a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект: «Гуляют ребятки в зимние Святки» (Старший дошкольный возраст

Опубликовано: 2017-02-15 11:40:24

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №2 «Солнышко » с. Красное Проект: «Гуляют ребятки в зимние Святки»( Старший дошкольный возраст) Автор: музыкальный руководитель Кобзева Елена Николавна Цель: Приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить их с обрядом колядования на Руси. Задачи: Поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры; Познакомить детей и родителей с обрядовым праздником «Колядки»; Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни; Побуждать детей и родителей к совместной познавательной и творческой деятельности; Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма. Тип проекта: по числу детей – групповой( принимали участие дети подготовительной группы) ; по доминирующему методу – игровой, информационно- творческий; по предметным областям – межпредметный( литература, музыка, художественное творчество) ; по продолжительности – средней продолжительности. Интеграция с другими образовательными областями: Музыка, коммуникация, художественное творчество, познание. Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Один из таких праздников – Колядки. Это традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания( ряженье с использованием шкур, масок и рогов) , колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания. Дети с огромным удовольствием распевают колядки, т. к. они близки им своим веселым содержанием, незатейливой мелодией. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гуляния «Колядки» силами педагогов, родителей и ребят. Проблема проекта: К сожалению, мы отходим от народных традиций в проведении календарных праздников, в том числе зимнего веселья «Колядки», тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно- нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Участники проекта: Музыкальный руководитель. Воспитатели подготовительной групп ы. Родители. Дети старшей, подготовительной групп 6- 7 лет. Сроки реализации проекта – два месяца( декабрь, январь) . Ожидаемые результаты проекта: Приобщение детей и родителей к традиции проведения народного праздника – Колядки через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии, изготовление костюмов и атрибутов. Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику. Повышение познавательного интереса среди детей и родителей к родной истории. Планирование работы над проектом: 1- й этап: подготовительный – сбор информации, материала. 2- й этап: организационный – разработка плана проведения праздничной недели. 3- й этап: формирующий – проведение мероприятий согласно плану с детьми и родителями. 4- й этап: итоговый( анализ полученных результатов, обобщение опыта) . Достигнутые результаты: Внедрение проекта в воспитательно- образовательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечило развитие у детей и родителей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных закличек и игр- инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать. Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель- сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Материалы к проекту: План проведения проекта «Колядки». Приложение: Организованная образовательная деятельность по теме «Святки»( знакомство детей со значением и обычаями праздника) . Наглядный материал. Технология изготовления «Рождественского печенья». Консультация для родителей « Колядование на Руси». Консультация для родителей «Игры и забавы на улице. Народные приметы, поговорки». Консультация для родителей «Поделки вместе с мамой. Рождественское печенье из солёного теста». Консультация для воспитателей «Подвижные народные игры и забавы на улице». Творческая мастерская «Изготовление шумовых инструментов в совместном творчестве взрослого и ребёнка». Сценка для кукольного театра «Небылицы». Сценарий театрализованного представления «Колядки». Рисунки конкурса: «Весёлая Коляда». Оборудование: Костюмы для взрослых: русские сарафаны, кокошники. Костюмы для детей: русские сарафаны, кокошники, косоворотки, фуражки, костюм Медведя, костюм Козы. Музыкальные инструменты: ложки, бубны, колокольчики, свистульки. Самодельные музыкальные инструменты, изготовленные в творческой мастерской( для шумового оркестра) : коробочки, погремушки, доски. Атрибуты: мешок для угощения, куклы би- ба- бо, ширма. Папка передвижка, иллюстрации, аудиозапись русских наигрышей. Технические средства обучения: ноутбук, колонки, фотоаппарат, электрическое фортепиано. Музыкальный репертуар: Колядки: « Авсень », «Тётенька добренька», «Сею- вею», «Прощальная», русские народные наигрыши. Музыкальные и подвижные игры: «Прятки», «Гори ясно», «Катание с горки», «Жмурки», «Горшки», «Звонарь», «Карусель», «Бабка- Ёжка », «Коза» и т. п. Используемая литература: Материалы из периодических изданий 1. Журнал Музыкальный руководитель № 8- 2008. 2. Журнал Музыкальная палитра № 6- 2008 г. , № 7- 2009 г. , №7- 2010. 3. Журнал Дошкольное воспитание № 10- 1993 г. , № 12- 1993. 4. Кенеман А. В. , Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1988. 5. Мельникова Л. И. , Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении. ООО «Гном- Пресс» 2000. 6. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5- 7 лет. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 7. Князева О. Л. , Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. , 2002. 8. Битютская Н. П. Система педагогического проектирования. Учитель, 2012. Интернет – источники 9. Режим доступа: www. razumniki. ru 10. Режим доступа: www. Strana- sovetov. com 11. Режим доступа: www. ru. wikipedia. org/ wiki/ 12. Режим доступа: http: / / www. trozo. ru/ archives/ 1396 План проведения праздничного гуляния «Колядки» № п/ п Совместная деятельность Цель Ответственные 1 2 3 4 1 день- Организованная образовательная деятельность на тему: «Святки»; - Консультация для воспитателей «Поиграем, позабавимся! »; - Подвижные игры на прогулке «Змея», «Звонарь» и т. п. ; - Консультация для родителей « Колядование на Руси»; - Привлечение родителей к изготовлению костюмов. Повышать познавательный интерес среди детей к родной истории. Приобщать родителей к традиции проведения народного праздника – Колядки. Воспитатели, музыкальный руководитель 2 день- Разучивание закличек, колядок, пословиц, поговорок, игр; - Подвижные игры на прогулке «Горелки», «Горшки» и т. п. Учить эмоционально и выразительно исполнять колядки, развивать ритмический слух и двигательную активность. Музыкальный руководитель, воспитатели 3 день- Кукольный театр «Небылицы»; - Народные подвижные игры на прогулке: «Бабка Ёжка », «Карусель», «Жмурки» и т. п. Вторая половина дня: - Мастер- класс для родителей по изготовлению шумовых музыкальных инструментов; - Консультация для родителей «Игры и забавы на улице. Народные приметы». Расширять кругозора детей. Развивать творчество и воображение в совместной деятельности детей и родителей. Воспитатели, музыкальный руководитель 4 день- Закрепление музыкального репертуара; отбор фольклорной группы « Колядовщиков »; - Подвижные игры на прогулке «Прятки», «Катание с ледяной горки» и т. п. Побуждать детей принимать участие в празднике, проявлять инициативу. Музыкальный руководитель, воспитатели 5 день- Театрализованное представление «Колядки»; - Выставка детского рисунка; - Выставка коллективных работ «Рождественский пряник»; - Подвижные игры на прогулке «Перетяжка», «У дядюшки Трифона» и т. п. ; - Консультация для родителей «Поделки вместе с мамой. Рождественское печенье из солёного теста». Вторая половина дня: - Беседа по теме «Что вы узнали о Колядках»; - Подвижные игры по желанию детей; - Самостоятельная игровая деятельность. Стимулировать творческую активность; Закреплять пройденный материал; Воспитывать уважение к народным традициям. Музыкальный руководитель, воспитатели Музыкальный руководитель Кобзева Елена Николаевна Сценарий проведения святок Коляда, Коляда, открывай ворота! ( фольклорное развлечение для детей подготовительной группы) . Под музыку дети входят в музыкальный зал, рассаживаются на места. Под весёлую музыку вбегает скоморох Скоморох Н аступило Рождество, долго ждали мы его. Святки празднует народ, веселится и поёт. Все на Святки, все на Святки, приходите- ка, ребятки! И овсень, и коляда будут вместе с нами. Да! Святки – это новогодние рождественские праздники, которые исстари отмечали наши предки. Продолжаются они с Рождества до Крещения. Это пора взаимных угощений, веселья и радости. А знаете ли вы традиции Коляды? Дети. Шествие ряженых, колядование и пение колядок, гадание. Скоморох А вы какие- нибудь колядки знаете? Дети: 1. Глубже в небе синева, Ярче вспыхнула звезда. Приходила Коляда Накануне Рождества. 2. По сугробам снеговым Шла, смеясь и веселясь, И к знакомым, и к чужим Под окошками стучась. 3. И за старой Колядой Колядовщики пришли. Встали шумною толпой, Песню звонко повели. Скоморох Д а, ребята, исполнялись особые поздравительные, величальные песни – колядки. Колядное величание – это, прежде всего, пожелание небывалого, сказочного благополучия и богатства в семье. Песенки- колядки незатейливы, зато они легко запоминались и пелись. Послушайте одну из таких колядок. Звучит колядка «Веселья вам озорного»( аудиозапись) Скоморох 1. В деревнях на Святки исполнялись целые праздничные действа – с песнями, плясками, инсценировками, шутками да прибаутками. Коляда стучалась в дома к людям и желала добра, богатого урожая, окончания зимы, здоровья и веселья. И хозяева, в чей дом стучалась коляда, должна была одарить колядовщиков пирогами, деньгами, конфетами, печеньями. Если хозяева оказывались жадными и прогоняли коляду, то коляда бранила их за скупость и желала всяческих бед. Новый год пришел, старый угнал, себя показал! Вставай, народ, выходи из ворот- Солнышко встречать, мороз прогонять! Дай тебе, хозяин, в новый год: На поле — приплод, на току — примолот, Ты нас будешь дарить- мы будем хвалить, А не будешь дарить- Мы будем бранить. Из домика выходит Дед Дед. Дома. О, никак колядовщики к нам во двор пожаловали. Ребёнок- колядовщик 1. Пришла Коляда, Рождество принесла. А мы на Святки принесли колядки. Ой, Колядка, Коляда, золотая голова! Приходила Коляда – Всем добра вам принесла! Ребенок2 С ею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю! Счастье будет вам горою! Урожая воз большой! Ребенок 3 У родись у вас пшеничка, и горох, и чечевичка. На столе всегда пирог, лёгких вам всегда дорог! Поют русскую народную закличку «Тетеньк а- добренька» Во время исполнения колядки из домика выходит Баба с угощением на подносе Баба. Давно вас ждём- поджидаем, праздник без вас не начинаем! Проходите, гости дорогие, у нас для каждого найдётся И местечко, и словечко, и угощение богатое! Дети рассаживаются на места Дед. Не зря мы ждали колядовщиков, готовились. Вон, хозяйка моя, напекла пирогов да пряников. А пряники не простые, а специальные, именные, которые называются « козульки ». ( Показывает детям) . Прежде чем попадали козули на в печь, их обваривали в крутом кипятке, отчего они становились плотными и блестящими и не теряли от жара свою форму. Поливали их сахарной цветной глазурью, чтобы жизнь были сладкая. Видите, они напоминают фигурки коней, коров, овечек. Люди надеются, что козульки прибавят приплод у скота. И даже пели такие заклички: Мы не сами к вам идём, мы Козу во двор ведём! Коза наша не простая, а Козулька расписная! Где Козулечка проходит, там всегда пшеница рОдит. Где Коза махнёт хвостом, там и рожь взойдёт кустом. Где Коза шагнёт ногою – там хлеба взойдут копною. В старину выпечка козуль была семейным делом. Мужчины изготовляли из досок специальные формы для вырезания пряников, женщины готовили темно- коричневого цвета тесто с добавлением патоки, жженого сахара и различных пряностей. Украшали, рас писывали пряники всей семьей — и взрослые и дети, благодаря чему искусство передавалось в семье из поколения в поколение. Скоморох Б удем праздник продо лжать, вместе петь и танцевать А сейчас для вас, ребятки, загадаю я загадки. Вьюга по двору гуляет, в доме ёлочка сверкает. Дети водят хоровод, что за праздник? Дети. Новый год. Скоморох Что же это за девица: не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год! Дети. Ёлка. Скоморох Конечно, это елочка, а давайте про нее песенку вспомним. Исполняется песня «Зеленая красавица» Скоморох Р ади общего веселья приглашаю всех прокатиться на карусели. Проводится народная игра «Карусель» Скоморох В от для вас еще одна загадка Старик у ворот все тепло уволок, Сам не бежит, а стоять не велит. Кто это? Дети. Дед Мороз. Скоморох Правильно. А вы про Мороза стихи знаете? ( несколько человек читают стихи) Скоморох Шире круг, шире круг, музыка зовёт! Всех друзей, всех подруг, в шумный хоровод! Исполняется хоровод «Хорошо, что есть на свете Новый год» Дед. А теперь пришла пора, поиграть нам, детвора! На дворе стоит мороз, приморозит крепко нос. Проводится игра «Снег, лёд, кутерьма» Дед О х, сколько холоду нагнали, я уже совсем замерз. Скоморох Д а это не беда, Дедуля, чтоб согреться, надо подвигаться, например, побегать, потанцевать. Дед. Д а куда мне танцевать, я ведь уже старый, только и могу что на лавке сиднем сидеть, а так хочется в пляс. Скоморох Э то горе не беда. Вот и попляши сидя, а ребята тебе помогут. Исполняются «Ленивые танцы» Баба. А ещё на Святках гадали, судьбу свою хотели узнать. И сейчас мы погадаем, кем ребята станут, когда вырастут, узнаем! Скоморох, неси мешок сюда. Проводится шуточное гадание «Кем будешь? »( В мешочек кладут маленькие карточки с изображениями орудий труда или атрибутов профессиональной одежды. Ребёнок вытаскивает карточку. Что на ней изображено, подскажет – кем он станет в будущем) . Баба. Веселились вы на удивление, заслужили угощение! Пиро ги, печенье, пряники, варенье! ( угощает ребят сладостями) Скоморох В от мы и узнали что- то новое, немного позабытое, старинное, но вечное. Из века в век будут передаваться нам старинные обрядовые праздники России- матушки. И праздник Святки один из них. А сейчас я всех ребят приглашаю в группу, чтобы сделать из соленого теста расписное рождественское печенье. Дети уходят в группу для выполнения поделок.

Оставить комментарий: