a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

проекты

Автор: Платонова Клавдия Васильевна Опубликовано: 2017-02-13 18:57:41

Экологический проект «Письма животным»

Задачи проекта

В образовательном плане работа по проекту позволяет педагогу дать ребенку достаточно большой объем разнообразной информации по экологии, географии, биологии. При этом сами термины не употребляются, дети должны лишь понять их сущность, что в дальнейшем поможет им оценивать окружающую среду с точки зрения существующих в ней взаимосвязей. Выполняемые детьми задания носят обучающий и контроли­рующий характер, а сам прием является многофункциональным и может быть использован при изучении многих тем. Экологический проект « Письма животным» может использоваться и на занятиях по экологии, и в кружковой работе. Занятия по данной методике несут и большую воспитательную нагрузку. Ребенок, написавший слова «Дорогой ежик» или «Дорогая улитка», не станет плохо относиться к животным. Выполне­ние заданий способствует воспитанию у детей бережного отношения к природе, отношения к животным как к равным, помогает избавиться от стереотипного взгляда на человека как царя природы. Поэтому при выборе животных для написания писем особое внимание уделяется охраняемым видам и разъяснению причин необхо­димости их охраны. Это помогает детям понять смысл некоторых правил поведения в природе. Зачастую дети, увидев в природе животное, несут его домой, даже не представляя, какие условия требуются для его содержания. Самостоятельный анализ информации о животном в процессе написания и обсуждения писем (есть ли условия, чтобы пригласить животное к себе) помогает дошкольникам осознать, что место диких животных — в природе.

 Особенности работы по проекту.

При разработке проекта «Письма животным» учитывался тот факт, что в младшем возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира. Знания получен­ные, детьми на занятиях в детском саду помогают ребятам самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, проводить собственные исследования, обобщать

материал, способствуют формированию экологи­чески грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения. Однако при этом знания всегда остаются лишь своеобразным средством, а не целью экологического образова­ния. Известный итальянский писатель, автор «Грамматики фантазии» Джанни Родари, писал: «Воображение все еще находится в нашей школе на положении бедного родственника — вниманию и запоминанию отдается куда больше предпоч­тения; умение внимательно слушать и тщательно запоминать по сей день составляет отличительную особенность примерного, то есть наиболее удобного, наиболее податливого ученика». К сожа­лению, это утверждение во многом справедливо и по отношению к нашему образованию. Ребенок приходит в детский сад, школу с большим творческим потенциалом, реализация которого во многом зависит от педагогов и методов обучения. Проект «Письма животным» помогает развивать фантазию ребенка, превращает обучение в привле­кательный, интересный и творческий процесс.

Известно, что дети лучше воспринимают и запоми­нают эмоционально окрашенный материал, когда за понятиями стоят определенные образы. Внимание ребенка привлекают также новизна, необычность исследуемых объектов, нестандарт­ный взгляд на привычные предметы. Как показали опросы, у многих детей и взрослых существует стереотип: хищные животные плохие, злые, им не место рядом с человеком, волк и крокодил не нуждаются в нашей защите и помощи. Дети очень хорошо усваивают характеристики животных — героев сказок: волк — злой, лиса — хитрая, заяц -трусливый и т.д. Очень часто эти представления у них остаются на всю жизнь. Это не значит, что детям не нужно читать сказки, это значит, что в процессе экологического образования нужно сформировать у них понимание необходимости существования на Земле всех живых организмов, независимо от наших симпатий и антипатий, их взаимосвязи между собой и средой обитания. В древности люди считали, что все, что их окружает, способно чувствовать, думать, желать (дерево грустит, медведь сердится и т.д.).. Наши предки предполагали, что все окружающие их объекты — это «люди в ином обличье». Такой способ познания позволял осмыслить окружающий мир через уподобление его человеку. В младшем возрасте дети, как и их далекие предки в период «детства», легко воспринимают объекты природы на равных, наделяют их чувствами, мышлением, желаниями. Это очень важно с точки зрения воспитания эмоционального отношения к природе. Умения ей сочувствовать и сопереживать.

         В основе проекта лежит игровой прием – написание писем животным. Дети выбирают животное, которое больше всего нравится (любое или из списка, предложенного воспитателем, пишут  ему письмо по определенной схеме; рисуют портрет животного – адресата). « Ответы животных» составляет воспитатель с учетом поставленных вопросов.

          Возможны два варианта организации работы:

  • Индивидуальный – каждый ребенок сам выбирает любимое животное и пишет ему письмо (воспитатель пишет текст ребенка )
  • Коллективный – коллективное письмо.

Я работаю и  по первому варианту, и по второму. Письма пишем индивидуально с каждым ребенком в отдельности, а ответ обсуждаем коллективно Или пишем коллективное письмо, обсуждение на занятии по экологии. Работа строится на основе интегрированного подхода.  Оформляется конверт, рисуют животное на занятии по изо, на занятиях по физо дети изображают повадки животных, на музыкальном имитируют движения животных. На гимнастики после сна изображаем животных в виде упражнений Хатха – йога, Во время прогулок – поиск следов животных. На занятиях по развитию речи – читать стихи, рассказы. Предлагаю посмотреть отрывки DWD фильмов. Обсуждение ответов. «Устные письма» способствуют развитию речи, мышления, чувства юмора, повышению познавательного интереса детей и родителей, развитию их наблюдательности.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Длительность проекта: долгосрочный (учебный год)

Подведение итогов работы, обобщение результатов: подготовить к Дню Земли: рукописные книги о животных (каждый родитель оформляет книгу о выбранном животном),  собрать « Съезд зверей» проблемы экологической среды и охрана животных.

 

Этапы проекта

 

Проект  включает три основных этапа:

           1-й подготовительный: постановка цели и задач, определение методики работы, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

         2-й — основной (исследовательский): выполнение намеченных задач, поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

          3-й обобщающий (заключительный): подведение итогов работы, обобщение результатов в самой различной форме, их анализ, закрепление получен­ных знаний, формулировка выводов и, по возмож­ности, составление рекомендаций.

 

Оставить комментарий: