Технологическая карта дидактических игр по экологическому образованию старших дошкольников
Документы для скачивания
2. Вершки- корешки Учить детей составлять целое из частей. Игровая задача: составление целого растения. Картинки овощей( вершки и корешки растений) Дети делятся на две группы( на столе лежат овощи) дети первой группы берут себе по вершку, а второй – по корешку. Когда услышат сигнал, быстро находят себе пару вершку – корешок. 3. Ж изнь в семенах Познакомить с разнообразием семян овощных культур( семена перцев, томатов, огурцов, бобов, фасоли, гороха) этапами развития растения. Игровая задача: выбрать нужный набор карточек, расставить по порядку этапы развития, рассказать о жизни и развитии растения. Семена овощных культур, карточки, изображающие этапы развития овощных культур. Воспитатель каждому ребенку выдает семечко, предлагает подобрать для него карточки с изображением этапов развития данной овощной культуры. Дети подбирают и раскладывают карточки в правильной последовательности, рассказывают о своем растении. Победителем считается тот, то рассказал и сделал все хорошо и правильно. 4. Что, где растет? Закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность. Игровая задача: заполнить игровое поле. Игровые поля —луг, лес, водоем, болото. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и, доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит игровое поле. 5. Угадай, что в мешочке? Учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь. Игровая задача: угадывать овощи и фрукты по характерным признакам. Овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д. р. Дети должны достать из мешочка предмет, но сразу его не вытаскивать, а ощупав, сначала назвать его характерные признаки. Выигрывает тот, кто больше угадал предметов. 6. Что в корзинку мы берем. Закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Сформировать представление о роли людей сохранения природы различать плоды по месту их выращивания. Игровая задача: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте. Медальоны с изображением овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок. У одних детей- медальоны, изображающие разные дары природы. У других- медальоны в виде корзинок. Дети- ( плоды) под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д. Дети –( корзинки) должны в обе руки набрать плодов. 7. Съедобное- несьедобное. Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах Корзинка, п редметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов. На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку- отгадку съедобного гриба в корзинку 8. Зоологическое домино Закреплять знания о диких и домашних животных; воспитывать сообразительность, внимание. Карточки с изображением диких и домашних животных. На карточках изображены дикие и домашние животные. Играют по четыре человека. Карточки расположены изображением вниз. Детям предлагается отсчитать по 6 карточек. Положить рядом можно только одинаковую карточку. Если нужной ка рточки нет, пропускается ход. Победил тот кто остался без карточки. 9. Найди по описанию Закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение. Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам Карточки с изображением растений. Ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку. 10. Угадай и расскажи Развивать п ознавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы. Игровая задача: разгадать «кто мог оставить свои следы». Для игры на участке детского сада готовится полоса почвы или песка, свободного от растительности Играющие осматривают полосу и определяют, «кто мог оставить свои следы». Это могут быть не только следы животных, но и листья, сучки, семена растений. Воспитатель подводит детей к заключению о том, как сюда могли попасть эти объекты. Например, : как сюда попали шишки, если поблизости нет елки или сосны? Кто мог разбросать на дорожке ягоды рябины? Семена, каких растений и откуда принес ветер? 11. Юные художники Уточнить особенности внешнего вида растений, учить передавать свое отношение к изображаемому. Игровая задача: нарисовать портрет растения. Мольберт, краски Игра проводится на прогулке. «Художник» принимает заказ — нарисовать «портрет» того или иного растения и старается точно передать особенности внешнего вида. По окончании работы организуется выставка детских рисунков. 12. Домик для листочков Закреплять знания детей о строении деревьев, кустарников, угадывать названия деревьев, кустарников по стволам, плодам, направлениям веток. Игровая задача: нарядить в весенний наряд деревья кустарники в нашем лесу правильно подбирать листочки к деревьям и кустарникам Картина изображающая лес весеннего периода, н аборы разнообразных весенних листочков для деревьев и кустарников, которые находятся на картине. Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки»- ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. 13. Третий дишний( растения) Закреплять знания о многообразии растений. Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что растения могут быть культурными и дикорастущими. Я сейчас буду называть растения вперемешку: дикорастущие и культурные. Кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши. Например, берёза, тополь, яблоня; яблоня, слива, дуб и т. д. 14. Цветочный магазин. Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты. Лепестки, цветные картинки. Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме. Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь. Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах 15. Весной, летом, осенью. Уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений( например, нарцисс, тюльпан- весной) ; золотой шар, астры- осенью и т. д. ; учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность. Мяч Дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение. 16. Отгадай насекомое Закреплять знания детей о насекомых. Воспитатель загадывает слово, но говорит только первый слог. Например: начало слова ко… Дети подбирают слова( комар) . Кто первым угадал, тот получает фишку. Выигрывает ребёнок, набравший больше фишек 17. Выбери нужное. Закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность. Игровая задача: выбрать как можно больше предметов. Предметные картинки. На столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое- либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например, «зеленый»- это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный»- вода, росса, облако, туман, иней и т. д. Выигрывает тот, кто больше набрал предметных картинок. 18. Угадайка Развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах. Картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок. На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку- отгадку. 19. Четвертый лишний. Закреплять знания детей о насекомых. Воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово: 1) заяц, еж, лиса, шмель; 2) трясогузка, паук, скворец, сорока; 3) бабочка, стрекоза, енот, пчела; 4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; 5) пчела, стрекоза, енот, пчела; 6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар; 7) таракан, муха, пчела, майский жук; 8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка; 9) лягушка, комар, жук, бабочка; 10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей. Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью( шмелю. . . пчеле. . . таракану) . Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска. 20. Летает, плавает, бегает. Закреплять знания об объектах живой природы. Воспитатель называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать( или прыгать) на месте; при слове «карась»- имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» изображают полёт птицы. 21. Сложи ж ивотное. Закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичных признаках. Картинки с изображением разных животных, каждое в двух экземплярах Один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца. 22. Звери, птицы, рыбы. Закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб. Мяч Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой- нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица? » Сосед принимает предмет и быстро отвечает( название любой птицы) . Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Так же играют, называя рыб, зверей, ( называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя) . 23. З имние запасы Закрепить знания детей о жителях леса, их образе жизни. Развивать умение правильно дифференцировать еду зверей. Изображения лесных зверей, различных продуктов питания и лесных даров, разрезные картинки с изображением продуктов на зиму и даров. Воспитатель предлагает помочь приготовиться к зиме лесным жителям. Надо продумать в каком месте можно устроить склад продуктов на зиму выбрать из предложенной еды только то, что любит зверек. За каждое выполненное дело ребенок получает карточку. Выигрывает тот, кто быстро и правильно помог зверьку и смог набрать больше количество карточек. 24. Какое время года? Учить воспринимать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках времён года. Учить называть времена года и соответствующие месяцы. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны выделить признаки времени года. 25. Хорошо- плохо Закреплять знания о правилах поведения в природе. Воспитатель показывает детям схематические правила поведения в природе. Дети должны как можно больше рассказать о том, что изображено на картинках, что можно и что нельзя делать и почему. 26. Природа и человек Закреплять и систематизировать знания детей, что создано человеком и что дает человеку природа Игровая задача: Отвечать можно только после того, как поймал мяч. Назвавший предмет, бросает мяч другому участнику. Мяч Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек. «Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. «Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход. 27. Игра с мячом «Кому, что нужно» Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность. Мяч Вариант 1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк»- «земля» и т. д. Вариант2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля»- животное, обитающие на земле; на слово «вода»- обитателя рек, морей, озер и океанов. 28. Где снежинки? Закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность. Карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка ит. д. 1. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д. Во время движения по кругу произносятся слова: Вот и лето наступило. Солнце ярче засветило. Стало жарче припекать, Где снежинку нам искать? С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами: Наконец, пришла зима: Стужа, вьюга, холода. Выходите погулять. Где снежинку нам искать? Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.