Назарова А. М. Формирование навыков безопасного поведения детей на прогулке в детском саду. Консультация для воспитателей
Подвижные, как ртуть,
Неугомонные, живые,
Растут они, не ведая забот,
Родительскому сердцу дорогие.
И дети тоже чувствуют, что нет
Гарантий от опасностей и бед.
Но лишь тогда они проявят опасенье,
Коль будут знать,
чего бояться им.
Домокош Варга
Об актуальности темы безопасности можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу?
Очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т. д.
Ребенок должен осознанно действовать в той или иной обстановке. У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни они всегда могли адекватно действовать. Ведь столкнувшись с опасной ситуацией, дети начинают ее решать методом проб и ошибок. На это уходит время и не всегда достигается лучший результат. В опасной же ситуации ребенок должен уметь найти быстрое решение проблемы и желательно с наименьшим ущербом для здоровья. Нужно помочь ребенку вступить в мир готовым к любым неожиданностям.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей в детском саду- дать каждому основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема для нас, воспитателей, представляется актуальной еще и потому, что каждый день, ежеминутно и ежесекундно, мы отвечаем за сохранение здоровья и благополучия каждого ребенка.
Дети дошкольного возраста любознательны, активно двигаются. Стремятся к самостоятельности и это нередко приводит к травмоопасным ситуациям. Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия в детском саду, которые помогут накапливать опыт безопасного поведения.
Задачи воспитания и развития детей:
- Обогащение представлений детейоб основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
- Ознакомление детейс простейшими способами безопасного поведенияв разнообразных опасных ситуациях.
- Формирование знаний о правилах безопасногодорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
- Развитие умений и навыков безопасного поведения у детейв разнообразных опасных ситуациях.
- Закрепление умений и навыков безопасного поведенияв условиях специально организованной и самостоятельной деятельности.
- Развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
- Формированиеосторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям.
Главное, что мы должны сделать в своей работе— это воспитание у ребенка адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.
Хотим мы этого или нет, но в силу некоторых возрастных особенностей ребенок еще не может обеспечить собственную безопасность. Это должны сделать мы, взрослые. Перечислю эти особенности.
Основные физиологические и психологические особенности дошкольников.
- Анатомо-физиологические особенности.
Из-за маленького роста у детей небольшой угол обзора, небольшое поле зрения, поэтому они не способны быстро перевести взгляд с близких объектов на дальние и наоборот. быстро оценить ситуацию.
- Сложности в управлении поведением, импульсивность.
Эти особенности связаны с невысоким уровнем самоконтроля, в результате чего поступки нередко совершаются под влиянием эмоций.
- Повышенная двигательная активности.
В сочетании с любопытством и при отсутствии контроля со стороны взрослых она может стать причиной попадания детей в опасные ситуации.
- Эмоция страха.
Является причиной возникновения множества проблемных ситуаций. В страхогенной ситуации они теряются, впадают в состояние безысходности, незащищенности. Чем труднее ситуация. Тем сильнее в центральной нервной системе развивается торможение.
- Реакции детейпо сравнению со взрослыми замедленны. Например, у взрослого пешехода на то, чтобы оценить обстановку уходит примерно 1 секунда, ребенку для этого необходимо 3-4 секунды. Дети медленно и чаще неправильно принимают решение, так как теряются, не зная, что делать.
- Дошкольникам трудно распределять и переключать внимание объекта на другой. Кроме того, они реагируют на те звуки, которые им интересны.
- Дошкольники не способны запомнить или предвидеть все возможные риски техногенной, природной и социальной среды. Ребенок не понимает и не прогнозируетвозможные последствия своего поведения, не видит потенциальную опасность.
- Неадекватность самооценки, переоценка своих возможностей.
Желание выглядеть взрослее зачастую приводит к плачевным последствиям. Таким образом, можно сказать о том, что дошкольники зачастую не обладают возможностями, позволяющими оценить ситуацию, избежать или преодолеть ее последствия.
Прогулка имеет большое значение в плане формирования навыков безопасного поведения детей.
Исходя из своей практики, рассмотрю формы работы с детьми по формированию навыков безопасного поведения
- В первую очередь, с детьми проводится вступительная беседа на тему: «Правила поведенияна участке д/ сада во время прогулки», в ходе которой дети учатся соблюдать правила безопасного поведения на участке д/с. Они должны знать границы своего участка, им напоминается об опасностях, которые могут подстерегать их на участке.
Во время проведения наблюдений предметом особого рассмотрения становятся такие вопросы:
Зима.
-«Осторожно! Скользко!» – дети знакомятся с правилами безопасности в зимнее время-гололед. Они на практике определяют опасные ситуации, проговаривают правила, которые нужно соблюдать, чтобы не получить травму, помогают дворнику посыпать скользкие места песком.
На прогулке особое внимание уделяется вопросу: «Зимой на горке».
Дети учатся подчиняться правилам поведения при катании с горки: не толкаться, ждать своей очереди, спускаться осторожно.
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы с сосулькой, обращается внимание на то, что сосульки могут быть опасны для человека, дети учатся предвидеть опасность, формируются навыки безопасного поведения.
Весна. Наблюдения за насекомыми, животными, растениями - продолжаем формировать элементарные представления о способах взаимодействия с данными объектами. Для примера рассматриваем вопрос: «Общение с незнакомыми животными». Детям разъясняем, что контакты с животными иногда могут быть опасными, поэтому нужно заботиться о своей безопасности.
- Другим структурным компонентом прогулкиявляется индивидуальная работа, дидактические игры. Они непродолжительны по времени, но и здесь формируются навыки безопасного поведения. При отработке с отдельными детьми физических упражнений, которые у них не получаются, обязательно еще раз проговариваются отдельные элементы, которые могут содержать в себе опасность. Есть часть упражнений, где просто необходимо соблюдать технику безопасности.
В рамках использования дидактических игр эффективными являются такие:
«Сгруппируйте опасные и безопасные предметы или объекты (на улице, в природе)»;
«Приведи пример того, что опасно, а что безопасно»;
«Как ты думаешь, что будет дальше, если мальчик (девочка) поступят так?»; и другие.
При проведении таких игр дети учатся запоминать свои действия в ходе игры и анализируют результаты. В д/игре формируются знания об источниках опасности, о мерах предосторожности, действиях в опасных ситуациях, формируются знания об оказании первой помощи.
- Следующим компонентом прогулокявляются подвижные игры. Формирование навыков безопасного поведения детейпроисходит при организации самих игр и при использовании спортивного инвентаря.
Примеры:
– Игры с мячом («Ловишки с мячом»)-детям объясняется, что догоняя, метиться нужно в туловище, а не в голову.
– Игры с бегом врассыпную. Предупреждаем, что бегаем, не наталкиваясь друг на друга, во избежания столкновений, падений. Для игр отбираем не поврежденный, а исправный инвентарь. П/игры уже сами по себе содержат движение, поэтому при их организации должно быть все четко продумано, чтобы избежать опасных ситуаций.
- Особый интерес и удовольствие дети получают во время трудовой деятельности. Однако трудовая деятельность сопряжена с опасностью для здоровья детей, если используемый инвентарь и оборудование не соответствуют росту, физическим возможностям, оборудование не должно быть тяжелым и травмоопасным. Поэтому мы тщательно осматриваем оборудование перед выполнением трудового процесса, объясняем правила работы с тем или иным инструментом.
При всяком виде трудовой деятельности воспитатель должен помнить об охране их здоровья: не перегревать детей, вовремя заканчивать работу, следить, чтобы дети не поранили друг друга лопатой, граблями и т. д. .Процесс работы надо организовать так, чтобы обеспечить смену движений, чтобы дети отдыхали.
- При организации самостоятельной деятельности детейособое внимание следует уделить той категории детей, которые отличаются наибольшей подвижностью, активностью. Такие дети должны в течение всей прогулкинаходиться под контролем со стороны воспитателя.
Предметом особого разговора должно стать проведение целевых прогулок, экскурсий. Они должны быть тщательно подготовлены, т. к. выход за пределы территории д/сада-это всегда неизведанное, а неизведанное всегда таит в себе определенную опасность.
Экскурсии к перекрестку, дороге, где проводятся беседы о правилах поведения на дороге и в транспорте, о правилах дорожного движения: переходить улицу можно только со взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора. Данный этап имеет большое значение в плане формирования навыков безопасного поведения детей.
Выводы: падения, ушибы, порезы, ссадины, травмы в большинстве своем происходят по прямой или косвенной вине взрослых. «Вакцина против травматизма-воспитание»,- так сказал один из известных ученых. Эта формула адресована, в первую очередь, нам, воспитателям. Воспитывая ребенка и прививая ему навыки безопасного поведения, взрослые ежеминутно должны помнить, что главное - это внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если случиться такое, то найдет из нее выход. Нет большей заслуги, чем сбережение жизни детей, а самое трудное - это научить их беречь свою жизнь.