ПЕДСОВЕТ «Организация проектной деятельности в детском саду.»
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Кадошкинский детский сад комбинированного вида «Теремок» ПЕДСОВЕТ « Организация проектной деятельности в детском саду. » Подготовила и провела: Воспитатель Кислова М. И. - 2014- Цель: внедрение технологии проектирования в деятельность дошкольного учреждения. Задачи: совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей; повышать методический уровень; способствовать творческому поиску. ХОД ПЕДСОВЕТА: 1. Введение Сегодня мы будем разговаривать о проектной деятельности. В ходе педсовета мы выясним, что проектная деятельность подразумевает в основном коллективную работу. А для того, чтобы работа выполнялась качественно и быстро, коллектив должен быть сплоченным. Выполняя следующее задание, мы проверим насколько вы друг друга чувствуете. Упражнение «Квадрат»( цель- прочувствовать каждого участника группы) . Ход упражнения: постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат, затем в треугольник и обратно в круг. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое- то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. 2. Теоритическая часть педсовета Условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Все чаще требования, предъявляемые к первокласснику, заставляют родителей «развивать, вкладывать, информировать, тренировать и т. д. » Но зачастую дети, обладающие большим количеством информации и знаний, приобретают их бессистемно. В таких условиях долг каждого взрослого – помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может развивать ребенка, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяет методы и приемы образования воспитанника. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Проект( с греч. ) – это путь исследования. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Проект- самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы( технологию) , которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом( проф. Е. С. Полат) ; - это совокупность приёмов, действий детей в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Зачем нужны проекты? Проекты: - помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей, осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее; - способствуют развитию творческих способностей детей; умению наблюдать, слушать; способствуют развитию навыков обобщать и анализировать, развитию мышления; - помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно; - развивают воображение, внимание, память, речь; - помогают увлечь ребенка «деланием» и решать вопросы дисциплины; сочетать интересы детей и педагогов; - развивают научное мышление, способности к дальнейшему образованию – приобретение умения рассуждать; - способствуют социальному воспитанию детей: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, сотрудничать, оказывать содействие, прикладывать усилие для достижения цели. Целесообразность использования проектной деятельности в ДОУ. Является одним из методов развивающего обучения и самообразования; Способствует выработке исследовательских умений; Способствует развитию креативности и логического мышления; Объединяет знания, полученные в ходе методических мероприятий в ДОУ и профессиональных сообществ, курсах повышения квалификации; Является одной из форм организации воспитательно- образовательной работы; Повышает компетентность педагога; Повышает качество образовательного процесса; Предполагает стимулирование работы членов проектной группы; Классификация проектов: - По количеству- Индивидуальные- Групповые- По содержанию Монопроекты( одна образовательная область) - Интегративные( две и более образовательные области) - По продолжительности Краткосрочные( 1- 4 недели) Среднесрочные( 1- 3 месяца) Долгосрочные( полгода, год) - По доминирующему виду проектной деятельности- Информационные- Исследовательские- Творческие- Проектно- ориентированные Типология проектов по доминирующей деятельности 1. Исследовательское- творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; р олев ые- и гровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по- своему поставленные проблемы; 2. Информационно- практико- ориентированные: - дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы( оформление и дизайн группы, витражи и др. ) ; 3. Творческие: оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя») . Этапы работы над проектом Этапы проекта Деятельность педагога 1 этап 1. Формулирует проблему( цель) . При постановке цели определяется и продукт проекта. 2. Вводит в игровую( сюжетную) ситуацию. Формулирует задачу. 2 этап 4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность 6. Организует деятельность. 3 этап 7. Практическая помощь( по необходимости) . 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 4 этап 9. Подготовка к презентации. 10. Презентация. Основные этапы метода проектов 1. Цели: педагог помогает ребёнку выбрать актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени. 2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели: • к кому обратится за помощью( взрослому, педагогу) ; • в каких источниках можно найти информацию; • какие предметы использовать( принадлежности, оборудование) ; • с какими предметами научиться работать для достижения цели 3. Выполнение проекта – практическая часть. 4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов. 2. Практическая часть педсовета. Деловая игра. Задачи: Систематизировать знания педагогов по рассматриваемой проблеме; Способствовать формированию творческого мышления педагогов; Совершенствовать навыки принятия коллективных решений; Создавать условия для обмена педагогическим опытом; Оказывать помощь начинающим воспитателям в организации проектной деятельности; Сблизить педагогов, объединив их в едином ритме и направлении работы. Участники делятся на четыре команды и распределяются по залу так, как удобно. Ход деловой игры: 1. Каждая команда получает список слов и словосочетаний, которые необходимо отнести к следующим понятиям: Атрибуты для проекта. Формы организации проекта. Результаты проектной деятельности( презентации) Альбом( сборник) детских рассказов, загадок, стихов, пословиц. Выставка рисунков, аппликаций и поделок детей по теме проекта. Придуманные и созданные детьми игры и пособия. Подбор и систематизация картинок, фотографий, загадок, стихотворений, пословиц, рисунков, открыток и т. д. Экскурсия. Викторина. Художественная деятельность. Аукцион. Презентация сборника( альбома) рассказов, пословиц, стихов, поговорок. Выставка работ детей на тему проекта( по сезонам года) . Фотоальбомы. Сборник загадок, пословиц, хороводов, игр, песен о березе. Коллекция изделий. Детское экспериментирование: опыты. Организация народных игр и хороводов по теме проекта. Подготовка экспозиции для музея ДОУ. Экспозиция в музее ДОУ: изделия из фотографии, рисунки детей, поделки из древесины, веток, листьев, корней, лекарственные препараты. Развлечение( участие детей, воспитателей, родителей) . Экологические плакаты. Парад плакатов. Коллаж для украшения группы. Коллекция поделок( совместная работа детей и родителей) . Альбом стихов, загадок, пословиц, песен, фотографий, рисунков, открыток. Комплекс игр, придуманных или творчески обработанных детьми. 2. Создание проекта. Каждой команде выдается комплект методических наглядных пособий на определенную тему. Педагогам предлагается в командах, используя модель трех вопросов и выданный комплект, разработать проект. Тему проекта и возраст детей команда определяет самостоятельно. На выполнение задания дается 15– 20 минут, после чего каждая команда презентует свой проект. 3. Решение педсовета Этапы разработки и проведения проекта: 1. Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей. 2. Вовлекает дошкольников в решение проблемы( обозначение «детской цели») . 3. Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей. 5. Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ( творческий поиск) . 6. Вместе с детьми и родителями составляет пла н- схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место. 7. Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту. 8. Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта. 9. Дает домашние задания и детям, и родителям – выполнение самостоятельных творческих работ( поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала информации) . 10. Организует презентацию проекта( праздник, открытое занятие, акция, КВН) . 11. Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту. 12. Подводит итоги: обобщает опыт и выступает на педсовете. Выводы: Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию. Организация управленческой деятельности по развитию проектной деятельности в воспитательно- образовательном процессе способствует сплочению педагогического коллектива, повышению профессионально- личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности.