a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Обобщение опыта работы творческой группы «Наследие» МАДОУ № 9 «Калинка» по внедрению в образовательный процесс инновационной технологии «Музейная педагогика»

Автор: Сивкова Евгения Тимофеевна Опубликовано: 2017-03-08 20:12:46

Слайд №1 Обобщение опыта работы творческой группы «Наследие» МАДОУ №9 «Калинка» по внедрению в образовательный процесс инновационной технологии «Музейная педагогика». Слайд №2 М узейная педагогика – это инновационная технология, которая позволяет приобщать дошкольников к культурно- историческим ценностям, традициям посредством ознакомления детей с экспонатами тематических экспозиций. Слайд №3 Цель ю музейной педагогики является создание условий для эмоционально- личностного развития ребенка путём  включения его в многообразную деятельность музея. Концептуальные задачи музейной педагогики в образовательном пространстве дошкольников: Развивать у дошкольников основы музейной культуры; Расшир ять детск ий кругозор, открывать возможности для самостоятельной исследовательской и продуктивной деятельности; в оспит ывать патриотическо е отношени е к своему Отечеству, люб о в ь к родному краю  , с охранять традици и; Обогащ ать развивающ ую предметно- пространственн ую сред у ДОУ. Слайд №4 Музейная пед агогика привлекла меня еще тогда, когда я в своей группе разработала долгосрочный проект «Народная игрушка». Возникла и дея создания в нашей группе мини- музея с таким же названием- «Народная игрушка». Причины создания мини- музея: - наш детский сад находится далеко от центра города, поэтому организовывать экскурсии в музеи, картинные галереи очень сложно. Да и выставки не везде рассчитаны на дошкольников, они организуются без учёта возраста. - детский сад после капремонта и в методическом кабинете недостаточно наглядного материала по народным игрушкам, промыслам, народным росписям. Проведя опрос в нашей группе, мы выяснили, что не все дети были в музее, многие не знают, что это такое, а родители не считают нужным водить детей в этом возрасте в музей. Наш м ини- музей «Народная игрушка» родился с малого – с уголка, затем выставки, посвященной декоративно – прикладному искусству. М ы пригла си ли к сотрудничеству родителей наших воспитанников. С их помощью мы и пополня ли свой музей. Мини- музей рассматрива л ся нами как место систематизированного собрания предметов, несущих информацию об истории, традициях, мастерах того времени. По мере накопления опыта возникл о желание вовлечь коллег более широко внедрить в образовательный процесс инновационн ую технологи ю «Музейная педагогика» во всех возрастных группах детского сада. Все вопросы, связанные с организацией этой работы были поставлены на повестку дня на педагогическом совете. Руководство ДОУ и коллеги охотно откликнулись на данное предложение и в д/ саду была создана творческая группа «Наследие», Слайд № 5 в которую вошли педагоги- единомышленники с обоих корпусов д\ сада, заинтересованные во взаимном творчестве и коллективном сотрудничестве. Так как в нашем ДОУ, реализуя региональный компонент образовательно й про граммы, мы используем авторскую краеведческую программу «Родной свой край люби и знай», то Слайд № 6 целью деятельности творческой группы мы определили: - создание условий для формирования у дошкольников первоначальных представлений о своей Родине, родном крае, городе, об истории, традициях, культуре народов Сибири. Задачи: - включение педагогов в инновационную деятельность. - разработка, составление, апробация и распространение новых дидактических материалов, конспектов НОД, сценариев, развлечений, досугов и т. д. ; - содействие внедрению разработок и идей педагогов ДОУ; - создание условий для развити я познавательных способностей детей, проектно- исследовательских умений и навыков, развити я речи и расширения словарного запаса, воспитани я любви к родно му кра ю, гражданско го самосознани я и причастности к своим истокам, уважение к людям разных национальностей, проживающих в Красноярском крае. Так, в рамках «Музейной педа гог ики» в нашем детском саду почти в каждой группе появились мини- музеи. Поскольку мы делаем акцент на краеведение, то тематика их довольно разнообразна. Слайд № 7 Например, В младших группах мини- музе и: « Бабушкин дворик» и «Петушок- золотой гребешок» Цель: Формировать первоначальные основы духовной культуры младших дошкольников. Задачи: Познакомить детей с бы том и укладом деревенской жизни, с малыми жанрами устного народного творчества: прибаутки, загадки, колыбельные песни; Воспитывать любовь к народным традициям и народному творчеству. Слайд № 8 В средних группах мини- музеи: 1. «Моя малая Родина- город Назарово» Цель: Воспитание патриотизма и нравственного здоровья подрастающего поколения в рамках уважения и любви к своей малой Родине – городу Назарово 2. « Северинка » Цель: Ф ормирова ние познавательн ого интере са к образ у жизни и быт у коренных жителей, живущих на севере края, растительности и животно му мир у через экспозиции мини- музея. Слайд № 9 В старших группах мини- музеи: «Народные промыслы и ремесла Красноярья « Светлая горница Красноярья» Цель: Формирование у детей познавательной активности, приобщая их к духовному и материальному наследию жителей Сибири, национальной культур е через п редмет ы народно- прикладн ого   промысл а и их использовании в украшении быта русского человека; И мини- музей тряпичной куклы « Берегиня » Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры сибирских предков, через предмет детской субкультур ы- тряпичн ой кукл ы, хранительниц ы традиций и берегин и семьи. С экспонатами этих мини- музеев вы познакомитесь сегодня в ходе экскурсии. Члены творческой группы достаточно ответственно подошли к оформлению, изготовлению экспонатов, методических пособий и разработок. Слайд №10 П ри составлении п лан а работы в мини- музе ях педагогами учитывались календарно- тематическое планирование и годов ой план работы детского сада. В план были включены такие формы образовательной деятельности, как НОД, праздники, экскурсии. , досуги, развлечение, театрализованная деятельность, коллекционирование и т. д. Наша П рограмма «Родной свой край люби и знай» предполагает использование интегрированных форм работы с детьми, а наличие собственн ых мини- музе ев позволяет более эффективно решить эту задачу. Методы и приемы: Наглядные( организац ия наблюдений, демонстрация предметов, использование Т СО( технических средств обучения) , дидактических пособий и т. д. ) ; Словесные( рассказ, беседа, словесные дидактические игры и др. ) ; Практические – как освоение умений и навыков в практической деятельности( игровые упражнения, моделирова ние, экспериментирование и др. ) А по характеру познавательной деятельности: Информационно- рецептивный – э т о передача знаний в готовом виде с использованием различных источников информации( показ иллюстраций, альбомов, готовых презентаций) . Репродуктивный – это многократное повторении ребёнком информации( когда нужно закрепить незнакомые названия предметов, экспонатов, различных исторических понятий) или многократное повторение способа деятельности с целью формирования навыков и умений( например, при изготовлении тряпичной куклы- многократное повторение действий) Исследовательский: Направлен на развитие творческой деятельности, на освоение способов решения проблем Активные методы: Предоставляют возможность обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт Существует безграничное множество методов, приемов и способов, главное правильно сочетать их для лучшего качества проведения занятия, избегая монотонности и «сухости» изложения материала. Слайд №11 А один из наиболее эффективны х приемов в «музейной педагогике»- это «истории с продолжением», когда после полученной информации, дети включаются в продуктивную деятельность, передавая свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке, других творческих работах, из которых потом формируются выставки в группе и мини- музее детского сада. Для ознакомления детей с новыми экспонатами мини- музеев, в будущем, мы хотим ввести постоянно действующего персонажа- ТЁТУШКУ – ЗАТЕЙНИЦУ. В зависимости от содержания образовательной деятельности она может становиться и мастерицей, и сказочницей, и певуньей, и хранительницей народных обычаев. Слайд №12 Использование технологии музейной педагогики в образовательном процессе позволило расширить духовно- нравственные представления детей. Новая информативная среда предоставила детям возможность сопереживания общих впечатлений и возможность продуктивного отражения полученных знаний в самостоятельной и совместной с взрослыми творческой деятельности. Повы сил ся познавательный интерес к историческим событиям, личностям, дети способны проявлять интерес к истории и судьбе родного края, города. Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе деятельност и творческой группы «Наследие» в нашем ДОУ были созданы все условия для формирования у дошкольников культурно- исторических представлений о своей Родине, родном крае, городе, об истории, традициях, культуре народов Сибири

Оставить комментарий: