a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мониторинг достижений результатов продуктивной деятельности детей

Автор: Зелинская Валентина Алексеевна Опубликовано: 2017-02-11 21:06:49

Мониторинг достижений результатов продуктивной деятельности детей Критерии анализа созданных детьми изображений( по Т. С. Комаровой) Для определения уровней развития изобразительных умений и навыков детей и их творческих проявлений я руководствовалась критериями, разработанными Т. С. Комаровой 1. Содержание выполненного изображения( в соответствии с этим критерием дается краткое описание того, что изображен о на рисунке) . Отметить его оригинальность, а также разнообразие, богатство или, наоборот, бедность содержания. 2. Передача формы( форма простая, сложная, передана точно, немного искажена или вовсе не удалась) . 3. Строение предмета: части предмета расположены, верно, их место положения немного искажено; части предмета расположены неверно( строение предмета передано неверно) . 4. Передача пропорций предмета в изображении. 5. Композиция: вытянутое построение, скученное изображение, нет единства; пропорциональность( непропорциональность) построения( отношение по величине разных изображений) Симметричное( несимметричное) построение. 6. Ритмическое( неритмическое) изображение. Миниатюрное изображение или увеличенное. Расположение на листе отдельных изображений: по всему листу, на полосе листа( фризовое) . Изображение нескольких моментов одного события на одном листе бумаги. 7. Передача движения. Статическое изображение. Передача начального момента изображения движения( движение какой- либо части предмета или группы) . Неумело выраженное движение в целом. Передача сложного движения достаточно четко и определенно. 8. Цвет. Передача реальной окраски предметов. В изображении преобладают насыщенные( яркие) цвета или пастельные, бледные или холодные тона. Многоцветная раскраска, преобладание одного или двух цветов; отступление от реальной окраски. В декоративном рисовании соответствие колориту образца народной декоративной росписи или отступление от него. 9. Характер линий. Сильный, энергичный нажим, иногда продавливающий бумагу. Линия грубая, жесткая или линия слабая, легкая, слитная, плавная, дрожащая, прерывистая. Раскраска мелкими штрихами, мазками или крупными, размашистыми движениями. Регулирует или нет силу нажима, размах( закрашивает в пределах контура или выходит за линии контура) . 10. Материалы, использованные для создания изображения( при условии самостоятельного их выбора) . 11. Уровень самостоятельности выполнения работы( рисунка) : а) требовалась ли в ходе выполнения работы помощь педагога, в чем она заключалась; б) обращался ли ребенок с вопросами, просьбой о помощи к воспитателю; в) есть ли у ребенка потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями. 12. Эмоционально- эстетическое отношение к процессу создания изображения: а) проявляет ли ребенок интерес к изобразительной деятельности, насколько устойчив этот интерес; б) насколько эмоционально относится ребенок к заданию, к процессу создания изображения, к готовому продукту деятельности своих и других детей; в) какие виды изобразительной деятельнос ти( рисование, ) и типы заданий( предметное, сюжетное, декоративное) предпочитает, как объясняет свое предпочтение; г) как оценивает свои работы и работы других детей( эмоционально- эстетическая, нравственная оценка) . 13. Творчество. Отметить, что нового внес ребенок в изображение. Оригинальность изображения. Стремление наиболее полно выразить задуманное АНАЛИЗ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1. Содержание изображения( полнота изображения образа)   2. Передача формы:   высокий уровень – форма передана точно;   средний уровень – есть незначительные искажения;   низкий уровень – искажения значительные, форма не удалась. 3. Строение предмета:   высокий уровень – части расположены верно;   средний уровень – есть незначительные искажения;   низкий уровень – части предмета расположены неверно. 4. Передача пропорций предмета в изображении:   высокий уровень – пропорции предмета соблюдаются;   средний уровень – есть незначительные искажения;   низкий уровень – пропорции предмета преданы неверно.   5. Композиция.   А) расположение на листе:   высокий уровень – по всему листу;   средний уровень – на полосе листа;  низкий уровень – не продумана, носит случайный характер.   Б) отношение по величине разных изображений:   высокий уровень – соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;   средний уровень – есть незначительные искажения;  низкий уровень- пропорциональность разных предметов передана неверно.   6. Передача движения:   высокий уровень – движение передано достаточно четко;   средний уровень – движение передано неопределённо, неумело;  низкий уров ень – изображение статическое.   7. Цвет.   А) цветовое решение изображения:   высокий уровень – реальный цвет предметов; средний уровень – есть отступления от реальной окраски;   низкий уровень – цвет предметов передан неверно;  Б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:   высокий уровень – многоцветная гамма;   средний уровень – преобладание нескольких цветов или оттенков( теплые, холодные) ;   низкий уровень – безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.   АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.   1. Характер линии: А) характер линии: высокий уровень – линия прерывистая  низкий уровень – слитная  средний уровень – дрожащая( жесткая, грубая)   Б) нажим:   высокий уровень– сильный, энергичный  средний уровень – средний  низкий уровень – слабый  В) раскрашивание:   высокий уровень– мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура  средний уровень – крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура  низкий уровень – беспорядочными линиями( мазками) , не умещающимися в пределах контура Г) регуляция силы нажима:   высокий уровень – регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура средний уровень – регулирует силу нажима, при раскрашивании иногда выходит за пределы контура  низкий уровень– не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.  2. Регуляция деятельности.   А) отношение к оценке взрослого:   высокий уровень– адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности  средний уровень – эмоционально реагирует на оценку взрослого( при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при замечании – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается) низкий уровень – безразличен к оценке взрослого( деятельность не изменяется)   Б) оценка ребёнком созданного им изображения:   высокий уровень– адекватна  средний уровень – неадекватна( завышена, занижена)   низкий уровень – отсутствует  3. Уровень самостоятельности:   высокий уровень– выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами;   средний уровень – требуется незначительная помощь взрослого, с вопросами к взрослому обращается редко; низкий уровень – необходима поддержка, стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.   4. Творчество.   • Самостоятельность замысла • Оригинальность изображения  • Стремление к наиболее полному раскрытию замысла.   Творческое задание « Дорисовывание кругов»( автор Комарова Т. С. ) Задание на дорисовывание шести кругов, носившее диагностический характер, состояло в следующем: детям давался альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в 2 ряда( по 3 круга в каждом ряду) кругами одинаковой величины( диаметр 4, 5 см) . Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предмета, дорисовать и раскрасить их, чтобы получилось красиво. Диагностическое задание должно стимулировать творческие способности детей и дать им возможность осмысливать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт. Выполнение этого диагностического задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность» — количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет выставляемый балл. Так, если в образы оформлялись все 6 кругов, то выставлялась оценка 6, если 5 кругов, то выставляется оценка 5 и т. д. Все полученные детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания группой в целом. Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по 3- балльной системе. Оценка   3- высокий уровень — ставится тем детям, которые наделяли предмет оригинальным, образным содержанием преимущественно без повторения одного( яблоко( желтое, красное, зеленое) , мордочк и зверюшек( заяц, мишка и т. п. ) или близкого образа. Оценка   2- средний уровень — ставится тем детям, которые наделяли образным значением все или почти все круги, но допускали почти буквальное повторение( например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами( шарик, мяч, яблоко и т. п. ) . Оценка   1 —низкий балл — ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно. Оценивают не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка( разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания) . Несмотря на видимую простоту, данная методика является весьма показательной. Обработка и анализ полученных результатов позволяют обнаружить различия в   уровне развития творчества детей.   При подсчете количества оригинальных изображений по группе учитывается не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображений разными детьми. Если тестирование осуществлялось индивидуально, то возможность копирования фактически исключается, и каждый образ, созданный ребенком, можно считать оригинальным( хотя, он и повторяется в рисунках других детей) . Результаты выполнения задания оцениваются в двух направлениях: 1) индивидуально по каждому ребенку( выделяя оригинальность созданных детьми изображении) ; 2) по группе в целом( выводя общее число баллов) . Анализ выполнения детьми задания   позволяет получить: - представления о передаче ряда свойств предметов: формы, цвета; осмыслении образной стороны действительности и др. - использование цветовой гаммы, ее разнообразие во многом определяются уровнем общего развития ребенка и его личностными психическими особенностями, например, использование цвета в рисунке может ограничиваться одним- двумя цветами, что не оправдано выбором изображенных предметов- разный уровень развития мыслительных операций: анализа, выделения общего и характерного, сравнения, уподобления, синтеза, обобщения, то есть операции, способствующих развитию когнитивных структур, определяемых психологами при оценке интеллектуального развития детей, выражается в следующем: - в умении увидеть в стандартной ситуации нестандартное решение, образ( это и один из показателей творчества) , например, объединение 2- 3 кругов в единый пред мет( очки, светофор, танк и т. д) или необычный для данного возрастного периода образ: ведро, паутинка, глобус; - в способности активизировать образы- представления, имеющиеся в опыте соотнося их с поставленной задачей; - в готовности увидеть общее в частном и частное в общем( общность формы различных предметов и характерные особенности каждого из этих предметов цвет, детали, дополняющие основную форму и позволяющие отличить общее от частного) ; Выполнение детьми диагностического задания и анализ результатов позволяют оценить уровень воспитательно- образовательной работы в группе. В одном и том же учреждении в одинаковых по возрастному составу группах могут быть получены различные результаты, и выше они в той группе,   где   выше уровень воспитательно- образовательной работы с детьми. С целью более глубокого анализа полученных результатов выполнения диагностического задания можно ввести дополнительные критерии и усложнить математическую обработку уже выделенных критериев. Критерий «разработанность образа» включает передачу в изображении признаков предмета( объекта) , закрашивание изображения( высшая оценка по этому критерию определяется в 3 балла) : 3 балла—рисунок, в котором передавалось более трех характерных признаков предметов и изображение было красиво закрашено. 2 балла— изображение, в котором передавалось 2—3 признака и аккуратно закрашивалось. 1 балл — дорисовывание с передачей 1 признака( или аккуратное закрашивание изображений) . Примечание.   К общему баллу добавлялся 1 балл в случае передачи признаков, наиболее ярко характеризующих созданный образ. Изучение оригинальности решения задач на воображение на основе упражнения «Дорисуй» Подготовка исследования.   Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок- голова с двумя ушами и т. д. , и простые геометрические фигуры( круг, квадрат, треугольник и т. д. ) Подготовить цветные карандаши, фломастеры, мелки.   Проведение исследования.   Ребенка 5- 8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая- нибудь картинка Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать( вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д. ) . Обработка данных.   Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение. 1. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента Он не дорисовывает его, а рисует рядом  что- то   свое( свободное фантазирование) . 2. Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта( дерево) , но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей. 3. Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями. 4. Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой- нибудь воображаемый сюжет( не просто девочка, а девочка, делающая зарядку) . 5. Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объекто в по воображаемому сюжету девочка гуляет с собакой) . 6. Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по новому. Если в 1- 4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок( кружок- голова и т. д. ) , то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения( треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину) . Далее высчитывается коэффициент оригинальности: сумма типов решения задач на воображение/ количество детей.

Оставить комментарий: