Обобщение опыта работы учителя ОБЖ Мальченкова В.Н.
Документы для скачивания
Мальченков Владимир Николаевич, учитель ОБЖ, педагогический стаж 23 года Достижения учащихся за 2013 – 2016 учебный год № Название к онкурс а Участники( Ф. И. , класс) Руководитель Результат Сроки проведения( учебный год) Уровень( ОУ, муниципальный, республиканский, всероссийский) 1. Всероссийская о лимпиада школьников по ОБЖ Ахмедханов Д. 10б Мальченков В. Н. призер Январь 2014 республиканский Каниськин А. 8а Мальченков В. Н. 1 место Ноябрь 2013 муниципальный Шумкина Т. 9а Мальченков В. Н. 1 место Ноябрь 2013 муниципальный Захаркин А. 10б Мальченков В. Н. 3 место Ноябрь 2013 муниципальный 2. Всероссийская о лимпиада школьников по ОБЖ Кани ськин Александр 9а Новикова Кри с т ина 8в Ахмедханов Д. ( 11Б) Захаркин А. – 11 «Б» Мальченков В. Н. 1- е место 1- е место 1- е место 2- е место Ноябрь 2014 Муниципальный 3. Всероссийская о лимпиада школьников по ОБЖ Каниськин Александр 9а Мальч енков В. Н. призёр Январь 2015 Республиканский 4. Республиканская спартакиада допризывной молодёжи «День защитника отечества » Команда юношей Каниськин Александр 9а Захаркин А. – 11 «Б» Ахмедханов Д. ( 11Б) Мещеряков Р. - 10б Мальченков В. Н. 3- е место Февраль 2015 Республиканский 5. Республиканская спартакиада допризывной молодёжи, посвящённая 70 летию победы в ВОВ 1941- 1945г. Шестаков В. - 10б Уткин Иван- 10б Мальченков В. Н. 2- е место 3- е место Май 2015 Республиканский 6. Республиканская олимпиада по ОБЖ, проводимая МГПИ им. Евсевьева. Мещеряков Р. - 10б Захаркин А. – 11 «Б» Мальченков В. Н. Призёр Призёр Февраль 2016 Республиканский 7. V республиканские соревнования по разборке и сборке оружия среди кадетов РМ Команда кадетов Мальченков В. Н. победители Сентябрь 2015 Республиканский 8. Республиканский финал военно- спортивных игр отрядов « Движение юных патриотов» в конкурсе « Разборка и сборка автомата» Команда кадетов Мальченков В. Н. призёры Июль 2015 Республиканский 9. Зимняя республиканская спартакиада допризывной молодёжи РМ « Защитник Отечества» Команда кадетов Мальченков В. Н. призёры Февраль 2016 Республиканский 10. Республиканские соревнования по сдаче ГТО среди кадетов РМ Команда кадетов Мальченков В. Н. призёры Ноябрь 2015 Республиканский
ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Целью преподавания курса ОБЖ в школе, является формирование у школьников правильного понимания смысла жизни, своего места и роли в ней, овладение ими приемами и способами самосовершенствования и основами обеспечения безопасности жизнедеятельности, получение практических навыков поведения в сложных ситуациях, исходя из собственных сил и возможностей. Ожидаемые результаты: улучшение качества обучения у ученика на основе использования новых информационных технологий; изменения в методах и организационных формах работы учащихся; готовность и способность учащихся эффективно работать в новой информационной среде; формирование у школьников умения учиться, готовности и способности продуктивно работать в коллективе, решать задачи, взятые из реальной жизни) ; Задачи, стоящие перед учителем при внедрении компьютерных уроков: 1) отработать механизмы совместной работы учителей информатики и учителя с целью проведения уроков с применением компьютерных технологий; 2) подготовить учащихся к работе с программным обеспечением; 3) подготовка и разработка необходимой информации, презентаций по ОБЖ( для учителей и учащихся) ; 4) подготовить и внедрить на ПК необходимое программное обеспечение по ОБЖ. Чтобы идти в ногу со временем, учитель ОБЖ должен владеть основами информационных технологий, иметь представление о наиболее распространенной в настоящее время операционной системе Windows, уметь работать в распространенных компьютерных программах, в частности, Word, Ехсе l, Ро werPoint и рядом других специализированных программ, связанных с предметной деятельностью учителя, пользоваться Интернетом, а также уметь использовать знание компьютеров учащимися, полученные на уроках информационных технологий. Причин компьютеризации обучения можно назвать много. Человек, освоивший персональный компьютер( ПК) , быстро убеждается, что с его помощью писать, рисовать, чертить и делать множество других дел можно более продуктивно, чем без него. Набрать на компьютере и распечатать на принтере задание значительно быстрее и удобнее, чем писать их вручную или печатать на пишущей машинке. Один раз введенные в память компьютера, они могут быть распечатаны, причем в случае необходимости содержание заданий легко откорректировать. Компьютер, имеющий доступ к Интернету, может помочь учителю, ученику в получении разнообразной и полезной дополнительной информации. Компьютер универсален, он- гораздо лучшая" контролирующая машина" , чем те, что разрабатывались ранее; при работе с ним можно использовать все полезные наработки программированного обучения, им можно заменить телевизор и кинопроектор, таблицы, плакаты, кодограммы, калькуляторы и многое другое. На уроках ОБЖ учащиеся получают знания о чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения; о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения; знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций( РСЧС) и гражданской обороны( ГО) . Компьютер выступает как часть исследовательской установки, позволяющей глубже понять изучаемые явления и процессы. Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия( «Я это видел! ») , у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса любого предмета, в том числе и ОБЖ. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Они не привязаны жестко к какому- либо конкретному учебнику, в них представлены наиболее значимые вопросы содержания образования для основной и старшей школы. Кроме использования этих учебников, я составляю презентации, в которые включаю необходимые схемы, таблицы рисунки и видеоматериалы. Кому- то кажется, что использование информационных коммуникационных технологий позволяет учителю расслабиться на уроке, ведь за него все делает компьютер с установленной программой. Однако разработка уроков и использованием информационных технологий требует большого количества личного времени. И эта работа почти невозможна в школе, поэтому оцифровку видео, сканирование, поиск в Интернете чаще всего ведется с использованием домашнего компьютера. Но все эти затраты оправдываются, когда видишь, какой результат дают плоды твоего труда на уроке. Одной из главных составляющих предмета ОБЖ является военно- патриотическое воспитание учащихся. Воспитание должно основываться на примерах. К сожалению, идеалами для многих учеников служат не космонавты или мыслители, а вымышленные герои компьютерных игр, боевиков, всевозможных развлекательных программ. Поэтому на своих уроках я использую видеоматериалы, записанные с телевидения. Подход к каждому ученику должен быть индивидуальным, поэтому некоторым ученикам предлагаю творческие задания, выполнение которых предполагает использование информационно- коммуникационных технологий и освоение проектно- исследовательской деятельности: работу с Интернет- ресурсами, создание презентаций как результат самостоятельной исследовательской деятельности. Лучшие работы учащихся используются в качестве учебного пособия при проведении занятий по соответствующей тематике. При этом обязательно называется автор работы. Таким образом, использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока. Можно выделить следующие способы применения компьютерной техники на уроках ОБЖ: подготовка печатных раздаточных материалов( контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы) ; мультимедийное сопровождение объяснения нового материала( презентации, аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики, компьютерные модели физических экспериментов) ; Конспект урока в 10- м классе по теме: " Военно- Морской Флот" Цели: сформировать представление о ВМФ; ознакомить учащихся с современной структурой ВМФ; развивать аналитико- синтезирующее и абстрактное мышление; развивать речь учащихся, умение работать с литературой – выделять главное; воспитывать гордость за свое Отечество, патриотизм, понимание необходимости прохождения военной службы по призыву. Метод: объяснительно- иллюстративный, частично- поисковый. Оборудование: таблица “Кто на море всех сильнее”; географическая карта России; рисунки кораблей; бескозырка; журналы “Военные знания” № 7 1995, № 11 1995, № 4 1996, № 8 1996, № 12 1997, № 3 1998. Оформление классной доски: Тема: «Военно- морской флот» Эпиграф. “Всякий потентат, который едино войско сухопутно имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет”. Петр I План урока: 1. История создания ВМФ. 2. Предназначение ВМФ. 3. Состав и боевые возможности ВМФ. ХОД УРОКА: I. Организационный момент II. Изучение нового материала – Даже без оформления доски, только потому, что я принес на урок бескозырку, я думаю, вы догадались, что сегодня у нас пойдет речь о ВМФ. Мы с вами изучаем раздел “Основы военной службы” и уже изучили два вида Вооруженных Сил. Назовите их. Сегодня приступаем к изучению последнего из видов – ВМФ. Давайте запишем в тетрадях число и тему занятия. Цель урока, задачи урока: Построим изучение новой темы по такому плану: Обратите внимание на высказывание Петра I, его он вписал в предисловие к “Морскому уставу”. Подумайте, соответствует ли данное высказывание нашему сегодняшнему времени? В конце урока мы вернемся к этому вопросу. 1. История создания ВМФ – Начнем изучение сегодняшней темы с первого вопроса – истории создания флота. Демкина Марина подготовила нам сообщение, пожалуйста, Марина. Петр I Великий – выдающийся государственный деятель и полководец. Он создал регулярную армию и Военно- морской флот России, заложил фундамент русской военной школы. В 1688 году Петр I совершил первое плавание на ботике по Яузе, что привело к возникновению у него серьезного интереса к морскому делу. В 1689 г. при непосредственном участии царя основана корабельная верфь и создана “потешная” флотилия. В 1693 – 1694 гг. Петр I под именем Петра Алексеева совершил плавание по Белому морю на яхте “Святой Петр” и на корабле “Святое пророчество”. 30 октября 1696г. по настоянию Петра I Боярская дума постановила: “Морским судам быть”. Это было решением огромной исторической важности. В результате его осуществления Россия – крупнейшее континентальное государство – должна была стать также морской державой. Еще до Петра I проводились неоднократные кровопролитные войны за выход к морю. Получался заколдованный круг: не владея морским побережьем, нельзя было создать флот, а без него – прочно встать на берегах Балтики. Петр нашел простой выход: он одновременно пробивался к морю и строил корабли. Петр I впервые в истории России провел близ Таганрога морские маневры, а в августе того же года на вновь построенном 46- пушечном корабле “Крепость” отправился в Стамбул для переговоров. Так было положено начало российской морской мощи. 2. Предназначение ВМФ Военно- морской флот предназначен для выполнения стратегических и оперативных задач на океанических и морских театрах военных действий, разрушения важных наземных объектов противника, содействия Сухопутным войскам при проведении операций на приморских направлениях, высадки морских десантов и выполнения ряда других задач. 3. Состав ВМФ – Берега России омываются тринадцатью морями. На сегодняшний день Российский ВМФ состоит из четырех флотов: Северный Флот( СФ) ; Тихоокеанский Флот( ТФ) ; Балтийский Флот( БФ) ; Черноморский Флот( ЧФ) . После Великой Отечественной войны ВМФ вырос во второй флот в мире по мощности. Он мог выполнять задачи практически на всем пространстве Мирового океана. В Сухопутных войсках и в РВСН части вида Вооруженных Сил называются рода войск, а в ВМФ – рода сил. Видео 1 слайд Давайте посмотрим на состав ВМФ и запишем рода сил в тетрадь А теперь посмотрим каждый из них подробнее Видео 4 слайда А теперь обратимся к таблице, на которой дано соотношение военно- морских сил ведущих морских держав мира на начало 2009 года Как вы думаете, на какой позиции находится Россия здесь? Таблица “Кто на море всех сильнее” Страна Количество личного состава Авианосцы Подводные лодки( атомные/ дизельные) Корабли Самолеты морской авиации Англия 44 тыс. чел. 3 16/ 17 81 96 Германия 26 тыс. чел. – 14 128 74 Китай 220 тыс. чел. – 7/ 65 280 685 Россия 180 тыс. чел. 1 36/ 20 220 150 США 550 тыс. чел. 13 75 300 1661 Франция 50 тыс. чел. 1 10/ 2 100 114 Флот имеет очень много отличий от других видов Вооруженных Сил. Это связано, безусловно, со спецификой водной среды, и, наверное, с тем, что человек – существо сугубо сухопутное, и поэтому мы по особому относимся к тем, кто осваивает эти 5/ 6 Земного шара. Форму одежды и воинские звания мы будем проходить в 11 классе, но, я думаю, многие из вас знают эти различия. Итак, начнем с формы одежды. Прочитываем каждую строчку слайда и называем то, что характерно для ВМФ: Пилотка Гимнастерка Парадные брюки Сапоги Цвет оливковый А теперь продолжим сравнения воинских званий Капитан Прапорщик Сержант бескозырка тельняшка клеш ботинки черный( белый) капитан- лейтенант мичман старшина 1- й статьи – А теперь вернемся к эпиграфу нашего сегодняшнего урока. Соответствует ли данное высказывание нашему времени? Докажите IV. История флота знает много примеров, являющихся символами верности военно – морскому Флагу и Российскому Флоту. Народная поговорка гласит: “У моряка нет трудного или легкого пути, есть один путь – славный”. Об одном из подвигов расскажет……Мальченков Слава. “Варяг” – бронепалубный крейсер, экипаж которого отличился во время неравного боя с японской эскадрой. 8 февраля 1904 г. “Варяг” был блокирован в нейтральном корейском порту японской эскадрой. Японцы предъявили ультиматум с требованием покинуть нейтральный порт. Командир “Варяга” В. Ф. Руднев решил принять бой. Русские корабли попытались прорвать японскую блокаду. “Варяг” устремился навстречу японской эскадре, состоящей из 6 крейсеров и 8 миноносцев. “Варяг” потопил вражеский миноносец и нанес серьезные повреждения 2 японским крейсерам. Потеряв почти все: артиллерию, 7 офицеров и 115 матросов убитыми и раненными, получивший 5 подводных пробоин, поврежденный “Варяг” вернулся на рейд. Чтобы избежать захвата кораблей японцами, его экипаж затопил кресер. Оставшихся в живых русских моряков подобрали иностранные корабли. Российские моряки хранят память о подвиге экипажа “Варяг”. Я на палубу выйду И кажется мне – Непрестанно звучат Голоса в глубине И, волнуясь, я каждый Из них узнаю: Мы за Родину дрались В надводном бою. И в подводной атаке Мы шли на таран, Эти волны окрасила Кровь наших ран. Братья, вспомните нас! Замените собой – Тех, кто жизни своей Не жалел молодой! Синий луч По волне пробежал и погас, Никогда не забудут товарищи вас – Защитивших Отечество Сердцем своим. Вашим делом живем, Вашу память храним. V. Итог урока – Мы изучили с вами историю, предназначение, состав ВМФ. Давайте подведем итог. Вам нужно ответить на вопросы теста. Каждый ряд – это команда. Каждый член команды отвечает на 1 вопрос, обводит его кружочком и передает другому. Сначала отвечают все с 1 варианта, затем листок передается 2 варианту и возвращается на 1 парту. Оценивается скорость и, что самое главное, правильность ответов. Итак, начали. А теперь проверим правильность ответов со слайда. В итоге у вас должно было получится слово МОРЯКИ. Выставляются оценки, полученные учащимися за урок. V. Домашнее задание: параграф
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Старошайговская средняя общеобразовательная школа №2» Старошайговского муниципального района Республики Мордовия План профессионального само образования преподавателя обж Мальченкова Владимира Николаевича на 201 4- 2017 гг. » Выполнил: Мальченков Владимир Николаевич, преподаватель обж МОУ « Старошайговская СОШ №2» Старое Шайгово, 2014 Единая методическая проблема школьной методической службы: Системно- деятельностный подход в обучении и воспитании как средство достижения метапредметных результатов Единая методическая проблема методич еского объединения учителей физкультуры, ОБЖ, технологии, музыки, ИЗО и МХК: Эффективные технологии реализации системно- деятельностного подхода Индивидуальная методическая проблема: Индивидуальный подход как одна из наиболее эффективных педагогических технологий при подготовке учащихся, имеющих высокий уровень учебной мотивации. Цель профессионального само образования: Изучить и применять на практике эффективные технологии реализации системно- деятельностного подхода Задачи профессионального самообразования: Изучить теоретические основы системно- деятельностного подхода Расширить свои знания о современных эффективных технологиях Способствовать формированию метапредметных результатов средствами системно- деятельностного подхода Разработать комплект дидактических и методических материалов по использованию эффективных технологий Принцип ы профессионального самообразования: непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, системность. Источники самообразования: СМ И, Интернет, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер- классы, курсы повышения квалификации, муниципальные научно- практические конференции. Формы самообразования: индивидуаль ная, групповая( участие в дея тельности школьного и районного методических объединений учителей обж, сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет) . Ожидаемый результат само образования: реализация сис темно- деятельностн ого подхода на уроках обж, п овышение эффективности достижения обучающимисяметапредметных результатов. Планируемые результаты само образования: Изготовление дидактического материала для уроков обж по уровневой дифференциации Создание банка творческих и проектно- исследовательских работ учащихся; Подготовка комплекта планов- конспектов открытых уроков с применением системно- деятельностного подхода. План само образования разработан на 2013- 2017 гг. и включает следующие этапы. I. Теоретический этап: январь 2014 – июль 2014 гг. выбор цели; формулирование личной индивидуальной темы; осмысление по следовательности своих действий; знакомство с психолого- педагогической и методической литерат урой. II. Практическое решение проблемы: август 2014 – июль 2016 гг. о смысление теоретических изысканий и их пра ктическая отработка; накопление и применение новых технологий, методических приемов; создание дидактических материалов; подготовка комплекта планов- конспектов по системно- деятельностному подходу; практическое применение новых технологий, приемов, мет одов работы на уроках обж; проведение открытых уроков, посещение уроков коллег. III. Оценочный этап: август 2016 – май 201 7г. по дведение итогов работы; оформление результатов; трансляция опыта работы. П лан- график мероприятий П рофессионально го само образования преподавателя обж № Основные н аправления для самообразования педагога Ф ормы деятельности Сроки выполнения Форма результат ов 1. професси ональное 1. Изучение новых образовательных стандартов 2. Знакомство с новыми технологиями через предметные издания, интернет 3. Разработка рабочих программ по предметам 4. Повышение квалификационной категори и 5. Курсы повышения квалификации учителей обж август 20 14 г. - май 2017 г. Рабочие пр ограммы учебных курсов основной школы, Свидетельство о повышении квалификации 2. психолого- педагогическое 1. Совершенствование свои х знаний в области классической и современной педагогики и психологии подростков 2. Изучениетеоретических основ системно- деятельностного подхода 3. Расширение свои х знаний о современных эффективных технологиях август 2014 г. - май 2017 г. 3. психологическое Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов а вгуст 2014 г. – май 2015 г. Повышение эффективности психологической составляющей урока, отсутствие конфликтов с учащимися 4. методическое 1. Совершенствование з наний современного содержания образования учащи хся по обж 2. Знакомство с новыми эффективными технологиями обучения. 3. У частие в работе школьного МО учителей обж. 4. Работа с одарёнными детьми 5. У частие на научно- практических конференциях, конкурсах т ворческих работ 6. Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом. 7. С амоанализ профессиональной деятельности. 8. Создание комплекта дидактических материалов по индивидуализации и дифференц иации обучения по обж. август 2014 г. - август 2017 г. Проекты и творческие работы одаренных учащихся Комплект дидактиче ских материалов для уроков обж по уровневой дифференциации Подготовка комплекта планов- конспектов открытых уроков с использованием системно- деятельностного подхода. 5. правовое И зучение ФЗ «Об образовании в РФ», нормативно- правовых документов в сфере образования август 2014 г. август 2014 г. – май 2017 г. Повышение правовой компетентности 6. эстетическое( гуманитарное) Повышениеобщекультурного уровня через посещение музеев, театров, кинотеатров. август 2014 г. - май 2017 г. Повышение общекультурного уровня 7. историческое Посещение музеев г. Саранска Июнь- июль 2015г. 8. политическое 1. Знание Конституции РФ 2. Повышение уровня политической культуры 3. Систематический просмотр новостных телепередач 4. Чтение периодических изданий «Известия», «Мордовия» август 2014 г. - май 2017 г. Повышение политического уровня 9. информационно- компьютерные технологии 1. Внедрение ИКТ в учебный процесс. 2. Сбор и анализ в Интернете информации по педагогике и психологии. 3. Размещение опыта работы на школьном сайт е 4. Прохождение курсов по теме «Электронные образовательные ресурсы» август 2015 г. - май 2016 г. Опыт работы на школьном сайт е Комплект мультимедийных продуктов для уроков обж 10. охрана здоровья 1. Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. 2. Вести здоровый образ жизни. август 2015 г. - май 2016 г. Разработка памятки использования здоровьесберегающих технологий на уроках обж Разработка физку льтминуток для уроков обж