Проектирование уроков в соответствии с требованиями ФГОС
Документы для скачивания
Проектирование уроков в соответствии с требованиями ФГОС
Когда людей станут учить не тому,
что они должны думать,
а тому, как они должны думать,
то тогда исчезнут всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 года в основу Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования положен системно-деятельностный подход, который определил три группы требований к его проектированию и реализации:
- к формулированию целей образования как планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных);
- к структуре основной образовательной программы;
- к условиям реализации стандартов.
Системно-деятельностный подход позволит обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных.
Формирование УУД - это одна из важнейших задач учителя, эффективность решения которой зависит от его профессиональной компетентности в области педагогического проектирования учебно-методической документации, технологии обучения и их реализации (под педагогическим проектированием мы понимаем поэтапную разработку образовательной системы, ее элементов и действий, сопровождающуюся изменением субъектов образовательного процесса и качества образования).
Основными принципами построения школьного курса математики на основе системно-деятельностного подхода должны стать принцип системного построения курса математики;
- принцип описания курса математики в единстве общего, особенного и единичного;
- принцип оптимального сочетания фундаментальности и профессиональной направленности обучения курсу математика;
- принцип предметной деятельности при изучении курса математики;
- принцип развивающего обучения.
Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?
Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
Скаткин М.
Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.
Рождение любого урока начинается с осознания правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
- уроки «открытия» нового знания;
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
- уроки рефлексии;
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
- уроки общеметодологической направленности;
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: формировать у учащихся представления о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитии.
- уроки развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Каждый урок имеет определенную структуру.
Структура урока «открытия» нового знания:
- Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
- Этап актуализации пробного действия;
- Этап выявления места и причины затруднения;
- Этап построения проекта выхода из затруднения;
- Этап реализации построенного проекта;
- Этап первичного закрепления с проговариванием в речи;
- Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону;
- Этап включения в систему знаний и повторения;
- Этап рефлексии учебной деятельности.
Структура урока рефлексии:
- Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
- Этап актуализации и пробного учебного действия;
- Этап локализации индивидуальных затруднений;
- Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
- Этап реализации построенного проекта;
- Этап обобщения затруднений во внешней речи;
- Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
- Этап включения в систему знаний и повторения;
- Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Структура урока общеметодологической направленности:
- Этап мотивации;
- Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии;
- Этап закрепления с проговариванием во внешней речи;
- Этап включения изученного в систему знаний;
- Этап рефлексии учебной деятельности на уроке;
Структура урока развивающего контроля:
- Этап проведения контрольной работы;
- Этап мотивации (самоопределения);
- Этап актуализации и самоконтроля;
- Этап анализа контрольной работы;
- Этап локализация индивидуальных затруднений;
- Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
- Этап реализации построенного проекта;
- Этап обобщения затруднений во внешней речи;
- Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
- Этап повторения и решения заданий творческого уровня;
- Этап рефлексии учебной деятельности.
Один из способов построения современного урока – это технологическая карта. Рассмотрим на примере. (Приложение 1)
В структуре технологической карты урока мы предлагаем выделить блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:
- блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
- инструментальный блок (какими средствами это достижимо);
- блок организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).
Блок целеполагания (тема урока и цель урока)
На современном уроке цель определяется:
- планируемым результатом урока;
- путями реализации этого плана.
Целеполагающий блок технологической карты включает в себя несколько компонентов, цель ставится перед каждым этапом учебной деятельности.
Каждый предмет и каждая тема урока обладают своими возможностями формирования личности ребёнка.
Инструментальный блок
Каждое действие мысленно предвосхищается как задача, которую необходимо решить. Условия задач формулирует учитель. Однако обратим внимание на то, что, активизируя познавательную деятельность учащихся, учитель с помощью проблемных вопросов побуждает ребят самостоятельно формулировать задачи, решение которых приведёт к цели.
Итак, необходимо сформулировать перечень всех задач, выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности на уроке. Решив их, содружество "ученик – учитель" придёт к достижению генеральной цели. Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: "Что я должен сделать, чтобы достичь цели урока?" Соответственно, начало выглядит следующим образом:
- проверить…
- объяснить…
- повторить…
- научить…
- продемонстрировать…
- побудить к самостоятельному… и т.п.
На фоне этого перечня учитель увидит наиболее целесообразный для решения этих задач тип урока.
Организационно - деятельностный блок
Описание системы учебных занятий.
Структура технологической карты
Дидактическая структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |