини-музея позволит:

  • сделать слово "музей" привычным и привлекательным для детей;
  • приобщить маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей,
  • расширить познавательный интерес и эмоциональное восприятие;
  • пополнять музей новыми экспозициями;
  • расширять словарный запас путем подбора картотеки загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов;
  • обогатить предметно-развивающую среду в группе

 Раздел «Дерево загадок»

Дерево сделано из сухих веток. На них прикреплены бумажные листочки с загадками по теме мини-музея. В течение дня дети вместе с воспитателем нередко проходят мимо мини-музея. Воспитатель всегда может предложить им остановиться у дерева и отгадать пару загадок. Этот раздел способствует семейному общению: дети вместе с родителями с удовольствием отгадывают эти загадки перед уходом из детского сада.

Раздел «Строение дерева» знакомит детей с различными частями дерева. Листья и плоды разных деревьев (рябины, дуба, березы, липы) помещены под стекло в дере­вянные рамки. На полу лежат спилы старых деревьев с хорошо заметными годовыми кольцами, небольшие бревна, красиво изогнутые корни деревьев, деревянные вазы с сухими ветками.

Раздел «Кора и лесные обитатели» рассказывает о значении коры деревьев для разных животных. Кора - это убежище для насекомых. Под ней они прячутся, «спят» зимой, откладывают личинок. Для наглядности в музее представлено бревно, в ще­лях коры которого размещены мелкие игрушки-насекомые. Кора - это и пища лосей, зайцев и других зверей. Поэтому в центре панно мини-музея прикреплен кусочек коры, вокруг которого расположились все, кто ее ест.

Раздел «Как человек использует кору» представлен как настоящими образцами, рассказывающими об использовании коры (различные поделки), так и иллюстрация­ми. В состав его экспонатов включены:

  • Береста - бытовые изделия и украшения.
  • Кусочки бересты, напоминающие о том, что в старину на этом материале писали письма.
  • Сосновая кора (в старину ее использовали при настиле крыш.)
  • Кора липы, лыко для лаптей и других изделий.
  • Корковые пробки.
  • Сувениры из коры и другие поделки.
  • Кора лекарственных растений (крушины, дуба).
  • Дубовая кора (использовалась для дубления, выделки кожи).

Раздел «Как кора пахнет». Некоторые виды коры имеют хорошо различимый запах, и это тоже отражено в мини-музее. В небольшие полотняные мешочки насыпаны пи­щевая корица, кора можжевельника. Рядом размещен знак, объясняющий детям, что этот экспонат можно понюхать.

Раздел «Дерево в жизни человека» представлен экспонатами, которые знакомят де­тей с тем, как человек использует деревья. На полочках размещены разнообразные деревянные предметы: игрушки (матрешки, кубики, звери), предметы быта, поделки из бересты, деревянные фигурки, шкатулки, ложки, кухонные доски, скалки и другая утварь, корзинки с шишками сосны, ели, лиственницы, книги и календари о деревьях, аппликации из сухих листьев.

Раздел «Сказка о книге». В этом разделе представлены старые книги и современные , альбом Сказка о книге.

Раздел «Листья - вкусная еда» представлен иллюстрациями, мелкими игрушками, разными листьями. Его материалы напоминают о том, что листья - это корм для са­мых разных животных: от гусеницы до слона. Человек тоже употребляет в пищу ли­стья некоторых растений (капуста, салат, лавровый лист и т.д.) Опавшие листья едят дождевые черви.

Раздел «Листья лечат» - это небольшой стенд или полочка с коробочками лекар­ственных растений: крапивы, шалфея, брусники. Раздел рассказывает о лечебных свойствах некоторых листьев.

Раздел «Листья на гербах». Листья всегда были «в почете» у людей. Об этом свиде­тельствуют многочисленные гербы городов с изображением листьев дуба, липы и других растений. Именно с такими гербами знакомятся дети в этом разделе. Их изоб­ражения прикреплены на стенде.

Уголок самостоятельной деятельности представлен различными игровыми и раз­вивающими заданиями для детей, согласно тематике мини-музея, упражнениями на развитие внимания, памяти, логического мышления и т.д.

Использование: Занятия в мини-музее способствуют расширению знаний детей о различных породах древесины, о значении дерева в жизни животных и человека.

Дети играют в музее с шишками, деревянными игрушками, сидят на пеньках, рассматривают на них годичные кольца, изучают книги, вместе с родителями делают поделки из древесины, шишек, листьев и пополняют экспозицию. Сухие ветки дерева используются в качестве календаря природы: весной дети вешают на них зеленые листья, осенью - желтые и т.п.

Заключение

Мини-музей стал неотъемлемой частью предметно-развивающей среды нашей группы. В дальнейшем мы планируем пополнять музей экспонатами, привлекать детей в качестве экскурсоводов, продолжать сотрудничать с родителями.

Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ.

Заключается в следующем: у ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы.

Таким образом,  у дошкольников формируются эмоционально окрашенные чувства сопричастности к наследию прошлого. Среда му­зея рассматривается нами как “встреча” образов истории, культуры, взрослых людей  - носителей ценностей и смыслов настоящего и ребенка - носителя ценностей и смыслов будущего, корни которого находятся в истории и культуре прошлого. А так­же в процессе реализации музейной педагогики родители стали посещать музеи с детьми, интересоваться его выставками, активно помогают в организации экспозиций в группе.

Оставить комментарий: