a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ «КАРАПУЗ» ДЛЯ НЕОРГАНИЗОВАННЫХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Опубликовано: 2017-02-21 12:49:38

Документы для скачивания

Пояснительная записка 3 Возрастные особенности детей от 1 года до 3 лет 6 Организация деятельности ГКП «Карапуз» 8 Учебный план 9 Учебно- тематический план ГКП ГКП «Карапуз» 10 Содержание деятельности ГКП « Карапуз» 11 Принципы организации и проведения познавательно – игровых сеансов 12 Структура познавательно – игрового сеанса 1 4 Взаимодействие с родителями 1 6 Список л итератур ы 1 8 Приложение 1 Комплексно – тематическое планирование 19 Приложение 2 Анкет ы для родителей 31 Приложение 3 Мониторинг адаптации 33 Приложение 4 Конспекты познавательно- игровых сеансов 38 Приложение 5 Консультации для родителей Пояснительная записка Ранний возраст является самым благоприятным периодом для того, чтобы заложить основы развития человека как личности. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности. Малыш в этот период развивается так стремительно, как никогда в последующие возрастные периоды. В первые 3 года жизни ребенок, как губка, впитывает все, что дает ему общество, в котором он растет. Ему подвластны и музыка, и художественное творчество, и математика, и языки. Все это ребенок усвоит быстро, играючи, и останется с этими знаниями на всю жизнь. Ребенку это дается легко и весело, и задача взрослого дать возможность малышу впитать как можно больше информации в этот благодатный момент. Воспитание ребенка – сложное и ответственное дело. Развиваться и набираться знаний нужно как маме, так и ребенку. Введение ФГОС ДО – важный этап в развитии системы образования и восстановлении самоценности дошкольного детства. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период адаптации к детскому учреждению. Малыш, впервые переступая порог дошкольного учреждения, попадает в совершенно новый незнакомый мир. Трудности адаптации к новым условиям связаны, прежде всего, с разлукой( пусть и кратковременной) с мамой – самым близким человеком. Кроме того, малыш испытывает страх перед незнакомыми людьми, незнакомыми ситуациями общения, к иному режиму организации жизни и деятельности, другой обстановке. Поэтому облегчение периода адаптации малыша к условиям дошкольного учреждения является одной из первоочередных задач, стоящих перед педагогами ДОУ. Под адаптацией принято понимать приспособление организма к новым условиям среды. Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения становится настоящим испытанием не только для малыша, но и для членов его семьи. Чтобы облегчить процесс адаптации, предупредить возникно вение адаптационного синдрома, поделиться с родителями педагогическими знаниями о воспитании и обучении детей раннего и младшего дошкольного возраста, а так же для наиболее полного охвата детей раннего возраста дошкольным образованием, педагогическим коллективом ДОУ принято решение о создании на базе МБДОУ « Тальжинский детский сад» комбинированного вида группы кратковременного пребывания  « Карапуз ». Нормативно- правовой основой для разработки «Дополнительной развивающей программы группы кр атковременного пребывания «Карапуз » для неорганизованных детей раннего возраста и их родителей » являются: - Федеральн ый закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124 от 24. 07. 1998 г. ; - Федеральн ый закон «Об образовании в Российской Федерации » № 272 –ФЗ от 29. 12. 2012 г. ; - Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Постановлени е Правительства РФ от 05. 07. 2001 № 505 «Правила оказания услуг в сфере дошкольного образования»; - Письмо МО РФ от 31. 07. 2002 № 271/ 23- 16 «Организационное и программно- методическое обеспечение новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации»; - СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях( Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26) ; - Устав ДОУ; - ООП МБДОУ « Тальжинский детский сад» комбинированного вида. Новизна программы: разработка, апробирование и внедрение новых вариативных форм работы с неорганизованными детьми раннего возраста и их родителями. Цель программы- гармоничное развитие личности ребенка; о беспечение успешной адаптации дете й раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации через взаимодействие с семьей. Задачи: - с пособствовать успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, формировать положительный настрой на посещение дошкольного образовательного учреждения; - укреплять физическое и психическое здоровье детей; - формировать у детей адекватные возрасту способы и средства общения со взрослыми и сверстниками; - с оздать благоприятные условия адаптации к социальному миру детей раннего возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников; - развивать познавательную сферу детей в соответствии с возрастом; - п овы ша ть психолого- педагогическую культуру родителей; - п ривлечь внимание родителей к самоценности и неповторимости периода раннего детства ребенка через организацию совместной деятельности взрослых и детей; - с пособствовать установлению партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями будущих воспитанников на основе субъектной позиции социального партнерства. Ожидаемые результаты: - с оздание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ; - ус тановление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников; - б езболезненная адаптация ребенка в условиях ДОУ и обеспечение ранней социализации детей раннего возраста; - ф ормирование у детей навыков культурного поведения, расширение ориентировки в ближайшем окружении, развитие потребностей в речевом общении; - п овышение педагогической компетентности родителей воспитанников в вопросах воспитания и обучения детей раннего возраста; - п овышение качества образовательных услуг, осуществляемых МДОУ. Методы и приемы: организационные; наглядные; словесные; практические; логические; мотивационные. Возрастные особенности детей от 1 года до 3 лет Ранний возраст – это период активного исследования ребенком окружающего мира. Малыш уже ходит вполне уверенно, изучает пространство, ему трудно оставаться на месте- каждый предмет словно притягивает его.   Общение с о взрослым и становится очень насыщенным. Помимо развития речи малыш осваивает знания и образцы действий с предметами, а в зрослый выступает как носитель общечеловеческих способов использования предметов.   Развитие речи становится центральным моментом в этот период. Сначала речь ребенка ограничивается называнием предметов, которые непосредственно его окружают, и лишь со временем речь становится средством мышления, воображения, овладения собственным поведением.   В этот период формируются основные навыки самообслуживания. Ребенок учится самостоятельно одеваться, пользоваться ложкой и вилкой, учится пить из чашки, осваивает навыки опрятности.   Ведущая деятельность раннего детства- предметная  ( совместно со взрослыми, а затем и самостоятельно) . В этот период происходит развитие игры ребенка как вида деятельности. Сначала ребенок концентрирован на самом процессе игры, на манипулировании предметами, но постепенно появляются элементы творчества, на первый план выходит воображаемая ситуация, а не наглядная. У игры появля ется сюжет, ребенок постепенно уч и тся развивать его, ориентируясь не только на уже знакомые жизненные ситуации, но и на вновь создаваемые и моделируемые самим ребенком.   Появляются игровые действия( игры- подражания действиям взрослых) . Развивается восприятие( цвета, формы, размера) , ребенок может выделить устойчивые признаки предметов; восприятие способствует развитию памяти, мышления( группировка предметов по цвету, форме) . Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций доминирует восприятие. В этом возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что- то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле. Внимание и память   непроизвольны.   Мышление   является наглядно- действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами. Дети становятся более самостоятельными. Интенсивно развивается деловое сотрудничество ребенка и взрослого, между детьми. Организация деятельности ГКП «Карапуз» Группа кратковременного пребывания « Карапуз » функционирует- ежегодно с 01сентября по 31 мая; - без организации питания; - 2 раза  в неделю по подгруппам( по 7 человек) ; - в соответствии с учебным планом познавательно- игровых сеансов. Возраст детей от 1 года до 3- х лет. Для организации деятельности группы задействован музыкальный зал. Документация, необходимая для открытия груп пы кратковременного пребывания: положение о группе кратковременного пребывания на базе МБДОУ; приказ об открытии ГКП; программа ГКП «Карапуз» для неорганизованных детей раннего возраста и их родителей; заявление родителей( законных представителей) ; договор с родителями( законными представителями) ; медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка; копия свидетельства о рождении ребенка; приказ о зачислении детей в ГКП; табель учета посещаемости детей; перспективный план работы с детьми и родителями; конспекты познавательно- игровых сеансов. Кадровое обеспечение: 1. Заведующий 2. Старший воспитатель 3. Учителя- логопед ы 4. Музыкальный руководитель Расписание посещения ГКП « Карапуз » День недели Время Группа Педагоги Понедельник 11. 00 – 12. 30 1 5. 3 0 – 17. 00 1 подгруппа 2 подгруппа Учитель- логопед Музыкальный руководитель Пятница 11. 00 – 12. 3 0 15. 30 – 1 7. 00 2 подгруппа 1 подгруппа Учитель- логопед Музыкальный руководитель Учебный план Форма образовательной деятельности – познавательно- игровой сеанс, направленный на развитие детей в образовательных областях путем игрового моделирования деятельности. Участники познавательного игрового сеанса- дети, педагоги, родители. Общая трудоемкость программы составляет: 36 познавательно- игровых сеанс ов в учебный год. Календарный учебный график: 2 раза в неделю( по расписанию) . Режим обучения- продолжительность познавательно- игрового сеанса может составлять от 20 минут до 1, 5 часов. Учебно- тематический план ГКП «Карапуз» № Тема п ознавательно- игрового сеанса Количество часов 1 Встреча с белочкой в осеннем лесу 3 2 Сидит белка на тележке 3 3 Кто грибок найдет? 3 4 Гости 3 5 В огороде заинька 3 6 Зайкина капуста 3 7 Лучшая игра 3 8 Утенок и его друзья 3 9 Про кота 3 10 Кот Василий 3 11 Кот и кошка 3 12 Утки – беленькие грудки 3 13 Зайчик в гостях у ребят 3 14 Зайкин дом 3 15 Белкина помощница 3 16 Чудо- ёлка 3 17 Подарки Дедушки Мороза 3 18 Птичья ёлка 3 19 Мороз и птички 3 20 Танюша 3 21 Вкусная каша 3 22 Аленушка и лошадка 3 23 Лошадка 3 24 Капризная внучка 3 25 Хозяюшка 3 26 Котенок и щенок 3 27 Про собачку 3 28 Таня пропала 3 29 Верные друзья 3 30 Про петушка 3 31 Уточка и курочка 3 32 Цыплячий переполох 3 33 Радуга- дуга 3 34 Майский день 3 35 Про зеленую лягушку 3 36 После дождя 3 Итого: 108 Содержание деятельности ГКП « Карапуз » А даптационная группа кратковременного пребывания «Карапуз» создается для детей раннего возраста и их родителей, не посещающих детский сад. Для организации д еятельности группы задействован музыкальный зал. Дети посещают группу вместе с мамой или другим близким человеком два раза в неделю. П ознавательно- игровые сеансы проводятся по подгруппам( 1 подгруппа – дети от 1г. до 1, 5 лет; 2 подгруппа – дети от 1, 5г. до 3 лет) . Перед поступлением в группу родители должны предоставить справку о состоянии здоровья ребенка. Наполняемость под группы: 7 человек. Организация работы с детьми строится в виде познавательно- игровых сеансов. Содержание работы составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения. Программа рассчитана на 9 месяцев, с сентября по май. Познавательн о- игровые сеансы проводятся 2 раза в неделю. Содержание каждого познавательно- игрового сеанса частично повторяется, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кро ме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выпол няют их с большим интересом и радостью. Не стоит настаивать на активном участии всех детей в игровом сеансе. Нормально, если на первых порах часть детей бу дет только наблюдать за происходящим в группе. Можно начать заниматься с теми детьми, которые готовы присту пить к игре. Не следует оценивать детей, добиваться единственно пра вильного действия или ответа, так как в этом случае малыши будут повторять лишь то, что от них требуется, и не смогут проявлять собственные спонтанные, живые и естественные реакции. Работа с родителями- одно из важнейших направлений воспитательно- образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями. Организация работы с родителями строится на практической работе( беседы, разыгрывание ролевых ситуаций, консультирование) , во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с родителями. Принципы организации и проведения познавательно- игровых сеансов Технология проведения познавательн о- игровых сеансов разработана с учетом требований ФГОС ДО и принципов дошкольного образования. Принцип игровой деятельности. Основу сеанса составляет игровая деятельность, позволяющая в присущей ребенку игровой форме осуществлять его развитие. Принцип интеграции. Интеграция представлена как объединение в целое нескольких факторов образовательного процесса, которые взаимно дополняют, обогащают друг друга, обеспечивая его целостность. Познавательный игровой сеанс реализует несколько направлений интеграции( Т аблица 1) : - Интеграция образовательных областей предполагает реализацию в рамках одного игрового сеанса социально- коммуникативного, познавательного, речевого, художественно- эстетического и физического развития. Интеграция осуществляется за счет установления связи между задачами образовательных областей, освоения окружающей действительности с разных сторон, восстановление из отдельных фрагментов целостной картины мира. - Интеграция видов деятельности. Реализация образовательных задач на игровом сеансе осуществляется средствами различных видов деятельности, связанных одной темой( игровой, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, познавательно- исследовательской и др. ) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Смена деятельности происходит с учетом возраста, потребностей и заинтересованности детей, что позволяет удерживать их интерес на протяжении всего сеанса и не утомляет их. Один вид деятельности доминирует, а другие его дополняют. - Интеграция субъектов образовательной деятельности. Игровой сеанс предоставляет возможность совместного участия педагогов, родителей и детей. Таблица 1 Интеграция образовательных областей и видов детской деятельности в структурных компонентах игрового сеанса Компоненты познавательно- игрового сеанса Образовательная область Вид деятельности Индивидуальное приветствие Социально- коммуникативное развитие Коммуникативная Самостоятельная игровая деятельность Познавательное развитие; социально- коммуникативное развитие Игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно- исследовательская Групповое приветствие Социально- коммуникативное развитие; речевое развитие Коммуникативная, музыкально- художественная Организованная образовательная деятельность Социально- коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно- эстетическое развитие; физическое развитие Игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно- исследовательская, продуктивная деятельность, музыкально- художественная, восприятие художественной литературы Изобразительная деятельность Художественно- эстетическое развитие М узыкально- художественная Совместная игровая деятельность педагога с детьми Социально- коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие Игровая Дополнительный компонент Любая образовательная область( в зависимости от цели проведения) Любая, в зависимости от цели проведения Прощание Социально- коммуникативное развитие Коммуникативная Принцип тематического построения образовательной деятельности. Тема отражается в названии сеанса, в его тематической напр а вленности, организации и содержании разных видов деятельности. Цель введения темы – ознакомление детей с представлениями об окружающем мире и интеграция образовательных областей без неоправданного дробления. Принцип стабильности. Структура сеанса постоянна. Данный принцип помогает четко определить цели, системно выстроить деятельность. Принцип гибкости. Несмотря на соблюдение принципа стабильности, ход деятельности и внутреннее содержание структурных компонентов может меняться в зависимости от содержания или возникших ситуаций. Принцип двигательной активности. В течение сеанса дети реализуют свою потребность в движении, много двигаются, могут заняться той игрой или деятельностью, которая им нравится. Принцип активного участия родителей. Главной задачей сеанса при взаимодействии с семьей ребенка является не выдача рекомендаций, а создание условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному участию в деятельности. Структура познавательно- игрового сеанса № Компонент познавательно- игрового сеанса/ Виды образовательной деятельности Решаемые задачи Длительность 1 Индивидуальное приветствие и прощание Создание эмоционально- благоприятного настроя детей и родителей на сотрудничество. Развитие социальной коммуникации. 5 мин. 2 Самостоятельная игровая деятельность Развитие игровой деятельности. Развитие самостоятельной познавательной активности ребенка. Мониторинг эмоционально- волевой сферы и поведения методом наблюдения. 5 мин. 3 Групповое приветствие Приветствие и положительный эмоциональный настрой всех участников образовательного процесса. Развитие навыков коммуникации и социализации 3- 5 мин. 4 Организованная образовательная деятельность Реализация задач различных образовательных областей 10- 2 0 минут( в з ависимости от возраста и особенностей детей) 5 Изобразительная деятельность/ конструирование Развитие изобразительной деятельности детей( рисование, лепка, аппликация) Конструирование Художественно- эстетическое развитие 5- 15 мин. 6 Совместная игровая деятельность педагога с детьми Развитие игровой деятельности, знакомство с новыми играми, формирование мотивации к игре. Развитие социально- коммуникативных навыков. 5- 10 мин. Восприятие художественной литературы Ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора( песенки, потешки, сказки, театрализованная деятельность) 5- 10 мин 7 Дополнительный компонент Закрепление или расширение основной темы сеанса в иных видах деятельности 5- 15 мин. 8 Взаимодействие с родителями в процессе группового сеанса Повышение психолого- педагогической компетенции родителей Обучение родителей способам игрового взаимодействия с детьми Развитие стратегии взаимодействия и сотрудничества между педагогами и родителями Гармонизация детско- родительских отношений Во время каждого компонента 9 Прощание Подведение итогов, закрепление пройденного 2- 5 мин. Итого: 20 мин. – 1, 5 час Последовательность компонентов познавательно- игрового сеанса может меняться в соответствии с условиями проведения, индивидуальными особенностями и уровнем развития детей, оставляя неизменным только групповое приветствие и прощание. Продолжительность познавательно- игрового сеанса может составлять от 20 минут до 1, 5 часов. Увеличение времени происходит за счет включения в сеанс самостоятельной игровой деятельности детей, а также педагогов и родителей с детьми. Эта деятельность, подчиненная общей теме и цели игрового сеанса, одновременно является и разновидностью динамической паузы, помогающей детям избежать утомления. Тематика игровых сеансов с оставлена на основе логоритмических занятий для детей раннего возраста М. Ю. Картушиной. При разработке раздела «Изобразительная деятельность использовались методические пособия Е. А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста( 1 – 3 года) », «Лепка с детьми раннего возраста( 1 – 3 года) ». Взаимодействие с родителями Педагоги группы кратковременного пребывания строят свою работу в тесном сотрудничестве с семьёй, привлекая родителей к коллективным формам работы. Родители ребенка участвуют на игровых сеансах, в различных формах образовательного процесса. Организация совместной работы позволяет родителям лучше узнать своего ребенка, понять в чем он успешен и какие у него трудности. Подобная организация работы позволяет успешно строить сотрудничество с родителями, учитывать индивидуальные особенности семьи, влиять на формирование грамотной родительской позиции. Обучение и консультирование родителей является важным условием организации оптимальной работы адаптационной группы. Ведущими формами взаимодействия с родителями являются: беседы, консультации, анкетирование, ответы на вопросы родителей. Сроки Содержание Сентябрь Встреча с родителями, сбор необходимой документации. Экскурсия по детскому саду. Анкетирование. Анализ анкет. Знакомство с детьми. Индивидуальные и групповые беседы с родителями старшего воспитателя( «Возрастные особенности детей раннего возраста») и медицинской сестры. Октябрь Консультация «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению» Организация выставки детского творчества совместно с родителями  «Осенние фантазии». Индивидуальные и групповые беседы с родителями старшего воспитателя и медицинской сестры. Ноябрь Консультации для родителей: «Игрушка – как часть народной  традиции» Папка- передвижка: «Игры с малышом осенью» Мини- собрание: « Секреты общения с ребёнком в семье» Декабрь Консультация «Режим дня- залог нормального развития ребёнка» Организация выставки детского творчества совместно с родителями  «Зима хрустальная» Папка- передвижка «Чем заняться с детьми в зимние праздники» Памятка для родителей: «Как помочь птицам зимой». Январь Педагогическая гостиная: «Влияние сказок на психическое развитие ребенка» Семинар- практикум «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников» День именинник а Февраль Буклеты: Советы родителям: «Как повысить самооценку ребенка» Памятка для родителей: «Как правильно читать детям сказки» Консультация: «Какие игрушки необходимы детям» Март Организация выставки детского творчества совместно с родителями  «Подарки для мамы» Памятка для родителей: «Правила пожарной безопасности». Апрель Мини- собрание: «Вредные привычки – как их устранить? »  Консультация «Игра, как средство воспитания». Советы родителям по соблюдению правил ПДД Май Родительское собрание: «Чему мы научились за год» Папка – передвижка: «Игры для малышей на свежем воздухе» Плакат для родителей «Дорога не терпит шалости». СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Афонькина Ю. А. Психолого- педагогическая поддержка детей второго года жизни в период адаптации к ДОУ[ Текст] / Ю. А. Афонькина. – Мурманск, 2008. Афонькина, Ю. А. Психолого – педагогическое сопровождение в ДОУ. Развитие ребенка раннего возраста[ Текст] : методическое пособие/ Ю. А. Афонькина. – М. : Аркти, 2010. – 80с. Адаптационная группа кратковременного пребывания: образовательная программа[ Текст] / авт. - сост. М. Н. Бахаровская. – Волгоград: Учитель, 2013. – 80 с. Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ[ Текст] / Л. В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236с. Галой, Н. Ю. Игровые сеансы с де тьми раннего возраста и детск о- родительскими парами. Комплексы игровых упражнений и действий[ Текст] / Н. Ю. Галой. – Волгоград: Учитель, 2015. – 88с. Группа кратковременного пребывания: для детей раннего возраста[ Текст] / Под ред. Т. М. Бабуновой. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 112 с. ( Ранний возраст) . Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2- 3 лет. - М. : ТЦ С фера, 2008. - 128 с.   От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ П од ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИК А- СИНТЕЗ, 2014г. Пантюхина, Г. В. Диагностика нервно- психического развития детей первых трех лет жизни[ Текст] / Г. В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э. Л. Фрухт. – М. : ЦОЛИУВ, 1979. Томашевская Л. В. , Герц Е. Ю. Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду. Санкт- Петербург, « Детство- пресс », - 2012 г. Урунтаева Г. А. , Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. М. : «Просвещение», 1997 г. Янушко Е. А. Р исование с детьми раннего возраста( 1 – 3 года) . – М. : МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2010. – 64с. Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста( 1 – 3 года) . – М. : МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2009. – 64с. Приложение 1 Календарно- тематический план познавательно- игровых сеансов Месяц Тема познавательно- игрового сеанса Развитие движений Музыкальное развитие Сенсорное развитие Изобразительная деятельность Восприятие художественной литературы Игровая деятельность Сентябрь Встреча с белочкой в осеннем лесу Ходьба врассыпную; п рыжки на двух ногах врассыпную по залу П есн и «Машина», «Дождик»; танец с листьями Цвета: красный, желтый Пальчиковое рисование «Листики на дереве» «Вот на ветке лист кленовый…» В. Берестов «Белка» З. Александрова, потешка «Ладушки» Пальчиковая игра «Ладушки- ладошки» Заводные игрушки Сидит белка на тележке Ходьба врассыпную; топающий шаг; бег врассыпную; прыжки на двух ногах П есн и «Машина», «Дождик»; танец с листьями Один – много; ц вета: красный, желтый Д/ и «Цветные листики» Рисование «Моя ладошка» Потешки «Сидит белка на тележке», «Ладушки»; стихи об осени «Прилетела птичка»; «Заинька- зайка»; «Догонялки с мишкой»; п альчиковая игра «Ладушки- ладошки» Кто грибок найдет? Ходьба врассыпную; прыжки на двух ногах; бег врассыпную; стихотворение с движениями «Поехали» П есн и «Дождик», «Машина», р. н. п есня «Зайка»; танец с листьями Один – много; ц вета: красный, желтый, оранжевый Рисование «Грибы» Потешки «Ладушки», «Поехали- поехали», стихи об осени « Прилетела птичка»; «Заинька- зайка»; «Догонялки с мишкой»; п альчиковая игра «Ладушки- ладошки» Гости Ходьба врассыпную; прыжки на двух ногах; бег врассыпную; стихотворение с движениями «Поехали»; упражнение «Ноги и ножки» П есн и «Дождик», «Машина», р. н. п есня «Зайка», «Веселый бубен»; танец с л истьями; игра на детских музыкальных инструментах Ц вета: красный, желтый, оранжевый Лепка «Пластилиновая мозайка » Потешк а «Ладушки»; Стихи о животных « Прилетела птичка»; «Догонялки с мишкой»; п альчиковая игра «Ладушки- ладошки» Октябрь В огороде заинька Ходьба врассыпную; стихотворение с движениями «Поехали»; упражнение «Ноги и ножки» П есн и «Дождик», «Машина», р. н. п есня «Зайка», «В огороде заинька», «Веселый бубен»; игра на детских музыкальных инструментах Тепло – холодно; б ольшой- маленький Д/ и « Мозайка » Пальчиковое рисование «Д ождик » Потешк а «Ладушки»; Настольный театр «Курочка Ряба» «Заинька- зайка»; п альчиковая игра «Ладушки- ладошки» заводные игрушки Зайкина капуста Ходьба врассыпную; бег врассыпную; стихотворение с движениями «Поехали»; упражнение «Ноги и ножки» П есн и «Дождик», р. н. п есня «Зайка», «В огороде заинька», «Веселый бубен»; танец с листьями; Большой – маленький; цвета: красный, желтый, оранжевый, зеленый Рисование кулачком «Капуста» Настольный театр «Репка» «Заинька- зайка»; п альчиковая игра «Ладушки- ладошки»; «Солнышко и дождик» Лучшая игра Ходьба врассыпную; прыжки на двух ногах; бег врассыпную; стихотворение с движениями «Поехали»; упражнения «Ноги и ножки», «Белочки» Песня « Котенька », р. н. п есня «Зайка», Один – много, большой – маленький; Д/ и «Цветные листочки» Лепка «Блинчики» Настольный театр «Теремок» «Заинька- зайка»; п альчиковая игра « Утенок »; «Солнышко и дождик»; «Кот и мыши» Утенок и его друзья Ходьба врассыпную; бег врассыпную; упражнение «Ноги и ножки» П есни «Дождик», р. н. п есня «Зайка», « Котенька », «Веселый бубен»; игра на детских музыкальных инструментах Форма- к руг цвета: красный, желтый, оранжевый, зеленый Д/ и «Бусы» Лепка « По корми м курочку» Потешки; настольный театр «Курочка Ряба» Пальчиковая игра «Утенок»; «Кот и мыши», «Приле те ла птичка» Ноябрь Про кота Ходьба врассыпную; бег врассыпную; упражнения «Ноги и ножки», «Белочки» П есни «Дождик», « Котенька »; Танец «Веселая пляска» Мягкий – твердый; Форма- к руг цвета: красный, желтый, оранжевый, зеленый Рисование «Мячики» Настольный театр «Репка» Пальчиковая игра «Утенок»; «Кот и мыши», Кот Василий Ходьба и бег врассыпную по залу И/ у «Катание мяча в парах» П есня « Котенька »; песня с движениями «Колыбельная»; Танец «Веселая пляска»; игра на детских музыкальных инструментах «Марш» Громко- тихо Форма- к руг цвета: красный, желтый, оранжевый, зеленый Рисование «Клубочки» Настольный театр «Колобок» Пальчиковая игра «Пышка»; «Кот и мыши» Кот и кошка Ходьба и бег врассыпную по залу И/ у «Сбей кеглю» П есня « Котенька »; песня с движениями «Колыбельная»; Танец «Веселая пляска»; игра на детских музыкальных инструментах «Марш» Громко- тихо Форма- к руг цвета: красный, желтый, оранжевый, зеленый Д/ и «Бусы» Лепка «Мячики» Рассказывание р. н. с. «Колобок», рассматривание иллюстраций П альчиковые игр ы «Пышка», «Утенок»; «Кот и мыши» Утки – беленькие грудки Ходьба и бег врассыпную по залу; стихотворения с движениями «Падает снежок», «Снежный дом» Танец «Веселая пляска»; игра на детских музыкальных инструментах «Марш» Громко – тихо; Цвет а – желтый, красный, синий, зеленый Д/ и «Собери пирамидку» Лепка «Покормим уточек» Фланелеграф «Курочка Ряба» П альчиковые игр ы «Пышка», «Утенок»; Декабрь Зайчик в гостях у ребят Ходьба и бег врассыпную по залу; стихотворения с движениями «Падает снежок», «Снежный дом» Песни «Заинька», «Бубен и погремушки»; Игра на детских музыкальных инструментах; песня с движениями «Колыбельная»; Танец «Веселая пляска»; Громко – тихо, Быстро – медленно; Цвет- белый Пальчиковое рисование «Снег» Фланелеграф «Репка» «Заинька- зайка»; пальчиковая игра «Пышка»; Зайкин дом Ходьба и бег врассыпную по залу; стихотворения с движениями «Падает снежок», «Снежный дом»; упражнение «Зайчики» Песни «Заинька», «Бубен и погремушки»; Игра на детских музыкальных инструментах; песня с движениями «Колыбельная»; новогодний хоровод Форма – круг; Большой- маленький Д/ и «Вкладыши» Лепка «Морковка для зайчика» Фланелеграф «Теремок» П альчиковая игр а «Пышка»; «Зайцы и волк» Белкина помощница Ходьба и бег врассыпную по залу; прыжки на двух ногах; стихотворения с движениями «Падает снежок», «Снежный дом»; Песн я «Бубен и погремушки»; Игра на детских музыкальных инструментах; песня с движениями « Дед Мороз »; новогодний хоровод Форма – круг; Большой – маленький; Цвет- коричневый Лепка «Орешки для белочки» Потешка «Сидит белка на те ле жке» П альчиковые игр ы «Пышка», «Сидит белка на тележке»; «Зайцы и волк» Чудо- ёлка Ходьба и бег врассыпную по залу; прыжки на двух ногах; стихотворения с движениями «Падает снежок»; упражнение «Белочки и зайчики» Песн я «Бубен и погремушки»; Игра на детских музыкальных инструментах; песня с движениями « Дед Мороз »; новогодний хоровод Форма- к руг цвета: красный, желтый, оранжевый, зеленый; большой- маленький Пальчиковое рисование «Украсим ёлочку» Разучивание стихотворений к Новогоднему празднику П альчиковая игр ы « Ёлочка »; «Зайцы и волк» Январь Подарки Дедушки Мороза Ходьба и бег врассыпную по залу; прыжки на двух ногах стихотворение с движениями «Падает снежок»; упражнение «Белочки и зайчики»; упражнение «Лесные гости» Новогодний хоровод; песня с движениями «Птичка»; песня с движениями «Дед Мороз»; игра на детских музыкальных инструментах «Громкие и тихие погремушки» Громко – тихо; Быстро- медленно Форма – круг; Цвета: красный, желтый, синий, зе ле ный Д/ и «Спрячь мышку» Лепка «Украсим ёлочку» Повторение новогодних стихов Пальчиковая игры «Ёлочка»; «Зайцы и волк» Птичья ёлка Ходьба и бег врассыпную по залу; упражнение «Лесные гости» Новогодний хоровод; песня с движениями «Птичка»; игра на детских музыкальных инструментах «Громкие и тихие погремушки» Громко – тихо; Быстро- медленно Форма – круг; Цвет: желтый, Рисование «Зернышки для птичек» «Ёлка» К. Чуковский Пальчиковая игры «Ёлочка»; «Кошка и птички» Мороз и птички Ходьба и бег врассыпную по залу; упражнение «Лесные гости» Песня с движениями «Птичка»; песня с движениями «Дед Мороз»; Форма – круг; Цвета: желтый, оранжевый Лепка «Лепешки» Песенки, потешки о зиме и зимних приметах «Кошка и птички», «Санки»; пальчиковая игра «Лепешки» Танюша Ходьба и бег врассыпную по залу; прыжки на двух ногах; стихотворени я с движениями « Потягушечки », « Леталочка » Песня с движениями «Птичка»; песня с движениями «Дед Мороз»; игра на детских музыкальных инструментах «Громкие и тихие погремушки» Форма – овал; Геометрическая фигура – цилиндр; Большой – маленький; Д/ и «Посади бабочку на цветок» Лепка «Конфетки для Танюши» Настольный театр «Теремок» «Кошка и птички», «Санки»; пальчиковая игра «Лепешки» Февраль Вкусная каша Ходьба и бег врассыпную по залу; стихотворения с движениями « Потягушечки », « Леталочка »; упражнение «Гусь» Песня «Собачка», Песня с движениями «Птичка»; песня с движениями «Варись, варись, кашка» Громко- тихо Д/ и «Картинки – половинки» Рисование «Нитки для шариков» Потешка «Сорока – ворона» Пальчиковая игра «Лепешки»; « Плескалочка », «Громко – тихо», «Кошка и птички» Алёнушка и лошадка Ходьба и бег врассыпную по залу; стихотворения с движениями « Потягушечки », « Леталочка »; упражнение «Наша дочка»; упражнение «Еду, еду к бабе, к деду» П есня с движениями «Варись, варись, кашка» Громко – тихо; быстро – медленно; Д/ и «Собери пирамидку» Рисование «Шарики» Потешка «Еду, еду к бабе, к деду»; «Наша дочка» Е. Благинина Пальчиковые игры «Лепешки», « Цыпа – цыпа »; « Плескалочка », «Громко – тихо»; « Пракати, лошадка, нас» Лошадка Ходьба и бег врассыпную по залу; стихотворения с движениями « Потягушечки » упражнение «Наша дочка»; упражнение «Еду, еду к бабе, к деду» П есня с движениями «Варись, варись, кашка»; песня «Лошадка»; танец с флажками Громко – тихо; быстро – медленно; Д/ и «Вкладыши»; Цвета: красный, желтый, синий, зеленый Рисование «Травка для лошадки» Потешка «Еду, еду к бабе, к деду»; «Наша дочка» Е. Благинина; А. Барто «Лошадка», «Флажок» «Громко – тихо»; « Пракати, лошадка, нас» Капризная внучка Ходьба и бег врассыпную по залу; упражнение «Наша дочка»; упражнение «Еду, еду к бабе, к деду»; упражнение «На крыше» Песня с движениями «Варись, варись, кашка»; песня с движениями «Бобик»; песня «Вот какая бабушка»; танец с флажками Громко – тихо; быстро – медленно; Д/ и «Посади бабочку на цветок; цвета: красный, желтый, синий, зе ле ный Лепка «Конфетки для внучки» Заучивание «Наша Таня» А. Барто Пальчиковая игра « Цыпа – цыпа »; « Плескалочка », «Громко – тихо»; Март Хозяюшка Ходьба и бег врассыпную по залу; упражнение «Еду, еду к бабе, к деду»; упражнение «На крыше» П есня с движениями «Варись, варись, кашка»; песня «Лошадка»; песня «Собачка»; песня «Пирожок»; танец «Раз – два» Большой – маленький; Быстро – медленно; Д/ и «Найди пару» «Подарок маме» Потешк и «Хозяюшка», «Ладушки» Пальчиков ые игр ы « Цыпа – цыпа », « Оладушки »; Котенок и щенок Ходьба и бег врассыпную по залу; ползание на четвереньках; у пражнение «Еду, еду к бабе, к деду»; упражнение «На крыше» Песня «Вот какая бабушка»; песня «Собачка»; песня с движениями «Бобик»; танец «Раз – два» Большой – маленький; Быстро – медленно; Д/ и «Вкладыши» Лепка «Пирожок» Потешки «Хозяюшка», «Ладушки» Пальчиковые игры «Коготки», « Оладушки »; Про собачку Ходьба и бег врассыпную по залу; упражнение «На крыше» Песня «Собачка»; песня с движениями «Бобик»; танец «Раз – два» Матрешки – вкладыши; Форма – круг; Высоко – низко; Много- мало Конструирование «Дорожка» Колыбельные Пальчиковая игра «Коготки»; « Плескалочка »; «Бобик и птички»; Игры с мыльными пузырями Таня пропала Ходьба и бег врассыпную по залу; упражнение «Наша дочка»; Песня с движениями «Бобик»; танец «Раз – два»; танец у точ е к; песня с движениями «Ручеек – журчалочка » Матрешки- вкладыши Рисование «Спрячь мышку» Заучивание «Наша Таня» А. Барто Пальчиковые игры «Коготки», « Оладушки », « Цыпа – цыпа »; « Плескалочка »; «Бобик и птички» Апрель Верные друзья Ходьба и бег врассыпную по залу; упражнение «На крыше» И/ у «Скати мяч с горки» Песня с движениями «Бобик»; танец «Раз – два»; танец уточек; песня с движениями «Ручеек – журчалочка »; игра на детских музыкальных инструментах; Песня «Наш оркестр» Быстро- медленно Д/ и «Бусы» Конструирование «Башня» из мягких модулей Прибаутка «Петушок» «Прокати, лошадка, нас», «Бобик и птички»; Заводные игрушки Про петушка Ходьба и бег врассыпную по залу; И/ у «Катание мяча в парах» Игра на детских музыкальных инструментах; Песня «Наш оркестр»; Танец «Вот как пляшут наши ножки»; Танец уточек Быстро – медленно; цвета: красный, желтый, синий, зеленый; Д/ и «Посади бабочку на цветок» Лепка «Зернышки для петушка» Потешки про петушка, «Ладушки», «Сорока – сорока» Пальчиковая игра «Бычок»; «Прогоним курицу» Уточка и курочка Ходьба и бег врассыпную по залу; Стихотворение с движениями «Петушок» Игра на детских музыкальных инструментах; Песня «Наш оркестр»; Танец «Вот как пляшут наши ножки»; Танец уточек; песня с движениями «Ручеек – журчалочка »; песня «Цыплята» Д/ и « Мозайка Аппликация «Цыпленок» Прибаутка «Петушок» Пальчиковые игры «Бычок», « Цыпа – цыпа »; Цыплячий переполох Ходьба и бег врассыпную по залу; Стихотворение с движениями «Петушок» И/ у «Прокати мяч в ворота» Игра на детских музыкальных инструментах; Песня «Наш оркестр»; Танец «Вот как пляшут наши ножки»; Танец уточек; песня с движениями «Ручеек – журчалочка »; песня «Цыплята» Д/ и «Картинки – половинки» Конструирование «Башня» из мягких модулей Прибаутка «Петушок», Р. н. с. « Заюшкина избушка» Пальчиковая игра «Бычок»; «Прогоним курицу» Май Радуга- дуга Ходьба и бег врассыпную по залу; ползание на четвереньках; Стихотворение с движениями «Петушок»; упражнение «На крыше» И/ у «Проползи в ворота» Р. н. песня «Дождик» Игра на детских музыкальных инструментах; Песня «Наш оркестр»; песня с движениями «Ручеек – журчалочка »; Д/ и « Мозайка »; Д/ и «Бусы»; Рисование «Травка» Прибаутка «Петушок»; Потешка «Дождик, дождик» Пальчиковая игра «Улитка; «Дети и волк» Майский дождь Ходьба и бег врассыпную по залу; Упражнение «В лесу»; Стихотворение с движениями «Дождик» Р. н. песня «Дождик»; Танец пчел Матрешки – вкладыши Д/ и «Найди пару» Рисование «Дождик» Потешка «Дождик, дождик» Пальчиковая игра «Улитка; «Дети и волк», «Бобик и птички» Про зеленую лягушку Ходьба и бег врассыпную по залу; Упражнение « Хорошо в лесу»; Упражнение «Устали наши ножки» Р. н. песня «Дождик»; Танец пчел Игры с водой «Тоне – не тонет» Цвета: желтый, зеленый Пальчиковое рисование «Солнышко» Настольный театр «Репка» Пальчиков ые игр ы «Улитка », «Лягушка»; «Дети и волк», « Лягушки и аист », «В лесу» После дождя Ходьба и бег врассыпную по залу; Стихотворение с движениями «Дождик»; Упражнение «Устали наши ножки» Р. н. песня «Дождик»; Танец пчел Геометрические фигуры; Цвета: красный, желтый, синий, зеелный Конструирование «Домик» Настольный театр «Колобок» Пальчиков ые игр ы «Улитка », «Лягушка»; «Дети и волк», « Лягушки и аист », «В лесу» Приложение 2 АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1 Уважаемые родители, просим Вас заполнить эту анкету для облегче ния дальнейшего общения с Вами и Вашим ребенком. 1. Фамилия, имя ребенка, дата рождения_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2. Фамилия, имя, отчество родителей_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3. Кто в семье занимается воспитанием и развитием ребенка? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4. Кто еще из членов семьи, родственников или близких знакомых принимает активное участие в воспитании ребенка? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5. Как Вы называете своего ребенка дома? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 6. Умеет ли ребенок играть самостоятельно? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 7. Его любимые игрушки, игры? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8. С желанием ли играет с другими детьми? Делится ли своими игрушками? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 9. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании ребенка? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 10. О каких особенностях развития ребенка, его характера Вы хотели бы сообщить педагогам? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 11. Консультацию каких специалистов( медсестры, воспитателя, музыкального руководителя, учителя- логопеда) Вы хотели бы получить и по каким вопросам? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 13. Что Вы ожидаете от пребывания ребенка в детском саду? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Благодарим за сотрудничество! АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 2 Уважаемые родители, просим Вас принять участие в оценке работы группы кратковременного пребывания «Малыш» Как Вы считаете, Ваш ребенок ходит в группу: - с удовольствием; - через силу; - со слезами? 2. Считаете ли Вы, что в группе дети: - получают интересные знания; - навыки культуры общения; - знания и навыки получают недостаточно; - затрудняетесь ответить? 3. Устраивает ли Вас работа педагога в данной группе? - устраивает полностью; - устраивает частично; - не устраивает( в чем конкретно) . 4. Что бы Вы хотели изменить в работе группы? - этику общения; - отношение к детям; - качество воспитательно- образовательной работы; - работу с родителями. 5. Достаточно ли Вы получаете информации о работе с детьми в группе? - Да; - нет; - затрудняетесь ответить. 6. Выскажите предложения, замечания по улучшению работы группы. Спасибо. Приложение 3 Мониторинг адаптации Исходя из основной цели группы кратковременного пребывания- обеспечение легкой адаптации к детскому саду, подобраны методики мониторинга, позволяющие оценить как индивидуальное развитие детей, так и эффективность работы группы в целом. Мониторинг осуществляется п осредством наблюдений педагогом за эмоциональным состоянием детей в ходе организованной детской деятельности совместно со взрослыми. Выбранные критерии позволяют достаточно достоверно оценить социальные контакты детей со сверстниками и окружающими взрослыми, а также эмоциональное состояние в ходе игрово й и познавательной деятельности. Цель: с оставить представление об индивидуальных особенностях малыша, его предпочтениях, эмоциональных проявлениях, социальных контактах со взрослыми и детьми. А также о его познавательной активности, сен сорном развитии, речевых реакциях. Адаптационный лист 1 Ф. И. ребенка_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Возраст_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Дата поступления в детский сад_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Дата Эмоциональное состояние ребенка Социальные контакты ребенка Общий балл Успешная адаптация. Как ее «измерить»? Наблюдая за процессом адаптации и внося данные своих наблюдений в специальный протокол, воспитатель может сделать вывод о результате адаптации каждого ребенка. Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адап тационного периода. Можно выделить два основных фактора поведенческой адаптации в группе кратковременно го пребывания: эмоциональное состояние и коммуникабельность. Каждый из факторов может оцениваться от+ 3 до- 3, то есть от отличной адаптации до пол ной дезадаптации. Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования приводим ниже краткие характеристики разных оценок( + 1, + 2, + 3, О, - 1, - 2, - 3) . Суммарно по всем факторам можно получить+ 6 или- 6, в интервале чего и определяются уровни адаптации. Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем( когда ребенок в п ервый день социализируется в ДО У) или быть сколь угодно долгой. Уровень, то есть успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адап тационного периода( А) и поведенческих реакций( П) . Адаптация Сроки( А) Поведенческие реакции( П) Уровни адаптации Легкая до 5 дней- 1 неде ли+ 6. . . + 4 А- 1 и П- 1 высокий А- 1 и П- 2 Средняя до 15 дней- 3 не дель+ 3. . . + 1 А- 1 и П- 3 средний А- 2иП- 2 Усложненная до 25 дней- 5 не дель- 1…- 3 А- 2 и П- 4 сложный А- 3 и П- 3 Дезадаптация более 5 недель- 4. . . - 6 А- 3 и П- 4 дезадаптация А- 4иП- 4 Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации Эмоциональное состояние ребенка: + 3- весел, жизнерадостен, подвижен, спокоен; + 2- улыбается, настроение хорошее, спокоен; + 1- иногда задумчив, замкнут; - 1- легкая плаксивость, замкнут; - 2- плачет за компанию; плач приступообразный; - 3- сильный, истерический плач; подавленное настроение. 2. Социальные контакты ребенка: + 3- много друзей, охотно играет с детьми; + 2- сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми; + 1- безразличен к играм, отстранен, замкнут; - 1- невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру- 2- проявляет тревогу, бросает начатые игры; - 3- недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть. Первые признаки того, что ребенок адаптировался: • о хотное общение с другими детьми; • а декватная реакция на любое предложение воспитателя; • н ормальное эмоциональное состояние. Оценка развития ребенка второго года жизни Действия с предметами как основа познавательного развития Критерий оценки 1 2 3 1. Собирает самостоятельно двухместные дидактические игрушки: маленькую игрушку( матрешка, бочонок) складывает и вкладывает в большую. 2. Выполняет задание на идентификацию предметов: «Дай такой же» 3. Подбирает соответствующие детали- вкладыши при выборе из двух деталей: «большой»- «маленький». 4. С помощью взрослого раскладывает кольца пирамидки по убывающей или возрастающей величине, а затем последовательно нанизывает на стержень. 5. Самостоятельно собирает пирамидку из 2- 3 колец, заметно отличающихся размером. 6. С помощью взрослого собирает и складывает изображения на разрезных картинках и кубиках( из двух частей) . 7. Выполняет из 2- 3 деталей по показу взрослого постройки из кубиков и кирпичиков: стульчик, стол, кроватка и т. п. 8. Самостоятельно вылавливает из воды( бассейна, таза) сачком игрушки: шарики, рыбки и т. п. 9. Умеет играть с песком. Самостоятельно делает куличики, используя разные формочки и совочек. Развитие речи и мышления Пассивная( понимаемая речь) 1. По указанию взрослого узнает и правильно показывает предметы и их части в картинках, т. е. соотносит изображение и реальный предмет. 2. Выполняет словесные поручения взрослого, состоящие из 1- 2 последовательных действий( «Возьми кубик и положи его в коробку» и т. п. ) . 3. Понимает короткое повествование о недавнем прошлом( куда ходили, что видели, кого встретили) . 4. Знает свое имя. О себе отвечает в третьем лице. На вопрос «Кто это сделал? »- отвечает: «Коля сделал». 5. Знает имена близких( баба Катя, мама Оля и т. п. ) , узнает их на фотографиях. Активная речь 1. Активный словарь увеличивается и составляет примерно 200- 500 слов. 2. Умеет строить простые предложения из 2- 3 слов( «Мама, дай- дай», «Коля топ- топ! ») 3. Владеет выразительными средствами речи: может менять интонацию, с илу голоса, темп речи. 4. Эмоционально реагирует на песенки и потешки. Запоминает, повторяет за взрослым. Слушает с интересом свои первые сказки. Графа критерий оценки: Колонка 1 – устойчивый навык 1 балл Колонка 2 – неустойчивый навык 0, 5 балла Колонка 3 – навык отсутствует 0 баллов Действия с предметами как основа познавательного развития 9 баллов Развитие речи и мышления 9 баллов Максимальная оц енка результатов тестирования 18 баллов

Оставить комментарий: