a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа педагога-психолога ДОУ на 2016 - 2017 учебный год

Опубликовано: 2017-02-19 19:05:17

Документы для скачивания

Муниципальное дошкольное образо вательное учреждение д етский сад « Рябинушка » с. Сабакаево Мелекесского района Ульяновской области Принято: На заседании педагогического совета Протокол №_ _ _ _ _ _ От «_ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2016 г. Утверждаю: Заведующий детского сада Захаркина Т. Г. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Приказ №_ _ _ _ «_ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2016 г. Рабочая программа педагога- психолога ДОУ на 2016- 2017 учебный год Педагог- психолог: Пайдутова Елена Николаевна с. Сабакаево 2016 год 1. Пояснительная записка Деятельность педагога- психолога образовательного учреждения охватывает все направления образовательно- воспитательного процесса и всех участников образовательного процесса. Рабочая программа педагога- психолога разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образова ния Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад « Рябинушка ». Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости. 2. Должностная инструкция педагога- психолога. Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога- психолога по направлениям: - психопрофилактика, - психодиагностика, - психокоррекция, - психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 1, 5 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами. Специфика ДОУ: Всего групп – 5 из них: - 1 младшая группа( 1, 6- 3 года) - 2 младшая группа( 3- 4 года) - Средняя группа( 4- 5 лет) - Старшая группа( 5- 6 лет) - Подготовительная группа( 6- 7 лет) Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям – физическому, социально- личностному, познавательно- речевому и художественно- эстетическому, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Педагог- психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития. Цель программы  : определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением познавательно- речевого развития; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии. Данная цель конкретизируется в следующих   задачах: - предупреждать возникновение проблем развития ребенка- оказать помощь( содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации; - повышать психолого- педагогическую компетентность( психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов; - обеспечить психологическое сопровождение разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом. - содействовать устранению или ослаблению недостатков в эмоционально- личностной и поведенческой сфере проблемных категорий дошкольников коррекционными средствами воздействия; - формировать у педагогов ДОУ позицию отзывчивости на конкретную ситуацию психоэмоционального неблагополучия дошкольников; - научить педагогов оказывать помощь детям группы риска; - дать рекомендации по эффективному взаимодействию с проблемными категориями дошкольников. - способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей; - расширять психолого- педагогические знания и умения по оптимизации детско- родительских отношений. Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога- психолога ДОУ, направленная на создание социально- психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка. Рабочая программа определяет направления деятельности педагога- психолога: Психодиагностическая и экспертная работа: •   Определение причин нарушений в обучении, поведении и развитии воспитанников; •   Выявление индивидуальных психологических личностных особенностей; •   Определение степени психологической готовности воспитанников подготовительных групп к школьному обучению; •   Оценка межличностных отношений дошкольников, ; •   Экспертная работа- анализ занятий, участие в психолого- медико- педагогических консилиумах, совместная работа с специалистами УО. Развивающая и психо- коррекционная работа: •   Активное взаимодействие психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающее психическое развитие и становление личности ребенка, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития детей; •   Разработка и внедрение развиваю щих и коррекционных программ; • Коррекционно- развивающая работа с группой «риска»; •   Реализация комплекса индивидуальных ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в психическом развитии детей. Профилактическая и организационно- методическая работа. •   Обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных кризисных осложнений в психическом развитии; •   Своевременное предупреждение возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей; •   Разработка и внедрение развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа; • Контроль за соблюдением психогигиенических условий обучения и развития детей в ДОУ и семье; •   Выступления на методических объединениях, педагогических советах, родительских собраниях, подготовка печатных материалов, оформление информационного стенда. •   Консультирование педагогического персонала образовательного учреждения по вопросам развития, воспитания и образования детей; •   Консультирование родителей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий; •   Тренинговые занятия с дошкольниками, педагогами и родителями. Направления деятельности психолога: Психологическое просвещение. Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых( воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых- психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и пр. Поэтому практическому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно- воспитательных учреждениях. Психологическое просвещение может проходить в виде лекций, бесед, семинаров. Психологическая профилактика. Направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. К сожалению, пока эта сторона деятельности практического психолога у нас не развита. Но от этого ее роль не уменьшается. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду( и других детских учреждениях) психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. Психологическая диагностика. Психологическая диагностика – психолого- педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью: 1. выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; 2. определения сильных сторон личности, её резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы; 3. раннего выявления профессиональных и познавательных интересов; 4. определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др. Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу. . . администрации, педагогов, родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого- педагогического консилиума, педсовета. 4. Коррекционная работа. Направлена на выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и( или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого- медико- педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей( в соответствии с рекомендациями психолого- медико- педагогической комиссии) ; возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной программы и их интеграция в образовательном учреждении. Направления психолого- педагогического сопровождения. - Психолого – педагогическая диагностика определения уровня умственного развития детей. - Психолого – педагогическая диагностика личностной и эмоционально – волевой сферы   детей. - Психолого – педагогическая диагностика школьной зрелости. - Психопрофилактическая работа с педагогами и родителями. Психолого- педагогическое обеспечение включает: - дифференцированные условия( оптимальный режим нагрузок на детей) ; -   психолого- педагогические условия( коррекционно- развивающая направленностьвоспитательно – образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима) ; - специализированные условия( выдвижение комплекса специальных задач обучения,   ориентированных на особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья; комплексное воздействие на детей, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих занятиях) ; - здоровьесберегающие условия( оздоровительный и охранительный режим, укрепление   физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок детей, соблюдение санитарно- гигиенических правил и норм) . В своей работе педагог- психолог руководствуется основными этическими принципами: 1. Принцип конфиденциальности. 2. Принцип компетентности. 3. Принцип ответственности. 4. Принцип этической и юридической правомочности. 5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии. 6. Принцип благополучия клиента. 7. Принцип профессиональной кооперации. 8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования. Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе. 1. Принцип конфиденциальности 1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов. 2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и( или) учреждениям. 3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах( диагностика, консультирование, коррекция и др. ) должно быть сознательным и добровольным. 4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами( для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации) , она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности. 5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом. 6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность( в случае, если клиент не достиг 14- летнего возраста) . 7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации. 2. Принцип компетентности 1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности. 2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом. 3. Принцип ответственности 1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность. 2. Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред. З. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством. 4. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях. 5. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности. 6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны. 7. При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам( несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т. п. ) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства. 4. Принцип этической и юридической правомочности 1. Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности. 2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности( методического объединения) или областного научно- методического совета службы практической психологии. 3. Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса. 4. Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. При этом на него полностью распространяются нормы данного Кодекса 5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии 1. В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов. 2. Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога. З. Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент. 6. Принцип благополучия клиента 1. В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди». 2. Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации( ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям. 3. В профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса. 4. Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту. 7. Принцип профессиональной кооперации 1. Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений. 2. Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц. 3. Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объединения( МО) , в конфликтных ситуациях – на этическую комиссию регионального научно- методического совета службы практической психологии образования. 8. Принцип информирования клиента в целях и о результатах обследования 1. Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 14 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие. 2. В процессе профессиональной деятельности психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента. 3. Психолог должен информировать участников психологической работы о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать( или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др. 4. Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык. 5. Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий. 6. В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента. Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами Программа опирается на научные принципы ее построения: - принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития; - сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т. е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики; - соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»; - единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; - принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; - комплексно- тематический принцип построения образовательного процесса; - решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов в соответствии с условиями ДОУ; - построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.   Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентирован на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью- любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др. Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства. Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности( игровые, продуктивные, бытовые) . Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы( характер, интересы и др. ) , субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни. При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития. Возраст от 2 до 3 лет. Продолжает развиваться предметная деятельность( развиваются соотносящие и орудийные действия) , ситуативно- деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно- действенное мышление. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Типичным является изображение человека в виде « головонога »- окружности и отходящих от неё линий. Дети могут осуществлять выбор из 2- 3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно- действенная. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. Возраст от 3 до 4 лет. Общение становится внеситуативным. Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами- заместителями. В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно- действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют радом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация. Возраст от 4 до 5 лет. В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. Формируются навыки планирования последовательности действий. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Начинает складываться произвольное внимание. Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких- либо действий несложное условие. Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной. В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Возраст от 5 до 6 лет. Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов. Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств( схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений) ; развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я. Возраст от 6 до 7 лет. Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участник игры. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно- творческие способности в изобразительной деятельности. Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. Содержание деятельности педагога- психолога в рамках ДОУ. Работа с детьми. 1. Плановая психолого- педагогическая диагностика эмоционального благополучия ребенка. 2. Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению. 3. Индивидуальная диагностическая, коррекционно- развивающая работа с детьми по запросам воспитателей, родителей. 4. Индивидуальное сопровождение детей в период адаптации к детскому саду. 5. Составление индивидуальной траектории развития ребенка. Основные формы взаимодействия с семьей. Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества. Совместная деятельность: привлечение родителей к организации гостиных, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности. Реализация программы предполагает организацию работы со всеми субъектами образовательного процесса:   детьми, педагогами, взрослыми. Периодичность занятий с детьми – до 8 занятий в месяц. Взаимосвязь с педагогами( консультации, беседы и т. п. ) – 2 раза в неделю. Родители( консультации, беседы и т. п. ) – 2 раза в неделю. Длительность занятий с детьми определяется в соответствии с СанПиН   в зависимости от их возраста и индивидуальных особенностей, а также целей занятия. При осуществлении всех направлений психологической деятельности используются индивидуальный, групповой и фронтальный способы организации. Психопрофилактическая работа Направлена на развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитию познавательных и творческих способностей у детей, развитию эмоциональной сферы. Работа с детьми проводится в форме тренинговых упражнений, предпочтение отдаётся групповым играм. Групповые психопрофилактические занятия: Младшая группа: - адаптация детей; - осознание ребенком своего «Я», развитие положительных представлений о своем внешнем виде; - доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе; - развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений. Средняя группа: - развитие эмоциональной сферы, психических процессов, моторики; - доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе; представлений; - развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений. Старшая группы: - коммуникативные навыки; - творческие и познавательные способности; - эмоциональная сфера( знакомство с базовыми чувствами) ; - способность к дифференциации эмоциональных состояний. Подготовительная группа: - готовность к школе( личностная и мотивационная) ; - коммуникативные способности и социальная адаптация детей; - способность к дифференциации эмоциональных состояний; - творческие способности и совершенствование познавательных процессов. Взаимодействие педагога- психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС: С руководителем ДОУ. 1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач. 2. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе. 3. Предоставляет отчетную документацию. 4. Проводит индивидуальное психологическое консультирование и диагностику( по запросу) . 5. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей. 6. Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно- образовательного процесса. С воспитателем. 1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников. 2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий. 3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка( в конце учебного года) . 4. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности. 5. Составляет психолого- педагогические карты по результатам наблюдений и ориентирует воспитателей в проблемах личностного развития воспитанников. 6. Организует и проводит консультации( индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально- психологическую компетентность. 7. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника. 8. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей. 9. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя. 10. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования. 11. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями. 12. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей( психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей) . 13. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий( подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д. ) . 14. Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности( активизация внимания и памяти) , просвещает воспитателей по данной тематике. С музыкальным руководителем; руководителем физ. воспитания 1. Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя. 2. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания. 3. Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях. 4. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка. 5. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений( для комплексных занятий) . 6. Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей. 7. Осуществляет сопровождение на занятиях, при подготовке и проведении праздников, досуга развития памяти, внимания, координации движений. 8. Участвует в проведении музыкальной терапии. 9. Участвует в организации и проведении театрализованных представлений. 10. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий. К сфере профессиональной компетентности педагога- психолога относятся следующие образовательные области:   «СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» «ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»( развитие игровой деятельности) Образовательная область «СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ». Сфера компетентности педагога- психолога: Развиваем речь и коммуникативные способности детей. В игре ребенок развивается, познает мир, общается. Ребенок входит в мир социальных отношений. Познает себя и других. Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ». Сфера компетентности педагога- психолога: Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует. Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ». Сфера компетентности педагога- психолога: формирование способности у детей дошкольного возраста умения вести диалог. IV. Образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»( развитие игровой деятельности) . Сфера компетентности педагога- психолога: сохранение и укрепление психического здоровья ребенка, профилактика нарушений психического развития, обеспечение безопасности при организации и образовательной деятельности. V. Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ». Сфера компетентности педагога- психолога: развиваем детское художественное творчество через использование методов арт- терапии; приобщаем к музыкальному искусству через использование разнохарактерной музыкой( релаксационная, активизирующая, шум леса и моря, детские песенки и т. д. ) Психолого- педагогическое сопровождение Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями, родителями; Обучать умению вести диалог; Закреплять умение детей подбирать предметы по цвету и величине( большие, средние и маленькие шарики 2–3 цветов) , собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2– 3 цвета. Учить собирать картинку из 4–6 частей. содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусств. Средняя группа Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению( и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника( разделил кубики поровну) . Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми. Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений. Воспитывать отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым. Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться и т. п. Познакомить с базовыми эмоциями. Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине. Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес. Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств( осязание, зрение, слух, вкус, обоняние) . Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Продолжать знакомить с геометрическими фигурами( круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал) , с цветами( красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый) . подбирать предметы по 1–2 качествам( цвет, размер, материал и т. п. ) . Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета( слева, справа, рядом, около, между) , время суток. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей. Проводить этюды для развития необходимых психических качеств( восприятия, воображения, внимания, мышления) , исполнительских навыков( ролевого воплощения, умения действовать в воображаемом плане) и ощущений( мышечных, чувственных) , используя музыкальные, словесные, зрительные образы Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно- прикладного искусства, прослушивании произведений музыкального фольклора Старшая группа Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость. Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома. Обогащать словарь детей вежливыми словами. Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия( найди в группе предметы такой же формы, такого же цвета; чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д. ) . Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку( длинный — короткий, пушистый — гладкий, теплый — холодный и др. ) . Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый( хроматические) и белый, серый и черный. Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации. В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости( попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент) . Учить( по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Подготовительная группа Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им. Формировать такие качества, как эмпатия, отзывчивость, справедливость, скромность. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения; Расширять представления о качестве поверхности предметов и объектов. Учить применять разнообразные способы обследования предметов( наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д. ) . Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали; Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. Помогать осваивать формы речевого этикета. Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях. Приучать детей к самостоятельности суждений. Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности. Оказание психологической поддержки дошкольникам следующих возрастных групп состоит из таких этапов: - наблюдение за детьми в игровой, учебной и свободной самостоятельной деятельности, диагностика сформированности возрастных показателей развития- проведение индивидуального исследования личностных особенностей детей по запросам родителей и воспитателей- включение старших дошкольников в групповые занятия с психологом профилактической направленности- формирование психологической готовности детей к обучению в школе. В диагностическо- коррекционной работе выделяются наиболее типичные проблемы детей дошкольного возраста, а также учитываются пожелания воспитателей и родителей. Как показывает практика работы педагогов- психологов в детских садах, к ним относятся: 1. Адаптация ребёнка к ДОУ. 2. Диагностика соответствия уровня психического( умственного) развития ребёнка возрастной норме. 3. Нарушение поведения, личностного развития некоторых детей( робость, агрессивность, плаксивость и т. д. ) , коммуникативные проблемы. 4. Неорганизованность детей, нарушения произвольности, неумение оценивать свои действия. 5. Готовность ребёнка к школе. Уровень развития детей младшей   группы целесообразно определять в основном у детей с нарушениями в познавательной сфере в начале и конце учебного года, а в середине проводить коррекционно- развивающую работу. В средней группе   работа проводится с детьми,   у которых значительные и частичные нарушения в познавательной и личностной сферах. В случае необходимости можно спланировать ряд развивающих занятий с детьми для профилактики возникновения типичных нарушений в более старшем возрасте: развитие графических умений, спонтанности, креативного воображения, коммуникативных навыков, уверенности ребёнка в своих силах. В старшей и подготовительной к школе группе   психолог тестирует детей на предмет готовности к школе. После проведения диагностики в этих группах проводится коррекционная работа с привлечением родителей, которым даются соответствующие рекомендации. Результат коррекционных мер проявляется не сразу, а примерно через 3 месяца и больше, если работа будет вестись регулярно( 1- 2 раза в неделю) . Диагностика проводится два раза в год( сентябрь- октябрь и март- апрель) . Диагностические методики для детей дошкольного возраста используемые в работе педагога- психолога Оценка развития детей, его динамики. Диагностируемые параметры Название методик, тестов Источник Диагностика уровня психических процессов у детей дошкольного возраста Экспресс –диагностика в детском саду. Н. Н. Павлова, Л. Г. Руд енко Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко Экспресс – диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов- психологов дошкольных образовательных учреждений. М. Генезис 2012 Исследование индивидуальных особенностей и качеств личности- Проективный тест «Несуществующее животное»( с 4, 7 лет) ; - «Тест Нарисуй человека как метод диагностики интеллекта" - «Лесенка»( по В. Г. Щур) – исследование самооценки- Велиева С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. Спб. , 2007 Р. С. Немов. Психология. М. 2003 Исследование межличностных отношений- методика «Изучение типа общения ребенка со взрослыми» – с 3- 7 лет; - методика «Отношение ребенка ко взрослым и сверстникам»- с 4- 7 лет; - тест «Рисунок семьи»; - методика «Изучение особенностей высказываний детей 3- 6 лет»; - Настольная книга практического психолога. Е. И. Рогов. / 1том/ М. 2001- Велиева С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. Спб. , 2007 Исследование эмоциональной сферы- графическая методика «Кактус»( М. А. Панфилова) – с 4 лет; - «Тест тревожности»- Велиева С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. Спб. , 2007- Настольная книга практического психолога. Е. И. Рогов. / 1том/ М. 2001 Исследование уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению; - «Успешная адаптация» Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2- 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М. , 2004 Психодиагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе- тест «Мотивационная готовность»( АЛ. Венгер) - внутренняя позиция школьник; - тест «Корректурная проба» исследование уровня произвольной регуляции поведения; - «10 предметов»- анализ объема непосредственной образной памяти; - «10 слов»- диагностика объема и скорости непосредственной вербальной памяти; - «Копирование точек»- произвольность внимания; - «Последовательные картинки»- установление причинно- следственных связей; - Сравнение картинок – переключение внимания; - Ориентационный тест школьной зрелости Керна- Йерасека: - рисуночный субтест: 1. Нарисуй фигуру мужчины. 2. Копирование слов 3. Срисовывание группы точек-   вербальный субтест: - Опросник « Ориентировка в окружающем мире» Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5- 7 лет/ авт. - сост. Ю. А. Афонькина, Т. Э. Белотелова, О. Е. Борисова. Волгоград. Учитель. 2011. Критерии результативности деятельности педагога- психолога ДОУ. - психолого- педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм- организации образовательного процесса на разных возрастных этапах; обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития воспитанников- при реализации основной общеобразовательной программы; достижение необходимого уровня психолого- педагогической компетентности- педагогических и административных работников, родительской общественности; сформированность у воспитанников ценностных установок на здоровый и безопасный- образ жизни при определении итоговых результатов; обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе- реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения образовательного процесса; функционирование системы мониторингов возможностей и способностей- воспитанников, выявления и поддержки одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями; сформированность коммуникативных навыков воспитанников; Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности детей и формированием у них навыков. В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются: Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности ребёнка и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в условиях внедрения ФГОС. В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются: - активное участие детей в жизни ДОУ, инициативность, творчество; - бесконфликтное взаимодействие со сверстниками; - отсутствие конфликтов с педагогами. - субъективное ощущение у детей комфорта и уверенности в ДОУ; Психологическая эффективность: -   субъективное ощущение у детей комфорта и уверенности в ДОУ; - адекватная самооценка; - сформированность Я – концепции личности; - оптимальное развитием его способностей. - коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза) . ФОРМЫ УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТЧЕТНОСТЬ ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА- План работы педагога- психолога образовательного учреждения, примерное годовое планирование- Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования. - Календарно- тематическое планирование- Журнал консультаций психолога. - Журнал учета групповых форм работы. - Программа коррекционно- развивающих занятий. - Аналитический отчет о работе педагога- психолога. Приложение 1 Перспективный план на 2016- 2017 учебный год Цель:   Создание наиболее благоприятных условий для гармоничного развития ребенка в процессе воспитательно- образовательной работы. Задачи: 1. Диагностика индивидуального личностного становления ребенка в процессе онтогенеза. 2. Коррекция развития детей по результатам диагностического обследования. 3. Эмоционально- личностное развитие детей. 4. Осуществление индивидуального сопровождения. 5. Психологическое сопровождение педагогического процесса. 6. Психологическое просвещение и консультирование родителей и педагогов 1. оформление рабочей документации 2. изучение мед. карт детей 3. подготовка диагностического материала для проведения обследования 4. диагностика эмоционально- личностной сферы детей подготовительная группа( тревожность, самооценка, социальный статус) Беседы с воспитателями по проблемам развития и воспитания детей и по результатам диагностики. Оформление уголка психолога. консультации в группах. Анкетирование воспит. гр Оформление информационного стенда Подготовка и систематизация диагностического материала. Подбор диагностического материала. Обработка результатов диагностики эмоционально- личностного развития детей Октябрь 1. диагностика уровня школьной готовности 2. диагностика познавательной сферы детей старшей группы 3. составление психолого- педагогического заключения; 4. Диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ Диагностика детей по запросам педагогов ДОУ, а так же родителей воспитанников. Беседы с воспитателями, логопедами по проблемам развития и воспитания детей и по результатам диагностики. Консультирование родителей по результатам диагностики «Советы Психолога»: «Скоро в школу» Изготовление развивающих и ко ррекционных игр. Демонстрационн ого материала для занятий Обработка результатов диагностики. Подготовка обобщающих материалов по результатам диагностики эмоционально- личностного развития детей и готовности к школьному обучению Подбор программ для занятий Ноябрь 1. проведение коррекционно- развивающих занятий( подгрупповых и индивидуальных) 2. диагностика – по запросу. Беседы с воспитателями по результатам диагностики. Подготовка и проведение беседы «Уровень школьной готовности»( предварительные результаты) . Консультирование родителей по результатам диагностики и индивидуальным вопросам Продолжение работы по созданию картотеки подвижных игр по развитию памяти, внимания, мышления и для коррекции поведения гиперактивных, агрессивных детей. Подбор информации для психологических консультаций родителей и педагогов Декабрь 1. проведение коррекционно- развивающих занятий( подгрупповых и индивидуальных) Беседы с воспитателями, логопедами по проблемам развития и воспитания детей и по результатам диагностики. Консультирование родителей по интересующим их вопросам Продолжение работы по созданию картотеки подвижных игр. Обработка результатов диагностики Январь 1. проведение коррекционно- развивающих занятий( подгрупповых и индиви- дуальных) Диагностика детей, направленных на МППК. Беседы с воспитателями по проблемам развития и воспитания детей и по результатам диагностики Консультирование родителей детей. Изготовление развивающих и коррекционных игр Подбор материала для наглядной информации( стенд) . Изучение методической литературы по актуальным вопросам Февраль проведение коррекционно- развивающих занятий( подгрупповых и индиви- дуальных) Консультирование педагогов. Консультирование родителей детей. Изготовление развивающих и коррекционных игр. Подбор материала для Изучение методической литературы по актуальным вопросам. родительских собраний Март 1. диагностика уровня школьной готовности- второе полугодие 2. проведение коррекционно- развивающих занятий( подгрупповых и индиви- дуальных) Беседы с воспитателями по проблемам развития и воспитания детей Консультирование родителей по уровню школьной готовности. Изготовление развивающих и коррекционных игр. Пополнение информации для уголка психолога Апрель 1. проведение коррекционно- развивающих занятий( подгрупповых и индиви- дуальных) 2. диагностика уровня школьной готовности- второе полугодие. 3. Диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ Подготовка и проведение беседы с воспитателями «Уровень школьной готовности»( на конец года) Консультирование родителей по уровню школьной готовности и индивидуальным вопросам Изготовление развивающих и коррекционных игр. Обработка результатов диагностики школьной готовности Май 1. подведение итогов коррекционной и развивающей работы с детьми. ( выявление динамики развития) . 2. анализ работы( отчеты) Участие в медико- психолого- педагогическом совещании Консультирование родителей по уровню школьной готовности. Изготовление развивающих и коррекционных игр. Анализ результатив ности проведенной работы и составление перспективного плана на 2016- 2017 уч. год. В течении года Проведение коррекционно- развивающих занятий( подгрупповых и индиви- дуальных) . Диагностика по запросу родителей и педагогов. Изучение анамнеза вновь поступивших детей. Бес еды с воспитателями, по проблемам развития и воспитания детей и по результатам диагностики. Индивидуальные консультации педагогов. Консультирование родителей по результатам диагностики и по индивидуальным вопросам. оформление уго лка «советы психолога». Пополнен ие информации для консультаций. Разработка и изготовление игр и пособий для проведения коррекционных развивающих занятий. Оформление «комнаты релаксации». Подбор релаксационных упражнений. Обновление информации на сайте ДОУ для родителей. Консультирование родителей( рекомендации, ответы на вопросы) . Примечание:   диагностическое обследование воспитанников ДОУ с письменного согласия родителей( представителя ребенка) . Приложение 2 Основные используемые методики при проведении психодиагностического обследования детей ДОУ на 2016 – 2017 учебный год. 1. Эмоционально – личностная сфера: «Лесенка»  - исследование самооценки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. ( автор: В. Щур; М. 2005г. ) «Отношение ребенка ко взрослым и сверстникам»  - изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста. ( источник: Р. С. Немов «Психология» М. 2003г. ) «Тест тревожности»   М. Дорки, В. Амен; источник: «Практикум по возрастной психологии» С- Пб. 2002г. ) - исследование ситуативной тревожности детей. ( авторы: 2. Познавательная сфера: «Экспресс – диагностика в детском саду»   И. Н. Павлова, Л. Г. Руденко. 3.   «Диагностика готовности детей к начальному школьному обучению»  / / автор: Кузнецова И. А. «Экспресс – диагностика школьной готовности» С- Пб, 2001г. 4. Взаимоотношения в семье «Рисунок семьи»   Хоментаускас Г. Т. 5. Диагностика Уровня адаптированности ребенка к ДОУ 6. Методика оценки эмоционального состояния Э. Дорофеева Приложение 3 Перечень используемых программ, технологий, пособий. Специальные программы: «От рождения до школы». Примерная основная общеобр. программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010. Основные методические пособия- « Цветик- семицветик » 5- 6 лет. под редакцией Н. Ю. Куражевой. , М. 2014г- « Цветик- семицветик » 4- 5лет. под редакцией Н. Ю. Куражевой. , М. 2014г- « Цветик- семицветик » 3- 4 лет. под редакцией Н. Ю. Куражевой. , М. 2014г- «Практический психолог в детском саду» А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова М. , 2012. - «Индивидуальна психологическая диагностика ребенка 5 – 7 лет» А. Н. Веракса М, 2012. - « Психолого- педагог. диагностика развития детей»/ под ред. Е. А. Стребелевой. - 3- е изд. - М. , 2007. - «Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста» под ред. Шипициной Л. М. Санкт – Петербург, 2003. - «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С. В. Крюкова, Слободяник Н. П. М, 2007. - «Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок» Сидорчук Т. А. , Лелюх С. В. М. 2009. - «Год перед школой» Фесюкова Л. Б. М. 2000. «Исследования особенности развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» Семаго Н. Я. , Семаго М. М. М. 2000. - «В школу с радостью» Е. Д. Шваб. - Волгоград: Учитель, 2007. - «Как научиться думать быстрее и запоминать лучше» Коноваленко С. В. М. , 2000. « Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» Алябьева Е. А. М. , 2003. 2004. « Психо- гимнастика» Чистякова М. И. - «Социально – психологическая адаптация ребенка в обществе» Семенака С. И. М. , - «Как научить детей сотрудничать» Клау Фопель М. , 2006. И. В. М 2011. - «Формирование психологической готовности к школе» Рябцева С. В. , Спиридонова- «Тропинка к своему Я» Хухлаева О. В. Хухлаев О. Е М. 2005- « Психокоррекционная работа» Лютова Е. К. Монина Г. Б. , М. 2000. - ШарохинаВ. Л. «К/ Р занятия в младшей группе»М. 2007- ШарохинаВ. Л. «К/ Р занятия в средней группе» М. 2004- Шарохина «К/ Р занятия в старшей группе» М. 2005 Дидактические материалы- Картотека релаксационных упражнений. - Картотека игр для гиперактивных детей. - Картотека игр на сплочение детского коллектива. - Картотека игр – приветствий для хорошего настроения. - Настольные игры на развитие познавательных процессов. - Стимульный материал к диагностико- коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией. - Анкетные бланки, бланки опросников. - Печатный материал. Технические средства- Муз. Центр; - Фибероптические волокна «Сухой дождь »( для релаксации) - Тактильно- развивающие панели; - Панель «Звездное небо»; - Кресла- груши; - Пузырьковая колонна; - Фибероптические волокна «Солнечный дождь»; - Светозвуковая дорожка; Приложение 4 Согласие родителей( опекунов) о разрешении на работу психолога с ребенком №_ _ _ _ _ _ _ _ _ Я, _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ согласен( согласна) на психолого- педагогическое сопровождение моего ребенка_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Психологическое сопровождение ребенка включает в себя: - психологическую диагностику; - участие ребенка в развивающих занятиях; - консультирование родителей( по желанию) - при необходимости- посещение ребенком коррекционно- развивающих занятий; Психолог обязуется: - предоставлять информацию о результатах психологического обследования ребенка при обращении родителей( опекунов) ; - не разглашать личную информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями( опекунами) . Конфиденциальность может быть нарушена в следующих ситуациях: Если ребенок сообщит о намерении нанести серьезный вред себе или другим лицам Если ребенок сообщит о жестоком обращении с ним или другими. Если материалы индивидуальной работы будут затребованы правоохранительными органами. О таких ситуациях Вы будете информированы Родители( опекуны) имеют право: - обратиться к психологу ДОУ по интересующему вопросу; - о тказаться от психологического сопровождения ребенка( или отдельных его компонентов указанных выше) , предос тавив психологу ДОУ заявление об отказе на имя заведующего. «_ _ _ _ _ _ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 20_ _ _ _ г. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ( подпись)

Оставить комментарий: