Доклад на родительское собрание «Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в развитии дошкольников»
Документы для скачивания
Доклад на родительское собрание « Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в развитии дошкольников» Введение Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственной, так и других людей. В соответствии с ФГОС вся работа нашего ДОУ направлена на решение следующих задач: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности 1. Здоровьесберегающие технологии как основа развития детей дошкольного возраста Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии, направленные на решение приоритетной задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становления культуры здоровья, в том числе валеологическому просвещению родителей. Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: - медико- профuлактические; - физкультурно- оздоровительные; - здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду; - технологии обеспечения социально- психологического благополучия ребенка; - здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования. Медико- профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни ( ЗОЖ) . Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов. Физкультурно- оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде ( бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно- ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей. Таким образом, актуальным для нас является целесообразный подбор современных образовательных программ в соответствии с федеральным стандартом ДО. С приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания и оздоровления с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей, интересов, перспектив развития каждого ребенка. Технологии обеспечения социально- психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка- дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально- эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого- педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ. 2. Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье. В последние годы в нашем детском саду активно внедряются здоровьесберегающие технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. К здоровьесберегающим технологиям относятся: - утренняя гимнастика- гимнастика для глаз- воздушные процедуры- пальчиковая гимнастика- гимнастика пробуждения- подвижные игры- ходьба по массажным дорожкам- закаливание- артикуляционная гимнастика. Утро в нашей группе начинается с утренней гимнастики. Цель: создать у детей хорошее настроение, поднять мышечный тонус. Утренняя гимнастика проходит под музыку. Используем разные виды гимнастики: - игровую- сюжетную- ритмическую. Преимущество проведения гимнастики под музыку заключается в том, что дети знают, что под определенную музыку необходимо выполнить определенные упражнения: нужно одеть и приготовиться к зарядке, если зазвучала знакомая мелодия или песенка. Это их дисциплинирует. Настроение у ребенка улучшается, капризы исчезают, поведение стабилизируется. Утреннюю гимнастику делаем с предметами: флажками, кубиками, лентами. Особенно часто используем массажные мячи, с которыми проводим корригирующие упражнения для укрепления мышц ног и свода стопы, а также массаж рук. Эти мячи мы называем" ежики" . В комплекс утренней гимнастики обязательно включаем упражнения на дыхание, которые необходимы для восстановления дыхания. Дыхательные упражнения способствуют полноценному физическому развитию и являются профилактикой заболеваний дыхательной системы. В конце занятия используем такие речё вки: - По утрам зарядку делай- будешь сильным, будешь смелым! - Если день начать с зарядки, дальше будет все в порядке! - Все у нас хорошо, все у нас в порядке, Потому что по утрам делаем зарядку! Ежедневно проводим гимнастику после сна. Цель – поднять мышечный тонус детей, настроение. Комплекс гимнастики после сна не должен дублировать утреннюю гимнастику. Гимнастику после сна мы проводим в постели и заканчиваем упражнениями на дыхание. Такая гимнастика носит игровой характер. Также после сна мы проводим самомассаж. Затем переходим к прохождению по массажной дорожке и закаливающим процедурам ( умывание прохладной водой) . Хорошо зарекомендовал себя оздоровительный кислородный коктейль, который применяется для всего контингента детского сада. Это очень полезный продукт. Он помогает сконцентрироваться и улучшает память, зрение, способствует избавлению от головной боли, увеличивает выносливость. Кроме того, в отсутствии детей организуем сквозное проветривание групповой комнаты и спальни в соответствии с установленным графиком; тщательно следим за тем, чтобы дети на протяжении всего дня находились в облегченной одежде ( при температуре не ниже 18- 20 градусов) ; проводим утреннюю гимнастику в хорошо проветренной комнате; организуем дневной сон без пижамы( в майках, если температура в спальне составляет 18 градусов и выше; организуем ходьбу по дорожке здоровья, по массажному коврику после дневного сна. В нашей группе уделяется внимание и водным процедурам. - Обучаем детей обширному умыванию прохладной водой: мытье рук до локтя, растирание мокрой ладошкой груди и тела. По окончании водной процедуры каждый ребенок самостоятельно вытирается полотенцем. - Организуем полоскание рта и горла водой после каждого приема пищи, постепенно снижая температуру на 1 градус, доводя до 18 градусов. В течение дня неоднократно проводим различные подвижные игры, как в группе, так и на улице. Таким образом, подготовка к ЗОЖ ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.