a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад для педагогов "Психологическая коррекция и развитие детей с речевыми нарушениями", подготовила Трунова О.А.

Опубликовано: 2017-03-01 15:31:56

Документы для скачивания

Доклад для педагогов «Психологическая коррекция и развитие детей с речевыми нарушениями » Подготовила: педагог- психолог МАДОУ д/ с №14 Трунова О. А. 2017г. В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р. Е. Левиной, Л. С. Волковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др. Нарушения речи  — собирательный термин для обозначения от клонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Как правило, они обусловлены отклонениями в психофизиологичес ком механизме речи, не соответствуют возрастной норме, само стоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на пси хическое развитие. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизичес кими отклонениями различной выраженности, вызывающими рас стройства коммуникативной и обобщающей( познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми нуждами их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноцен ные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих диф ференцирующих признаков необходимо для их отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, задерж кой психического развития, слепых и слабовидящих, детей с ран ним детским аутизмом и др. Виды речевых нарушений. Психолого- педагогическая классификация. ( Нарушение средств общения. ) Фонетико- фонематическое недоразвитие речи Общее недоразвитие речи Фонетико- фонематическое недоразвитие( ФФН) - это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Общее недоразвитие речи( ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех ком понентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллек те. В классической литературе выделено три уровня, характеризующие речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико- грамматического и фонетического недоразвития. ( Р. Е. Левина) Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи Анализ данных, полученных при исследовании раз личных психических функций у детей с ОНР( Л. И. Бе лякова, О. Н. Усанова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина) , показывает своеобразие их психического развития. У детей данной кате гории отмечается низкий уровень развития различных видов восприятия и в первую очередь слу хового, зрительного, пространственного. Изучение особенностей ориентировки в пространстве показало, что дети с недоразвитием речи затрудняются в основном в дифференциации понятий «справа» и «сле ва», обозначающих местонахождение объекта. У них так же наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле. Особенно стойко пространственные нарушения проявляются при рисовании человека: изображения отличаются прими тивностью и малым количеством деталей. Уровни зрительного восприятия могут не страдать. Но могут быть трудности в классификации по форме, цвету, величине. При восприятии отмечаются нарушения в выделении существенных признаков и соскальзывание на случайные, незначимые. Внимание характеризуется недостаточной устойчи востью, быстрой истощаемостью, что определяет тенден цию к снижению темпа деятельности в процессе рабо ты. Характерен низкий уровень его распределения и концентрации. Медленный темп деятельности сочетается со значительным числом ошибок, что определяет невысокую точность реализации задания. Объём внимания не соответствует возрастным параметрам. Часто наблюдает ся отвлекаемость, даже при положительной направленности на деятельность. Еще труднее сосредоточивается и удерживается их внимание на чисто словесном материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции, продолжительные оценки их деятельности. Память. Исследования мнестической функции у детей с ОНР обнаруживают, что объем их зрительной памяти прак тически не отличается от нормы. Однако заметно сни жены слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают словесные инструкции( трех- четырехсту пенчатые) , опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования пр и описании предметов, картинок, трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, У некоторых дошкольников отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Характерно, что нарушения внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Так, внимание при просмотре мультфильма не надо мобилизовывать и оно сохраняется в течение длительного времени. Или, например, ребенок значительно легче воспроизводит названия шести- восьми подарков на день рождения, чем четырех- пяти спрятанных на занятии игрушек Мышление. Связь между рече выми нарушениями и другими сторонами психическо го развития обусловливает особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками овладе ния мыслительными операциями, доступными их воз расту, дети отстают в развитии мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Дети с ОНР не всегда понимают инструкции взрослого. О ни не замечают неточностей в рисунках- шутках, не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. Например, это происходит в случаях, когда предложено показать на листке только квадраты( красные фигурки, круги и т. п. ) хлопнуть в ладоши, если будет названа одежда( продукты, животное и т. п. ) собрать в коробочку все предметы из металла( дерева, пластмассы и т. п. ) . Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Нап ример: «Зимой дома тепло, потому что нет снега», «Автобус едет быстрее велосипеда — он больше». Дети с указанным нарушением могут отнести к мебели настольную лампу и телевизор, так как они стоят в комнате некоторые с трудом решают простейшие математические задачи или не в состоянии отгадать даже несложные загадки. При составлении рассказов дети с ОНР, воспроизводят отдельные фрагменты ситуации, не устанавливают их взаимоотношений, в связи с этим в рассказах отсутствует смысловая целостность. Тексты соответствуют изображённой ситуации или в значительной степени или частично, но часто имеется искажение смысла, пропуск важных звеньев, не вскрываются временные и причинно- следственные отношения. У части детей с ОНР отмечается соматическая ос лабленность и замедленное развитие локомоторных функций. Отставание в развитии двигательной сферы, которое характеризуется плохой координацией движе ний, неуверенностью в выполнении дозированных дви жений, снижении скорости и ловкости выполнения, Наибольшие трудности выявляются при вы полнении движений по словесной инструкции. Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по простран ственно- временным параметрам, они нарушают после довательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев руки, общее недоразвитие мелкой моторики. Это проявляется прежде всего в недостаточной координации пальцев рук. У значительного большинства детей с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие 5- летние дети держат ложку в кулаке либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Воображение: для детей с ОНР характерен низкий уровень продуктивного воображения, быстрая истощаемость процессов воображения, продукты деятельности, как правило, однообразны, словесное творчество снижено( ответы односложны, рассказы бедны) . Психологические особенности дошкольников с фонетико- фонематическим недоразвитием речи Внимание менее устойчивое, чем в норме. Отмечается пониженный уровень переключаемости. Нарушение устойчивости и переключаемости связаны с недостаточной подвижностью основных нервных процессов в коре головного мозга. Устойчивость и объем внимания у детей данной категории находится на среднем уровне развития. О тмечается слабо сформированное произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточить ся на одном предмете и по специальному заданию переклю читься на другой. Память характеризуется сужением объёма запоминания, ошибками при воспроизведении. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал. Данные особенности обусловлены ослаблением внимания и фонематического слуха. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ФФН снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элемен ты и последовательность заданий. Так например, Т. А. Ткаченко указывае т на то, что «нарушения памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше». Мышление практически не отличается от нормативных показателей. О тмечаются следующие особенности в протекании мыслительных опе раций: наряду с преобладанием наглядно- образного мышле ния дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного мате риала- недостаточно сформировано словесно- логическое мышление. Отмечается слабость обобщения, дети испытывают трудности при раскладывании серии картинок в определённо й последовательности, установке причинно- следственных связей между ними. Уровни зрительного восприятия у детей с ФФН могут не страдать. Как правило нарушено фонематическое восприятие. Для таких детей характерно общее недоразвитие мелкой моторики, отмечается недостаточная координация пальцев руки, почти всегда наблюдается нарушение артикуляционной моторики; Особенности эмоциональной сферы у детей с речевыми нарушениями Ч асто наблюдаются нарушение вегетативной нервной системы, сочетающиеся с большей эмоциональной чувствительностью, возбудимостью и неуравновешенностью. Может проявляться повышенная раздражительность, плаксивость, обидчивость, расторможенность, аффективность и агрессивность. Нередко отклонения вызываются не самим речевым нарушением, а отношением к нему окружающих. Неадекватное восприятие речевых трудностей может негативно сказаться на отношении к ребёнку взрослых и сверстников, привести к его эмоциональной, мотивационной и волевой незрелости. У детей с нарушениями речи обычно истощаемая нервная система, что отражается в повышенной утомляемости, дети быстро устают от умственной нагрузки. Отк лонение от нормы у детей с нарушениями речи проявляется и на занятиях, в игровой, бытовой и прочей деятельности. Д ети могут быть стеснительными, избегать ситуаций речевого общения. Могут быть замкнутыми и неуверенными в своих силах и возможностях. В результате могут формироваться негативные личностные черты( замкнутость, негативизм, неконтактность) . Могут присутствовать отказы выступлений на утренниках, на занятиях в группе ребёнок не хочет отвечать. У детей может формироваться низкая самооценка. Может появиться страх перед поступлением в школу. Психологическая коррекция и развитие детей с речевыми нарушениями.      Указанные особенности в развитии детей  с тяжелыми нарушениями речи спонтанно  не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы Психологическая коррекция- это систематическая работа психолога с детьми с нарушениями речи, направленная на специфическую помощь этим детям. Работа ведется в следующих формах: индивидуальные и подгрупповые психокоррекционные занятия( работа с проблемами в личностной и познавательной сферах) ; занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению, тематические занятия с родителями. В ходе коррекционно- развивающей работы решаются следующие задачи: развитие познавательной активности детей; развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации; нормализация познавательной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки; развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности; психокоррекция поведения ребенка; формирование навыков общения, правильного поведения. Основные направления коррекционной работы: Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие тонкой моторики кисти и пальцев рук; развитие графических навыков. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной и слуховой памяти; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов( цвет, форма, величина) развитие пространственных представлений и ориентации; развитие внимания; Развитие различных видов мышления: развитие наглядно- образного мышления; развитие словесно- логического мышления( умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями) ; Развитие основных мыслительных операций: навыков анализа и синтеза; навыков группировки и классификации( на основе овладения основными понятиями) ; умения работать по инструкции, алгоритму; умения планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально- личностной сферы; Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. При организации коррекционно- развивающих занятий с детьми с нарушениями речи учитываются, в первую очередь, возможности ребенка: на первых этапах коррекционно- развивающей работы ребенку даются задания умеренной трудности, доступные, чтобы обеспечить воспитаннику субъективные переживания успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим способностям ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий учитываются особенности восприятия детьми учебного материала и специфика мотивации их деятельности. Учитывая то, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности ребенка является игра, используются различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения и задачи, способные сделать деятельность ребенка более актуальной и значимой для него. Для создания ситуации достижения успеха на индивидуальных и групповых занятиях используется система условной качественно- количественной оценки достижений детей( похвала педагога, соревнование, фишки и т. д. ) В работе с детьми с нарушениями речи необходимо сочетать упражнения на развитие различных когнитивных процессов. Это игры и упражнения на развитие: внимания, памяти, речи, мышления, мелкой моторики, навыков самоконтроля. Например: «Назови одним словом», «Противоположности», «Что пропало? » «Запомни картинки», «Подбери по цвету» и т. д. Так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой, то каждое развивающее упражнение, направленное на развитие какого- либо познавательного процесса, одновременно влияет и на другие. Например, пальчиковые игры дополнительно развивают слуховую и моторную память, учат концентрировать и переключать внимание; упражнение на корректурную пробу, развивает не только качественные характеристики внимания( концентрацию, объем, распределение) , но и память, мелкую моторику. Большое значение нужно придавать развитию внимания, его произвольности, так как невнимательный ребенок не в полном объеме усваивает предложенный ему материал. Упражнения на развитие внимания хороши еще и тем, что они совершенствуют навыки самоконтроля за собственным поведением. В работе с ребенком чередуются задания на зрительное и слуховое внимание. Данные упражнения сначала отрабатываются индивидуально с ребенком, чтобы снизить действие внешних, отвлекающих факторов, а затем в подгруппе. Много времени в работе с детьми нарушениями речи необходимо уделять упражнениям для совершенствования мелкой моторики рук и зрит ельно- моторной координации, которые способствуют развитию речи, внимания, пространственных представлений, памяти и мышления. Это: пальчиковая гимнастика, рисование на манке, дорожки, штриховки, дорисовывание картинки, пальчиковые игры с предметами, тактильные мешочки и т. д. Учитывая повышенную утомляемость таких детей, применяются упражнения на снятия психо- эмоционального и физического напряжения: это физминутки посередине занятия, дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию и на снижение напряжения в различных частях тела( например, мышц лица, рук и т. д. ) . Также в занятия можно включать элементы психогимнастики: этюды, игр ы, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка ( как его познавательной, так и эмоционально- личностной сферы) . Такие упражнения способствуют не только снятию возбуждения или напряжения, но и помогают сконцентрировать внимание ребенка. Занятия проводятся систематически 1 – 2 раза в неделю: подгрупповые и индивидуальные. Продолжительность занятий: 25 минут в старших группах; 30 минут в подготовительных группах. О чень важно в   работе с детьми   с нарушениями речи использовать такие формы психотерапевтической работы, как м узыкотерапия, арттерапия, сказкотерапия, которые помогаю т наладить отношения между  педагогом и ребёнком, у детей развивает ся чувств о внутреннего контроля, открываю т ся новые способности, повышает ся самооценка, исчезают страхи и тревожность. Важно отметить, что д остижение целей и решение задач коррекционно- развивающей работы педагога- психолога предполагает самое активное участие педагогов и родителей. Содержание работы в данном направлении заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогам и родителям. С этой целью п рименяются следующие формы раб оты: и ндивиду альные и групповые консультации, с еминары- практикум ы, тренинги, лекции, беседы, п сихологическое просвещение через «Уголок психолога», информационные стенды, папки – передвижки, в ыступления на родительских собраниях. Таким образом, важным условием успешного осуществления коррекционной работы является совместная, комплексная работа педагога- пс ихолога воспитателей и родителей, активность родителей, заинтересованность и вера в успехи детей. Список литературы 1. Лосев, П. Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4 – 7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения[ Текст] / Под. ред. П. Н. Лосева – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 160 с. 2. Каралашвили, Е. А. Медико – психолого – педагогическая служба в ДОУ: организация работы. [ Текст] / Под ред. Е. А. Каралашвили. / / Приложение к журналу «Управление ДОУ» – М. : ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с. 3. Нищева, Н. В. О здоровье дошкольников. Родителям и педагогам[ Текст] / Сост. Н. В. Нищева. – СПБ. , «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 208с. 4. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская, Ю. А. Костенкова; Под ред. Б. П. Пузанова. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. 5. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др. ; Под ред. Е. А. Стребелевой. - М. : Издательский центр «Академия», 2002.

Оставить комментарий: