Тренинг для родителей (из опыта работы)
«Играем с тем, что под рукой» (по методике М. Монтессори),
Цель: ознакомление родителей с материалами Марии Монтессори из зоны практической жизни.
Задачи:
- Расширять контакты между дошкольным учреждением и семьей посредством включения родителей в образовательную работу;
- Повышать педагогическую компетентность родителей по Монтессори педагогике;
- Познакомить родителей с материалами из зоны практический жизни, способами работы с ними;
- Активизировать членов семьи в воспитании и развитии детей.
Материал:чашки, губки, заварочный чайник, ложки, средства для мытья посуды, 2 мисочки, фасоль, крупа, сито.
Ход тренинга.
- Добрый день, уважаемые родители! Предлагаем вам познакомиться с дидактическими материалами Марии Монтессори.
Свою педагогическую систему сама М. Монтессори называла системой саморазвития ребёнка в дидактически подготовленной среде.
Маленькие дети учатся, совершая действие. В то время как взрослые могут научиться некоторым вещям, читая, наблюдая или слушая информацию, ребёнок почти всему обучается только через собственное действие. Он активно развивается умственно и физически, интенсивно тренируя своё тело и ум. Поскольку материалов очень много, для удобства монтессори - класс принято делить на зоны. Это помогает нам поддерживать порядок и видеть, какое занятие выбирает ваш ребенок. Весь игровой дидактический материал мы разделили на пять зон.
Зона практической жизни помогает ребёнку научиться обсуждать себя и других. Здесь всё можно делать по настоящему: стирать вещи и гладить их утюгом, чистить обувь, нарезать хлеб или овощи для салата.
В зоне сенсорного развития ребёнок учится различать предметы по определённым признакам (по высоте, длине, весу, цвету и т.д.). В эту зону входят материалы, развивающие тактильные ощущения, зрение, слух, обоняние.
Математическая зона объединяет материалы, помогающие ребёнку усвоить математические операции.
В языковой зоне дети учатся чтению и письму.
Космическая зона помогает получить первые представления об окружающем мире, о взаимосвязях и взаимодействии явлений и предметов, об истории и культуре разных народов.
-Дома вы можете самостоятельно создать развивающую среду из бесполезных мелочей, которые есть в каждом доме. Все пойдет в дело, ведь эти нехитрые вещи легко могут превратиться в полезные игрушки и станут элементами самых увлекательных игр. Для работы вам не понадобится целая кмната – достаточно выделить небольшой шкаф или этажерку.
- Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с дидактическими играми из практической жизни.
- Любая игра по методике Марии Монтессори начинается с презентации, то есть показа взаимодействия с материалом. Например: «Это стакан, а это кувшин. В кувшине вода. Воду можно перелить из кувшина в стакан».
- Давайте с вами потренируемся и поиграем в игры М.Монтессори из зоны практической жизни (приглашаются родители, для них педагог проводит презентацию материала и просит поработать самостоятельно).
Игра « Золушка»
Возраст: с 2лет
Вам потребуется: 2мисочки; фасоль; крупа; сито.
Как играть. Если малыш уже знает сказку про Золушку, вы можете попробовать выполнить с ним её работу.
Первый вариант
Скажите: «В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зёрнышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!».
Когда крупы перемешаны, смесь кажется однородной, поэтому результат просеивания кажется ребёнку фокусом. Объяснить, в чём секрет, можно, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Обязательно порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату, похвалите маленькую Золушку.
Второй вариант
Насыпать немного крупы в миску и перемешать с фасолью. Ребёнок должен вытащить фасоль пальчиками.
Игра: « Маленький помощник»
Возраст: 2,5-6 лет
Вам потребуется: средство для мытья посуды (лучше взять детское мыло); губка; посуда.
Как играть.
Дети очень любят помогать взрослым. Попросите своего малыша помочь убрать посуду после обеда. Этот процесс сложный и ответственный, и тем более интересный маленькому человеку.
Медленно покажите малышу, как надо мыть тарелку или чашку, чтобы увидел ход действий. Ребёнку предложить повторить упражнение с другим предметом.
Через некоторое время можно отойти от ребёнка, но непрерывно поддерживать с ним связь. Комментируйте его действия, подбадривайте, радуйтесь, какой у вас замечательный помощник.
Когда игра-занятие закончено, следует показать ребёнку, как всё убирать. Только после уборки считается упражнения законченным.
Игра « Переливание из чайника в чашку».
Возраст: с 2 лет
Вам потребуется: небольшой чайник (можно использовать заварочный); маленькая чашка; губка.
Как играть.
Малыш переливает из чайника в чашку. Это простое действие для нас, взрослых, но довольно сложное для 2-3 летних детей. Как вы догадались, губка понадобится для того, чтобы исправить некоторые неудачи.
Игра «Тонет - не тонет».
Возраст с 1,5 лет.
Вам потребуется: прозрачная миска с водой. В другой чашке сложены различные мелкие предметы: гвоздик, камешек и др., полотенце.
Как играть: ребенок по очереди опускает в миску с водой один за другим все предметы. Он наблюдает тонет предмет или нет. Перед опытом «погадайте» с малышом что тонет, что нет.
-Заканчивается каждая игра уборкой. Помните: порядок - это обязательный элемент в системе Монтессори, и не стоит его игнорировать.
-Мы надеемся, что наш тренинг поможет вам, подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучении, к саморазвитию.
- Большое спасибо! До новых встреч.