Эссе "Моя педагогическая философия"
Эссе
«Моя педагогическая философия»
В одной восточной мудрости говорится о том, что труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, который выращивает различные растения: «Одно растение любит солнечный свет, другое – прохладную тень. Одно растение любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину, одно произрастает на песчаной почве, другое – на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своём развитии».
Каждый ребёнок уникален. В нём живёт и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор. И задача воспитателя найти в каждом ребёнке изюминку, которую надо постоянно развивать и оберегать.
Назвать лёгкой работу воспитателя нельзя. Это кропотливый труд и огромная ответственность за воспитание маленького человека. А.С. Макаренко говорил: «Умение воспитывать – это все-таки искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины».
Я работаю воспитателем 10 лет и ни разу об этом не пожалела. Почему я стала воспитателем? В первую очередь, наверное, потому, что очень люблю детей! Я всегда с большой теплотой вспоминаю свою воспитательницу, которая с добротой и терпением относилась ко мне, несмотря на мои каждодневные утренние капризы. Я никогда не считала её чужой тётей, она была для меня почти родным человеком, с которым уютно, интересно и уже не хочется плакать. Это чувство я помню до сих пор.
Поэтому, я стараюсь быть для своих воспитанников близким человеком, который их всегда пожалеет, приласкает и поможет. Приходя каждый день, на работу, я знаю, что меня ждут и любят мои ребята, знаю, что нужна им.
Я – воспитатель! Значит, от меня во многом зависит, какими людьми станут мои воспитанники. Станут ли они активными и настойчивыми, смогут ли добиться поставленной цели, будут ли они добрыми людьми, патриотами своей Родины. Я очень хочу научить этому детей, передать им всё хорошее, доброе, светлое.
К. Гельвеций сказал: «Воспитатель — это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников».
Мне кажется, что быть воспитателем по плечу не каждому, а лишь тому, кто искренне любит своё дело, детей. Я думаю, что каждый воспитатель в душе должен оставаться немного ребёнком, чтобы думать вместе с детьми, удивляться и восхищаться как они. Ребёнок должен видеть заинтересованность педагога в игре или общении с ним. И эта заинтересованность должна быть искренней, ведь детей нельзя обмануть, они видят тебя «насквозь», и чувствуют фальшь.
Современных детей порой бывает трудно заинтересовать и мотивировать на какую-либо деятельность. Приходиться искать новые приемы. Конечно, не всегда всё получается. Главное, не опускать руки, а идти вперед.
Каждый воспитатель должен соответствовать своему предназначению. И конечно воспитывать в первую очередь нужно себя. Необходимо учиться преодолевать сомнения, трудности, уныние. Воспитывать в себе такие качества, как целеустремлённость, терпение, уверенность в себе, справедливость, стремление к саморазвитию.
Современная система образования постоянно развивается: вводятся новые требования к воспитателю, активно внедряются современные технологии. Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, должен идти вперед, осваивать инновационные технологии. Педагогу необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребёнка, помогать познавать окружающий мир.
В заключении хочется сказать, что настоящий воспитатель должен любить всех детей, не делить их на хороших и плохих, должен видеть в каждом личность и уважать её. Великий педагог Г. Песталоцци сказал: «Если не любить, то не имеешь права воспитывать».
…Я буду работать в кузнице,
Но не там, где железо и молот,
Возьму я себе в союзницы
Нежную, светлую молодость.
Предметы моей романтики
На солнышке ласково жмурятся,
Носят на маковке бантики,
Парами ходят по улице.
Их, беззащитных, маленьких,
Я в светлую жизнь поведу
И будут завидовать многие
Воспитателю в детском саду.