Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Логопедические помощники»
Документы для скачивания
МБДОУ « Тальжинский детский сад» комбинированного вида Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Логопедические помощники» Выполнили: л огопеды Верле Г. П. Богданова О. А. Тальжино, 2016 Авторы- составители: Верле Г. П. , Богданова О. А. , учителя- логопеды МБДОУ « Тальжинский детский сад» комбинированного вида- 1 8 с. Данные методические рекомендаци и- это мини сборник ди дак тических пособий, которые разрабатываются и пополняются с 2012 года. Пособия объединены в единый раздел под название «Логопедические помощники». Каждо е пособие являются авторскими, нацелено на благоприятное и успешное использование в коррекционной работе с детьми 5- 7 лет с ОНР. Содержание Введение……………………………………………… …………………………. 4 Описание и использование в работе «Логопедических помощников»……. 6 Заключение ……… ……………………………………………………………. . 17 Приложение ………………………………………………………… …………1 8 Литература … ………………………………………………………………… 2 1 Введение Любите детство; поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир? Жан- Жак Руссо Мы живем в век интенсивного речевого общения. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требование не только к нам, взрослым людя м, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать, а усвоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным, интересным, увлекательным. Поэтому необходимо позаботиться о своевременном формировании грамотной и правильной речи. Хорошая реч ь- важнейшее условие всестороннего полноценного развития д етей. Чем богаче и правильнее ре чь ребенка, тем ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее отношения со сверстниками и взрослыми; активнее осуществляется его психическое развитие. Сложнейшей функцией речи ребенка овладевает как чем- то единым, целостным, не распадающимся на отдельные составляющие. В настоящее время, контингент воспитанников дошкольных организаций составляют дети, как с нормальным ходом психического развития, так и с различными вариантами психического дизонтогенеза. По статистике нашего ДОУ, с каждым годом наблюдается заметный рост числа детей имеющих речевые нарушения, изменился и характер речевых отклонений. В последние годы большинство детей зачисляемых в группы нашего детского сада, имеют в анамнезе синдром минимальной мозговой дисфункции и последствия перинатальной энцефалопатии. И более чем 90% воспитанникам, обследованных ПМПК, поставлен диагноз дизартрия, общее недоразвитие речи. Увеличилось число воспитанников с тяжелыми речевыми нарушениями, таким как алалия, ЗРР( задержка речевого развития) . У многих детей есть проблемы психического плана- гипервозбудимость, недостаточная работоспособность, быстрая утомляемость, пассивность, несформированность или недоразвитие высших психических функций. Эти факты говорят о том, что уровень начальной подготовки детей снижается, диагнозы становятся сложнее. Именно поэтому перед нами, педагогами, возникла проблема поиска эффективных способов, средств и методов в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющим недостатки в речевом развитии. Исходя из этого, мы с 2012 года разрабатываем и внедряем в систему коррекционной работы для всестороннего развития личности дошкольника цикл пособий «Логопедические помощники». Цель нашей работы: повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у воспитанников старшего дошкольного возраста посредством использования многофункционального речевого тренажера. Использования в работе учителя –л огопеда данного цикла пособий «Логопедические помощники» позволяют решать одновременно несколько задач: 1. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику и тактильные ощущения. 2. Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки, обучать звуковому анализу с элементами обучения грамоте. 3. Развивать лексико- грамматические категории и связную речь. 4. Развивать внимание, память, наблюдательность, сообразительность, чувство ритма. 5. Развивать зрительную координация, умение ориентироваться на плоскости. Описание и использование в работе «Л огопедических помощнико в» 1. Логопедическая ширма « Домик весёлого язычка» Ширма состоит из трех отделов. В двух из них имеются прорези для лица и рук. С лицевой стороны ширмы с помощью магнитов прикрепляются разные персонажи( дедушка, бабушка, волк, медведь и др. ) Ширма ставится на стол и может использоваться как на индивидуальных, подгрупповых, так и на фронтальных занятиях. Задачи: 1. Развитие артикуляционной моторики; 2. Развитие пальчиковой моторики; 3. Развитие связной речи; 4. Закрепление звукопроизношения. По мимо основных целей, логопедическая ширма имеет ещё одну немало важную цель: Обеспечение психологического комфорта ребёнка на занятии. Спрятавшись за ширму, дети с большей лёгкостью могут раскрыться, менее остро воспринимают свой речевой дефект, получают возможность взглянуть на себя со стороны. 2. Дидактическая кукла: «Веселая обезьянка» Задачи: Развитие артикуляционной моторики; Развитие мелкой и общей моторики; Развитие мимической мускулатуры; Развитие связной речи. Укрепление психического здоровья Кукла незаменима в работе учителя логопеда, так как помогает знакомить детей с артикуляционным аппаратом, проводить артикуляционную гимнастику, игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, психогимнастику, физкультминутки, может использоваться в разных возрастных группах в период работы над артикуляционным аппаратом, постановкой и автоматизацией звуков, обучения грамоте. Она очень удобная, поскольку надевается на ноги и руки( дополнительно фиксируется на шее) , поэтому ею пользуются как взрослые, так и дети. Перевоплотившись, надев куклу себе на руки, ребенок легче вступает в контакт со сверстниками, не стесняясь ошибок в звукопроизношении, ведь он говорит не за себя, а за куклу. Играя различные роли, дети обогащают свой словарь, так как надо точно запомнить все слова. Легче идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введении их в самостоятельную речь. Все стремятся говорить понятно и красиво. Игра с куклой помогает правильно строить диалог, влияет на развитие связной речи. 3. « Многофункциональный речевой тренажер » Этот тренажёр представляет собой полотно из древесно- с тружечной плиты, размером 100/ 70 см. При помощи кронштейнов этот тренажёр легко вешается на стену таким образом, чтобы ребёнок мог воспользоваться любым элементом на этой доске. Дополнительно к тренажёру прилагаются массажные коврики, которые являются неотъемлемой частью нашего пособия. Задачи: Развивать: 1. Артикуляционную моторику; 2. Диафрагмальное и речевое дыхание; 3. Зрительное восприятие; 4. Пространственную ориентацию; 5. Внимание, память, мышление, воображение, фонематический слух, просодику; 6. Регулировать функции всех систем организма путём активации рефлекторной зоны стопы. 4. Многофункциональный речевой тренажер «Логопедический помощник» Многофункциональный речевой тренажер «Логопедический помощник» представляет собой ламинированное полотно из древесно- стружечной плиты белого цвета, размером 100/ 70 см. Полотно закреплено на металлическую рамку на регулируемых ножках. Вращающий механизм дает возможность тренажеру поворачиваться вокруг своей оси и действовать с двух сторон. К металлической рамке прикреплена полочка размером 10/ 4о см. и столик 30/ 60 см, предназначенные для размещения дополнительных элементов. К тренажеру прилагаются массажные коврики. На тренажере расположены различные сюжетные элементы для выполнения заданий. Игровой материал, расположенный на тренажере, разбит на блоки: «Здоровячек», « Чистоговорка », « Говорушечка » Задачи: 1. Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику; 2. Автоматиз ировать и дифференци ровать поставленные звуки, обучать звуковому анализу с элементами обучения грамоте. 3. Развивать лексико- грамматические категории и связную речь. 4. Развивать внимание, память. Наблюдательность, сообразительность, чувство ритма. 5. развивать зрительную координацию, умение ориентироваться на плоскости. 5. «Волшебный занавес» Дидактическое пособие «Волшебный занавес» представляет собой три разных по цвету полотна( синий, зеленый, красный) размером 1. 5/ 2. 5 метра, прикрепленного к потолку на пластиковый карниз. Полотна могут свободно перемещаться по карнизу на удобных пластиковых крючках. Второй элемент « Волшебного занавеса»- это Ламбреке́н. Ламбреке́н горизонтальная декоративная драпировка, расположенная в верхней части шторной композиции, в виде короткого декоративного элемента во всю ширину карниза. Ламбреке́н помещен на первую линию карниза в виде «голубого неба с белыми облаками». На л амбреке́н е находятся девять люверсов( пластиковая втулка, устанавливаемая в швейные и другие изделия) для подвешивания каких- либо элементов( снежинки, листочки, цветочки и др. ) Он служит для сезонного обозначения времени года. Пособие «Волшебный занавес» выполняет две функции: Является вспомогательным средством при речевом развитии детей. Является непосредственным занавесом при театральной деятельности. Трёхцветные полотна служат ориентиром при обучении грамоте, при различии согласных( твердых, мягких) и гласных звуков. На занятии можно использовать как одно полотно, так и все три, в зависимости от целей данного занятия или упражнения. Использую пособие в театральной деятельности «Волшебный занавес» становиться кулисой, что придает таинственности, сказочности, вызывает больший интерес детей к театральной деятельности. 6. «Скатерть –с амоучка» «Скатерть- самоучка »- дидактическое пособие, представляет собой «чехол» из рогожи размером 50/ 100 см. , легко одеваемый на стол. На «чехле» расположены( приклеены, пришиты) разные предметы, карточки, картинки, игрушки, пуговицы и др. Ткань удобна в использовании, так как на ней держаться картинке, словно на липучей ленте. Задачи, которые решаются в ходе использования пособия «Скатерть –самоучка»: Развитие мелкой и артикуляционной моторики Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Закрепление и совершенствование лексико- грамматических кате г орий. Развитие связной речи. Развитие временных и пространственных представлений Развитие памяти, воображения, мышления. Пособие «Скатерть- самоучка» условно разделена на сектора. № Название сектора Описание 1 Сектор развития артикуляционной моторики Представляет собой липучую ленту, на которой помещаются картинки с артикуляционными упражнениями. Логопед размещает нужные на данном этапе упражнения, усложняя их по мере усвоения воспитанником. 2 Сектор развития мелкой моторики Представляет собой кольца с цветными шнурками. По заданию логопеда ребенок может заплетать, завязывать, перебирать шнурки. 3 Сектор обучения грамоте Представляет собой: А) п уговицы, в виде цветов, на которые ребенок помещает буквы из фетра. Б) ц ветные квадраты из фетра для выкладывание звуковой схемы слова. В) б уквы из фетра( с, ш, з, ж, л, р) , а также картинки для звукоподражания. 4 Сектор развития связной речи В этом секторе расположены картинки с обозначением дней недели, времени года, части суток. А также любая картинка по лексической теме. 5 Сектор развития лексико- грамматических категорий В центре этого сектора расположен карман, в который помещается картинка. Эта картинка является ключевой при дальнейшей работе. Ребенок называя картинку, выполняет следующие задания: Согласование существительного с числительны м( цифры от 1до 5) Согласование существительного с прилагательны м( цветные кружки) « Один- много « Большой- маленький » В этом секторе есть: * цифры от 1 до 5* цветные кружочки* деревья из фетра для игры «Один – много»* два домика из фетра для игры « Большой- маленький » 7. «Домик» Дидактическое пособие «Домик» является основой, центром логопедического кабинета, т. к, за основу взята магнитная доска, к оторая находиться на центральной стене логопедического кабинета. «Домик» состоит, непосредственно из магнитной доски, которая является основанием «домика» и используется по назначению, в зависимости от темы занятия. Ставни с обоих сторон- это «балконы» для звуков, букв. Крыш а- на ней помещается картинки лексической темы данного периода. Кирпичи( фундамент) помогают определить, сколько слов в предложении. Травка, ежик, грибо к- дизайнерские элементы( или проще говоря- для красоты) Пособие «Домик» используется на занятии каждый день. Вместе с пособием «Волшебный занавес» добавляет интереса к логопедическим занятием, вызывает желание выполнять разные упражнения, так как ребенок не просто вышел к доске, а вышел «к домику», который находиться в «лесу»! Заключение «Логопедические помощники»- это комплекс разных пособий для коррекционно- развивающей работы учителя- логопеда с детьми дошкольного возраста. Использование в работе с дошкольниками «Логопедических помощников» способствует развитию всех сторон речи: дети учатся осуществлять контроль над своим звукопроизно шением, происходит расширение и обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи. Дети активнее вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, стремятся выступать, высказывать свою точку зрения, принимают активное участие в различных видах речевой деятельности( составление описательных рассказов, предложений, участие в мини- спектаклях, драматизациях) Предложенный нами опыт коррекционно- развивающей работы с воспитанниками старшего дошкольного возраста и создание предметно- развивающей среды в логопедическом кабинете может быть использована учителями- логопедами и воспитателями ДОУ. Игры и упражнения разработанные к этим пособием представлены в приложении. Таким образом, использование «Логопедических помощников» в работе с детьми способствует повышению эффективности процесса коррекции речевых нарушений у воспитанников старшего дошкольного возраста. Приложение №1 «Волшебный занавес» № Название игры или упражнения Цель Описание 1 «Какой цвет подходит» Учить детей выделять первый или последний звук в слове и соотносить с нужным цветом «Волшебного занавеса» Ребенок выбирает картинку, выделяет первый( последний) звук в слове, подходит к «волшебному занавесу» и выдвигает на середину нужное полотно( оборудование: картинки) 2 «Придумай слог» Учить детей подбирать к «цветовой схеме» нужный слог Логопед выдвигает на середину карниза полотна, по своей задумке( например: Синий- красный Зеленый красный Зеленый- красный- синий И др. к омпазиции) Ребенок должен подобрать напечатанные слоги или слова и соотнести с предложенной схемой Оборудование: напечатанные слоги, слова 3 «Цветные ленты» Учить выделять первый звук в словах и соотносить с нужной цветной полосой( на присере лексической темы) Логопед выдвигает на середину карниза определенного схему Синий- красный Зеленый красный Зеленый- красный- синий И др. к омпазиции) Ребенок придумывает слоги или слова к схемам. 4 «Придумай сам» Учить детей придумывать слоги, слова к соответствующей схеме. Логопед выдвигает на середину карниза определенную схему Приложение № 2 «Скатерть- самоучка» № Название игры или упражнения Цель Описание 1 «Выполни, как на картинке» Развитие артикуляционной моторики. На липучую ленту помещены картинки с артикуляционными упражнениями, которые ребенок выполняет. 2 «Прочитай слово» Формирование послогового чтения и выполнения звукового анализа слогов и слов. Логопед вешает на цветные пуговицы буквы из фетра, ребенок читает слог или слово, внизу под словом выполняет звуковой анализ при помощи цветных квадратов. 3 « Один- много » Учить употреблять слова во множественном числе. Ребенок выбирает картинки и называет предмет, изображенный на картинке во множественном числе. 4 « Большой- маленький » Учить употреблять слова в уменьшительно- ласкательной форме. Ребенок выбирает картинки и называет предмет, изображенный на картинке в уменьшительно- ласкательной форме. 5 «Придумай слово» Учить детей придумывать слова на заданный звук. Логопед показывает букву, ребенок дает характеристику звуку, который обозначается этой буквой. Затем придумывает слова, чтобы этот звук был в разных позициях. ( начало, середина или конец слова) 6 «Какой сегодня день» Учить детей логично и связно давать характеристику данному временному отрезку. Ребенок в секторе «Связная речь »д ает характеристику данному временному отрезку( число, месяц, год, время года, день недели, часть суток, погода) . 7 «Чей, чья, чьё? » Учить детей правильно образовывать притяжательные прилагательные. Ребенок находит на пособии фигурки животных, логопед задаёт вопросы: Чей, чья, чьё? ( у обезьяны чей хвост? ) Ребенок должен правильно образовать форму притяжательного прилагательного. 8 «Сосчитай» Учить согласовывать существительные с числительными в роде, числе и падеже. В «окно» помещается картинка, ребенок должен согласовать её с числами от 1 до 5. 9 «Цвет и число» Учить согласовывать существительные с числительными и прилагательными в роде, числе и падеже В «окно» помещается картинка, ребенок должен согласовать её с числами от 1 до 5и цветными кружками. ( например: у ребенка картинка машины, он говорит: - У меня одна красная машина! - У меня две зеленых машины и т. д. ) Литература 1. Акименко В. М. «Новые логопедические технологии »- Феникс. - 2009. Артемова И. А. Смирнова «Дидактическая кукла в логопедической работе» Бабина Е. С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе »- журнал «Логопед»- № 5, 2005. Гомзяк О. С. «Говорим правильно в 5- 7 лет конспекты занятий по развитию речи» Ефименко Л. Н. «Формирование речи у дошкольников». - М; 1985. Жукова И. С. , Мастюкова Е. М. , Филичева Т. Б. , «Преодоление общего недоразвитие речи у дошкольников »- М. , 1990. Иванова С. А. «Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе »- журнал «Логопед» 2004, №4 Миронова С. А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях »- М. 2007. О. Крупенчук «Гимнастика для язычка и пальчиков для девочек и мальчиков»- Литера. - 2013.