a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей "Создание развивающей среды по системе М.Монтессори" Воспитатель Лукашова Н.В.

Опубликовано: 2014-09-29 14:20:22

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 2 г. Шебекино Белгородской области»

 

Консультация для родителей

на тему:

«Создание развивающей среды

в семье  по системе Монтессори».

 

 

                                                 Воспитатель Лукашова Н.В.

 

2013 г.

Тесное сотрудничество с семьёй, когда семья и учреждение объединяют усилия в достижении единых  целей – одно из определяющих условий эффективной работы учреждения. Сотрудничество с семьей начинается в нашем  ДОУ с беседы  с родителями.

Вот  примерный перечень  тем:

Для родителей, желающих подробней ознакомиться с системой Монтессори, проводятся консультации. Предлагаются следующие темы:

  1. «Сделать за ребенка или помочь ему?».

Знакомим  родителей с целями и методами Монтессори-педагогики.

Раскрываем значение «впитывающего» мышления и сензитивных периодов в воспитании и развитии детей раннего возраста,  особенности создания культурно-развивающей среды.

Работу с родителями в  ДОУ  строим на следующих принципах:

  1. Доброжелательность. Устанавливается признанием положительного образа ребенка, т.е. сообщаются сведения только о хороших качествах и поступках ребенка. Обсуждается не что он «натворил», а в чем его уникальность.
  2. Индивидуальность работы с родителем. Такую работу возможно построить на основе консультаций-бесед (а не указаний или замечаний) об особенностях развития ребенка, его возможностях, помощи ему дома.
  3. Доверительность между родителем и воспитателем. Возникает на основе двух первых качеств, когда обе стороны могут удостовериться в обоюдной порядочности. После установления доверительных отношений можно обсуждать проблемы не только ребенка, но и семьи.

По Монтессори-педагогике родители тоже должны быть вовлечены в работу с детьми. Поэтому,  мы  внесли некоторые правила для  родителей:

Основная цель Монтессори-метода – это «нормализация» поведения ребенка таким образом, чтобы оно стало сбалансированным, спонтанным и ребенок мог бы полностью использовать свои возможности. Некоторые характерные признаки такого нормально развитого ребенка:

В  группах с  ЗПР дети поступают с различными отклонениями: отставанием, ЗПР, педагогическая запущенность, гиперактивность.

Сама Монтессори говорила, что  детей  с отставанием в развитии материал позволяет воспитывать, а нормальным «дает толчок к самовоспитанию».

Можно говорить о двух группах отклонений, подверженных нормализации с использованием системы Монтессори. К первой относятся те, что признаются ненормативными большинством исследователей детской психологии.  К ним относятся: тревожность (робость и страхи разных типов), скандальность, недисциплинированность и систематическое непослушание, агрессивность, негативизм, аутизм, упрямство, медлительность, неусидчивость,  лень, слабоволие или непроизвольность поведения, инфантилизм и другие.

Кроме этих хорошо известных и не очень приятных особенностей, Монтессори считает отклонениями еще некоторые типы детского поведения, которые признаются нормой. Среди них можно назвать: выраженное стремление к обладанию:  игры воображения или «бегство в фантазии», когда ребенок живет как бы в собственном придуманном мире, или зависимость в другом человеке  вплоть до чувства полной беспомощности без него; расконцентрированность или нестабильность внимания, которую многие психологи считают естественным качеством детства.

 А метод устранения  всех этих отклонений, по мнению Монтессори, является свободная работа ребенка в доброжелательной атмосфере группы со специально подготовленной средой.

Смысл метода, разработанный Монтессори, заключается  в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, саморазвитию заложенных в нем природой способностей. Детский разум обладает  уникальной возможностью самообучения  и способностью буквально  впитывать знания, чего не дано взрослому человеку. Монтессори называла эту способность «абсорбирующим разумом».  Свою педагогическую систему она называла системой саморазвития ребенка  в дидактически подготовленной  среде. 

Идея развивающей среды у Монтессори кажется простой и естественной. В ней должен быть упорядочен окружающий ребенка хаос взрослой жизни и созданы безопасные условия для развития. Монтессори предполагала, что с взрослением ребенка и изменением главных задач развития должно изменяться и его подготовленное окружение.

Педагог группы всегда следит, чтобы группа не была перенасыщена мебелью и материалом, с которым дети не работают и который не находится в зоне их ближайшего развития. И еще на полочках всегда лежит лишь один комплект каждого материала. Не только потому, что детям, одновременно захотевшим одного и того же, приходится договариваться, а значит вступать в социальный контакт и получать опыт разрешения конфликтных ситуаций, но и потому, что единичность материала позволяет сохранить его автодидактичность.

Конечно же, приобрести комплект Монтессори-материалов не под силу ни детскому саду, ни простым родителям. Однако, можно просто организовать по-другому домашний быт. Родителям предложили приобрести: стол и стульчик, которые ребенок сможет использовать во время домашних занятий, а также полку, до любой части которой ему будет легко дотянуться, и на которую удастся поставить материалы для работы, найти не только отдельное место для индивидуальной зубной щетки и полотенца, но и определенный уголок в доме, где будут лежат маленькие губка, тряпочка для вытирания пыли, веник и совок.

Чтобы достичь оптимального результата, предложили родителям изготовить некоторые Монтессори-материалы. Прежде чем ребенок начнет осознанно различать и называть цвета, формы, запахи, овладевать чтением, вычислительными операциями, письмом, он проходит период практической деятельности. Он манипулирует вещами, играет с водой, песком, мелкими предметами. Эти манипуляции за счет упражнения органов чувств формируют сенсорную базу, необходимую для познания мира, своеобразный фундамент умственному развитию.

Чтобы решить многие психоречевые проблемы, родителям предложили дома создать развивающую среду, соответствующую возрастным нуждам ребенка (например, игры с водой, песком, крупами, пуговицами, тестом, пластилином). Ведь что такое игры с мелкими предметами для ребенка? Это первые шаги к познанию дробности мира, формированию такой мыслительной операции, как анализ. Неосведомленность родителей о методиках раннего сенсомоторного развития нередко приводит к тому, что за них все выполняют взрослые. Когда дети к 4-5 годам не умеют обращаться со многими бытовыми предметами и не владеют навыками самообслуживания, это влечет к зависимости от взрослых и торможению развития личности, а также создает пробелы в сенсомоторном развитии (из-за отсутствия опыта и практики), которые крайне трудно ликвидировать, т.к. сенситивный период для такой деятельности уже прошел.

У детей с ЗПР наблюдаются нарушения: недоразвитие тонкой моторики пальцев рук, дефицит зрительно-моторной координации. «Опыт практической деятельности работы показывает, что манипулирование с мелкими предметами способствует преодолению таких нарушений».

В Монтессори-педагогике большое внимание уделяется работе с мелкими предметами и игрушками, крупами, фасолью, бусинами. Родителям предлагали массаж рук с разнообразными предметами, игры с мелкими предметами: «Выложи узор», «Продолжи узор», «Сделай, как я». Все это способствует снятию напряжения, расслаблению.

Монтессори считает, чем больше расторможен ребенок, тем больший объем воды ему нужен, поэтому игры с водой позволяют детям регулировать свое поведение, успокаиваться самостоятельно. Это впоследствии было отмечено и родителями.

Родителям предложили дома включать упражнения: ходьба по кругу, на котором выполняются упражнения на координацию движений.

Познакомили родителей с играми-приветствиями.

Утром улыбнуться друг другу, улыбнуться обитателям живого уголка, ввести в обиход слова «доброе утро», «здравствуйте», «привет»; употреблять уменьшительно-ласкательные формы имен существительных: «Здравствуй, мамочка», «Доброе утро, папочка»; расширять словарь признаков: «Папа, какой ты сегодня замечательный, добрый». Такой прием помогает настроить детей на мирный лад, способствует межличностному контакту членов семьи.

Предлагали родителям вместе с детьми проводить минутки тишины. Родители вместе с детьми ложились на ковер, принимали удобные позы, с закрытыми глазами слушали шорохи, шумы, спокойную музыку. Все это способствует расслаблению. Родителям детей, которые с трудом лежат неподвижно, не могут закрыть глаза, находятся в двигательном беспокойстве, предлагали тихонько погладить по руке, ноге, спине. Вывод из состояния релаксации должен быть аккуратным.

Советовали родителям доверять своему ребенку различные домашние дела, даже если уборка после его «работы» занимает какое-то время – с этим придется мириться. Малыш, чьи усилия вызывают уважение у взрослых, растет самостоятельным и способным проявлять инициативу.

Такие нехитрые приемы улучшают атмосферу в семье, создают положительный настрой, формируют доверие ко взрослым, улучшают контакт с родителями.

Как показала практика нашей работы в ДОУ по данной проблеме наблюдается положительная динамика развития детей, семьи стали более крепкими, родители с пользой проводят свободное время с детьми, дети всесторонне развиваются.

Оставить комментарий: