Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры.
Документы для скачивания
Опыт работы по духовно- нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры. Актуальность и перспективность опыта. Духовно- нравственное воспитание детей на основе православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе. Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать, чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Жизнь без духа, бездуховность никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. В народе всегда сильна была власть добра, справедливости, праведно сти, нравственности. Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно- прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и вели чия, чтобы приобщиться к её истокам. Ребенок, начиная активную жизнь, сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что ещё мало знает об этом мире, но должен и хочет познать его, ему нужно научиться жить в окружении себе подобных. И не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувст вовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порица ют, за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают. В процессе этого сложного познания ребенок становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собст венное поведение. Духовно- нравственное воспитание детей возможно только совместны ми усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Предпри нятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно нравственной лич ности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном воз расте происходит усвоение социальных норм, моральных требований. По этому важно помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычая и цен ности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспи тание детей. В последние годы в системе дошкольного образования произошли опре деленные перемены. Обновляется содержание образования и воспитания детей. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по- новому, многое для себя открываем заново и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделя лось большое внимание. В. Г. Белинский. К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотде лимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, спо собности противостоять лжи и жестокости. Новизна опыта ориентирован а на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, одной из основных целей которого является объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Условия формирования опыта. Обращение к опыту основ православной культуры в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно необходимо, так как общество и государство нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно- нравственные компоненты содержания образования. Сегодня особенно актуальны слова президента Владимира Владимировича Путина: «Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры, вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь приобретаем себя, ищем нравственные основы жизни» Изучение основ православной культуры, должно быть начато как можно раньше, в дошкольном возрасте, с учетом возрастных особенностей и условий общественного и семейного воспитания. Именно поэтому, проработав много лет в детском саду, я пришла к убеждению, что воспитание без духовно- нравственной основы неполноценно. Работа по православному воспитанию не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет педагогический процесс и вносит в жизнь нашего детского сада особую одухотворенность. Прежде чем начать работу в детском саду, я пытала сь изучить отношение родителей к данной пр облеме, проведя анкетирование. Анализируя ответы родителей, пришла к выводу, что несмотря на различные мнения, как правило всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, и выросли с четкими представлениями о нормах морали и нравственности. Проведенные анкетирования, беседы, консультации, встречи с родителями показали, что основная часть родителей наших воспитанников считает себя православными людьми, однако они плохо представляют себе православное учение. К тому же у родителей очень мало или совсем отсутствуют знания о возрастных особенностях детей, о воспитании, о народной педагогике. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходят: усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Почему именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре, зле, о нравственных эталонах и нормах поведения и взаимоотношений. Учитывая значимость и актуа льность этой работы, определила основную цель своей рабо ты: - содействие целостному духовно- нравственному и социальному развитию личности ребенка- дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством ег о приобщения к основам православной культуры, при освоении духовно- нравственных традиций народа( норм поведения, навыков общения и взаимной помощи. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: - Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями пра вославные календарные праздники; - Формировать художественно- речевые навыки, пополнять словарь детей; - Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка; - Ориентировать семью на духовно- нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представ лений о формах семейного уклада; - Приучать к этическим но рмам поведения и самодисциплине; - Развивать правовую базу для духовно- нравственного воспитания в процессе реализации проекта духовно- нравственной куль туры деятельности детского сада; - Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и б ережное отношение к результатам; - Воспитывать патриотические чувств а, связывающие разные поколения; - Воспитывать духовно- нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения. Теоретическ ой базой опыта использовались следующие нормативные документы, методические разработки и технологии: Закон РФ от 29. 12. 2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации Кисилева Л. С Проектный метод в деятельности дошкольного учреждени я: – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с. Конвенция о правах ребенка Концепция дошкольного воспитания. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. П римерный региональный модуль про граммы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем » под ред. Бурляева О. В. Саранск: морд. кн. издательство, 2011, - 104с. Программа для детских садов, общеобразовательных, воскресных, православных школ, средних профессиональных и специальных учебных заведений Гребеньков В. А. , Меньшиков В. М. . - Курск. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева( 2001г. ) СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13 « Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольн ых образовательных организаций» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. - М: ТЦ Сфера, 2014. Это спланировало дальнейшую деятельность и выделить основные направления работы: 1. Духовно- образовательное( занятия, беседы, устные поучения) . 2. Воспитательно- оздоровительное( занятия- утренники, игры: подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, походы) . 3. Культурно- познавательное( встречи, целевые прогулки) . 4. Нравственно- трудовое( продуктивная деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам) . При работе с детьми использ овались следующие методы обучения: Наглядно- действенный метод : показ сказок( педагогами, детьми) ; рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций; проведения дидактических и музыкально- дидактических игр; наблюдений; экскурсий; воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях Словесно- образный метод представляется наиболее эффективным в процессе: чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем; чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией: бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; ответов на вопросы педагога, детей; рассказов детей о своих впечатлениях; разбора житейских ситуаций; Практический метод использовал тся, когда необходимо: организация продуктивной деятельности: ИЗО( впечатления после занятия- утренника) , ручной труд( Вифлеемская звезда, рождественский ангел и т. д. ) проведение игр: со строительным материалом( «Ступеньки к Храму») , дидактические( «Хорошие и плохие поступки») , подвижные( «Помоги дедушке») , малоподвижные( « Мирилка ») Технология опыта. На начальном этапе нач ин ала работу с того, что выявила степень сформированности у дошкольников основ духовно- нравственной культуры. Для этого был проведен первичный мониторинг, который обозначил проблему и противоречие. После изучения и отбора необходимого содержания из дошкольных методик был составлен перспективный план работы для детей дошкольного возраста. Работ ая по этому направлению, использовала различные виды деятельности. Особое внимание уделяла различным видам игр: - п альчиковые: «Ладушки», «Моя семья», «Дом»; - сюжетно – ролевые: «Дочки – матери», «Строим дом ». В организации сюжетно- ролевых игр я учитываю нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив; - д идактические: ( «Праздники и традиции», » «Собери храм», «Собери яйцо», » Угадай по описанию», «Добрые дела». - к онструктивные: «Выложи из палочек», «Моделирование храма». - п одвижные игры: «Помоги бабушке и дедушке», игр- забав, народных и хороводных игр: ( «Горелки», «Мы веселые ребята», « Ловишка » и др. ) Про дуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах. П родуктивная деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к народным и православным праздникам, рисунки по моти вам художественных произведений. Т еатрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях( «Как бы ты поступил») , ( «Давай помиримся»…) Показ детьми и воспитателем кукольных спектаклей: сказка «Шарф – Покров», «Масленица», «Пасхальная сказка» и другие. Проводились открытые занятия на тему: «Богородица – наша Заступница»( День матери) , «От матери небесной до матери земной», « В мире доброты». Одним из важнейших средств духовно – нравственного воспитания является система праздников, которые проходят в течении всего года: : ( Покров, Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Верба, Пасха, Благовещение, Троица) . Т ематические выставки детского творчества на тему: ( « Осенины », «Рождество», «Пасхальный благовест») . Ч тения сказок: «Кукушка» ненецкая сказка, « Айога » нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка. Беседы на нравственные темы: «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», И почти каж дое занятие предполагает использова ние в практической части различных видов худож ественной деятельности рисовании, аппликации, лепки. Знакомство с правосл авным храмом, его архитектурной особенностью, назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру, которое проходит в форме экскурсии в Храм благоверного князя Александра Невского с отцом Дионисием. В деле духовно- нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Для родителей оформлен стенд, включающий информацию о народных и православных праздниках, их традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по духовно – нравственному развитию детей. Разработаны памятки на тему: «Правила уважения и почитания старших», «Правила вежливости». Совместные мероприятия детей и родителей: «День матери», «Рождество», « Пасха» Проводилось анкетирование на тему: « Народные праздники в детском саду и дома», Оформлен альбом «Наши праздники». Можно сделать вывод о том, что большинство родителей, ( а именно 53% по результатам анкетирования) весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития. В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно- нравственные достижения человека. Приобщая старших дошкольников к духовно- нрав ственным ценностям, добилась следующих результатов: для детей: - созданы внутренние предпосылки для дальнейшего личностного развития и эмоционального благополучия ребенка; - пробудился интерес к истори и и культуре своей Родины, любовь к родному краю; - сформированы чувств а национального достоинства; для педагогов: - объединены усилия педагогов и родителей при организации работы по приобщению к народной национальной культуре; - разработан о перспективное планировани е по духовно- нравственному воспитанию на основе православной культуры; для родителей: - реализованы преимущественные права родителей в развитии и воспитании своих детей; - объединены в реализации социально- активных родителей в области духовно- нравственного развития и воспитания детей; - создана система социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно- нравственного воспитания детей; А в целом говорить о результатах проводимой работы по духовно – нравственному воспитанию детей пока сложно. Ведь педагоги выступают в роли сеятелей «мудрого, доброго, вечного», а произрастёт ли семя, даст ли плод, зависит от многих причин: ведь жизнь ребёнка – это непрерывный рост, постоянное развитие личности. И очень важно, чтобы в пути каждого ребёнка сопровождали не только настоящие педагоги, но и добрые, чуткие и мудрые родители, верные друзья, чтобы каждая минута общения с ними духовно наполняла и обогащала детскую душу! Для этого мы делаем всё возможное Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. Трудоемкость оп ыта заключалась в: подборе методической литературы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников. . разработке критериев развития детей и уровня сформированности знаний по духовно – нравственному развитию детей. в овлечении родителей к совместной работе по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Адресность опыта. Данный педагогический опыт предназна чен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, имеющих разный уровень педагогического мастерства. Предложенный педагогический опыт работы можно реализовать с детьми от 3 до 7 лет, как в организованной образовательной деятельнос ти, так и в свободной деятельности педагога с детьми. Опыт работы демонстрировался на райо нных методических объединениях педагогов дошкольного образования Лямбирского муниципального района, идея защищалась на районном конкурсе «Учитель года- 2013», «Новое в образовании», в фестивале «Калейдоскоп методических идей 2012», в педагогических чтениях на базе МКУ «ЦИМОМОУ» Лямбирского муниципального района, МБДОУ « Лямбирский детский сад№2 «Родничок». Обобщенный опыт работы по проекту опубликован на персональном сайте Коряковой Татьяны Дмитриевны http: / / nsportal. ru/ koryakova- tatyana- dmitrievna, Всероссийском сайте МАААМ. RU, сайте МУ «Управления Образования администрации Лямбирского муниципального района РМ», сайте М Б ДОУ. Приложения: 1. Инновационный проект http: / / nsportal. ru/ koryakova- tatyana- dmitrievna 2. Мониторинг уровня развития детей http: / / nsportal. ru/ koryakova- tatyana- dmitrievna 3. Фотоматериалы http: / / nsportal. ru/ koryakova- tatyana- dmitrievna