Дидактические игры для гиперактивных детей
Документы для скачивания
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад « Рябинушка » с. Сабакаево Мелекесского района Ульяновской области 7 признаков гиперактивного ребенка Гиперактивность еще называют двигательной расторможенностью, но не стоит ее путать со здоровой активностью нормальных детей. Вполне здоровый малыш тоже может быть очень подвижным, громко кричать и разговаривать, выражая таким образом свои эмоции. Он даже может часто капризничать и настойчиво требовать своего. Как же отличить индивидуальные особенности вашего ребенка от неврологической проблемы? Вот 7 признаков, которые должны вас насторожить в поведении вашего ребенка: Гиперактивные малыши хорошо развиты физически, быстрее своих сверстников начинают переворачиваться, садиться, ползать и ходить. Благодаря этому они вызывают множество восхищения у своих родителей и родственников. Но нередко такие неожиданные и быстрые скачки развития приводят к падениям с диванов и прочим неприятностям, к которым даже самые бдительные родители оказываются просто не готовы. Они не знают, радоваться им или плакать, когда ребенок уже вовсю ползает и шкодит, а его ровесники тем временем мирно лежат в кроватке. Тут все же могут быть два варианта: либо ваш ребенок просто очень быстро развивается, либо это один из признаков гиперактивности. Во втором случае проблема еще даст о себе знать в будущем и проявит себя другими признаками. Дети часто капризничают тогда, когда их силы на исходе и им пора спать. Они как будто становятся еще более активными, у них повышается возбудимость, и только мамины руки или укачивание могут после долгих мучений помочь уложить его спать. Малыши с признаками гиперактивности удивительно мало спят, даже в первые месяцы жизни. В то время, как их сверстники спят больше, чем бодрствуют, эти дети могут играть и периодами плакать около 4- 5 часов подряд. Ребенок долго не может уснуть, требует укачивания, а сон его очень чуткий. Малыш чувствителен к каждому шороху, может вдруг проснуться и тяжело засыпает снова. Малыш очень бурно реагирует на смену обстановки, новые лица и громкие звуки. Все это может приводить его в настоящий восторг, и, вместе с тем, заставляет его еще больше капризничать и привлекать ваше внимание. Дети не умеют подолгу сосредотачивать на чем- то свое внимание. Это видно даже в самом раннем возрасте: малыша легко завлечь новой игрушкой, но она быстро ему надоедает. Он словно еще быстрее начинает переключать свое внимание с одного предмета на другой. Характерным признаком гиперактивных детей, в сумме со всеми перечисленными, является их привязанность к матери и одновременно боязнь чужих людей. Они трудно ладят с гостями, неохотно идут к ним на руки и как бы прячутся за мамой. Они также могут ревновать маму к чужим детям, отбирать у них игрушки и любой конфликт превращать в истерику. Для того чтобы п од о б рать игры для гиперактивных детей необходимо учитывать особенности развития таких детей: импульсивность, высокая активность, дефицит внимания, неумение подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость. Эти особенности развития гиперактивных детей не позволяют им играть вместе с другими детьми, но их можно скорректировать при помощи специальных игр. Гиперактивный ребёнок должен подключаться к коллективной игре поэтапно. Следует начать сначала с индивидуальной игры, затем приобщить малыша к небольшой подгруппе и только потом переходить к коллективной игре. При этом на всех этапах необходимы чёткие правила, которые ребёнок должен соблюдать, так как они способствуют развитию внимания. Тренировка слабых функций у гиперактивных детей должна проводиться тоже поэтапно. Сначала подбираются игры и упражнения, которые тренируют одну функцию. Затем, в случае успеха, можно переходить к тренировке сразу двух функций. Найди отличие Эта игра помогает развивать концентрацию внимания на деталях. Малышу необходимо нарисовать несложный рисунок( домик, солнце и т. д. ) , дать его взрослому, а самому отвернуться. Взрослому необходимо дорисовать несколько деталей и вернуть картинку ребёнку. Малыш должен указать, что изменилось на картинке. После этого ребёнок и взрослый могут поменяться ролями. Эту же игру можно проводить и в небольшой группе. В таком случае дети по очереди рисуют на доске или мольберте, а взрослый дорисовывает детали. Ласковые лапки Это упражнение поможет гиперактивному ребёнку в снятии напряжения, мышечных зажимов, снизить агрессивность, а также развить чувственное восприятие. Взрослому необходимо подобрать 6 или 7 предметов различных по фактуре. Это могут быть мех, кисточка, бусы, вата и так далее. Попросите ребёнка оголить руку по локоть и закрыть глаза. Скажите, что сейчас по его руке будет идти зверёк и касаться его ласковыми лапками. Гиперактивный ребёнок должен угадать, какой «зверёк» ходил по руке. Все прикосновения должны быть приятными, поглаживающими. «Зверёк» может ходить не только по руке, но и по щеке, ноге и т. д. Затем можно поменяться ролями. Кричалки- шепталки- молчалки Эта игра помогает развивать наблюдательность, волевую регуляцию и умения действовать по заданному правилу. Вырежьте 3 силуэта ладони из разноцветного картона( красный, жёлтый, зелёный или другие) . Красная ладонь — кричалка. Когда она поднимается дети могут шуметь, бегать, кричать. Жёлтая — шепталка — можно тихонько шептаться и медленно двигаться. Зелёная — молчалка — все дети замирают на месте и молчат. Гвалт Игра помогает развивать концентрацию внимания. Один из участников выходит за дверь. Остальные дети выбирают строку из известной песни, которую распределяют между детьми: каждому частнику игры достаётся одно слово. Когда водящий входит, остальные участники начинают громко кричать каждый своё слово. Задача водящего ребёнка — угадать, что из какой песни взята строчка. Перед тем, как водящий войдёт в комнату, дети должны повторить каждый своё слово, чтобы не путаться и правильно его произнести. Беседа с руками В этой игре гиперактивный ребёнок учится контролировать свои действия. Если ребёнок кого- то обидел, поиграйте с ним в игру «Беседа с руками». Вырежьте из бумаги силуэты ладошек, а затем «оживите их» — раскрасьте карандашами, нарисуйте глазки, ротик. Теперь поговорите с руками( желательно с участием ребёнка) — «Кто это? », «Как зовут? » И т. д. В разговоре крайне важно подчеркнуть, что руки хорошие, что они умеют делать много полезных вещей, но они не всегда слушаются своего хозяина. В конце беседы заключите сделку с руками, что на протяжении 2–3 дней( срок можно уменьшить или увеличить) , они будут делать только хорошие дела — помогать маме, здороваться, играть, но не станут никого обижать. Когда оговорённый срок закончится, похвалите ладошки и заключите с ними новый договор на более длительный срок. Говори! Данная игра научит гиперактивного ребёнка контролировать импульсивные действия. Игра может проводиться как индиви дуально, так и с группой детей. Взрослый говорит условия игры: я задаю вам вопрос, на который можно отвечать только после команды «Говори! » Каждый раз, когда вы задаёте вопрос, необходимо сделать небольшую паузу и только потом произносить «Говори! » Час тишины и час «можно» В этой игре дети смогут сбросить накопившуюся энергию, а взрослые научатся управлять поведением малышей. Договоритесь с детьми, что каждый раз, когда они будут заниматься важны делом или устанут, в группе будет наступать час тишины. В это время нужно вести себя спокойно и тихо. За хорошее поведение наступит час «можно», когда они смогут шуметь, бегать, прыгать и т. д. Часы можно чередовать. Главное, чтобы они стали привычными для группы. Заранее оговорите, что можно и нельзя делать детям. Расставь посты Цель игры: развитие способности концентрировать внимание на определённом сигнале, навыков волевой регуляции. Включите ритмическую музыку. Под эту музыку дети должны маршировать один за другим. Впереди идёт командир, который даёт команды. По команде( слово, хлопок в ладоши) ребёнок, который идёт последним останавливается. Остальные дети продолжают движение до тех пор, пока вся группа не будет расставлена «на постах». Посты могут располагаться как в хаотичном порядке, так и в задуманном( по углам, по кругу, в линейку) . Для того, чтобы слышать команды, все дети должны двигаться тихо. Слушай хлопки Эта игра помогает в тренировке контроля двигательной активности малыша. Выбирается ведущий, остальные дети идут друг за другом по кругу или же двигаются в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, все дети останавливаются и принимают позу аиста, два раза — позу лягушки, три раза — возобновляется свободная ходьба. Животные также могут меняться. Замри Игра поможет в развитии внимания и памяти ребёнка. Включите музыку. В такт музыке дети должны прыгать — ноги в стороны, затем вместе. Прыжки также сопровождаются хлопками над головой и по бёдрам. Внезапно музыка замолкает, а дети должны застыть в той позе, на которой затихла музыка. Ребёнок, которому это не удалось, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Давайте поздороваемся Играя в эту игру, дети снимут мышечное напряжение и смогут переключить внимание на другой вид деятельности. По команде взрослого дети начинают бегать по комнате и здороваться со всеми подряд. Один хлопок — здороваются за руку, два — плечиками, три — спинками. Разнообразные тактильные ощущения позволят детям снять мышечное напряжение, прочувствовать своё тело, снять ощущение отчуждённости. Для того, чтобы тактильные ощущения были более полными, детям запрещается разговаривать во время игры.