a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методическая разработка«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОРМ ПАРТНЕРСКОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИИ ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Автор: Сергеева Оксана Романовна Опубликовано: 2017-03-08 22:25:34

Документы для скачивания

МКДОУ Ныгдинский детский сад Методическая разработка   «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОРМ ПАРТНЕРСКОЙ И  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТ ЕЛЬНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИИ ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»   ВОСПИТАТЕЛЬ: С ергеева О. Р. Введение. ………………………………………………….   2   Основная часть ………………………………………….   5   Заключение………………………………………………. .   9   Список литературы………………………………………   11   Приложения   Приложение № 1. Тематическое планирование экспериментальной деятельности по разделу «Ребенок познает мир природы»   Приложение № 2. Система игровых технологий в опытно- экспериментальной деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста   Приложение № 3. Роль экскурсий в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста  Введение Экологическое образование – одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений. Старший дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально- ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно- экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. И кроме этого, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления; анализ( наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов) , сравнение( дети находят сходство и различие разных природных объектов) , умение устанавливать взаимосвязи( дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и к среде обитания) , обобщения( дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков. Методическая разработка «Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием форм партнерской и самостоятельной деятельности в исследовании вещей и явлений окружающего мира» преследует   цель: становление ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, развитие его экологического сознания, экологического поведения в природе, правильного отношения к ней. В ходе ее реализации решаются следующие   задачи:   Формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;   Расширять и углублять представления о взаимосвязях в природе;   Учить детей познавать объект в ходе практической деятельности с ним;   Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;   Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, любовь к природе, формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;   Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;   Развивать первоначальные географические представления;   Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь;   Новизна методической разработки заключается в том, что изучение программного материала по разделу «Ребенок познает мир природы» сопровождается обязательным включением эксперимента который связан с изучаемой темой. Так же в методической разработке предложены опыты, требующие длительного наблюдения. Этот тип исследования предполагает самостоятельную деятельность детей, где дети имеют возможность наблюдать, сравнивать, обобщать, зарисовывать, делать выводы. Основная часть   Познавательно- исследовательская деятельность – это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. В ряде образовательных программ делается акцент на развитие отдельных познавательных способностей детей, что уменьшает представления детей об окружающем мире, либо на изложении воспитателем систематизированных знаний и вопросах, направленных на закрепление этих знаний. В основу распределения содержания тем и задач занятий по экологии заложены ведущие концептуальные идеи авторов программы «Детство». Чем старше становится ребенок, тем больше исследовательская активность смещается с окружающих его вещей к более отвлеченным предметам и явлениям, не входящим в его непосредственный опыт. Становлению ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае субъекта познания, способствует организация занятий в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, которая развертывается как исследование вещей и явлений окружающего мира, где дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Таким образом, расширяется кругозор детей в освоении представлений о природном мире и элементарных географических представлениях; развивается любознательность, словесный анализ- рассуждение в процессе активных действий по установлению связей вещей и явлений; ребенок осваивает причинно- следственные, классификационные, пространственные и временные отношения и переходит от практических действий на уровень символических действий( символизирует связи и отношения между предметами и явлениями, схематизирует) . Система опытов в работе с детьми по темам о живой и неживой природе и некоторых основах географических представлений, используемых на занятиях и в свободной деятельности детей, дает больше шансов развить способы упорядочения опытов, способствует пониманию явлений, происходящих в природе, выявлению причинно- следственных связей. Методическая разработка основана на принципах: - принцип амплификации; - принцип системности; - принцип научности; - принцип связи теории с практикой; - принцип доступности; - принцип региональности.   Структура детского экспериментирования Целеполагание Выдвижение гипотез Подтвердилось Не подтвердилось Формулирование выводов   Возникновение новой гипотезы Проблемная ситуация Реализация в действии Подтвердилось Формулирование выводов   Методы и приемы, обеспечивающие активную позицию ребенка при проведении эксперимента:   Для того, чтобы использовать активную позицию ребенка в опытно- экспериментальной деятельности рекомендуется использовать:   решение проблемных ситуаций( в цветочном городе – загрязнение водоемов, …) ;   постановку проблемных вопросо в( как накормить целый город овощами? , …) ;   поисковую деятельность( сбор и составление гербария …) , ;   наблюдения( экскурсии, длительные опыты…) ;   работу с моделями( придумывание собственных знаков- символов) ;   систему игровых технологий( см. Приложение №3) , ;   чтение детской природоведческой литературы, выполнение заданий из рабочих тетрадей «Добро пожаловать в экологию! ».   Совместная деятельность воспитателя и детей: - диагностика экологической воспитанности детей( первичная, текущая, контрольная) ; - наблюдения в уголке природы, на прогулке, у окна; - целевые прогулки на природе; - игры( дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные) ; - рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы; - беседы и разговоры с детьми на экологические темы по их интересам; - рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе; - сбор коллекций семян, камней, осенних листьев; - опыты, поисковая деятельность; - труд в уголке природы и на участке; - работа с моделями; - работа с календарями природы, дневниками наблюдений; - различные виды изобразительной деятельности на экологические темы; - создание книг- самоделок; - экологические досуги и праздники. Самостоятельная деятельность детей: - задания для самостоятельных наблюдений в природе; - создание проблемных ситуаций – познавательных и практических; - разные виды игр; - экспериментирование; - уход за растениями и животными в уголке природы; - рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий.   Практический и наглядный инструментарий для опытно- экспериментальной деятельности. Работу по экологическому воспитанию детей необходимо начинать с создания определенной материальной базы. Овладеть знаниями о системе общих и частных связей дошкольники могут только в том случае, если перед ними поставлены интересные и понятные задачи и обеспечивается возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать. Такие условия могут быть созданы в уголке природы или в специализированном помещении. Содержание уголка для экспериментирования включает: более 15 видов комнатных растений( алоэ, бальзамин, кливия, пеларгония, хлорофитум, традесканция, фикус, фуксия и др)   огород, где высаживаем семена укропа, петрушки, кресс- салата; выращиваем зеленый лук, траву для попугаев, помидоры и кочанный салат;   аквариум с отдельными представителями растений( валлиснерия, роголистник, ) , улиток и рыб.   Необходимым оборудованием для проведения занятий служат наглядные пособия, которые можно разделить на три группы:   натуральные объекты живой и неживой природы;   иллюстративные пособия;   вспомогательные приборы и оборудование.   В работе используется коллекции почв, полезных ископаемых( неживая природа) , растения и животные, окружающих ребенка, и разнообразные гербарии, в том числе сделанные детьми с родителями и педагогами. Необходима большая база иллюстративных пособий( картины, фотографии, таблицы, иллюстрации по всем темам, а также картографические пособия) и демонстрационных пособий: муляжи грибов, овощей, фруктов, модели земного шара. Должно иметься и лабораторное оборудование для проведения опытов( штативы, спиртовки, колбы, пробирки и т. д. ) . В детской лаборатории необходим природный материал, бросовый материал, технический и медицинский, коллекция бумаги и тканей, а также игровое оборудование. Заключение   В результате систематической работы по детскому экспериментированию можно ожидать значительное повышение уровня экологической воспитанности детей, проявление их собственной исследовательской активности и расширение их кругозора. Для отслеживания эффективности применения на практике методической разработки используется диагностический материал Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию! » Рабочая тетрадь ч. 2. - СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2007 и методики Л. Н. Прохоровой и В. С. Юркевич по определению показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью( «Организация экспериментальной деятельности дошкольников», методические рекомендации под общей ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2004) . Результаты педагогической диагностики позволяют определить уровень знаний детей по экологическому развитию и уровень овладения детьми экспериментальной деятельностью. Эффективность отслеживается по пятиуровневой системе. Уровни сформированности экологических представлений и овладения детьми экспериментальной деятельности: Низкий уровень. Ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении заданий, допускает более пяти ошибок или не справляется с заданием. Он удовлетворяется односложной информацией не проявляет интерес к экспериментальной деятельности. Уровень ниже среднего. Ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении заданий, допускает 3- 4 ошибки или не справляется с заданием. Частично проявляет интерес к экспериментальной деятельности, не анализирует, не делает выводы. Средний уровень. Ребенок частично проявляет инициативу при выполнении задания, допускает 2- 3 ошибки. Потребность в знаниях есть, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная. Не проявляет интерес к самостоятельной деятельности. Уровень выше среднего. Ребенок проявляет инициативу при выполнении задания, допускает 1- 2 ошибки. Стремится проникнуть в причинно- следственные связи явлений, частично проявляет интерес к окружающему миру, рассуждает и аргументирует с помощью взрослого. Высокий уровень.   Ребенок с интересом, правильно выполняет задания, проявляет инициативу и самостоятельность, мотивирует свои действия. Стремится проникнуть в причинно- следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру. Использование в работе с детьми опытно- экспериментальной деятельности позволяет решать не только образовательные, но и воспитательные задачи: развитие толерантности, нравственные качества, чувство сопереживания и ответственности. Таким образом, по результатам диагностики наблюдаются изменения в уровне воспитанности детей, развитии познавательной активности и любознательности, расширении кругозора.   Список литературы   Каменева Л. А. Мир природы и ребенок. ( Методика экологического воспитания дошкольников) : Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование»/ Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под. р ед. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб. : « Детство- пресс», 2003. – 319   Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. р ед. Л. Н. Прохоровой. - 2- е изд. , испр. И доп. – М. : АРКТИ, 2004.   Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2- е изд. , испр. И доп. – М. : Мозаика- Синтез, 2006.   Ознакомление с окружающим миром: Цикло- блочное планирование учебно- воспитательной работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста по национально- региональной программе «Парма»/ Под общей ред. Н. Б. Потолицыной; Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2007.   Павленко И. Н. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия/ Под. р ед. К. Ю. Белой. – М: ТЦ Сфера, 2005 – 176 с.   Короткова Н. А. Образовательный проце сс в гр уппах детей старшего дошкольного возраста. – М. : ЛИНКА- ПРЕСС, 2007. - С. 118- 195.   Методические рекомендации к программе «Детство»  

Оставить комментарий: