a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

опыт работы "Взаимодействие семьи и детского сада по формированию у детей трудовых навыков"

Автор: Платонова Клавдия Васильевна Опубликовано: 2017-02-13 18:53:51

МОУ «Шубинская НОШ»

Платонова К.В

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА ПО

ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ

 

                                                                «Воспитание должно развить в
                                                                            человеке привычку и любовь труду;                                            оно должно дать ему возможность
отыскать для себя труд в жизни».
                                                       К. Д. Ушинский.


      Воспитание трудолюбия у ребенка – это сложная и многоплановая задача. Ребенок, умеющий справляться с домашней работой, в дальнейшем будет более легко справляться и с различными жизненными трудностями. Привычка к труду делает ребенка ответственным, значимым, самостоятельным. А вот отсутствие желания и умения что-то делать по дому являются признаком инфантильности и эгоизма. Часто родители при воспитании у детей трудолюбия допускают ошибки: ироническое, пренебрежительное отношение к труду ребенка, стремление родителей все сделать самим, приучение к труду силой, нежелание родителей помогать ребенку.

      Основной целью трудового воспитания  в дошкольном возрасте  является позитивная социализация детей, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим,  для развития трудовых навыков у детей  в своей группе  я стараюсь  создавать  предметно - развивающую среду в соответствии с требованиями ФГОС. Все пространство в группе я разделила на определенные зоны: зона трудовой деятельности ( труд в  природе, по столовой, коллективно- бытовой труд);  зона  активности (сюжетно- ролевые игры, которые, при желании и необходимости легко меняются). Дети  через игру знакомятся с разными  профессиями. В группе созданы сюжетно-ролевые игры: «Ателье», «Почта», «Модный приговор», «Парковка»,  «Супермаркет», «Поликлиника», «Семья», «Железная дорога», «Кафе», «Аэродром», «Строитель», «Зоопарк», «Парикмахерская», «Военная база», «Морской порт». Атрибуты для игр готовят все участники образовательного процесса -  дети, родители и педагоги.

      Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старше- средней группе. Для дежурства по столовой в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурный,  и там же находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства.

       Труд в природе -  одно из самых интересных занятий  у детей нашей группы.  Имеется весь инвентарь по уходу за растениями (фартуки, грабли для рыхления, совочки, лопатки, лейки и т.д.). Совместно с детьми круглый год ухаживаем за комнатными растениями и черепахой Люсильдой,  которая стала любимицей многих детей. Осенью дети собирают семена цветов для выращивания рассады на участке группы. Собирают семена трав для корма птицам зимой. Всю зиму выращиваем пшеницу для корма птицам.

       С особым  удовольствием любят дети мастерить различные поделки для сюжетно-ролевых  игр, делать мамам подарки. В нашу группу приходят  девочки - выпускницы детского сада. Они научили девочек плести браслеты и кольца из мягкой проволоки и резиночек и др.

        Родители нашей группы являются  непосредственными участниками  образовательной процесса.   Уже стало традицией проведение занятий с участием  родителей. Так, в этом году развлечение на основе русского фольклора - «Встречи с тетушкой Загадушкой» ( загадки о труде) провела мама Петрова Даниила  Наталья Владимировна. Родители являются активными участниками во всех намеченных мероприятиях  и  выставках «Вместе с папой», «Вместе с мамой», индивидуальных выставках «Золотые руки матерей», «Подарок Земле» и др.

        Осознавая важность трудового воспитания дошкольников,  учитывая требования времени, наш детский  сад в прошлом учебном работал над проблемой: взаимодействие семьи и детского сада по формированию трудовых навыков у детей дошкольного возраста.

       Начиная работать над этой темой, провела родительское собрание «Взаимодействие семьи и детского сада по формированию у детей трудовых навыков и умений», цель которого -  повышение педагогической компетенции родителей по проблеме трудового воспитания дошкольников в условиях семьи.

       На родительском собрании я  использовала игру   «Продолжи предложение  - «Я знаю, я умею, я могу…».  Исходя из   ответов родителей,  я составила план  работы с учетом  желаний родителей  показать свое любимое занятие и научить  этому детей.

       При подготовке родительского собрания провела анкетирование родителей и опрос детей. Анкетирование показало, что дети дома  не убирают игрушки, не слышат обращение родителей к ним, капризничают. Из наблюдений во время утреннего приема детей и ухода домой выявили, что все родители одевают детей сами (не дают детям самостоятельности).  Опрос детей показал , что дети все любят трудиться  в игре, любят похвалу и награду,  но не знают профессии своих родителей.

        Для решения этой проблемы я использовала различные формы работы:   информационный стенд,  где поместила консультации для родителей «Как воспитать трудолюбие у ребенка 4-5 лет?». «Труд дошкольника в семье»,  «Формирование трудовых навыков и умений детей в семье». Продолжала  знакомить детей с профессиями и трудом взрослых в клубах  «Винтик и Шпунтик» и «Маленькая Фея», стараясь  привлечь как можно больше родителей. Целью нашего клуба является формирование  представлений  детей о труде взрослых.  Заседания  клуба «Винтик и Шпунтик» ведут папы, а «Маленькая фея» - мамы. Так,  папа Яны Соколовой  научил мальчиков строить дом из конструктора «Лесовичок», а  девочки с мамой  Дугиной Виолетты в это же время готовили салат для мальчиков и гостей. Все заняты делом. А чем же занят в это время  воспитатель?  Воспитатель в это время  является корреспондентом газеты «Непоседы»: фотографирует, берет интервью у детей и родителей. После занятий всей группой ели приготовленный салат и пили чай.

      С помощью этого клуба дети познакомились с профессиями электрика, плотника, строителя и др. Папа Даниила  принес заготовки для кормушки, мальчики сколотили кормушки, а девочки украсили их. Какой интересный подарок для девочек сделали мальчики с папой Вани -  ширму с  для  «Показа мод». Мальчики исследовали весь  рабочий материал, а затем дружно работали: один держит брусок, другой закручивает мебельным ключом шуруп. Девочки с мамой Никиты учились азам кулинарии -  стряпали печенье для чаепития…

      Работа в клубе способствует  общению детей со сверстниками и взрослыми, овладению умением работать согласованно, намечать последовательность действий. Проявляется  уважение к труду и людям труда.

      Труд  должен приносит детям радость,  поэтому у нас в группе есть дерево «Добрых дел». Утром во время приема детей родители пишут на зеленых листочках добрые дела,  сделанные детьми дома и приклеивают на дерево. В конце года подведем итоги,  и самый трудолюбивый ребенок получит  медаль «Самый трудолюбивый».  В группе практикуется метод поощрения: мы вырезаем картинки со сказочными  героями и дарим  их детям.  Сколько  радости в глазах у детей, получивших приз за хорошую работу. Чтобы получить заветную картинку, дети активно стараются  при выполнении того или иного поручения, у них появлялся интерес к посильному  труду

      Я стараюсь  организовать труд родителей таким образом, чтобы дети могли наблюдать за ним,  и брать  с родителей  пример трудолюбия и ответственности: приглашаем родителей сделать снежную поделку на участке группы. Дети наблюдают за работой родителей и выполняют посильную работу сами  (собирают снег в кучу).

 Наша группа участвовала в международной акции «Мы за мир на всей планете»,   посвященная Дню Победы. Мне пришлось только собрать кусочки ткани, а родители вместе с детьми во время утреннего приема делали куклы – кувадки, тем самым мы пополнили гирлянду дружбы пятьюдесятью куклами.

     Планирую провести фотовыставки: «Мамины помощники» (фотографии детей в процессе труда дома), «Мы трудимся в детском саду» ( дети в процессе труда на огороде детского сада, в процессе хозяйственно-бытового труда в группе).  Планируем предложить родителям представить свой  опыт по трудовому воспитанию детей в семьях в виде презентаций.

     Я  считаю, что систематическая работа с  родителями, единство педагогических воздействий на ребенка детского сада и семьи позволяют добиваться положительных результатов в трудовом воспитании дошкольников.

 

Оставить комментарий: