занятие по развитию речи " Моя семья"
Документы для скачивания
Тема: «Моя семья»
Возрастная группа : 2 младшая группа
Образовательная область: «Речевое развитие»
Цель: создание условий для речевой активности детей, формирование представления о семье, всех её членах живущих дружно в одном доме.
Задачи:
- Познакомить детей младшего дошкольного возраста с таким социальным явлением как семья.
- Закрепить знания о семье, ее членах и тех социальных ролях, которые выполняют в семье: отец, мать, бабушка, дедушка и ребенок.
- Расширять и пополнять словарный запас детей новыми прилагательными и глаголами, закреплять использование их в речи.
- Закрепить умение образовывать в своей речи прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Расширять кругозор детей.
- Воспитывать доброе, доброжелательное отношение к окружающим, вызвать хорошее настроение, эмоционально-положительный фон, желание поделиться своими переживаниями
Организация детских видов деятельностей:
1.общение ребенка со взрослым;
2.общение ребенка со сверстниками;
3.исследовательская практика.
Методы и приемы:
Игровой: сюрпризный момент, дидактические игры, пальчиковые игры.
Словесный: беседа, вопросы, указания, поощрения, художественное слово (загадки, стихи, потешки).
Наглядный: показ иллюстраций.
Материал и оборудование: картинки с изображением членов семьи, картинка с изображением всей семьи, ладошка двусторонняя с лицами грустными и весёлыми, бумажный белый дом, сундучок, мольберт, вырезанные из цветной бумаги разные фигурки, сердечки из картона, письмо.
Организация деятельности детей: групповая.
Этап образовательной деятельности |
Организация рабочего пространства |
Деятельность взрослого
|
Деятельность детей
|
Вводная часть (организационный и мотивационный момент)
|
В группе стоит домик
|
"Собрались все дети в круг. Воспитатель обращает внимание детей на домик. Дети, посмотрите, что необычное и новое вы заметили у нас в группе? Воспитатель загадывает загадку.
Что за башенка стоит? А в окошке свет горит! К этой башне подойдем. А зовется башня- …
В.- Мы постучим, тук-тук, никого? Постучим по громче, ведь звонка нет. Тук-тук.
В окошко выглядывает игрушка медведь. Воспитатель достает мишку из домика. У него в лапах конверт с письмом.
Мишка: Здравствуйте, ребята! У меня есть письмо, но я никак не могу его прочитать. Помогите мне, пожалуйста. Воспитатель: Ребята сможем помочь Мишке? Мишка: Спасибо.
Воспитатель берет медвежонка с письмом и проводит детей к столу. Медвежонка сажает на стул рядом с детьми. |
Дети с воспитателем подходят к домику.
Дети: Дом!
Дети видят игрушку.
Дети здороваются. Да. |
Основная часть |
(Выставляет картинку с изображением бабушки).
(Выставляет картинку с изображением дедушки).
(Выставляется ладошка с грустными лицами).
(Семью помирили, ладошку переворачиваем, семья улыбается).
Воспитатель приглашает детей присесть за столы, где подготовлены материалы для аппликации (формы цветов, клей, кисти, тряпочки).
|
2. Загадки. Беседа о членах семьи. В. Давайте посмотрим, что же за письмо принёс нам медвежонок Ребята, да тут загадки. Кто пришёл ко мне с утра? Кто сказал: «Вставать пора»? Кашу кто успел сварить? Чаю — в пиалу налить? Кто косички мне заплёл? Целый дом один подмёл? Кто цветов в саду нарвал? Кто меня поцеловал? Кто ребячий любит смех? Кто на свете лучше всех? В: Молодцы, ребята, правильно! Беседа (опрос 2-3 детей): - Как зовут твою маму? - Кто ты для мамы? - Как мама называет тебя ласково? - А как вы помогаете маме? - Что она делает дома? - Как вы думаете, почему мама вам кушать готовит, покупает красивую одежду, игрушки, играет с вами? Воспитатель: Ребята, вот посмотрите, какой у меня есть Чудесный мешочек Давайте сложим в мешочек ласковые слова для нашей мамы. Я открою мешочек, а вы будете называть ласковые слова: они будут долетать и наполнять его. Итак, начнем! Мама какая? Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в мешочек. А пока мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись. В: Замечательно! А теперь послушайте следующую загадку: Угадайте, кто же это? Кто научит гвоздь забить, Даст машину порулить И подскажет, как быть смелым, Сильным, ловким и умелым? Все вы знаете, ребята, — Это наш любимый... Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! Беседа (опрос 2-3 детей): -Саша, как зовут твоего папу? - Кто ты для папы? -Что он делает дома? -Как помогает маме? - Ариша, расскажи ты про своего папу. В: А теперь давайте откроем наш волшебный мешочек и положим в него ласковые слова для папы. Папа какой?
В: Молодцы, ребята! Много слов и для папы вы подобрали. Давайте теперь сундучок наш закроем, он нам ещё пригодится В: Замечательно, ребята! Отгадываем следующую загадку: Кто на кухне с поварёшкой У плиты всегда стоит, Кто нам штопает одёжку, Пылесосом кто гудит? Кто на свете всех вкуснее Пирожки всегда печёт, Даже папы кто главнее И кому в семье почёт? В: Молодцы, ребятки, правильно! Беседа (опрос 2-3 детей): - Бабушка – это чья мама? - Кто ты для бабушки? Что вы любите делать вместе с бабушкой? А давайте и для бабушки ласковые слова сложим в мешочек. Бабушка какая? В: Молодцы! А вот ещё загадка: Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки, А теперь он стар и сед — Мой родной, любимый…
Воспитатель: Да, ребятки, правильно! Беседа (опрос 2-3 детей): - Ребята, а у кого есть дедушка? -Дедушка – это чей папа? - Кто ты для дедушки? Воспитатель: Замечательно, ребята! Вы все просто умницы. Давайте и дедушке соберём ласковые слова в наш Чудесный мешочек? Ребята, дедушка и бабушка старше всех в семье, поэтому их нужно уважать, помогать им. Наш мешочек наполнен словами. Давайте вспомним, для кого мы собирали ласковые слова? В: Закроем пока наш мешочек, чтобы все добрые слова не разлетелись. А все эти люди вместе называются одним словом – Семья. В семье все любят, заботятся и помогают друг другу. Ребята, а давайте покажем свою семью на ладошке. Пальчиковая гимнастика «Семья». (Разгибает из кулака пальцы и сопровождает движение текстом). Этот пальчик-дедушка, Этот пальчик-бабушка, Этот пальчик- папочка, Этот пальчик- мамочка, Этот пальчик- я, Вот и вся семья.
Воспитатель: А все эти люди вместе называются одним словом – Семья. Мишка: Спасибо, ребята. Теперь я знаю, что написано в моем письме. Мишка: Какие вы молодцы! Ой, я слышу, что кто-то плачет. В: Ребята, пойдемте посмотрим. В: Ой, ребята. Что-то произошло в этой семье. Посмотрите, какие они грустные. Как вы думаете, что же могло произойти? Воспитатель: А как вы думаете, что мы можем сделать? Воспитатель: Конечно, ребята, семью надо помирить! Физкультминутка: «Помирились» Плохое настроение у нас в семье с утра, И потому в семье у нас не ладятся дела. (Голова опущена вниз, руки вдоль туловища, повороты вправо, влево) У дедушки у нашего весь день болит спина, (Наклониться вперёд, руки за спину) У бабушки у старенькой кружится голова, (Круговые движения головой) Папуля гвоздь хотел забить, по пальцу вдруг попал (Стучим кулачками друг о друга) У мамы ужин подгорел, в семье у нас скандал (Смотрим на раскрытые ладони) Давайте будем их мирить, семью свою нужно любить. Друг другу улыбнёмся и за руки возьмёмся (Взяться за руки и улыбнуться друг другу) Дружно все обнимемся и тогда помиримся! В: Ребята, посмотрите, вся семья снова улыбается, всё у них хорошо, они помирились. А где же будет жить наша дружная семья? В: Тогда нам просто необходимо построить им дом. Становитесь в круг, и покажем, какой дом мы построим для дружной семьи. Аппликация «Красивый дом».
В: Ребятки, посмотрите, какой дом грустный. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы дом стал весёлым и красивым?
В: Давайте украсим его и сделаем красивым.
В: Давайте рассмотрим, что лежит у вас на тарелочках. В: Цветочки разные. Чем они отличаются?
Воспитатель уточняет цвет лепестков. Дети называют цвета. В: Выберите цветочек, который вам больше всего понравился. Цветочки нужно наклеить на домик, чтобы он стал красивым. Напоминаю вам, что намазывать клеем нужно всю белую поверхность цветочка, и делать это на клеенке. При наклеивании цветочка на домик салфеткой сверху слегка его прижать, не тереть, а легонько промокнуть излишки клея.
В: Молодцы, ребята! Посмотрите, какой красивый и праздничный получился дом для семьи.
Мишка: Молодцы, ребята мне домик очень понравился. В: Давайте для всех расскажем стихотворение о доме.
Посмотрите это дом, С крышей, дверью и окном И с крылечком, и трубой, Цвет у дома – голубой. Заходите смело в дом! Приглашаете? Войдем!
|
Ответы детей (Мама)
Рассуждения детей (Потому что она любит нас, заботится о нас).
Дети: Добрая, красивая, милая.
Ответы детей (Папа)
Рассуждения детей
Ответы детей. (Смелый, заботливый, умелый, работящий, красивый, веселый.)
Ответ детей (бабушка)
Ответы детей
Ответ детей (дедушка)
Ответы детей
Для мамы, папы, бабушки и дедушки.
Д: Они поссорились. Д: Надо семью помирить.
Д: В своём доме.
Дети высказывают свои предположения.
Д: Цветочки. Д: Они отличаются по цвету.
Дети делают аппликацию.
Все вместе |
Заключительная часть. |
Воспитатель с игрушкой идет к домику мишки и достает корзинку. Мишка угощает детей конфетами, а дети угощают гостей. |
Мишка: Ребята, мне очень понравилось у вас в гостях, но мне пора возвращаться к себе домой. Я хочу вас угостить конфетами – это витаминами хорошего настроениями. В: Ребята, кто к нам приходил в гости? Кого, мы с вами мирили? А для, кого мы так красиво украсили дом?
|
Дети отвечают.
|