Консультация для педагогов "Организация опытно-экспериментальной деятельности в детском саду"
Автор-составитель Егорова Вера Васильевна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 2» с. Помоздино.
Консультация для педагогов.
Тема "Организация опытно-экспериментальной деятельности в детском саду"
С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников. Главной задачей современного педагога является развитие личности ребенка: воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:
- уметь видеть проблему и ставить вопросы;
- уметь доказывать;
- делать выводы;
- высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Ребенок растет, развивается, стремится познать и понять окружающий мир, ищет возможность реализовать свой творческий потенциал. Через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Важно найти подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это – исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на воспитание истинного творца, строится на способности устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы и умозаключения.
В работах многих отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что именно экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками или временем. В игровой форме. Предназначение любой игры – развитие ребенка физически, психологически, интеллектуально и т. д. Дети, конечно, не задумываются о том, что игры значительно способствуют их развитию и воспитанию. Они просто играют. Перевоплощаются в героев сказок, различных персонажей, получая от этого истинное удовольствие и наслаждаясь счастливыми часами детства. Сказочная форма и рациональное наблюдение могут взаимно дополнять и обогащать друг друга. Например, в опытах на определение свойств вещества. Таким образом, основной формой деятельности в экспериментировании мною была выбрана игра.
Для проведения опытно-экспериментальной деятельности замечательно бы отвести специальное место в группе. Основным оборудованием "Экологической гостиной" являются:
- лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски;
- медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи;
- схемы проведения опытов, перфокарты.
Увлекательно проходят занятия, если создаются проблемные ситуации, вводятся персонажи. Есть возможность перевоплощения. Одеть халаты, бахилы, бейджики с именами. И это уже «коллеги – лаборанты». При этом взрослый – не учитель - наставник, а равноправный партнер, участник совместной деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Занимательные опыты, фокусы развивают познавательно-исследовательский интерес, а сами дети привлечены к простейшим экспериментам. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира. В процессе экспериментирования у детей появляется возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Дети увлечены самостоятельным поиском знаний, не боятся сделать ошибки, делают определенные выводы самостоятельно, уверены в себе. Ребенок находится как в ситуации успешности, так и в ситуации «продвинутый ребенок», что поднимает его уровень самооценки и значимости. В дальнейшем, выпускники детского сада свободно и безболезненно включаются в школьную работу.
Очень важно, чтобы опытно экспериментальная деятельность проходила и в домашних условиях, совместно с родителями. Родители и дети получают радость и удовлетворение от совместного дела. Для развития интереса и в помощь родителям разработаны конспекты «Опыты на кухне», «Волшебная вода», «Чудо-молоко», «Как получается сок?», «Конфетки-карамельки», «Фокусники» т. д.
Неотъемлемой частью экспериментальной деятельности являются опыты: почему игла не тонет на воде, как поднять сырое яйцо в стакане с водой, не трогая его, почему вода не выливается из перевернутого стакана, накрытого бумагой? И т д. Эти вопросы решаются с родителями в домашних условиях. Возникает поисковая деятельность, которая может найти свое завершение в проектной деятельности.
Темы проектов возникают на основе детской любознательности, вопросах, наблюдениях, обсуждениях. У родителей и детей возникает возможность проявить свои творческие способности, оформить проект в виде рисунка, презентации, выступления. У ребенка формируются навыки публичного выступления. Детьми были представлены такие проекты: «Почему снег тает», «Почему вода замерзает», «Как растет лук зимой».
Некоторые проекты нашли свое продолжение в праздничных мероприятиях «Шоу цветов», «Вкусная и здоровая пища».
Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Литература:
1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: Творческий центр «Сфера», 2002. – 188с.
2.Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно! – М.: Линка – Пресс», 2004 г.
3.Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М.: Педагогическое общество России, 2003 г.
4.Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2010 г.
5.Николаева С. Н Методика экологического воспитания в детском саду. – М. 1999г.
6.Перельман Я. И Занимательные задачи и опыты. - Екатеринбург, 1995г.