Консультация для родителей «В помощь маленькому исследователю»
Документы для скачивания
lefttop Консультация для родителей «В помощь маленькому исследователю» Дошкольники любят экспериментировать – эта деятельность отвечает возрастным особенностям их мышления. Наряду с игрой экспериментирование- это ведущая деятельность дошкольника. Детям интересно всё, поэтому необходимо поддержать стремление ребенка к экспериментированию, создать условия к исследовательской деятельности. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты, которые строятся на основе имеющихся у детей представлений. Опыты чем- то напоминают детям фокусы: они необычны, они удивляют. Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения. Ребенок может экспериментировать с предметами рукотворного и нерукотворного мира, которые его окружают. Эксперимент помогает ребенку на собственном опыте приобрести реальные элементарные представления об окружающем мире, о различных сторонах предметов и явлений, об их взаимоотношениях с другими предметами и явлениями и со средой, в которой они находятся. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что- то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами( тонет- не тонет) , пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой и таяние снега весной, распространение звука в воздухе, обращают внимание на различную окраску объектов окружающей действительности. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и, конечно, некоторые научные знания. Задача взрослых- создать условия для детских открытий, научить их видеть волшебство в привычных вещах. Самые интересные для детей- эксперименты с реальными объектами. К ним относятся: эксперименты с водой, с воздухом, с природным материалом, с бросовым материалом( бумага, ткань, бусинки, кусочки фольги, коробочки, бутылочки) . Любое место в квартире может стать местом для экспериментирования. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например, в ходе эксперимента можно узнать, что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны или кусочки мыла. Б ольшие возможности дает кухня, где можно экспериментировать с крупами, овощами, фруктами, тестом. А на прогулке с ребенком можно изучать свойства песка, глины, почвы, камешков и других природных материалов. Вода. Плавает или тонет? Налейте в таз воду и опускайте туда плавающие и тонущие предметы и игрушки( пробки, дощечки, кораблики) . Переливание воды из кружки в кружку, из кружки в пластиковую бутылку, используя воронку. Растворение сахара в воде, попробовать сладкую водичку на вкус. Окрашивание воды при помощи кисточки и гуаши. Впитывание воды. Налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда губку. Что произошло? Вода исчезла, ее впитала губка. Песок. Сыпучесть песка. Песок можно пересыпать из одного ведерка в другое, при помощи совка и воронки насыпать в пластиковую бутылку. Красим песок гуашью в другой цвет. Раздувание песка. При помощи спринцовки можно раздувать песок, имитируя ветер. Этот опыт можно делать и в пластиковой бутылке, если туда насыпать песок, а в крышку вставить спринцовку. Нажимая ее, можно вызвать движение песка в бутылке. Глина. Размельчение глины. Сухая глина твердая и сыпучая, ее можно размельчать в ступке. Из мокрой глины можно лепить, влажную глину размазывать пальчиком по доске. Что произойдет с поделкой, если ее положить на солнце? А если по высушенному кусочку постучать молотком? Растворение в воде. Размешайте глину в воде. Что с ней происходит? Пусть растворенная глина некоторое время постоит. Что вы наблюдаете? Камешки. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают( туф, пемза) . Гладкие камешки приятно катать между ладоней. Камни можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как некоторые из них шипят. Вертушки, султанчики, полоски из бумаги- эти игрушки помогут наблюдать за направлением ветра. Некоторые из них издают звуки при трении о воздух, тогда можно будет услышать песенку ветра. А еще вы можете превратиться для своих детей в настоящих фокусников и показать им несколько интересных опытов. Цвет в молоке. Понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды. Ход опыта: в молоко насыпается немного пищевого красителя. После короткого ожидания молоко начинает двигаться. Получаются узоры, полоски, закрученные линии. Можно добавить другой цвет, подуть на молоко. Затем ватная палочка обмакивается в средство для мытья посуды и опускается в центр тарелки. Результат: в тарелке образуются различные узоры, спирали, круги. Побеседовать с ребенком: Молоко состоит из молекул жира. При появлении средства для мытья посуды молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители. Что нужно делать взрослому при организации детских экспериментов. 1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детские «почему? » 2. Объяснять ребенку, почему так происходит. 3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту. 4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, поэтому нужно объяснить, почему этого нельзя делать. 5. Поощрять ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию. 6. Оказывать необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию. 7. Учить ребенка наблюдать и делать предположения и выводы. Чего нельзя делать при организации детских экспериментов. 1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования. 2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого. 3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка, а если что- то опасно для него, сделайте вместе с ним. 4. Нельзя запрещать без объяснения. 5. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку. 6. Не спешить делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявлять спокойствие и терпение.