Консультация «Барьеры и трудности педагогического общения».
Консультация для педагогов
«Барьеры и трудности педагогического общения»
Консультация предназначена для молодых педагогов и педагогов со стажем, которые заботятся о росте своего профессионального мастерства.
Без умения продуктивно общаться невозможно добиться успеха в педагогической деятельности.
Общение – процесс сложный и многогранный.
Б. Д. Парыгин (философ, психолог, доктор философских наук) отмечал «…процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга.
Л. П. Буева (философ, доктор философских наук) рассматривает процесс общения в двух аспектах: как освоение личностью социокультурных ценностей и как её самореализацию в качестве творческой индивидуальности в процессе взаимодействия с другими людьми.
А. С. Золотнякова (психолог) понимает «…общение как социально- и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы…»
А. А. Бодалёв (психолог, доктор психологических наук) «…общение как взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми».
А. А. Леонтьев (психолог, лингвист, доктор психологических и филологических наук) понимал «… общение не как интериндивидуальный, а как социальный феномен, субъект которого следует рассматривать не изолированно…»
Из этого списка высказываний психологов, философов, педагогов можно выделить основные трактовки общения:
Общение – это вид самостоятельной деятельности человека
Общение – это атрибут других видов деятельности человека
Общение – это взаимодействие субъектов
Мастеров общения, людей, которые в совершенстве владеют этим искусством, встретишь не часто. Чаще всего, имея определённый потенциал коммуникабельности, многие люди достигают своего уровня эффективности профессионального общения. С одной стороны существует много факторов, условий, способов и приёмов позитивного педагогического общения, а с другой стороны – человечеством накоплен огромный опыт проблем, пробелов, трудностей, ошибок, барьеров профессионального общения, это негативное общение.
Барьеры общения
Очень часто бывает так, что установлению контакта между людьми мешают индивидуальные особенности человека. К ним относятся внешние данные человека, его темперамент, характер, отрицательные эмоциональные состояния.
Барьер темперамента – это относительная психологическая несовместимость людей. Например, холерики плохо совместимы в общении с меланхоликами, флегматиками и холериками. Нормально они совместимы с сангвиниками. Меланхолики и флегматики нормально совместимы с представителями всех типов темперамента, кроме холериков. Только сангвиники в равной степени совместимы со всеми типами темперамента.
Барьер несовместимости характеров очень часто возникает между людьми. У каждого из нас есть «слабые места», давить на которые нельзя. Барьер характера возникает и в общении с дисгармоничными личностями. Поведение таких людей (акцентуированные личности) отталкивает партнёров по общению.
Барьеры отрицательных эмоций препятствуют общению. К ним относят: страх, стыд и вину, гнев, страдание, отвращение, презрение.
Барьер страха может возникать у детей как боязнь строгости взрослых, выступления перед группой детей, боязнь наказания взрослых. Этот барьер может снять взрослый.
Барьер стыда и вины возникает из-за чувства неловкости за себя или других. Стыд, как правило, охватывает человека при критике или при незаслуженной похвале. Поэтому, когда при расхваливании человека (собеседника) мы видим, как он прячет глаза, краснеет, старается перевести тему разговора, вместо того, чтобы улыбаться, не стоит удивляться. Очень часто стыд приводит к прерыванию отношений. Бывает наоборот, например, когда чувство вины возникает, когда человек перестал получать привычное одобрение. Чувство вины нарушает общение между людьми. Есть люди, страдающие стыдливостью, а есть люди, не поддающиеся стыду (люди, не слышащие критику, которые всегда находят оправдательные мотивы)
Барьер гнева в общении может возникнуть в результате прерывания какого-либо приятного занятия, неожиданного оскорбления и обиды, в результате того, что нужно совершить какой-то неприемлемый поступок… Поэтому при встрече с разгневанным человеком не стоит испытывать его «запас прочности».
Барьер страдания (горя) может быть вызван различными событиями в жизни людей. Когда человеку плохо, трудно рассчитывать на его внимание как собеседника, в этой ситуации лучше оставить человека в покое. Иногда у детей страдание приводит к агрессивности, например, разлученные с матерью дети, начинают ломать, кидать, бить игрушки. Это очень тонкий момент, потому что человеку в горе хочется побыть одному, а утешения могут только раздражать. Всё индивидуально.
Барьер отвращения, брезгливости возникает как следствие не гигиеничности собеседника (неопрятность, неаккуратность, грязная одежда и обувь, неприятный запах, дурных манер.
Барьер презрения способствует ограничению общения между людьми. Человек может испытывать презрение к расе человека, национальным особенностям, к чертам характера человека, его «подмоченной репутации». Преодолеть эмоции при встрече с подобным собеседником трудно.
Барьер плохого настроения включает в себя перечисленные выше отрицательные эмоции. Идти к детям в плохом настроении не стоит. При общении с людьми в подавленном состоянии нужно стремится отвлечься от нехороших мыслей, переключиться на приятные воспоминания. Общение в плохом настроении всегда односторонне, плохо действует на собеседника, особенно не склонного к сопереживанию.
Барьер противоборствующих желаний. Очень часто причиной вспыльчивости, обидчивости и т. д. является не воспитание, темперамент, а эмоциональный стресс. Это может стать серьёзным барьером общения. С людьми в таком состоянии следует общаться более терпимо и корректно.
Коммуникативный барьер – препятствие при передачи информации между партнёрами по общению. Это барьер непонимания, социо-культурного различия, отношения.
Барьер непонимания может возникнуть из-за невыразительной, быстрой речи, речи с большим количеством слов-паразитов.
Барьер социально-культурных различий – это социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые могут привести к разному толкованию понятий.
Барьер отношений возникает тогда, когда у человека есть неприязнь к данному человеку, и это распространяется на передаваемую им информацию. Неприятен человек - неприятна информация.
Барьеры общения – это те многочисленные факторы, которые делают общение неэффективным, а взаимодействие между людьми нерезультативным. Это очень часто служит причиной конфликтов или способствуют им.
Трудные для общения люди
Каждый из нас, исходя из собственного опыта, имеет представление о трудных людях. Но помимо наших представлений существуют определённые типы людей, признанные людьми, которые сталкиваются с разными людьми в силу своих профессиональных интересов (психологи, педагоги, консультанты, врачи) Знание типичных черт сложных людей облегчает общение с ними.
Выделяют следующие типы трудных в общении людей:
Агрессивисты – это люди, которые задирают других, говорят колкости и раздражаются, если их не слушают.
Жалобщики – это люди, у которых всегда найдётся на что-нибудь пожаловаться. Обычно они ничего не делают для решения проблемы, не хотят или не могут взять на себя ответственность.
Молчуны – люди, которые спокойны и немногословны, не понятно о чём они думают и чего хотят.
Сверхпокладистые – люди, которые не могут сказать «нет», говорят «да», но на самом деле их слова расходятся с делом, на таких людей нельзя положиться.
Вечные пессимисты – люди, которые всегда говорят «нет», сказав «да», испытывают чувство беспокойства. Они считают, что из задуманного ничего не получится, во всём видят неудачу.
Всезнайки – люди,которые считают, что знают всё на свете и больше, чем другие. Считают себя выше других. Чтобы достичь цели, расталкивают всех на своём пути. На самом деле часто ошибаются, потому что «играют роль».
Нерешительные – люди, которые боятся принимать то или иное решение, чтобы не ошибиться. Могут долгое время откладывать решение, пока кто-нибудь за них его не решит, либо оно отпадёт само собой.
Максималисты – люди, которые хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости.
Скрытные – люди, которые всё держат в себе, не говорят о своих чувствах, переживаниях, но неожиданно могут наброситься на вас в тот, момент, когда вы думаете, что всё идёт прекрасно.
Невинные лгуны – люди, которые много врут, поэтому трудно понять, во что верить, а во что нет.
Ложные альтруисты – люди, которые, как вам кажется делают вам добро, но на самом деле об этом сожалеют. Это проявляется, например, когда от вас требуют подаренного, компенсации…
Общаясь с трудными людьми, старайтесь осознать, что человек труден в общении и определить к какому типу людей он относится. Старайтесь не попадать под влияние этого человека, его точки зрения, сохраняйте спокойствие. Старайтесь использовать совместный подход к разрешению конфликта (если таковой имеет место быть).
Поведение с трудными людьми различных типов
В общении с трудными людьми старайтесь сохранять гибкость, индивидуальный подход, учитывая его нужды и интересы, а также собственные приоритеты в сложившейся ситуации.
Тип «Паровой каток». Эти люди убеждены в своей силе и правоте, хотят, чтобы об этом все знали и уступали им во всём. Для таких людей подрыв имиджа – катастрофа. Уступите этому человеку в малом, чтобы его успокоить. С другой стороны можно дать этому человеку «спустить пар», а потом спокойно и уверенно высказать ему свою точку зрения, при этом, не ставя под сомнение его правоту. Иначе – враждебная реакция.
Вы - над конфликтом. Он испытывает ярость, вы – спокойствие. Это поможет собеседнику справиться с агрессивностью, и можно будет перейти к принятию общего решения.
Тип «Скрытый агрессор». Эти люди не обладают смелостью, чтобы действовать открыто. Они причиняют людям неприятности с помощью скрытых махинаций. Если нет возможности уклониться, то нужно выявить конкретный факт причинения зла и выявить скрытые причины. Если вы приведёте несколько разоблачительных примеров, то человек поймёт, что маска с него сорвана. А значит «скрытый агрессор» либо прекратит нападки, либо открыто их признает.
Тип «Разгневанный ребёнок». Такие люди по своей природе не злые. Но они беспомощны и испуганы. Взрываются по малейшему поводу, считая, что взрыв эмоций может взять ситуацию под контроль. В общении с такими людьми нужно дать понять, что они контролируют ситуацию, тем самым их успокоя. Такие люди, поняв, что контролируют ситуацию, становятся рассудительными.
Тип «Жалобщик». Существует два вида трудных в общении людей: реалистические жалобщики и параноидные (жалуются на воображаемые обстоятельства). Эти люди обвиняют всех и вся во всех грехах. Нужно выслушать жалобщика, не зависимо от того прав он или нет, потому что он очень желает быть услышанным. Эти люди думают, что никто их не хочет слушать или относятся к их словам несерьёзно. А, выслушав такого человека, вы возвращаете ему ощущение собственной значимости. Если человек начинает повторяться, что характерно для жалобщиков, можно спокойно и уважительно прервать его, переведя разговор на другую тему. Если же жалоба необоснованна, не соглашайтесь, а дайте понять, что вы поняли услышанное и займите нейтральную позицию.
Тип «Молчун». Это скрытые люди, замкнутые. Они считают, что их мнение не принимают во внимание, они ненароком могут обидеть или оскорбить чувства других людей. Очень важно оценить, поддержать и признать таких людей.
Тип «Сверхпокладистый». На первый взгляд в общении такие люди кажутся приятными во всех отношениях. Создаётся впечатление, что эти люди уступчивы, готовы помочь, на них можно положиться. Но как оказывается слова у них расходятся с делом. При общении с таким человеком стоит показать ему, что вы хотите правдивости с его стороны.
Тип «Почемучка». Эти люди очень много задают вопросов, спрашивают все и вся. С таким собеседником нужно все вопросы переадресовывать ему самому, признавая его правоту. На вопросы информативного характера следует отвечать сразу.
Многочисленные проблемы педагогического общения, изложенные выше, не исключают возможности овладения эффективным профессиональным общением как обязательным элементом педагогического мастерства.
У каждого из нас есть свой путь овладения успешным педагогическим общением!