статья на тему коррекция самооценки детей старшего возраста в подвижных играх
Документы для скачивания
К ВОПРОСУ О КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ Коробовская Наталья Леонидовна Аннотация: в статье раскрывается сущность понятия «самооценка», ее виды, ее значение в дошкольном возрасте. Проанализировано понятие «психокоррекция» и возможности использования подвижных игр в коррекции самооценки. Ключевые слова: самооценка, старший дошкольный возраст, психокоррекция, подвижная игра. Самооценка представляет собой личностное образование, которое отражает эмоционально- ценностное отношение личности к себе, участвующее в регуляции поведения и деятельности. Проблеме самооценке уделяли внимание в своих исследованиях Л. И. Божович, М. И. Лисина, У. Джеймс, Э. Бернс, И. И. Чеснокова и другие исследователи. В их работах было не только раскрыто само понятие самооценки, но также выделены ее структурные компоненты, факторы и условия ее формирования. В старшем дошкольном возрасте самооценка активно формируется. Это начальный период осознания ребёнком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Развитие самооценки происходит в разных видах деятельности ребенка и во взаимодействии с окружающими его людьми: взрослыми и сверстниками. К концу старшего дошкольного возраста представляет собой относительно устойчивое образование. А. В. Захаровой подчеркивается, что самооценка в дошкольном возрасте носит неустойчивый характер. Ее отличают следующие особенности: устойчивый характер, разнообразие эмоционального содержания( положительные и отрицательные оценочные суждения) , направленность( завышенная, заниженная) [ 6] . Старшие дошкольники, у которых отмечается завышенная самооценка в поведении характеризуются: чрезмерной подвижностью; быстрой сменой одного вида деятельности на другой; отсутствием стремления к получению качественного результата своей деятельности; отсутствием стремления оценивать свои поступки и действия; неадекватным восприятием своих возможностей; проявлением демонстративности; стремлением доминировать, быть в центре внимания; высоким уровнем притязаний; стремлением к успеху. Неадекватное восприятие своих возможностей часто приводит к тому, что такие старшие дошкольники стремятся обратить на себя внимание не получением качественного результата при выполнении деятельности, а нарушая правила поведения( выкрикивают с места, перебивают в оспитателя, кривляются и т. д. ) . В отличие от детей с завышенной самооценкой, для старших дошкольников, у которых отмечается адекватная самооценка характерно: стремление оценивать результаты своих действий и поступков; стремление к получению качественного результата своей деятельности; уверенность в своих силах и возможностях, адекватная их оценка; проявление настойчивости в достижении поставленной цели; проявление активности; уравновешенность; дружелюбие; стремление к сотрудничеству со сверстниками; проявление взаи мопомощи; стремление к успеху. При этом, автор указывает, что старшие дошкольники с заниженной самооценкой имеют совершенно иные характерные черты. Для них свойственны: нерешительность; неуверенность в своих силах и возможностях; затруднения в налаживании межличностных отношений; отсутствие стремления к сотрудничеству со сверстниками; скованность; повышенная плаксивость; отсутствие способности проявлять активность в отстаивании своей точки зрения; проявления тревожности; отказ от выполнении задания при затруднениях; выбор наиболее легких заданий; стремление избегать неудачи и отрицательные эмоции, связанные с переживанием неудач; ориентация на оценку взрослого[ 6] . Для того, чтобы у ребенка формировалось адекватное и положительное отношение к себе, а также конструктивные взаимоотношения с окружающими необходимо корректировать самооценку. В психолого- педагогической литературе психокоррекцию также рассматривают, как систему мероприятий, направленных на исправление недостатков в поведении или личности человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Коррекция самооценки у дошкольников представляет собой комплекс мероприятий, направленных на формирование положительного отношения к себе и умения оценивать себя. По мнению О. А. Белобрыкиной, эффективным средством развития и коррекции самооценки является использование регламентированных правилами видов деятельности. В этом аспекте, на наш взгляд, большой интерес представляют собой возможности использования подвижной игры, поскольку подвижные игры являются очень любимыми детьми старшего дошкольного возраста. Дети всегда с удовольствием принимают в них участие, и поэтому потенциал подвижной игры в коррекции самооценки может быть достаточно высокими. В тоже время психолого- педагогические условия использования подвижных игр как средства коррекции самооценки практически не разработаны[ 2] . М. Н. Жуков определяет подвижную игру как упражнение, с помощью которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребёнка к определенным умственным и физическим усилиям[ 5] . В методике физического воспитания игры классифицируют следующим образом. Выделяют подвижные и спортивные игры. К подвижным относят сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм относят баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и т. д. Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы, в которых он творчески перевоплощается, изображая какое- либо животное, например. Несюжетные подвижные содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на игры типа перебежки, ловишки, игры с элементами соревнований, игры- эстафеты, игры с предметами и т. д. Е. А. Вяхирева указывает, что п одвижная игра способствует расширению представлений ребёнка об окружающем мире, развитию мышления, смекалки, ловкости, ценностных морально- волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребёнка[ 4] . В структуре подвижной игры выделяют содержание, двигательные действия и правила. Содержание игры определяется движениями, которые входят в состав той или иной игры. Н. В. Финогенова указывает, что п равила в подвижной игре носят организующий характер: они определяют ход игры, последовательность выполнения действий, взаимоотношения участников игры, поведение каждого играющего. Правила показывают, как должны вести себя все дети во время игры[ 8] . Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно- творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях и сочетаниях. Р. В. Климкова называет п одвижные игры играми с правилами. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры. Подвижные игры различают по двигательному содержанию, иначе говоря, по доминирующему в каждой игре основному движению( игры с бегом, игры с прыжками и т. д. ) [ 7] . Коррекционный процесс предполагает работу с тем или иным нарушением, отклонением от общепринятой нормы. В соответствии с этим, для коррекции самооценки детей с помощью подвижной игры, должна быть сформирована группа детей, у которых отмечается заниженная самооценка, завышенная самооценка, либо самооценка является недостаточно развитой и характеризуется слабой дифференцированностью оценочных представлений, неумением формулировать оценки. Следующий аспект связан с определением условий, разработкой этапов, методов и приемов работы по коррекции самооценки в процессе использования подвижных игр. Мы полагаем, что к числу важных условий коррекции самооценки у детей в подвижных играх относятся следующие: учет особенностей и уровня развития самооценки каждого конкретного ребенка, подбор подвижных игр, в которых ребенку необходимо проявить себя и оценить собственные действия, создание благоприятного эмоционального фона в группе и регулирование взаимоотношений между детьми. Наличие в одной группе детей с завышенной и с заниженной самооценкой может обуславливать возникновение разнообразных конфликтов, поэтому целесообразно работать над установлением конструктивных положительных взаимоотношений в группе, своевременно предупреждая развивающиеся конфликты, либо разрешая их. Положительный эмоциональный фон во время проведения подвижных игр будет способствовать формированию у детей стабильного эмоционального состояния, в котором ребенок будет способен к адекватной оценке себя. В работе исследователя А. В. Захарова на основе анализа причин нарушений самооценки выделяются следующие этапы. При их выделении автор исходит из понимания того, что ключевой причиной нарушения самооценки является недостаточная сформированность положительного отношения к себе, на одном полюсе которой формируется неуверенность и, как следствие, заниженная самооценка, на другом полюсе которой формируется самоуверенность, и, как следствие, завышенная самооценка. Эти этапы включают в себя: 1. Осознание своих личностных качеств и возможностей. 2. Формирование умения оценивать себя на основе соотнесения реального и идеального. 3. Закрепление навыков самооценочной деятельности в разных видах деятельности[ 6] . Придерживаясь позиции данного автора, мы полагаем, что организацию работы по коррекции самооценки старших дошкольников в подвижной игре, м ожно осуществлять на основе данной последовательности этапов и их содержательной характеристики. Важное значение при реализации данных этапов играют методы и приемы работы, с помощью которых будет формироваться адекватная самооценка. К этим приемам относятся следующие: - моделирование в игре ситуаций, когда одни участники являются победителями, другие – проигравшими, для выражения детьми собственных чувств, и формирования отношения к себе в этот момент. - использование игр и упражнений, создающих ситуацию успеха для ребенка, и формирующих у него самопринятие; - использование рефлексии, как механизма осознания собственных возможностей и умений; - использование сравнения как приема деятельности по анализу собственных качеств и качеств другого ребенка; - формирование правильных оценочных суждений, без «перехода на личность»; - использование эмоциональной поддержки детей и т. д. Л. В. Бороздина отмечае т, что для развития самооценки важно, чтобы оценка педагогом действий ребенка была аргументированной, и касалась непосредственно действий ребенка, его игровых умений и навыков, а не личности и личностных характеристик. Аргументированная оценка действий ребенка предполагает, что в игре введены определенные критерии, показатели ее качества, как, например, выполнение игровой роли, соблюдение правил и т. д. , в соответствии с которыми педагог после проведения игры оценивает действия ребенка. Эти критерии оценки ребенок должен знать заранее, чтобы он мог использовать их как ориентир, и в соответствии с ними регулировать свое поведение[ 3] . Также важное значение имеет характер оценки. Эмоциональность оценки взрослого, особенно если она связана с проявлением негативных эмоций по отношению к ребенку, может оказать отрицательное влияние на развитие самооценки. Это означает, что процесс оценивания взрослый должен осуществлять максимально обдуманно, понимая, что ребенок воспринимает эти оценки, и они ложатся в основу его собственного представления о самом себе. Р ебенка в игре оценивают еще и сверстники. Для развития самооценки детей старшего дошкольного возраста важно учить детей как оценивать самих себя, так и оценивать других детей. В игре этому могут помогать разные средства. Например, оценива ни ю своих собственных действий в игре, и развитию самооценки может способствовать рефлексия, проведенная в разной форме, вербальная самооценка по итогам игры. Как указывает Н. Н. Авдеева, А. И. Силвестру может использоваться оценка детьми друг друга по принципу называния положительных качеств другого ребенка, проявившихся в игре, называнию объективных результатов, достигнутых ребенком и т. д. [ 1] . Немаловажную роль при организации работу имеет формирование у детей определенного словарного запаса, с помощью которых дети могут осуществлять эту оценку таким образом, чтобы она являлась корректной и способствовала развитию самооценки ребенка. Р азвитию самооценки детей старшего дошкольного возраста в подвижной игре способствует формирование умения оценивать самого себя, накопление системы представлений о себе в игре( О. А. Белобрыкина) [ 2] . Этому может способствовать разнообразие содержаний игр, игровых заданий, в ходе которых ребенок пробует себя в разной роли, учится проявлять разные эмоциональные состояния, разные физические качества и, одновременно с этим, осознавать их, что он может таким образом выражать свои эмоции, справляться с такими- то заданиями и т. д. Также важнейшим условием для развития самооценки детей старшего дошкольного возраста в подвижной игре является организация взаимодействия детей друг с другом. Создание благоприятной эмоциональной обстановки сотрудничества между детьми будет способствовать формированию у них положительного отношения к себе. Появление ситуации исключения ребенка из какой- то игры, чрезмерно частых наказаний ребёнка за несоблюдение правил, может, наоборот, приводить к формированию негативной самооценки. Таким образом, анализ литературы показывает, что подвижная игра может выступать одним из средств развития самооценки детей старшего дошкольного возраста. Этому способствуют: целенаправленное обогащение представлений ребенка о самом себе и формирование оценочных суждений; аргументированная оценка педагогом действий ребенка, формирование умений и навыков оценочных суждений. Библиографический список Авдеева Н. Н. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет/ / Воспитание, обучение и психоло гическое развитие. М. , 2006. 187 с. Белобрыкина О. А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте. СПб. : Речь, 2006. 320 с. Бороздина Л. В. Что такое самооценка? / / Психологический журнал. Т. 13. 2012. №4. С. 99- 100. Вяхирева Е. А. Виды игр и их особенности. М. , 2014. 163 с. Жуков М. Н. Подвижные игры. М. : «Ака демия», 2010. 160 с. Захарова А. В. Структурно- динамическая модель самооценки/ / Вопросы психологии. 2011. №1. С. 5 – 18 Климкова Р. В. Методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М. : Просвещение, 2000. 246 с. Финогенова Н. В. Подвижные игры в физическом воспитании детей в период подготовки к обу чению в школе: учеб. - метод. пос. - Волгоград: ВГАФК, 2003. 52 с.