a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов Содержание непосредственно образовательной деятельности. ст.воспитатель Прапро Е.А.

Опубликовано: 2017-02-13 11:58:13

По содержанию непосредственно образовательная деятельность может быть интегрированной, т.е. объединять знания из нескольких областей. Это объединение не является произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач. Например, в непосредственно образовательную деятельность по физическому воспитанию органично войдёт работа по формированию пространственных ориентировок.

Содержание непосредственно образовательной деятельности определяется программой, по которой работает дошкольное учреждение. Немаловажную роль играет непосредственное окружение дошкольного учреждения, а именно наличие достопримечательностей, культурных объектов (библиотека, театр, музей и др.), природных ландшафтов (парк, сквер, река, канал и др.), производственных заведений (ателье, магазин, аптека) и др. Воспитатель должен обеспечить непосредственное знакомство детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, с сезонными изменениями в природе, с видами сельскохозяйственного и другого труда, характерными для той местности, где находится детский сад. Учёт краеведческого принципа и принципа сезонности при разработке плана и содержания непосредственно образовательной деятельности обеспечивает наглядность и повторность восприятия учебного материала, постепенное усложнение знаний в соответствии с особенностями детского мышления, создаёт благоприятные условия для развития познавательных интересов.

В настоящее время преобладает комплексная непосредственно образовательная деятельность, во время которой одновременно решается несколько дидактических задач.

Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса. Прежде всего, следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено, при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны, оборудование, инструменты, материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим, офтальмологическим и эстетическим требованиям. Длительность непосредственно образовательной деятельности должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно.

В процессе общения во время непосредственно образовательной деятельности происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребёнка, но и обратный процесс. Ребёнок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать всё, что сообщает ему педагог. В этом смысле педагог и ребёнок выступают как равноправные партнёры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированной непосредственно образовательной деятельности состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребёнка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания. При организации непосредственно образовательной деятельности профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы. Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жёстко-оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослыми.

Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждение утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка в сочетании с гимнастикой для глаз. Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушение осанки, а гимнастика для глаз развивает зрительное восприятие детей. Физкультминутки организуются систематически, по длительности они кратковременные, это перерывы во время непосредственно образовательной деятельности (2-3 мин) для проведения 2-3 физкультурных упражнений в сочетании с гимнастикой для глаз. Физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяется характером и содержанием непосредственно образовательной деятельности.

Форма организации детей во время непосредственно образовательной деятельности может быть различной: малыши сидят за столами, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.

Эффективность непосредственно образовательной деятельности в большей степени зависит от того, насколько эмоционально она протекает.

Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер. В группах старшего возраста, достаточно сообщения о теме или основной цели непосредственно образовательной деятельности. Дети старшего возраста привлекаются к организации необходимой обстановке, что способствует возникновению интереса к непосредственно образовательной деятельности.

 

 

 

Структура классической непосредственно образовательной деятельности.

 

В любой непосредственно образовательной деятельности выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой: начало, ход непосредственно образовательной деятельности (процесс) и окончание.

 

Структурный компонент

Содержание

Виды деятельности

 

Начало непосредственно образовательной деятельности

 

Предполагает организацию детей: переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и чёткие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты). Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чём он говорит. Детям надо представлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения. Объяснение не должно занимать более 3-5 минут.

 

 

  • игровая;

  • предметная;

  • речевая.

Ход (процесс) непосредственно образовательной деятельности

(основная часть)

Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.

Осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создаёт условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата.

 

  • учебная;

  • игровая;

  • художественная;

  • речевая.

Окончание непосредственно образовательной деятельности

(заключительная часть)

Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности:

- в младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции;

- в средней группе педагог дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей;

- в старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.

 

  • игровая

  • предметная;

  • художественная;

  • речевая.

 

В зависимости от раздела обучения, от целей непосредственно образовательной деятельности методика проведения каждой части непосредственно образовательной деятельности может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части непосредственно образовательной деятельности. После проведения непосредственно образовательной деятельности педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

 

Особенности построения непосредственно образовательной деятельности. Вокруг «стержневой»(основной) деятельности во время непосредственно образовательной деятельности выстраиваются все остальные, используя материал данной деятельности, как базу (мотив) для возникновения следующей. Например, непосредственно образовательная деятельность по развитию мышления:

А) начинается с «игровой разминки» (игры «Внимание» и др.);

Б) содержит в основной своей части задачу, решение которой для шестилетних детей может требовать включения в «учебную» деятельность;

В) завершается «художественной» или «предметной» деятельностью (создание орнамента, строений, моделей и т.д.).

При этом в течение всей непосредственно образовательной деятельности ребёнок попадает в ситуацию, в которой ему необходимо аргументировать, возражать, высказывать просьбу и оценку, вступать в другие виды коммуникации, т.е. говорить.

Структура непосредственно образовательной деятельности зависит от её места в системе непосредственно образовательной деятельности по данной теме. Например, непосредственно образовательную деятельность на закрепление ранее приобретённых знаний и умений, содержание которых вытекает из предыдущей темы, полезно начинать с опроса. Если тема непосредственно образовательной деятельности не имеет достаточно тесной связи с предыдущей темой, то непосредственно образовательную деятельность полезно начинать с изложения нового материала.

Особенности работы по созданию игровой мотивации на

разных возрастных этапах.

 

Младший возраст – мотивация в самом материале, поэтому нет смысла приглашать Незнайку! Мотивации и так достаточно! У каждого ребёнка свой материал – это важно! Материал сам ставит задачу! Проблема в том, чтобы успеть замотивировать, пока они сами не начали с ним действовать.

Средняя группа – можно привести персонаж т.к. в этом возрасте детьми уже освоены роли.

Старшая группа – (сюжеты, сюжетосложения) – главное не персонажи, а сюжеты (передал письмо, самого персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени). В ходе непосредственно образовательной деятельности может использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся роли.

Подготовительная группа – игры с правилами, дети следят за выполнением правил. Используется игра-соревнование с установкой на выигрыш (используются фишки). Дать возможность каждому ребёнку побывать в ситуации выигрыша и проигрыша.

При отсутствии мотивации, нет развития логики.

Правила построения мотивации:

  • учёт возраста (в старшем возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию);

  • мотивация должна быть экономной (2-3 мин), она не должна доминировать, иначе теряется познавательный интерес;

  • завершённость ситуации, персонаж должен проявляться в течение непосредственно образовательной деятельности.

Используя игровую мотивации воспитателю необходимо принять позицию «равного» партнёра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка результата.

 

Планирование результативности непосредственно образовательной деятельности предусматривает:

1. Обобщение полученных знаний и умений, оценку их освоенности.

2. Анализ результатов групповой и индивидуальной работы.

3. Внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату.

Основные функции оценочных воздействий – ориентирующая и стимулирующая: ориентирующаязаключается в том, что ребёнок вследствие педагогической оценки осознаёт собственные знания, результаты своего учения; стимулирующая определяет переживание ребёнком своего успеха или неуспеха и является побуждением к деятельности.

В конце непосредственно образовательной деятельности со старшими детьми формируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке непосредственно образовательной деятельности.

Окончание непосредственно образовательной деятельности в младших группах направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием непосредственно образовательной деятельности, так и с деятельностью детей. Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей. Итоговое суждение и оценку высказывает воспитатель, время от времени привлекая детей.

Возрастные этапы оценки:

Младший возраст – указывая ребёнку на тот или иной недостаток в его деятельности, важно подчеркнуть, какие неудобства или трудности это создаёт для игрового персонажа. ( Ребёнок нарисовал домик без окон, воспитатель от имени зайки может сказать, что ему страшно сидеть в темноте.) В этом возрасте оценка идёт по ходу непосредственно образовательной деятельности, а не в конце. При этом и замечания, и подсказки (как исправить) должны исходить не от педагога, а от игрового персонажа (зайчонок, а не воспитатель просит малыша нарисовать окна в домике). С детьми, которые выполнили задание раньше других, педагог проводит индивидуальные беседы (по учебному и игровому содержанию непосредственно образовательной деятельности, беседу желательно строить как разговор двух игровых персонажей, зайчонок и зайчиха).

 

Средний возраст – ребёнок учится соотносить полученный результат с поставленной им целью и оценивать выполненную работу с точки зрения значимых для него самого качеств.

Принимая определённую роль и действуя в ней (в роли зайчика ребёнок строит себе дом), ребёнок спокойно воспринимает критические замечания педагога, не реагирует отрицательно на свой неуспех. Он относится к критике как к напоминанию выполнять определённые правила игры, в которую вместе с ним играет взрослый. Благодаря этому у детей появляется желание довести начатое дело до конца и добиться результата.

 

Старший возраст – особое внимание следует уделять формированию самооценки и самоконтроля.Очень важно так организовать процесс обучения, чтобы каждый ребёнок в любом виде деятельности добивался нужного результата. Также как и в младшем возрасте, ребёнок радуется удачам, а неудача приводит к растерянности и отказу от работы. Задача взрослого – научить детей не драматизировать неудачи, а относиться к ним как к естественному процессу. «Не ошибается тот, кто ничего не делает».

В начале года руководство и анализ детских работ проводится в игровой форме.

Важно обучать дошкольников взаимодействию друг с другом на основе общего интереса, которое должно восприниматься детьми как действительно необходимое для успеха предстоящей работы. Дети должны договариваться (например, кто будет рисовать предмет, который может быть изображён только в единственном числе). Дети могут сами объединяться в пары на основе личных, дружеских отношений. Ни в коем случае нельзя навязывать ребёнку другого партнёра. Важно высказать одобрение по поводу такой дружной работы, демонстрировать рисунки (если они получились удачными) другим детям.

Оставить комментарий: