План работы по самообразованию. Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»
Документы для скачивания
План работы по самообразованию. Тема: «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО » Тема самообразования воспитателя Зубехиной Ларисы Александровны. Актуальность выбранной темы самообразования, цели и задачи. Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестаёт быть личностью. В. А. Сухомлинский Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно- нравственного воспитания это шаг к возрождению России. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях, чувство патриотизма и гражданственности. На данный момент определены основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно- патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина. Понятие" патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков. Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно- ценностных ориентаций, духовно- нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально- психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно- патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных ( дома, детского сада, края) ; труд людей; традиции; общественные события и т. п. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту. Встает вопрос – как обеспечить и правильно организовать более плодотворную воспитательную работу в детском саду, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Поэтому, моя тема самообразования в этом учебном году посвящена вопросу нравственно- патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО. Понимая важность данной проблемы, я поставила перед собой цель: повысить свою профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам нравственно- патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО. Для достижения цели наметила пути решения следующих задач: 1. Повысить свой теоретический и научно- методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам нравственно- патриотического воспитания дошкольников; через посещение занятий, семинаров, МО и т. п. как в детском са ду, так и на муниципальном и областном уровне. 2. Провести анкетирование родителей и педагогов по теме «Патриотическое воспитание ребенка » 3. Проанализировать условия, созданные в детском саду по нравственно- патриотическому воспитанию детей 4. Разработать ( подобрать материалы) и применить на практике: - методические рекомендации для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях перехода на ФГОС ДО »- консультацию для родителей «Патриотическое воспитание в семье », - папка- передвижка «Азбука нравственности »- перспективно- тематический план работы по нравственно- патриотическому воспитанию для старших дошкольников- оформление тематической выставки в методическом кабинете « Нравственно- патриотическое воспитание » ( картотека дидактических и мультимедийных игр для детей, худ. л итература, методическая литература, пособия) - круглый стол для педагогов «Растим детей патриотами» 5. Провести самоанализ и подготовить творческий отчет о проделанной работе на итоговом педсовете. Литература по данной теме: 1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников », « Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью» 2. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека » 3. Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье» 4. Арапова- Пискарева Н. «Мой родной дом». Программа нравственно- патриотического воспитания дошкольников. 5. Арапова- Пискарева Н. «Маленькие Россияне» 6. Джесси Рассел « Воспитание » 7. Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной» 8. Г. Н. Жучкова « Нравственные беседы с детьми 4- 6 лет» 9. «Я, ты, мы», «Как себя вести» ( авт. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина) 10. Зацепина М. Б. " Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников" . 11. Козлова С. А. " Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью" . Статьи: 1. Дмитриева Э. А. «Патриотическое воспитание в ДОУ » 2. Базарова О. Б. « Нравственно- патриотическое воспитание дощкольников » 3. Петрова В. И. « Нравственное воспитание в детском саду » 4. Иванова Т. В. «Патриотическое воспитание детей 6- 7 лет » Творческое сотрудничество по теме самообразования: с библиотекой. ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ( НА 2016- 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД) . 1. О ргани зационно- ознакомительный этап: сентябр ь- ноябрь. Определение темы самообразования, подбор и изучение литературы по проблеме, составление плана работы. Практический выход: План работы по теме самообразования. 2. О сновной этап: декабрь- апрель. - Посещение занятий, семинаров, МО по данной теме, как в де тском саду, так и на муниципальном, областном уровне. - Подборка дидактических и мультимедийных игр, наглядно- дидактических пособий, художественной литературы для детей по патриотическому воспитанию. - Проведение анкетирования педагогов и родителей «Патриотическое воспитание ребенка ». - Разработка и оформление методических рекомендаций для педагогов « Патриотическое воспитание дошкольников в условиях перехода на ФГОС ДО ». - Провести консультацию для родителей «Патриотическое воспитание в семье », оформить папку- передвижку «Азбука нравственности »- Составить перспективно- тематический план работы по нравственно- патриотическому воспитанию для старших дошкольников на следующий учебный год. Практический выход: выставка в методическом кабинете « Нравственно- патриотическое воспитание »; аналитическая справка по результатам анкетирования, текст методических рекомендаций и консультации для родителей; перспективно- тематический план работы 3. З аключительный этап: май- июнь. Подведение итогов работы, выводы, самоанализ. Проведение круглого стола с педагогами «Растим патриотов». Постановка новых задач, выбор темы самообразования на следующий учебный год. Практический выход: творческий отчет; план- конспект круглого стола с педагогами.