Методические требования к подготовке и проведению экспериментов. Соблюдение правил безопасности (статья).
Документы для скачивания
Методические требования к подготовке и проведению экспериментов. Соблюдение правил безопасности. В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению различаются. Случайные наблюдения и эксперименты. Случайные эксперименты предварительной подготовки не требуют. Они проводятся в тот момент, где произошла интересная ситуация, когда дети увидели что- то в природе или на участке. Это не значит, что случайные эксперименты проводить легко. Воспитатель должен обладать большими биологическими познаниями, чтобы заметить в природе то, что поспособствует развитию познавательной активности ребенка. Чтобы интересные события не прошли мимо ребенка непонятными и незамеченными. Из этого следует, что подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по биологии, землеведение, географии. Планов ые наблюдения и эксперименты. Подготовка к проведению наблюдений и экспериментов по плану начинается с того, что педагог ставит перед собой задачи, затем выбирает объект. Предлагая детям поставить опыт, воспитатель говорит им цель или задачу, которая должна быть решена, затем дает время на обдумывание и привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Иногда опыт можно проводить и под команду педагога, но не стоит забывать что это лишает детей инициативы и свободы воли. Не надо заранее предсказывать итог опыта: у детей пропадает ощущение первооткрывателя. Также будет неплохо если воспитатель будет давать возможность ребенку проговаривать свои действия. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. После эксперимента дети должны привести в порядок рабочее место. Эксперименты как ответ на детские вопросы. К проведению таких опытов привлекается ребенок, который задал вопрос. То есть воспитатель дает возможность ребенку самому установить истину, проведя несложный эксперимент( например, как поведет себя муравей если ему загородить дорогу) . Увлекаясь работой дошкольники забывают обо всем, поэтому обязанность педагога следить за соблюдением правил безопасности. - Чем чаще применяется экспериментирование, тем более прочными становятся навыки данного метода, тем ниже вероятность ЧП. - Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному»- Все новые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности: а) действие показывает педагог; б) действие повторяет или показывает ребенок, именно тот, который заведомо совершит его не верно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке; в) иногда ошибку сознательно совершает сам педагог; г) действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки; д) действие осуществляют все вместе в медленном темпе; е) действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе. - Воспитатель должен хорошо знать индивидуальные особенности детей, уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации. - Работа должна строиться на принципах личностно- ориентированной педагогики; - Пресекать нежелательные действия детей, с помощью коротких команд, например: «Замри! «Стоп! ». Выработка такого рефлекса осуществляется вне экспериментаторской деятельности, а проводиться в форме игры; - Педагог должен свободно владеть материалом и не задумываться над методикой проведения опыта; - На занятиях должна быть спокойная обстановка. Если ребенок нервничает и боится сделать ошибку, вероятность возникновения непредвиденных ситуаций возрастает. У педагога должна быть постоянная психологическая готовность к быстрому анализу возникшей ситуации, и вариантов ее решения.