Консультация для воспитателей "Формы работы с педагогами доу"
Документы для скачивания
Старший воспитатель: Хоружая Е. В. Современный мир меняется с невероятной скоростью. Изменяются климат, социальные системы, отношения, огромные изменения происходят в науке. Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы воспитателя. И, наверное, каждый педагог в одиночку вряд ли справится с ними. Более того, не каждое образовательное учреждение имеет такой арсенал связей и возможностей, чтобы гибко и эффективно адаптировать педагога к работе в новых условиях. Важным фактором улучшения качества их деятельности является работа, организованная старшим воспитателем, курирующим работу педагогов по всем направлениям образовательной деятельности. Методическая помощь- это оперативное и перспективное реагирование старшего воспитателя на запросы и потребности педагогов. Методическая деятельность- особый вид интеллектуальной деятельности, способствующей росту профессионализма специалистов системы образования. Взаимодействие педагога с методической службой- важное звено непрерывного образования педагогических кадров. На современном этапе развития системы образования основная цель методической работы с кадрами- это создание условий для самореализации педагога, развития его ключевых компетенций: воспитательных, коммуникативных, организаторских, исследовательских, проектировочных, конструктивных. Ведущими принципами методической работы( МР) безусловно, являются дифференциация, непрерывность и адресность. Но на современном этапе первостепенным становится решение задачи усиления адресности методического сопровождения педагога, оперативного реагирования на конкретный запрос, но при условии активной позиции педагога- поиска новых ресурсов развития в себе. Один из способов решения этой задачи видится в предоставлении свободы выбора форм и методов повышения квалификации, получения вариативной методической помощи, поддержки инициатив представления индивидуального опыта педагога. С ущественно изменил ось отношение педагогов к своей профессиональной деятельности, возросла доля воспитателя с развитым самосознанием, которые способны принимать участие в технологических, организационных, социальных инновационных мероприятиях. В практике старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения профессиональной компетентности педагогов: традиционные: работа в едином образовательном пространстве семинары- практикумы дни открытых дверей наставничество педагогические советы повышение квалификации инновационные: «копилка» педагогического мастерства мастер- классы проектная деятельность создание банка инновационных идей творческие конкурсы Передовой опыт – самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. С целью пропаганды опыта лучших педагогов в ДОУ организуются недели педагогического мастерства. В рамках проведения недели мастерства педагогами проводятся открытые показы, на которых представляется лучший опыт в воспитательно- образовательном процессе. Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу. Педагог может посетить занятия своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять те или иные образовательные ресурсы в работе с детьми. Мастер- классы проводятся с целью обучения педагогов. Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующиеся вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества. Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма малопродуктивны в «автономном режиме». Поэтому нужно постоянное взаимодействие «обучающихся» педагогов с тем, кто может оказать содействие в освоении и применении новых технологий. С этой целью нами используются педагогические мастерские и наставничество. Важную роль в повышении теоретического уровня педагогов и совершенствования их педагогической компетентности играют обучающие семин ары: районные, внутрисадовские. К проведению семинаров мы подключаем педагогов и специалистов ДОУ, которые дают практические задания «обучающимся» педагогам и отслеживают их выполнение. Такой форме, как работа в паре, пару составляют педагог, владеющий ИКТ- технология, и педагог с нулевым уровнем работы на компьютере. Данная форма очень эффективна, т. к. , например, педагог более опытный помогает приобрести практические навыки работы на компьютере и отвечает на проблемные вопросы обучающегося. Тематические семинары проводятся старшим воспитателем, специалистами ДОУ или поручаются педагогам, работающим по данным тематикам. Тематические семинары организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков Формы работы с педагогами: Работа с педагогами разнообразна как по форме, так и по содержанию. Творческий подход позволяет выбрать наиболее адекватные в каждом случае формы и методы взаимодействия с педколлективом: 1 Индивидуальные опросы педагогов по выявлению трудностей в воспитании детей. 2 Индивидуальное и групповое консультирование по вопросам эффективного взаимодействия взрослого и ребенка. 3 Дискуссионные клубы, гостиные, семинары- практикумы, круглые столы для педагогов с целью повышения знаний об особенностях воспитания детей в семье. 4 Проведение тренингов. Рост уровня компетентности педагога сопряжен с самоанализом и самооценкой личности, что является внутренним стимулом профессионального самоопределения. В аспекте методической работы муниципальная служба предоставляет педагогу выбор форм работы в соответствии с теми целями, которые он перед собой ставит. Диагностика этого выбора позволяет ст. в оспитателю проектировать и осуществлять свою деятельность в соответствии с образовательным запросом педагога. Очевидно, верное бытует мнение, что" все течет, и ничего нет более постоянного, чем постоянные изменения" . И по итогам диагностического анк етирования педагогов ДОУ наивысшую оценку получили такие формы работы нашей методической службы с педагогами, как проектировочные семинары, практикумы. Предложенные алгоритмы методической работы с педагогами по повышению их профессионального мастерства отличаются цикличностью, а цикличность- это всегда основа системности; наличие её в работе, как правило, приводит к позитивному результату. Именно это позволяет нам в практике работы осуществлять переход от традиционных форм работы с кадрами, к новым, отличающимся большей гибкостью реагирования на меняющуюся ситуацию в образовании, с опорой на запросы потребителя, формам, позволяющим в большей степени учитывать динамику роста профессионализма педагога. Сказать, что, выстроив свою систему работы с кадрами по повышению профессиональной компетентности педагогов, мы решили все вопросы, конечно, нельзя. Проблем много. И в заключении еще одна истина: " В разные эпохи всегда познается нечто разное потому, что в них действуют по разному" ( И. Ф. Гербард) . Перед каждым учителем Концепцией поставлена сложная, но разрешимая задача- " оказаться во времени" . Задача методической службы- создать условия для успешного решения этой задачи.