Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) (вторая группа детей раннего возраста), воспитатель Багно Е.Н.
Тема: «В поисках колобка»
Образовательные области: «Речевое развитие», «Художественное – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Программные задачи:
формировать умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик;
- развиватьумения детей различать количество предметов: много – много и закреплять – «один-много»;
- развивать мелкую моторику рук и координацию "глаз – рука"
- воспитывать желание помогать сказочному персонажу в трудной ситуации.
- закрепить знания цветов (зеленый, желтый).
Предварительная работа:
Рассматривание предметов контрастных и одинаковых размеров,
дидактические игры: «Найди пару», «Найди такую же», «Назови предмет», «Что катится», «Сколько больших, сколько маленьких», «Покажи один, покажи много»
Активизация словаря: круглый, один, много, много-много, гладкий
Оборудование и материалы: шарики и кубики по количеству детей;Монтессори- материалы: коробочка с выдвижным ящичком и возвращающимся шариком; пособие «окошко», карточки-схемы, куклы: бабушка, дедушка, колобок; деревянная ширма, мягкий модуль «Колобок», «мешочек», мольберт, мультимедийная система(ИКТ, отрывок из мультфильма «Колобок»), набор «Горка для шариков».
Для продуктивной творческой деятельности: «живой песок», влажные салфетки
Ход организованной образовательной деятельности:
Дети заходят в группу, здороваются со взрослыми, (звенит колокольчик), берутся за руки, встают в кружок.
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Приветствие: Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Мотивационно-ориентировочныйэтап
Воспитатель: - Ребята посмотрите, какой красивый домик. Как вы думаете, кто может жить в этом домике?
А хотите узнать, кто там живет? А что нужно сделать, чтобы узнать, кто там живет?Давайте постучим.
- Ребята посмотрите, здесь живут бабушка и дедушка. Ой, какие они грустные, потому что от них укатился «Круглый и румяный. В печке печён, на окошке стужён. Он от дедушки ушёл, и от бабушки ушёл… Кто это…?»
Воспитатель: Молодцы! Правильно!
-Что же делать? Как помочь дедушке и бабушке?
- Поисковый этап
- Давайте посмотрим, кого мы будем искать (просмотр отрывка мультфильма «Колобок»).
Воспитатель: - Ребята, а какой колобок? (По итогам обсуждения вместе с детьми составляется графический план, воспитатель выставляет карточки – схемы)
Воспитатель: – Какого цвета?
Воспитатель: А что еще у него есть?
Физкультминутка
Мы лепили колобка (Дети имитируют движения “лепки”)
Тесто мяли мы слегка (Сжимают и разжимают пальцы)
А потом его катали (Катают” колобка)
На окошечко сажали (Раскрывают ладони, показывают их)
Он с окошка прыг да прыг (Стучат по ладоням пальцами)
Укатился, озорник. (Вращение кистями)
- Практический этап
Воспитатель: - А может быть колобок у зайчика в мешке?
Воспитатель достает из мешка и поочередно показывает кубик, затем шарики выясняет у детей что это.
- Что это? (кубик)Он какой? – показывает, поглаживая каждую грань кубика. Какого цвета?Сколько кубиков? Что с ним можно делать? - ставит на стол, пробует покатать.Кубик катится?
- Что это? (шарик) Шарик какой? Какого он цвета? Сколько шариков? Что с ним можно делать?
Воспитатель уточняет: шарик - катится, кубик не катится.
Затем высыпает шарики и кубики на стол.
Воспитатель просит детей взять по одномукубикуи показать, как с ним можно играть (погладить каждую грань, спрятать в ладошках, поставить на пол). Аналогичные задания дети выполняют с шариками и показывают, как с ним можно играть (прятать в ладошках, гладить, катать от ладошки к ладошке).
Воспитатель: - Ребята посмотрите, а шарик похож на колобка? Какой он? Какого цвета? Он катится? У шарика есть глаза и рот? Это колобок?
Воспитатель: - А давайте подаримдедушке кубики, а бабушке шарики.
- Сколько кубиков подарили дедушке?
Воспитатель: - А сколько шариков подарили бабушке?
Воспитатель:Дедушке подарили много кубиков, а у бабушки -много шариков.А колобка мы нашли?
Воспитатель: - А может быть, Колобок у волка в коробочке спрятался?
(коробочка с выдвижным ящичком и возвращающимся шариком по методике -Монтессори)
- Ребята посмотрите, здесь что-то есть, может колобок спрятался? (потрясти ящик)
Давайте посмотрим (выдвигается ящик из коробочки)
- Это колобок? А что это?
- Как же он попал в коробочку?
- Посмотрите, на крышке коробочки есть вот такое окошко(воспитатель пальцем обводит окошко). У вас тоже есть окошки, обведите его пальчиком. Какое оно?
-А хотите поигратьс коробочкой и шариками. Посмотрите сколько шариков? Возьмите по одному шарику, и опустить его в окошко. Спрятали шарик,давайте поищем, где шарики? А теперьМилена открой ящик.
- Вот они. Сколько шариков?
Воспитатель: -И в коробочке у волка нет колобка. Ребята, а где же колобок?
Воспитатель: - А может колобок спрятался у медведя в коробе? Воспитатель открывает короб.
- Ребята что это? (песок).И здесь нет колобка.
- А хотите сами слепитьколобка.
(лепка шариков из «живого песка»)
-Маша, а что это у тебя получилось (что ты слепила)? А у тебя Дарина? Какие у вас красивые колобочки получились, круглые как шарики.
- А похож он наколобка, который убежал от бабушки и дедушки?
Какого цвета?
Выкатывается колобок.
Воспитатель: - Ой, ребята посмотрите, а кто это катится?
Какой он? Какого цвета?А что у него есть?
Конечно же, это колобок. Ребята давайте отнесем его к бабушке и дедушке.
4.Рефлексивно-оценочный этап
Ребята кого мы сегодня искали? (колобка)
Колобок какой? (Круглый как шарик)
А кому мы помогали найти колобка? (Бабушке и дедушке)
Сколько было шариков и кубиков?
Воспитатель обобщает «Многошариков и много кубиков», дети повторяют слова за воспитателем.
Вам понравилось искать колобка?
Похлопайте в ладоши, похвалим друг друга.
Последующая работа
А в следующий раз мы пойдем в гости к колобку и будем играть с мячом, их будет много-много.
Воспитатель: -А сейчас ребята лисичка приглашает нас на горку поиграть с шариками и кубиками.
Воспитатель обращает внимание на горку, которая стоит на ковре, и показывает дорожку.
Дети берут шарик и прокатывают его по дорожке.
Воспитатель комментирует действие детей: «Шарик катится с горки?»
(Затем те же действия с кубиком)
Воспитатель уточняет: шарик - катится, кубик не катится (дети повторяют слова за воспитателем).