Проект Мини - музея «Чудеса из дерева»
Актуальность
Организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами задачи в поиске новых и интересных решений. Создать условия, в которых ребенок смог бы максимально реализоваться, установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества - является одной из основных задач воспитательно-образовательного процесса.
Организовать познавательно-исследовательскую деятельность средствами совместных проектов с воспитанниками возможно с помощью музейной педагогики.
Что же такое музей? Музей - это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности.
В условиях дошкольного учреждения невозможно оформить экспозиции, соответствующие требованиям настоящего музея, поэтому и называются они «мини-музеями».
Почему мы обратились к этой форме работы с детьми?
Причины самые разные.
Во-первых, жизнь заставляет педагогов искать новые, интересные формы работы с детьми, обогащать развивающую предметно-пространственную среду.
Во-вторых, мы рассматриваем музейную педагогику как взаимодействие музея и ребенка, и как инновационную технологию формирования познавательно-исследовательского развития детей в условиях дошкольной образовательной организации. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
В-третьих, музейная педагогика имеет интегрированный характер - музееведение, педагогика и психология преломляются через развитие познавательных, коммуникативных, социально-нравственных, художественно-эстетических, трудовых компетенций дошкольника.
Экологическое образование дошкольников - это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок - дошкольник.
На базе старшей группы нашего детского сада функционирует мини-музей «Чудо-дерево».
- Название проекта - «Чудеса-дерево»
- Продолжительность проекта - краткосрочный
- Тип проекта - познавательно-творческий.
- Руководители проекта: ГавриловаТ.А .ТюинаЮ.А.
- Участники проекта - дети старшей группы, воспитатели, родители
- Структура управления мини музеем: руководители мини - музея планируют, координируют, контролируют работу в мини - музее.
Формы деятельности:
- Поисковая
- Научная
- Экспозиционная
- Познавательная
Оформление мини музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей, располагаются на полках и в шкафу.
Цель проекта:
Развитие экологического сознания дошкольников и формирование осознанно правильного отношения к деревьям через различные виды деятельности, формирование у дошкольников элементарных представлений о жизни деревьев , их взаимосвязи в природе, их использование в жизни человека.
Задачи проекта
- У Расширять кругозор детей, пополнять и активизировать словарный запас, формировать навыки исследователя, развивать познавательную активность, формировать умения работать в коллективе, связывать обучение с жизнью, учить применять знания на практике.
- У Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной,
умственной, игровой). Изучать влияния деятельности человека на жизнь дерева.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Привлекать родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами.
В основу решения поставленных задач положены следующие принципы:
- S Принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
- S Принцип опоры на интересы ребенка;
- S Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
- S Принцип наглядности;
- S Принцип последовательности;
- S Принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Структура мини музея
Музей включает 10 разделов:
(возможно изменение числа и количества разделов при смене экспозиций)
- Раздел «Дерево загадок»
- Раздел «Строение дерева»
- Раздел «Кора и лесные обитатели»
- Раздел «Как человек использует кору»
- Раздел «Как кора пахнет»
- Раздел «Дерево в жизни человека»
- Раздел «Сказка о книге»
- Раздел «Листья - вкусная еда»
- Раздел «Листья на гербах»
- Уголок самостоятельной деятельности
Этапы проекта:
- Подготовительный Планирование мини-музея
предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия,
- психологическая комфортность и безопасность деятельности,
- родительское собрание "Мини-музеи в детском саду,
- определение места расположения мини-музея»,
- планирование экспозиций,
- подбор экспонатов.
2 этап. Реализация проекта.
В процессе организации мини-музея предполагались следующие формы работы с экспозициями мини-музея:
- занятия-экскурсии,
- экскурсии для родителей,
- исследовательская деятельность,
- продуктивная деятельность,
- возможность смен экспозиций.
- Заключительный Функционирование мини-музея
- посещение музея детьми, педагогами, родителями
Создание мини-музея позволит:
- сделать слово "музей" привычным и привлекательным для детей;
- приобщить маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей,
- расширить познавательный интерес и эмоциональное восприятие;
- пополнять музей новыми экспозициями;
- расширять словарный запас путем подбора картотеки загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов;
- обогатить предметно-развивающую среду в группе
Раздел «Дерево загадок»
Дерево сделано из сухих веток. На них прикреплены бумажные листочки с загадками по теме мини-музея. В течение дня дети вместе с воспитателем нередко проходят мимо мини-музея. Воспитатель всегда может предложить им остановиться у дерева и отгадать пару загадок. Этот раздел способствует семейному общению: дети вместе с родителями с удовольствием отгадывают эти загадки перед уходом из детского сада.
Раздел «Строение дерева» знакомит детей с различными частями дерева. Листья и плоды разных деревьев (рябины, дуба, березы, липы) помещены под стекло в деревянные рамки. На полу лежат спилы старых деревьев с хорошо заметными годовыми кольцами, небольшие бревна, красиво изогнутые корни деревьев, деревянные вазы с сухими ветками.
Раздел «Кора и лесные обитатели» рассказывает о значении коры деревьев для разных животных. Кора - это убежище для насекомых. Под ней они прячутся, «спят» зимой, откладывают личинок. Для наглядности в музее представлено бревно, в щелях коры которого размещены мелкие игрушки-насекомые. Кора - это и пища лосей, зайцев и других зверей. Поэтому в центре панно мини-музея прикреплен кусочек коры, вокруг которого расположились все, кто ее ест.
Раздел «Как человек использует кору» представлен как настоящими образцами, рассказывающими об использовании коры (различные поделки), так и иллюстрациями. В состав его экспонатов включены:
- Береста - бытовые изделия и украшения.
- Кусочки бересты, напоминающие о том, что в старину на этом материале писали письма.
- Сосновая кора (в старину ее использовали при настиле крыш.)
- Кора липы, лыко для лаптей и других изделий.
- Корковые пробки.
- Сувениры из коры и другие поделки.
- Кора лекарственных растений (крушины, дуба).
- Дубовая кора (использовалась для дубления, выделки кожи).
Раздел «Как кора пахнет». Некоторые виды коры имеют хорошо различимый запах, и это тоже отражено в мини-музее. В небольшие полотняные мешочки насыпаны пищевая корица, кора можжевельника. Рядом размещен знак, объясняющий детям, что этот экспонат можно понюхать.
Раздел «Дерево в жизни человека» представлен экспонатами, которые знакомят детей с тем, как человек использует деревья. На полочках размещены разнообразные деревянные предметы: игрушки (матрешки, кубики, звери), предметы быта, поделки из бересты, деревянные фигурки, шкатулки, ложки, кухонные доски, скалки и другая утварь, корзинки с шишками сосны, ели, лиственницы, книги и календари о деревьях, аппликации из сухих листьев.
Раздел «Сказка о книге». В этом разделе представлены старые книги и современные , альбом Сказка о книге.
Раздел «Листья - вкусная еда» представлен иллюстрациями, мелкими игрушками, разными листьями. Его материалы напоминают о том, что листья - это корм для самых разных животных: от гусеницы до слона. Человек тоже употребляет в пищу листья некоторых растений (капуста, салат, лавровый лист и т.д.) Опавшие листья едят дождевые черви.
Раздел «Листья лечат» - это небольшой стенд или полочка с коробочками лекарственных растений: крапивы, шалфея, брусники. Раздел рассказывает о лечебных свойствах некоторых листьев.
Раздел «Листья на гербах». Листья всегда были «в почете» у людей. Об этом свидетельствуют многочисленные гербы городов с изображением листьев дуба, липы и других растений. Именно с такими гербами знакомятся дети в этом разделе. Их изображения прикреплены на стенде.
Уголок самостоятельной деятельности представлен различными игровыми и развивающими заданиями для детей, согласно тематике мини-музея, упражнениями на развитие внимания, памяти, логического мышления и т.д.
Использование: Занятия в мини-музее способствуют расширению знаний детей о различных породах древесины, о значении дерева в жизни животных и человека.
Дети играют в музее с шишками, деревянными игрушками, сидят на пеньках, рассматривают на них годичные кольца, изучают книги, вместе с родителями делают поделки из древесины, шишек, листьев и пополняют экспозицию. Сухие ветки дерева используются в качестве календаря природы: весной дети вешают на них зеленые листья, осенью - желтые и т.п.
Заключение
Мини-музей стал неотъемлемой частью предметно-развивающей среды нашей группы. В дальнейшем мы планируем пополнять музей экспонатами, привлекать детей в качестве экскурсоводов, продолжать сотрудничать с родителями.
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ.
Заключается в следующем: у ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы.
Таким образом, у дошкольников формируются эмоционально окрашенные чувства сопричастности к наследию прошлого. Среда музея рассматривается нами как “встреча” образов истории, культуры, взрослых людей - носителей ценностей и смыслов настоящего и ребенка - носителя ценностей и смыслов будущего, корни которого находятся в истории и культуре прошлого. А также в процессе реализации музейной педагогики родители стали посещать музеи с детьми, интересоваться его выставками, активно помогают в организации экспозиций в группе.