a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности муниципального бюджетного образовательного учреждения «Тальжинский детский сад» комбинированного вида для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет

Опубликовано: 2017-02-16 05:23:34

Документы для скачивания

Адаптированная образовательная программа коррекционно- развивающей работы в группах компенсирующей направленности муниципального бюджетного образовательного учреждения «Тальжинский детский сад» комбинированного вида для детей с тяжелыми нарушениями речи( общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет представляет собой, целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, предлагаемого для реализации в логопедических группах дошкольных образовательных организаций для детей с общим недоразвитием речи с 5 до 7 лет по всем образовательным областям в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования. В адаптированной образова тельной программе коррекционно- развивающей работы определены: коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико- фонематической, лексико- грамматической сторон и связной речи детей 5- 7 лет с тяжелыми нарушениями речи( общим недоразвитием речи) . Содержание 1. Целевой раздел………………………………………………………………4 1. 1 Пояснительная записка ………………………………………………… …. 4 2. Содержательный раздел ………………………………………………… …. 7 2. 1. Организация коррекционной работы………………………………………. 7 2. 2. Содержание коррекционной работы………………………………………. . 8 2. 3. Интеграция образовательных областей……………………………………. . 9 2. 4. Взаимосвязь в работе педагогов……………………………………………. 11 2. 5. Обеспечение индивидуального сопровождения воспитанников ………. . 15 2. 6. Работа с родителями……………………………………………………… …15 2. 7. Мониторинг динамики речевого развития детей 5- 7 лет с ОНР……… …16 2. 8. Предметно- развивающая среда логопедического кабинета ДОУ ………. . 16 3. Организационный раздел ……………………………………………………19 3. 1. Режим дня …………………………………………………………… ………. 19 3. 2. Циклограмма деятельности учителя- логопеда…………………. . … ………20 3. 3. График работы………………………………………………………… ……. . . 21 3. 4. Материально- техническое обеспечение кабинета учителя- логопеда ……. . 22 4. Приложение ……………………………………………………………………. 25 4. 1. Организация обучения и воспитания детей 6- го года с ОНР………… ……25 4. 2. Организация обучения и воспитания детей 7- го года с ОНР………… ……34 4. 3. Литература………………………………………………………………… …. . . 40 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. 1. Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа коррекционно- развивающей работы в группах компенсирующей направленности учителя – логопеда муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Тальжинский детский сад» комбинированного вида Новокузнецкого муниципального района Кемеровской области разработана в соответствии с нормативно правовыми документами: 1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 273- ФЗ. 2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2. 4. 1. 30. 49- 13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 4. Приказа Министерства образования РФ от 23. 11. 2009г. №655 «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». 5. Методического письма Министерства образования РФ от 02. 06. 1998г. № 89/ 34- 16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий». 6. Методического письма Министерства образования РФ от 02. 06. 1998 г. № 89/ 34- 16. 7. Инструктивно- методического письма Министерства образования РФ от 14. 03. 2000г. №65/ 23- 16, определяющее требования к нагрузке детей, планирование учебной нагрузки в течение недели. 8. Письма Министерства образования России от 22. 01. 98 №20- 58- 07ин/ 20- 4 «Об учителях- логопедах и педагогах- психологах учреждений образования». 9. Письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 7 апреля 1999 года N 70/ 23- 16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования». 10. Письма Министерства образования Российской Федерации от 27. 03. 2000 № 27/ 901- 6 «О психолого- медико- педагогическом консилиуме( ПМПк) образовательного учреждения». Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются не только вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания, но и вопросов достижения нового современного качества дошкольного образования, что оправдывает необходимость разработки современных коррекционно- образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи( ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного видов. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно- логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей Основной базой рабочей программы являются: Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Тальжинский детский сад» комбинированного вида; «Примерная адаптированная программа коррекционно- развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи( общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Нищевой Н. В. ; Санкт – Петербург 2014 г. Планирование коррекционно- развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи( ОНР) и рабочая программа учителя- логопеда. Н. В. Нищева. ; Санкт- Петербург «Детство – Пресс» 2015. «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой, Г. Б. Чиркиной. Москва «Просвещение» 2008 г. Цель программы – организация эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации речевого недоразвития у детей; способствующих развитию личности ребёнка, эффективному усвоению ими содержания образования. Достижению данной цели будут способствовать задачи: - практическое овладение воспитанниками нормами речи: правильным произношением всех звуков родного языка в соответствии с возрастными возможностями, умение различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам, самостоятельное выполнение звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры; - развитие свободного общения воспитанников с взрослыми и детьми, как социализация ребенка: применять слова всех частей речи, использовать фразы различной конструкции, самостоятельно рассказывать, выражать свои мысли; - формирование компонентов устной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи( лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи- диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности через включение родителей в коррекционно- образовательный процесс и взаимодействие специалистов ДОУ( учителя- логопеда, воспитателей, музыкального руководителя) . Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов: 1) принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой; 2) принцип развивающего подхода( основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития») , заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка; 3) принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия; 4) принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем; 5) принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий; 6) принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков; 7) принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей. Логопедическую группу посещают дети 5- 7 летнего возраста с тяжелыми нарушениями речи( общим недоразвитием речи 1, 2, 3 уровней речевого развития) Дошкольники с первым уровнем характеризуется отсутствием речи, соотносится с первым периодом усвоения родного языка в онтогенезе( в норме) , условно назван «однословное предложение, предложение из двух слов- корней». Для общения, дети с ОНР первого уровня используют в основном лепетные слова,   звукоподражания, отдельные существительные и глаголы  бытового содержания, обрывки лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Очень часто свою речь ребенок подкрепляет мимикой и жестами. Подобное состояние речи может наблюдаться и у умственно отсталых детей. Но отличие детей с ОНР от умственно отсталых в том, что: объем пассивного словаря  значительно превышает активный; используются жесты и выразительная мимика для выражения своих мыслей; характерна большая инициативность речевого поиска в процессе общения, и достаточная критичность к своей речи. ОНР 2 уровня  - «начатки фразовой речи», соответствует периоду нормы «усвоение грамматической структуры предложения». Он характерен тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Начинающееся различение некоторых грамматических форм, происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями( стол — столы; поет — поют) и относящимся лишь к некоторым грамматическим категориям. Этот процесс носит неустойчивый характер, и грубое недоразвитие речи проявляется достаточно выражено. Речь детей с ОНР второго уровня, как правило, бедна, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий. Рассказ по картине возможен только при помощи наводящих во ОНР 3 уровня  характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико- грамматического и фонетико- фонематического недоразвития, представляет собой своеобразный вариант периода усвоения ребенком морфологической системы языка. Свободное общение у детей с ОНР третьего уровня крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Характерно недифференцированное произнесение звуков( свистящих, шипящих, аффрикат и соноров) , когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы. Дети на данном этапе уже правильно употребляют простые грамматические формы, пользуются, всеми частями речи, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Они обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта. Они могут свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ. ΙΙ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. 2. 1. Организация коррекционной работы Таблица №1 Блоки Содержание Диагностический блок Раннее выявление детей с нарушениями речи Первичное обследование. Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии. Обследование детей городской ПМПК. Диагностика результативности коррекционно- педагогического процесса. Организационный блок Комплектование групп, утверждение списков детей, зачисленных в логопедическую группу. Комплектование подгрупп по результатам диагностики. Составление и утверждение перспективных планов коррекционной работы на год. Планирование индивидуальной работы с детьми. Организация работы медико- педагогического консилиума ДОУ. Коррекционно- развивающие занятия Работа учителя- логопеда по совершенствованию всех сторон речи. Работа музыкального руководителя по развитию темпо- ритмической организации. Логоритмические занятия. Работа руководителя по физ. воспитанию по развитию и коррекции общей моторики. Работа музыкального руководителя, по развитию и коррекции общей моторики. Воспитательно- образовательная и коррекционная работа воспитателя. Блок профилактической и консультативной работы Углубленные медицинские осмотры( консультации детей с речевыми проблемами у врачей узких специальностей: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога) . Проведение семинаров- практикумов и консультаций для воспитателей, специалистов. Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии речи. Профилактика нарушений устной и письменной речи, слухового восприятия Методическое обеспечение Научно- методическая помощь работникам ДОУ по вопросам коррекции. Создание библиотеки коррекционной литературы и периодических изданий. Участие в работе методических объединений учителей- логопедов. Курсовая подготовка. Участие в семинарах и конференциях. Самообразование по вопросам коррекции. Обобщение передового педагогического опыта по вопросам коррекции. Оптимизация коррекционно- педагогического процесса Материальная база. Оснащение логопедических кабинетов. Формирование коррекционно- развивающей среды в логопедических группах. Использование ТСО, создание аудио- и видеотеки. Блок контроля Проведение тестовых срезов. Медико- педагогический консилиум ДОУ о выпускниках группы. Анализ работы учителя- логопеда на педагогических и методических советах ДОУ. Анализ работы учителя- логопеда на родительских собраниях. Подведение итогов работы за учебный год. Ведение документации Ре чевые карты; Перспективный и календарный планы; Тетрадь взаимосвязи учителя- логопеда и воспитателей; Тетрадь взаимосвязи с музыкальным руководителем, и инструктором по Ф. В. Тетрадь медико- педагогических совещаний; Индивидуальные карты развития ребенка; Индивидуальные тетради для домашних заданий учителя- логопеда; Индивидуальный маршрут развития ребенка; Журнал учета консультаций для родителей; Протоколы городской( областной) ПМПк. Протоколы заседаний и документация к ПМПк учреждения. Мониторинг динамики развития детей их успешности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования 2. 2. Содержание коррекционной работы Таблица № 2 № Направление Коррекционной работы Содержание коррекционной работы 1 Укрепление соматического здоровья Применение в коррекционной работе здоровьесберегающих технологий 2 Констатация    нервно- психического состояния,        укрепление нервной системы Направление на консультацию к невропатологу, психиатру, психотерапевту; согласование лечебных процедур и других видов помощи 3 Нормализация          зубочелюстной системы Направление на консультацию к стоматологу- терапевту, стоматологу- хирургу, ортодонту; согласование лечебных процедур и других видов помощи 4 Развитие общих        произвольных движений Совершенствование статической и динамической организации движений, скорости и плавности переключения с одного движения на другое 5 Развитие тонких        дифференциро ванных движений кисти и пальцев рук 6 Формирование       психологической базы речи Развитие познавательных психических процессов:   внимания, восприятия и памяти разной модальности, мышления, воображения 7 Развитие речевого    аппарата Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционно го, дыхательного и голосового отделов рече вого аппарата, координации их работы 8 Развитие мимической мускулатуры Нормализация мышечного тонуса, формирование выразительной мимики 9 Формирование   правильного звукопроизношения Постановка, автоматизация звуков, их дифференциация 10 Развитие фонематических процессов Обучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи; определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове 11 Формирование   слоговой структуры слова Тренировка в произношении и анализе слов различной слоговой структуры 12 Развитие и совершенствование     лексико- грамматической стороны речи Формирование умения понимать предложения, логико- грамматические конструкции разной степени сложности; уточнение, расширение и закрепление словаря по лексическим темам;   активизация использования предложных конструкций, навыков словообразования,   словоизменения, составления предложений и рассказов 13 Подготовка к обучению грамоте Формирование умения устанавливать  связь между звуком и буквой, навыков звукобуквенного анализа, слитного чтения с  пониманием смысла прочитанного 14 Индивидуальная     помощь ребенку    вне коррекционных      занятий Нормализация общего и речевого режима  в группе детского сада, семье; проведение воспитателем и родителями индивидуальной работы по заданию дефектолога; реализация коррекционной составляющей деятельности всего педагогического коллектива ДОУ 2. 3. Интеграция образовательных областей В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности. Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие»», «Физическое развитие» тесно связаны с образовательной областью «Речевое развитие» и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка. Отражая специфику работы в логопедической группе и учитывая основную ее направленность, а также имея в виду принцип интеграции образовательных областей, необходимо включить задачи речевого развития не только в образовательную область «Речевое развитие», но и в другие области. Основные направления коррекционно- развивающей работы 1. Образовательная область «Речевое развитие» ОНР 1 уровня: Развитие понимание речи; Развитие активной подражательной деятельности в виде поощрения любых звуковых словосочетаний; ОНР 2 уровня: Активизация и выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата; Подготовка артикуляционной базы для усвоение отсутствующих звуков; Постановка звуков, их различение на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов и слов; Развитии понимание речи; Активизация речевой деятельности и развитие лексико- грамматических средств языка; Развитие произносительной стороны речи; Развитие самостоятельной фразовой речи; ОНР 3 уровня: Развитие понимание речи и лексико- грамматических средств языка; Развитие и совершенствование произносительной стороны речи; Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи; Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза; 2. Образовательная область «Познавательное развитие» Развитие пространственно- временных представлений и оптико- пространственного гнозиса; Развитие аналитических операций; Развитие способности к символизации, обобщению, абстракции; Расширение объема произвольной вербальной памяти; Формирование регуляторных 3. Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» Развитие слухового восприятия, музыкального слуха, фонематического восприятия; Развитие основных компонентов звуковой культуры речи, интонации, ритмико- мелодической стороны( ритм, темп, тембр речи, логическое ударение) Формирование правильного речевого и певческого дыхания, изменение силы и высоты голоса; Активизация и обогащения словаря приставочными глаголами, предлогами, качественными и относительными прилагательными; Развитие зрительного восприятия, пространственных ориентировок; Воспитание произвольного внимание и памяти; Тренировка движений пальцев рук и кисти. 4. Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» Использование различных речевых ситуаций при формировании у детей навыков самообслуживания, культурно- гигиенических навыков, элементов труда и др. , для работы над пониманием, усвоением и одновременно прочным закреплением соответствующей предметной и глагольной лексики; Называние необходимых предметов, использование предикативной лексики, составление правильных фраз при осуществлении всех видов детской деятельности с включением речевой ситуации. Использование производимых ребенком действий для употребления соответствующих глаголов, определений, предлогов, переход от словосочетаний и предложений к постепенному составлению детьми связных текстов; Побуждение детей пользоваться речью в процессе изготовления различных поделок, игрушек, сувениров и т. д. ( называние материала, из которого изготавливается поделка, инструментов труда, рассказ о назначении изготавливаемого предмета, описание хода своей работы; дети учатся различать предметы по форме, цвет у, вели чине) Стимулирование развития и обогащения коммуникативной функции речи в непринужденной обстановке на заданную тему. Образовательная область «Физическое развитие» Формирование полноценных двигательных навыков; Нормализация мышечного тонуса; Упорядочения темпа движений, синхронного взаимодействий между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Развитие тонкой двигательной координации, необходимой для полноценного становления навыков письма. Исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, равновесия. 2. 4. Взаимосвязь в работе педагогов Необходимость взаимосвязи специалистов во многом определяется спецификой коррекции. Логопед ведёт работу в условиях: ограниченного числа занятий с одним и тем же ребёнком; ограниченного времени, отводимого на занятия по коррекции звукопроизношения; отсутствия достаточного времени для постепенного включения ребёнка в совместную с логопедом работу; зависимость успеха формирования правильной речи от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений. Всё это обуславливает необходимость совместной работы всех специалистов, работающих в логопедической группе. Только комплексный подход к организации всего образовательно- воспитательного процесса может обеспечить максимальное устранение нарушений речи у дошкольников. Основные области деятельности специалистов по сопровождению детей с нарушениями речи Таблица № 3 Специалисты сопровождения Области сопровождения Учитель- логопед Логопедическая диагностика, коррекция нарушений развития и развитие речи, разработка рекомендаций дру гим специалистам по использованию приемов в работе с ребенком; педагогическая диагностика, разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, обеспе чение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий с детьми по кор рекции речи. Воспитатель Определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, коммуника тивной активности и культуры, уровня сформированнности целенаправленной деятельности, навыков самообслужива ния согласно возрастному этапу, реали зация рекомендаций учителя- логопеда, ( организация режима развивающих и коррекционных игр) . Музыкальный рук о водитель Реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элемен тами музыкальной, театральной, креа тивной терапии с учетом рекомендаций учителя- логопеда, учителя- дефектолога, педагога- психолога и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала. Руководитель по физическому воспитанию Реализация используемых про грамм с целью коррекции двигательных нарушений, ориентировки в макро- и микропространстве. Подбор индивиду альных упражнений для занятий с детьми, имеющими соматическую слабость, за медленное развитее локомоторных функ ций, отставание в развитии двигательной сферы, снижение ловкости и скорости выполнения упражнений, с учетом реко мендаций учителя- логопеда, педагога- психолога, врача- психоневролога. Старшая медицинская сестра Организация ме дицинской диагностики. Ор ганизация и контроль антропометрии, проведение физиотерапевтических процедур, лечебной физкультуры и массажа с динамическим контролем. Обеспечение повседневно го санитарно- гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитан ников. Контроль и анализ выполнения нату ральных норм продуктов. Контроль за качеством поступающих продуктов. Старший воспитатель Перспек тивное планирование деятельности сопровождения, координация деятель ности и взаимодействия специалистов, контроль за организацией работы специалистов коррекционного блока, анализ эффективности деятельности специалистов, организация и про ведение, содержание документации медико- психолого- педагогического консилиума, организация работы груп пы кратковременного пребывания, консультационного пункта. Основные направления работы с ребенком определяются всеми спе циалистами на медико- психолого- педагогическом консилиуме. От тесного союза педагогов, предполагающего взаимное понимание и уважение, ведущего к взаимообогащению, выигрывают все. И в первую очередь дети! Но этот союз предусматривает чёткое деление функций между воспитателем и логопедом. Таблица № 4 Задачи, стоящие перед учителем- логопедом Задачи, стоящие перед воспитателем 1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма 1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе 2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков 2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы 3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка 3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы 4. Обсуждение результатов обследования. Составление психолого- педагогической характеристики группы в целом 5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи 5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания 6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти 6. Расширение кругозора детей 7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий 7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико- тематическим циклам 8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям 8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов( сенсорное воспитание детей) 9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения 9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей 10. Развитие фонематического восприятия детей 10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда 11. Обучение детей процессам звуко- слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений 11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях 12. Развитие восприятия ритмико- слоговой структуры слова 12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида 13. Формирование навыков словообразования и словоизменения 13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни 14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации 14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок 15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения 15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно- печатных игр, сюжетно- ролевых и игр- драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей 16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы- описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы 16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении 2. 5. Обеспечение индивидуального сопровождения воспитанников Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальных занятий фиксируется в тетради посещаемости занятий детьми. План логокоррекционной работы составляется логопедом на основе анализа речевой карты ребёнка с ОНР( сентябрь) и корректируется после промежуточного обследования( январь) . В индивидуальном плане отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ОНР. Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании. На основании индивидуального плана логокоррекционной работы логопед составляет планы индивидуальных занятий. При планировании индивидуальных занятий учитываются возраст ребёнка, структура речевого дефекта, его индивидуально – личностные особенности 2. 6. Работа с родителями. Для пол ноценного речевого развития до школьников необходимо тесное вза имодействие детского сада и семьи. Работа с ро дителями детей, посещающих логопедическую группу, проводится в разных фор мах. Формы индивидуальной работы с родителями: Индивидуальное консультирование родителей. Учитель- логопед: в начале учебного года сообщает о ре зультатах логопедического обсле дования, об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчер кивая сильные и слабые стороны; обращает внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения; показывает приемы работы с ребенком, учит правильно выполнять артикуляционную и паль чиковую гимнастику, закреплять поставленные звуки; подчеркивает успехи и труд ности ребенка, показывает, на что нужно обратить внимание дома. Индивидуальной формой работы с родителями являются домашние задания логопеда. В соответствии с требованиями СанПин( а) 2. 4. 1. 1249- 03, пункт 2. 12. 11. домашние задания носят не обязательный, а рекомендательный характер. Задания для работы дома подбираются в соответствии с изучаемыми в логопедической группе детского сада лексическими темами, требованиями Программы и возрастными особенностями детей 5 – 7 лет. Групповые формы работы с родителями включают: дни открытых дверей; анкетирование; тематические консультации; родительские собрания с про смотром фрагментов занятий с детьми; оформление информационно- методических выставок для ро дителей. Работу с родителями детей, поступивших в специальные груп пы, целесообразно выстраивать поэтапно и начинать не с тради ционного родительского собра ния, а со дня открытых дверей. Ведь родители могут знать о том, что в саду есть логопед, но не вполне по нимать, чем занимаются эти специалисты. Родители смогут прой ти не только по группам, но и по сетить, например медицинский кабинет, где их познакомят с про граммой оздоровления детей, спортивный зал, кабинеты лого педа и других специалистов. Анкетирование позволяет вы явить реальные родительские за просы, строить работу с учетом труд ностей, возникающих при общении с детьми, оказывать им помощь. Разработаны анкеты для роди телей детей, посещающих лого педические группы. Ежемесячно в родительском уголке обновляется подборка те матических материалов: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика», «Тренируем язычок», «Тренируем пальчики — развиваем речь», «Как учить стихи, играючи», «20 простых советов лого педа», «Я учусь рассказывать, пе ресказывать» и т. д. В начале года на открытых занятиях для родителей показываются приемы работы по коррекции речевых недостатков, а в конце роди тели видят, чему научились дети в коррекционной группе. Кроме того, родителям предла гаются тематические консуль тации: «Коррекция речевых нару шений», «Речевые игры дома», «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях» и др. 2. 7. Мониторинг динамики речевого развития детей 5- 7 лет с ОНР Мониторинг в логопедической группе проводится 3 раза в год( сентябрь, декабрь, май) в соответствии с Положением о внутреннем мониторинге ДОУ. В декабре мониторинг проводится с детьми с низким уровнем развития. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. Мониторинговая деятельность предполагает: 1. Отслеживание динамики развития детей с ОНР и эффективности плана индивидуальной логопедической коррекционной работы; 2. Перспективное планирование коррекционно- развивающей работы. Учитель- логопед анализирует выполнение индивидуального плана логокоррекционной работы и коррекционно – развивающей работы в целом с детьми с ОНР, даёт рекомендации для следующего этапа обучения. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ребёнка с ОНР и со всем педагогическим составом. Анализ полученных данных позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию коррекционно- образовательного процесса в группе детского сада. 2. 8. Предметно- развивающая среда логопедического кабинета ДОУ Кабинет   логопеда   ДОУ предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно- методической, диагностической, коррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения, воспитания, адаптации ребёнка с проблемами развития. Основной задачей логопедического кабинета является обеспечение условий для оптимального развития детей, в том числе – детей с отклонениями в развитии. Важнейшим является создание благоприятного климата обучения и воспитания каждого ребенка, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного учреждения. В кабинете создана предметная среда с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами, систематизировано научно- методическое сопровождение образовательного процесса, ведётся логопедическая документация, функционирует информативный блок для педагогов и родителей. Кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. Предметная среда логопедического кабинета проектируется в соответствии с программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Развивающая среда кабинета, создавалась на основе принципов построения предметного пространства: Доступность: материал для самостоятельных игр детей расположен на нижних открытых полках, материал и документация   логопеда   – на верхних открытых полках. Системность: весь материал систематизирован по тематике; составлен паспорт кабинета с перечислением всего имеющегося оборудования. Здоровьесбережение: достаточное естественное основное и искусственное освещение, дополнительное освещение над зеркалом, проведена пожарная сигнализация. Стены кабинета имеют светлый цвет, цвет   мебели   и ковра пастельных тонов. Мобильность: дидактические пособия,   планшеты   легко снимаются и переносятся во время игр, письменные и детские   столы   отодвигаются, окно, зеркало по мере необходимости закрываются шторами: пространство кабинета динамично. Вариативность: наглядно- методический материал и многие пособия многовариантны( в зависимости от возраста детей, задач обучения) . Эстетичность: наглядно- методические пособия и игры выполнены из ярких, современных, легко обрабатываемых материалов, эстетически оформлены. Кабинет имеет несколько зон: 1. Зона с зеркалом для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми по коррекции звукопроизношения. 2. Зона дидактического и игрового сопровождения. Занимательное игровое обеспечение для логопедических занятий( настольные игры, лото, кубики, игрушки. Оборудование, способствующее формированию речевого дыхания. Оборудование, способствующее развитию мелкой моторики( обводки, массажные мячики, шнуровки, разрезные картинки, мозаики) 3. Консультативная зона для работы с родителями и педагогами. 4. Зона методических материалов и пособий Она представлена   шкафом,   столом   и содержит следующие разделы: Справочная литература по   логопедии. Материалы по обследованию речи детей. Методическая литература по коррекции звукопроизношения. Методическая литература по преодолению ОНР. Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса( в коробках и конвертах) . Паспорт логопедического кабинета. Нормативные документы. Рабочая программа учителя – логопеда Перспективный план Годовой план Циклограмму работы Списки детей( общий и по подгруппам) Речевые карты График индивидуальной работы с детьми Календарный план Журнал консультаций Тетрадь домашних заданий Тетрадь взаимосвязи с воспитателями Отчёт учителя – логопеда 5. Зона ТСО. Здесь располагается ПК с набором обучающих компьютерных программ, диски с программами, логопедическими играми и электронные пособия. Организация предметно- пространственной развивающей среды в кабинете   логопеда   имеет важное значение при формировании личности ребенка с речевыми проблемами. В красивом, уютном, привлекательном помещении ребенок качественно изменяется. Правильно организованная развивающая предметно- пространственная среда выполняет коррекционную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Это является оптимальным условием для коррекционной работы в целом. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3. 1. Режим дня для старшего дошкольного возраста. Режим дня для разных возрастных групп МБДОУ « Тальжинский детский сад» комбинированного вида с 12 часовым пребыванием детей. ( Режим выстроен в соответствии с требованиями СанПин 2. 4. 1. 3049- 13) Режимные мероприятия Возрастные группы 5- 6 лет 6- 7 лет Прием детей; Самостоятельная деятельность детей 7 00- 8 10( 1, 10 мин) 7 00- 8 10( 1, 10 мин) Утренняя гимнастика 8 10- 8 20( 10 мин) 8 10- 8 20( 10 мин) Самостоятельная деятельность детей- - Подготовка к завтраку, ЗАВТРАК 8 20- 8 50( 30 мин) 8 20- 8 50( 30 мин) Самостоятельная деятельность детей 8 50- 9 00( 10 мин) 8 50- 9 00( 10 мин) ЗАНЯТИЕ №1 9 00- 9 25( 25 мин) 9 00- 9 30( 30 мин) Самостоятельная деятельность детей 9 25- 9 35( 10 мин) 9 30- 9 40( 10 мин) ЗАНЯТИЕ №2 9 35- 10 00( 25 мин) 9 40- 10 10( 30 мин) Самостоятельная деятельность детей 10 00- 10 20( 20 мин) 10 10- 10 20( 10 мин) Подготовка к прогулке 10 20- 10 25( 5 мин) 10 20- 10 25( 5 мин) ПРОГУЛКА Самостоятельная деятельность детей на прогулке 10 25- 12 25( 2 ч) 10 25- 12 25( 2 ч) 35 мин. 40 мин. Самостоятельная деятельность детей 12 25- 12 30( 5 мин) 12 25- 12 30( 5 мин) Подготовка к обеду ОБЕД 12 30- 13 00( 30 мин) 12 30- 13 00( 30 мин) Подготовка ко сну. СОН 13 00- 15 00( 2ч. ) 13 00- 15 00( 2 ч. ) Подъем; Самостоятельная деятельность детей 15 00- 15 10( 10 мин) 15 00- 15 10( 10 мин) ЗАНЯТИЕ №3 15 10- 15 35( 25 мин) 15 10- 15 40( 30 мин) Самостоятельная деятельность детей- - Подготовка к полднику ПОЛДНИК 15 35- 16 05( 30 мин) 15 40- 16 10( 30 мин) Совместная с воспитателем и самостоятельная деятельность 16 05- 16 30 16 10- 16 30 ПРОГУЛКА Самостоятельная деятельность детей на прогулке. 16 30- 17 30( 1ч) 16 30- 17 30( 1ч) 25 25 Подготовка к ужину. УЖИН 17 30- 18 00( 30мин) 17 30- 18 00( 30мин) ПРОГУЛКА Самостоятельная деятельность детей на прогулке. 18 00- 19 00( 1ч. ) 18 00- 19 00( 1ч. ) 3. 2. Циклограмма деятельности учителя- логопеда/ подготовительная группа/ 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя понедельник Проведение фронтальных занятий по коррекции устной речи/ лексика, грамматика, связная речь. Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Работа с документацией. Консультации для специалистов. в торник Проведение фронтальных занятий по развитию фонетико- фонематической стороны речи. Работа с родителями. Консультации для специалистов. Работа с документацией. среда Проведение фронтальных занятий по развитию фонетико- фонематической стороны речи. Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Консультации для специалистов. Работа с документацией. четверг Проведение фронтальных занятий по логоритмике. Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Консультации для специалистов. Работа с документацией. пятница Проведение фронтальных занятий по развитию связной речи. Индивидуальные занятия с детьми. Работа с документацией. . Работа с родителями. . Работа с документацией. 3. 3. График работы График работы учителя – логопеда первой квалификационной категории Верле Галины Петровны 2016 – 2017 учебный год. Понедельник: 8. 00 – 12. 00; Вторник: 13. 00- 17. 00 Среда: 8. 00 – 12. 00; Четверг: 07. 30 – 11. 30; Пятница: 8. 00 – 12. 00 График работы учителя – логопеда высшей квалификационной категории Богдановой Олеси Александровны 2016 – 2017 учебный год. Понедельник: 13. 00- 17. 00 Вторник: 07. 30 – 11. 30; Среда: 8. 00 – 12. 00 Четверг: 8. 00 – 12. 00 Пятница: 8. 00 – 12. 00 3. 4. Материально- техническое обеспечение кабинета учителя- логопеда. Технические данные логопедического кабинета № 1 Площадь пола- 23 кв. м Количество ламп- 6 ламп, вид ламп- лампа накаливания, спектр ламп –белый, мощность ламп- 60 вт. Вт. Оснащение: Стол письменный- 1 Стол журнальный- 3 Детские столы- 6 Шкафы- 3 Доска магнитная- 1 Настенное зеркало- 140/ 50см. Детские стульчики- 16 Мягкие стулья- 1 Компьютер- 1 Умывальник- 1 1. Центр индивидуальной коррекции речи: Настенное зеркало- 140/ 50см Стол письменный- 2 Детские стульчики- 2 Стерильные и влажные салфетки Игры и игрушки для звукоподражания Дидактический материал для постановки звуков Игры для развития мелкой моторики пальцев рук. 2. Центр освоения учебных навыков: Доска магнитная- 1 Компьютер- 1 Дидактическое пособие «Волшебный занавес», «Домик», «Многофункциональный речевой тренажер № 1, №2» Детские столы- 6 Детские стульчики- 16 Стол письменный- 1 Индивидуальные зеркала Пеналы Рабочие тетради. 3. Центр по преодолению ОНР и обучения грамоте Дидактические пособие по обучению грамоте и развитию лексико- грамматических категорий. Дидактические игры по обучению грамоте и развитию лексико- грамматических категорий. Планшет Магнитная и звуковая азбука Кассы букв Картины по лексическим темам Дидактические игрушки Оборудование способствующее формированию речевого дыхания Оборудование способствующее развитию пальце- кистевой моторики 4. Центр нормативно- правового и методического обеспечения: Логопедическая документация( рабочая программа учителя –логопеда, перспективный план, годовой план, циклограммы работы, списки детей, речевые карты, график индивидуальной работы с детьми, календарный план, журнал консультаций, тетрадь домашних заданий, тетрадь взаимосвязи с воспитателями, отчет учителя –логопеда) Паспорт логопедического кабинета Картотека нормативно- правовых документов Справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии Материалы по обследованию речи детей Методическая литература по коррекции звукопроизношения Методическая литература по преодолению ОНР Учебно- методическая литература по обучению грамоте. 5. Информационный центр для педагогов и родителей: Родительский уголок «Логопедический вестник» Консультативный материал для родителей Журнал консультаций. Технические данные логопедического кабинета № 2 Площадь пола- 9 кв. м Количество ламп- 3 ламп, вид ламп- лампа накаливания, спектр ламп –белый, мощность ламп- 60 вт. Вт. Оснащение: Стол письменный- 1 Детские столы- 1 Шкафы- 3 Доска магнитная- 1 Настенное зеркало- 140/ 50см. Детские стульчики- 3 Мягкие стулья- 1 Умывальник- 1 1. Центр индивидуальной коррекции речи: Настенное зеркало- 140/ 50см Стол детский- 1 Детские стульчики- 3 Стерильные и влажные салфетки Игры и игрушки для звукоподражания Дидактический материал для постановки звуков Игры для развития мелкой моторики пальцев рук. Дидактическое пособие «Скатерть- самоучка» 2. Центр освоения учебных навыков: Доска магнитная- 1 Дидактическое пособие «Скатерть- самоучка» Детские столы- 1 Детские стульчики- 3 Стол письменный- 1 Индивидуальные зеркала Пеналы Рабочие тетради 3. Центр по преодолению ОНР и обучения грамоте. Дидактические пособие по обучению грамоте и развитию лексико- грамматических категорий. Дидактические игры по обучению грамоте и развитию лексико- грамматических категорий. Магнитная и звуковая азбука Кассы букв Картины по лексическим темам Дидактические игрушки Оборудование способствующее формированию речевого дыхания Оборудование способствующее развитию пальце- кистевой моторики 4. Центр нормативно- правового и методического обеспечения: Логопедическая документация( рабочая программа учителя –логопеда, перспективный план, годовой план, циклограммы работы, списки детей, речевые карты, график индивидуальной работы с детьми, календарный план, журнал консультаций, тетрадь домашних заданий, тетрадь взаимосвязи с воспитателями, отчет учителя –логопеда) Паспорт логопедического кабинета Картотека нормативно- правовых документов Справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии Материалы по обследованию речи детей Методическая литература по коррекции звукопроизношения Методическая литература по преодолению ОНР Учебно- методическая литература по обучению грамоте. 5. Информационный центр для педагогов и родителей: Родительский уголок «Логопедический вестник» Консультативный материал для родителей Журнал консультаций. Приложение 4. 1. Организация обучения и воспитания детей 6- го года с ОНР Первый год обучения( старшая группа) Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций О. С. Гомзяк  «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» «Говорим правильно в 5- 6 лет ». Коррекционную работу, рассчитанную на 33 недели, условно можно разделить на 3 периода: Первый период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь Фронтальные занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю, по формированию звукопроизношения — 1 раз в неделю. Содержание коррекционного обучения включает в себя: * развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов; * подготовку к овладению диалогической формой общения; * практическое усвоение некоторых способов словообразования — с использованием существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками( на- , по- , вы- ) ; * усвоение притяжательных местоимений «мой — моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах; * овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке* усвоение навыка составления короткого рассказа. На фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются: * закрепление правильного произношения звуков; * постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков; * дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко- слогового состава; * формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость; * восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза. Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии( II и III период) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический материал насыщается изучаемым звуком. Второй период обучения — декабрь, январь, февраль, март Фронтальные занятия по формированию лексико- грамматических средств языка проводятся 1 раз в неделю: по формированию звукопроизношения — 1 раз в неделю, по развитию связной речи – 1 раз в неделю. Содержание занятий по формированию лексико- грамматических средств языка включает в себя: * уточнение представления детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями; * практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания( «яблочный») , растениям( «дубовый») , различным материалам( «кирпичный», «каменный» и т. д. ) ; * различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «какой- какая- какое? »; формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе; * упражнения в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов( «лежи» — «лежит» — «лежу») , изменение формы глаголов 3- го лица единственного числа на форму 1- го лица единственного( и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем»; * употребление предлогов «на, под, в, из», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных; совершенствование навыка ведения подготовленного диалога( просьба, беседа, элементы драматизации) ; * закрепление навыка построения предложений; распространение предложений путем введения однородных членов; первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; * составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов- описаний, пересказов. На фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются: * закрепление правильного произношения звуков, уточненных на индивидуальных занятиях первого периода; * постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков; * дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко- слогового состава; * формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость; * восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза. Третий период — апрель, май, июнь Фронтальные занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю. Содержание данных занятий включает в себя: * закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий( »выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т. п. ) ; * закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов( ов, ин, ев, ан, ян) ; * образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных( «волчий», «лисий») ; * образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: еньк — оньк; * усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами" ( «добрый» — «злой» и т. п. ) ; * уточнение значений обобщающих слов; * формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже: * расширение значения предлогов: «к» употребление с дательным, «от» — с родительным падежом, «с — со» — с винительным и творительным падежом; * отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах; * составление разных типов предложений: а) простых распространенных из 5- 7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения( отдельных словосочетаний) ; б) предложений с противительным союзом «а» в облегченном варианте( «сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить») , с противительным союзом «или»; в) сложноподчиненных предложений с придаточными причины( потому что) , с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия( я. хочу, чтобы. . ) ; * преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога( «встретил брата» — «встретился с братом») ; изменением вида глагола( «мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо») ; * умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи( «два»- «три»- «четыре») . Месяц Лексическая тема Формирование фонетической стороны речи Лексико- грамматический строй речи Связная речь Сентябрь Детский сад Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках Закрепление умения согласовывать существительные с притяжательными местоимениями   мой, моя. Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа. Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям. Игрушки Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Составление рассказа « Как мы играли» по демонстрируемым действиям. Октябрь Осень. Звук и буква У. Отработка падежных окончаний и образование множественного числа существительных. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа или магнитной доски Овощи. Звук и буква А. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами  –ик- , - чик- , - ечк, - очк- , - еньк- , - оньк-  по теме. Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему. Фрукты. Звуки У- А. Согласование существительных с притяжательными местоимениями   мой, моя, моё, мои.  Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему. Сад- огород. Звук и буква П. Согласование существительных с прилагательными и глаголами, закрепление употребления в речи простых предлогов:   на- с, в- из. Пересказ рассказа  « Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин. Ноябрь Лес. Грибы, ягоды, деревья. Звук и буква О. Согласование имён числительных  два и пять  с существительными; упражнение в употреблении формы множественного числа имён существительных в родительном падеже( яблок, чашек, платьев и т. д. ) Пересказ рассказа Я. Тайца « По ягоды» с использованием предметных картинок. Перелетные птицы Звук и буква И. Образование и употребление приставочных глаголов. Закрепление употребления в речи простых предлогов: на- с, в – из; упражнять детей в умении образовывать уменьшительно- ласкательную форму имён существительных. Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин. Одежда. Звук и буква М.  Упражнение в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами  –ик- , - чик- , - ечк, - очк- , - еньк- , - оньк- ; формирование умения   согласовывать числительные  два, две  с существительными. Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему. Обувь,   одежда, головные уборы. Звук и буква Н. Формирование умения согласовывать глаголы с существительными единственного и множественного числа(  яблоко растёт, яблоки растут) ; упражнение детей в умении подбирать слова противоположные по значению. Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картинок. Ателье. Звук и буква Т. Учить образовывать прилагательные от существительных; закреплять умение   согласовывать числительные  два и пять  с существительными. Пересказ адаптированного рассказа Н. Носова « Заплатка» с использованием предметных картинок. Декабрь Зима. Зимние забавы. Звук Ть. Буква Т Закреплять умение употреблять предлоги движения  в, из, от, по, к;  учить подбирать родственные слова; учить образовывать глаголы прошедшего времени. Пересказ рассказа « Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом. Мебель. Части мебели. Звук и буква К. Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; Учить подбирать глаголы к существительным по теме; закреплять навык употребления существительных в родительном падеже. Пересказ русской народной сказки « Три медведя» с элементами драматизации. Семья. Звук Кь. Буква К. Учить подбирать противоположные по значению слова; закреплять знания о родственных связях; развивать понимание логико- грамматических конструкций. Составление рассказа « Семейный ужин» по серии сюжетных картин( с элементами творчества) . Новогодний праздник Звуки Кь- К. Буква К. Закреплять умение подбирать прилагательные к существительным; упражнять в употреблении предлога  без  и имён существительных в различных падежах. Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета. Январь Зимующие птицы. Звук и буква Б. Учить образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц; учить образовывать прилагательные и существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов; закреплять употребление существительных в именительном и родительном падежах множественного числа. Составление описательного рассказа о зимних птицах с использованием схемы Дикие животные зимой. Звук Бь. Буква Б. Обучать образованию притяжательных прилагательных; закреплять практическое употребление в речи простых предлогов:   на, с, под, над, за. Пересказ рассказа Е. Чарушина « Кто как живёт: заяц, белка, волк»  ( пересказ близкий к тексту) . Февраль Почта Звук и буква Э. Закреплять умение согласовывать числительные  два  и  пять  с существительными; учить согласовывать существительные с глаголами единственного и множественного числа. Пересказ рассказа « Как мы общаемся», составленного по сюжетным картина. Транспорт Звуки Г- Гь. Буква Г. Обучать образованию приставочных глаголов движения; закреплять умение употреблять имена существительные в форме косвенного падежа.  Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок. Комнатные растения. Звук Ль. Буква Л. Учить употреблять глаголы в прошедшем времени; закреплять умение подбирать сходные  и противоположные по значению слова; учить выделять из текста однокоренные слова. Составление рассказа по сюжетной картинке « В живом уголке». Наша армия. Звук и буква Ы. Обучать образованию прилагательных от существительных; закреплять умение согласовывать числительные  два  и  пять  с существительными.  Пересказ рассказа Л Кассиля « Сестра». Март Весна. День рождения весны. Звук и буква С. Упражнять в образовании и практическом использовании в речи притяжательных и относительных прилагательных; учить классифицировать времена года; отрабатывать падежные окончания имён существительных единственного и множественного числа. Составление рассказа  « Заяц и морковка» по серии сюжетных картин. Праздник 8 Марта. Звук Сь. Буква С. Учить преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительные женского рода; упражнять в подборе родственных слов; упражнять в подборе признаков к предметам. Составление  описательного рассказа о маме по собственному рисунку. Профессии. Звук и буква Ш Учить называть профессии по месту работы или роду занятия; закреплять употребление существительных в творительном падеже; упражнять в образовании существительных множественного числа родительного падежа. Составление  описательного рассказа о профессиях с использованием схемы. Наша пища. Звуки С – Ш. Упражнять в употреблении различных форм имени существительного; закреплять навык правильного использования в речи простых и сложных предлогов.  Пересказ – инсценировка сказки « Колосок» с использованием серии сюжетных картин. Апрель Откуда хлеб пришёл? Звуки Х – Хь.   Буква Х. Учить подбирать синонимы и однокоренные слова; закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве. Пересказ рассказа « Откуда хлеб пришёл», составленного по серии сюжетных картин. Посуда. Звуки В – Вь. Буква В. Учить подбирать антонимы к прилагательным и глаголам; упражнять в образовании прилагательных от существительных и давать понятие о материалах, из которых делают предметы посуды. Пересказ рассказа Е. пермяка « Как Маша стала большой». Мой дом. Звук и буква З. Учить образовывать сложные слова; закреплять умение составлять предложения с предлогами. Составление   рассказа по сюжетной картине « Один дома» с придумыванием начала рассказа. Домашние животные и их детёныши. Звук Зь. Буква З. Учить образовывать сложные слова; учить образовывать притяжательные прилагательные; расширять словарь антонимов; развивать навыки словообразования и словоизменения. Пересказ рассказа Л. Толстого « Котёнок». Май Наша страна. Мой родной край. Звук и буква Ж. Познакомить детей с флагом, гимном и гербом России; учить образовывать прилагательные от существительных; развивать умение согласовывать слова в предложениях. Составление рассказа   « Граница Родины – на замке» по серии сюжетных картин. Человек. Звуки З – Ж. Учить дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать возвратные глаголы; закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов; развивать словарь антонимов. Пересказ басни Л. Толстого « Старый дед и внучек». Насекомые. Звуки Д – Дь. Буква Д. Учить преобразовывать глаголы единственного числа в множественное число; развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа. Составление  описательного рассказа о насекомых с использованием схемы. Лето. Звуки Ф – Фь. Буква Ф. Учить образовывать и употреблять прилагательные в сравнительной степени; закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени; развивать словарь синонимов. Составление рассказа  «Лето красное пришло» по сюжетной картине Приложение 4. 2. Организация обучения и воспитание детей 7- го года с ОНР. месяц звуки, буквы Подготовка к обучению грамоте Лексико- семантическая   тема Грамматический строй Связная речь Сентябрь 1 2 Логопедическое обследование 3 А У Выделение начального ударного и безударного гласного. Фрукты- образование относительных прилагательных, - подбор признаков к предметам. Составление описательных рассказов 4 А- У, И Звуко- буквенный анализ сочетаний типа: АУ, УА Овощи- образование мн. числа Р. п, - согласование существительных с числительными Составление загадок- описаний Октябрь 1 А- У- И, М Звуко- буквенный анализ сочетаний типа: АУИ, УИА Выделение последнего звука Сад- огород- предложно- падежное управление, исправление грамматически неправильно построенных предложений Составление загадок- описаний по предложенному плану 2 Н М- Н Звуко- буквенный анализ обратных  слогов: АМ, АН, УМ, УН Деревья- подбор предлогов к деформированному предложению, - образование относительных прилагательных Составление рассказа по опорным словам. 3 О Х Выделение первого и последнего ударного гласного. Звуко- буквенный анализ обратных  слогов: АХ, ОХ, УХ. Ягоды- образование относительных прилагательных. - подбор глаголов к существительным Составление предложений по картинкам. Составление описательных рассказов по предложенному наглядному плану. 4 Х Ы Преобразование обратных слогов в прямые. Схемы прямых и обратных слогов. Выделение Ы после согласного. Звуко- буквенный анализ слогов. Грибы- образование существительных с уменьшительно- ласкательным значением. - согласование числительных с существительными Составление рассказа по сюжетной картинке «ЕЖ- грибник». Ноябрь 1 С Выделение последнего глухого согласного. Звуко- буквенный анализ  слогов. Деление слов на слоги Осень- подбор прилагательных  и глаголов к существительным. Разучивание стихотворений об осени. 2 П Выделение последнего глухого согласного. Звуко- буквенный анализ  слогов и слов Человек- образование множественного числа. - подбор глаголов к существительным. Словесный портрет любимого героя сказки по предложенному плану. 3 К Звуко- буквенный анализ  слов. Работа над предложением. Игрушки. - образование прилагательных от существительных. - образование Р. п. Составление предложений по картинкам Составление описательных рассказов по предложенному наглядному плану. 4 Т Звуко- буквенный анализ  слов. Деление слов на слоги. Посуда. - согласование существительных с прилагательными. - образование прилагательных от существительных. Составление описательных рассказов  о предметах посуды по предложенному наглядному плану. Декабрь 1 Р Преобразование слов. Работа над предложением. Продукты питания. - предложно- падежное управление Р. п и Т. п. Описания алгоритма  действий( варим суп) . 2 Ш Звуко- буквенный анализ  слогов и слов. Чтение. Одежда- образование прилагательных от существительных. подбор глаголов к существительным. Составление описательных рассказов  о предметах одежды по предложенному наглядному плану. 3 ШИ С- Ш Правописание ШИ. Дифференциация звуков на слух и в произношении. Обувь. - образование прилагательных от существительных. подбор глаголов к существительным. - образование Р. п. Составление рассказа о различных видах обуви по предложенному плану. 4 Л Преобразование слогов и слов. Звуко- буквенный анализ  слогов и слов. Работа над предложением Головные уборы. - согласование местоимений с существительными. - образование существительных с уменьшительно- ласкательным значением Составление предложений по картинкам. Сравнительные рассказы- описания. Январь 1 Каникулы. Индивидуальная работа с детьми. 2 3 Р- Л Дифференциация звуков на слух и в произношении. Зима- подбор прилагательных к существительным. - образование приставочных глаголов. Составление рассказа по картинке. 4 Б Звуко- слоговой анализ, составление схем. Зимующие птицы- предложно- падежное управление. - образование сложных слов Составление рассказа по серии сюжетных картинок Февраль 1 Б- П З Дифференциация звуков на слух и в произношении. Звуко- буквенный анализ  слогов и слов. Работа над предложением Дикие животные. - подбор признаков к предмету. - предложно- падежное управление. Рассматривание и исправление картинки- нелепицы. 2 С- З В Дифференциация звуков на слух и в произношении. Звуко- слоговой анализ, составление схем. Домашние животные- образование прилагательных от существительных. - согласование числительных с существительными Составление рассказов о домашних животных по предложенному наглядному плану. 3 Д Т- Д Звуко- буквенный анализ. Анализ предложений. Звонкие и глухие согласные. Домашние- дикие животные- образование прилагательных от существительных. - согласование числительных с существительными Сравнительные рассказы – описания. 4 Г К- Г Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звуков на слух и в произношении. Моя семья- образование притяжательных прилагательных. Составление рассказов о своей семье по предложенному плану. Март 1 Ж Ш- Ж Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звуков на слух и в произношении. 8 Марта Утренники. Заучивание стихотворений к празднику. 2 Э Е Звуко- буквенный анализ. Ударение. Твердые и мягкие согласные. Домашние птицы- подбор действий к предмету. - согласование числительных с существительными. Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин. 3 Й Звукобуквенный анализ, составление слов, схем предложений. Перелетные птицы. - подбор признаков к предмету. - согласование числительных с существительными. Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин. 4 Ц С- Ц Чтение и печатание слов и предложений. Дифференциация звуков на слух и в произношении Дикие- домашние птицы. - предложно- падежное управление. исправление нелепиц в  предложении Сравнительные рассказы описания Апрель 1 Ф В- Ф Глухие согласные. Звонкие и глухие согласные. Весна. - подбор предметов к признакам. - согласование существительных с числительными Рассматривание и исправление нелепиц. 2 Я Звуко- буквенный анализ. Составление слов. Схемы предложений. Мебель. - подбор признаков и действий к предмету- - согласование существительных с числительными. Составление рассказа по серии сюжетных картин 3 Ч Составление схем слов со стечением согласных. Мягкая позиция согласных Транспорт. - подбор признаков и действий к предмету- - согласование существительных с числительными Составление рассказа по наглядному плану с использование приставочных глаголов. 4 Ё Звуко- буквенный анализ. Составление слов. Схемы предложений Профессии- предложно- падежное управление Д. п. - подбор признаков и действий к предмету Составление рассказа по картине. Май 1 Ю Звуко- буквенный анализ. Составление слов. Схемы предложений Инструменты- согласование прилагательных с существительными. - предложно- падежное управление Т. п. Загадки. Описательные рассказы. 2 Ь Разделительное значение мягкого знака. Зоопарк. - согласование числительных с существительными. - образование множественного числа. Составление загадок описаний. 3 Щ Мягкая позиция согласных. Работа над предложением. Насекомые согласование числительных с существительными. - образование множественного числа. - предложно- падежное управление Составление загадок описаний. 4 Ъ Разделительное значение твердого знака Школьные принадлежности Праздник букваря. Июнь. Индивидуальная работа с детьми. Приложение 4. 3. Литература 1. Е. А. Пожиленко «Волшебный мир звуков». Москва «ВЛАДОС» 1999г. 2. И. С. Лопухина «Логопедия», Санкт- Петербург «Дельта», 1997. «Логопедия» упражнения для развития речи. 3. Матросова Т. А. «Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Москва. «Творческий Центр, 2006» 4. Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова «Исправление и предупреждение дисграфии у детей» Москва, «Просвещение» 1972. 5. Е. Ф. Рау, В. И. Рождественская. «Смешение звуков речи у детей» Москва. «Просвещение», 1972 6. Жукова Н. С. , Е. М. Мастюкова. , Т. Б. Филичева. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников». - 2- е издание, перераб. - М. : Просвещение, 1990. 7. Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова. Т. Б. Филичева «Преодоление задержки речевого развития у дошкольников» М. : Просвещение, 1973. 8. А. И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок» М. : Просвещение, 1982. 9. Л. С. Вакуленко «Коррекция нарушений звукопроизношения у детей» Санкт- Петербург ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2012. 10. Н. Ю. Дунаева, С. В. Зяблова «Учимся правильно произносить звуки. Веселая школа. Санкт- Петербург ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2012 11. Л. С. Лылова «Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия» Воронеж, 2012г. 12. Е. Н. Рыжанкова «Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой. Творческий центр Москва, 2010. 13. Е. В. Мазанова «Обследование речи детей 5- 6 лет с ОНР. Методические указания и картинный материал. 14. О. В. Бачина, М. П. Вилочева «Школьный логопункт: организация и содержание работы. Творческий центр Москва, 2009 15. Е. В. Кузьмина «Бланковые методики в работе логопеда» Творческий центр Москва, 2010. 1 6. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5−7 лет. Бойкова С. В. СПб. : КАРО- 2010 17. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников. Голубева Г. Г. , СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой- 2010 18. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. Крупенчук О. И. СПб. : Издательский Дом «Литера»- 2005 19. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине Лебедева И. Н. СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой- 2009 20. Основы теории и практики логопедии. —Левина Р. Е. М. : Просвещение, 1968 21. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под ред. Г. В. Чиркиной. М. , 2003 22. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду Овчинникова Т. С. СПб. : КАРО, 2006 23. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников Под ред. Т. В. Волосовец М. : В. Секачев, 2007 24. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Филичева Т. Б. , Туманова Т. В. , Чиркина Г. В. , М. : ДРОФА, 2009. 25. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Филичева Т. Б. , Чиркина Г. В. М. , 2005 26. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Жукова Н. С. , Мастюкова Е. М. , Филичева Т. Б. М. , 1998 27. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. Лалаева Р. И. , Серебрякова Н. В. СПб. , 2001 28. Логопедия. Методическое наследие. Кн. 5. Фонетико- фонематическое и об Под. ред. Л. С. Волковой. М. , 2003 29. Фонетико- фонематические нарушения и их коррекция у дошкольников со стертой дизартрией. Лопатина Л. В. СПб. : СОЮЗ 2004 30. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников. Лопатина Л. В. , Позднякова Л. А. СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой- 2010 31. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду Овчинникова Т. С. СПб. : КАРО 2006 32. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников Под ред. Т. В. ВолосовецМ. : В. Секачев 2007. 33. Иншакова О. Б.  Альбом для логопеда.  - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 34. Наглядный материал для обследования детей. Приложение к методическому пособию" Психолого- педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста"  / под ред.  Е. А. Стребелевой - Москва, " Просвещение" , 2007. 35. Филичева Т. Б. , Чиркина Г. В. " Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико- фонематическим недоразвитием речи" .  Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида( старшая группа) . - М. : Школьная Пресса, 2003. 36. Филичева Т. Б. , Туманова Т. В. Дети с фонетико- фонематическим недоразвитием.  Воспитание и обучение. Учебно- методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М. : " Гном- Пресс" , 1999. 37. Гомзяк О. С.  Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий I- III периодов обучения в подготовительной к школе группе. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. 38. Гомзяк О. С.  Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий I- III периодов обучения в старшей группе. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007.

Оставить комментарий: