"Знакомство с планированием деятельности детей в центрах активности с использованием методики «Паутинка» технологии Л.В.Свирской «План-Дело-Анализ»
Документы для скачивания
«Знакомство с планированием деятельности детей в центрах активности
с использованием методики «Паутинка» технологии Л.В.Свирской «План-Дело-Анализ».
- Добрый вечер!
Я вам очень благодарна, что вы сегодня нашли время придти сюда, чтобы узнать об изменениях, которые ждут наших детей в этом году.
Сегодня у нас необычное собрание.
Слайд 1
Мы попробуем посмотреть на образовательный и воспитательный процессы с точки зрения всех субъектов: ребенка, воспитателя и родителя.
Слайд 2
Наша группа в 2016-2017 учебном году планирует работать по технологии Л.В. Свирской.
(Лидия Васильевна Свирская - кандидат педагогических наук, сотрудник Новгородского регионального центра развития образования, координатор программы «Сообщество»)
Слайд 3
Акценты целей:
-Развитие индивидуальных способностей каждого ребенка.
-Максимальная помощь в самореализации ребенка.
-Признание права на развитие ребенка по собственной траектории.
Слайд 4
К сожалению, многие образовательные программы составлены так, что все решения принимаются взрослыми и дети большую часть времени работают над поставленными взрослыми задачами.
Обучение по технологии Л.В.Свирской - более ориентированное на ребенка:
Слайд 5
- Воспитатели действуют, прежде всего, как помощники, а затем уже как учителя.
- Обучение, главным образом, проходит именно в выбранных детьми видах деятельности.
- Детям предлагаются темы, основанные на их интересах, потребностях.
- Дети подключаются к принятию решения о том, что они хотят изучать и с кем они хотят работать.
Слайд 6
ЧТО ЭТО ДАЕТ ДЕТЯМ:
Установленное постоянное время в режиме дня:
- Когда ребенок может рассказать о своих новостях, мыслях, идеях.
(Это непосредственно наш «Утренний сбор». Наши ребята его назвали «Солнышко», поскольку все садимся в круг прямо на пол, вытянув ноги, и смотримся как «лучики».
Очень важно: собираемся по сигналу мелодии «В гостях у сказки»)
- Предложить свою тему для изучения, обсудить с другими детьми общий план.
- Спланировать собственную деятельность на ближайшее время.
- Выполнить намеченное самостоятельно, или вместе с другими детьми, или вместе со взрослыми, которых он выбрал.
- Обсудить результаты своей работы, увидеть результаты других детей, понять свои достижения и затруднения.
Установленное постоянное место:
- Где ребенок свободно может взять нужные для работы материалы и средства.
- Где ребенок может разместить свои работы («Дерево творчества» с магнитами).
- Где он может сохранить их для продолжения начатого дела.
- Где ребенок может побыть один («Центр уединения»).
Слайд 7
И, как результат: «Я умею», «Я могу», «Я люблю», «Вот чему я научился!»
Слайд 8
Что должно появиться в работе детского сада для родителей:
-Информация о достижениях ребенка.
-Информация о любопытных неординарных проявлениях ребенка .
-Информация о здоровье ребенка.
-Информация о перспективах ребенка.
Как это может выглядеть:
- Стенд с информацией об умениях, достижениях, интересах детей, полученных в ходе наблюдений.
- Высказывания детей «Какие мы разные», «Говорилки».
- «Я умею», «Я могу», «Я люблю», «Вот чему я научился!» - достижения каждого ребенка. Персональные, стилизованные значки (ладошки, фигурки детей, кораблики и т.п.), где ежедневно воспитателями и родителями ведется запись новых приобретений ребенка.
- Демонстрационный портфель - персональная папка каждого ребенка, в которую педагоги и сами дети складывают работы.
- Модель трех вопросов - вопросы и высказывания, рассуждения детей о том, что их интересует, тревожит, занимает.
- Плакаты ко дню рождения «Звезда недели», «Наша звездочка» - интервью ребенка, пожелания детей, родителей, воспитателей.
Слайды с 9 – 19
(Фото: ознакомление с Центрами активности в группе)
Слайд 20
Ну а теперь перейдем непосредственно к структуре самой технологии.
Наш день сразу после зарядки начинается с «Утреннего сбора»
А сейчас мы с вами попробуем взглянуть на процесс образования изнутри: превратимся в тех, кто участвует в процессе- в детей.
Я попрошу вас встать в круг. (звучит позывной: музыка «В гостях у сказки»)
ПРИМЕР утреннего сбора:
Доброе утро, мои дорогие. Я очень рада видеть вас всех. Дашенька, ты сегодня такая румяная. Саша с Нелли удобно устроились рядом. Соня с утра немного грустная. Давайте подарим Соне хорошее настроение. Как это можно сделать? (Улыбнуться, пожелать что-нибудь доброе, сделать комплимент).
Чтобы у вас у всех было прекрасное настроение, давайте проснемся вместе с гномами (Коммуникативная игра-приветствие «Гномы»)
Мы с вами не виделись целый вечер и ночь (выходные), кто хотел бы поделиться новостями?
Мы с мамой вечером читали книжку. (Приятно провести вечер рядом с мамой).
Я ходила в гости к бабушке. (Ты прекрасно провела вечер).
У нас котятки появились. (Отличная новость!)
А я вчера смотрела новую передачу, она называется «Люди». Я узнала много интересного о том, как и где живут разные люди, какие они не похожие друг на друга. Если вам будет интересно, я расскажу и вам обо всем, что узнала.
Кто оказался самым внимательным, что у нас в группе новое появилось? (картинки, фотографии с изображением разных людей - маленьких и старых, грустных и веселых, т.д.) и еще я принесла для вас замечательную книгу, она так и называется «Люди». Как вы думаете, какая нас ждет новая тема? Новая тема это наша общая новость.
Какие у вас есть идеи, что можно сделать в центрах? В каком центре ты предлагаешь это сделать? Что можно сделать в центре науки? У нас совсем нет идей для центра математики? Как вы думаете, что будет нам интересно? В каком центре мы приготовим работу?
Сегодня я приготовила для вас в центре искусства заготовки для рисования человечков.
В центре книги вас ждет книга «Люди».
Те, кто пойдет в центр науки, увидит, какие разные бывают дома у людей.
Вас всегда ждет центр игры и центр строительства. Подумайте и решите, кто в какой центр пойдет работать и какой план у вас будет на сегодня.
Например ребенок говорит: «Я пойду в центр искусства, буду рисовать разных людей.»
Тогда сказать: «Что тебе понадобится для рисования, с чего ты начнешь рисовать людей, кого бы ты хотела пригласить работать вместе с тобой? Алина, ты согласна с планом Даши? Можете ли взять с собой Матвея , что вы ему поручите?
Ребята, кто сделал свой выбор, пожалуйста, можете идти работать.
Тем, кто еще не решил, я напомню: у нас работает центр книги, в центре науки нас ждут интересные открытия. Я буду сегодня в центре математики, кто хочет пойти со мной?
Слайд 21
Модель трех вопросов
Что знают? |
Что хотят узнать? |
Что нужно сделать, чтобы узнать? |
|
|
|
Давайте заполним эту модель.
Я , как воспитатель, возьму красный маркер (для записи детских умозаключений) и запишу в таблицу, указав ваше имя в конце. Пишу печатными буквами.
Слайд 22
«Паутинка»
«Мы с вами выбрали тему «Люди». Что мы можем сделать в наших центрах, чтобы больше узнать о людях? В каком центре это лучше всего (удобнее всего) сделать? Что мы можем сделать в центре искусства (науки, литературы и т.д.)? В каком центре?»
Спасибо за работу, дорогие «дети». Теперь, как в игре «Мафия», город засыпает, и просыпаются специалисты и воспитатели. Вам в помощь синие маркеры, задание такое же, указывайте свои инициалы после предложения.
После сигнала подключаются «родители». Вам достаются зеленые маркеры и поле деятельности перед вами.
Итог: Перед нами основа планирования. Мы увидели, как продуктивно можно вовлекать всех субъектов воспитания и образования для реализации потребностей детей.
Ну и последнее:
Слайд 23
Анализ
«Итоговый сбор» проводится для оценивания самими детьми своих успехов, для объединения результатов всех детей.
- Ты выполнил все, что задумал?
- Кто тебе помог, что тебе помогло?
- Какой результат у тебя получился?
- Ты доволен своей работой?
- Что тебя больше всего порадовало в своей работе?
- Чему ты сегодня научился?
- Что новое тебе удалось узнать?
- В чем тебе помогла Алина (мама Алины)?
- Как ты использовал трафареты (линейку, энциклопедию)?
- Ты планируешь продолжить свою работу?
- Что ты посоветуешь тем, кто будет работать в этом центре завтра (кто решит сделать такую же лодочку, кто заинтересовался этой книгой)?
Слайд 24
Оценка
« Дневник достижений»
(дети вклеивают в тетрадь картинки со значками разных дел, которые он выполнял или участвовал в течении дня.)
Конечно, есть один «минус» в этой технологии: если не будет помощи с вашей стороны, то ребенку будет очень сложно. Представьте себе: вы пришли с работы, устали, хочется полежать и вам трудно отвлечься от дел…… А мы научили ребенка добывать знания, получать информацию. Помогите ему ответить на все вопросы или подскажите- где можно их найти. Ваша помощь обязательно нужна, она бесценна!
Ну вот и все, наша игра подошла к концу. Спасибо за активное участие!