ПРОЕКТ: ( февраль-март) По театрализованной деятельности «Красная шапочка на новый лад» подготовительная логопедическая группа «Ягодка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок» с.Доброе, Добровского муниципального района Липецкой области.
ПРОЕКТ:
( февраль-март)
По театрализованной
деятельности
«Красная шапочка
на новый лад»
подготовительная
логопедическая группа «Ягодка»
Воспитатель:
Реутина З.А.
Доброе 2017г.
СПИСОК УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА.
- Сарафанова Лера
- Корнев Ваня
- Рубис Даша
- Чиликина Марина
- Мальцева Аня
- Фролова Соня
- Мозгунова Лера
- Шушарина Вика
- Ряховских София
- Мишунин Максим
- Попов Саша
- Цицканова Аня
- Селиванов Миша
- Ведилин Саша
- Пахомова Настя
- Безбородов Саша
- Бабкина Лена
- Попов Мавей
- Черевишников Вадим
- Александров Фёдор
- Животворева Вероника
ТИП ПРОЕКТА: информационно-творческий, ролево-игровой.
ВИД: групповой.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:занятия, беседы, дидактические игры, сюжетно/ролевые игры, чтение художественной литературы, загадывание загадок, просмотр видеофильмов, досуги.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: 2 месяца (февраль –март).
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: группа, музыкальный зал, , семья.
ПО ХАРАКТЕРУ СОДЕРЖАНИЯ: включает ребенка и его семью, общество и культуру.
ПО ХАРАКТЕРУ УЧАСТИЯ РЕБЁНКА В ПРОЕКТЕ: исполнитель.
ПО ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ: внутри ДОУ, в контакте с семьей.
ПРОБЛЕМА: В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Именно поэтому в работе проекта активное участие принимают родители. Стимулом для творческой деятельности ребенка служит театрализованная игра, доступная с самого раннего возраста. Необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна. Увлечённость детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, лёгкое не авторитарное общение взрослого и ребёнка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети, родители воспитанников, воспитатель.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 6-7 лет.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Педагогический проект по театрализованной деятельности «Красная Шапочка» направлен на развитие у детей старшего дошкольного возраста творческой активности, развитие коммуникативных способностей, эмпатии, преодоление застенчивости. Педагогический проект включает планирование, формы реализации, и практический материал, для работы с детьми и родителями по развитию театрализованной деятельности на основе сказки Шарля Перро «Красная Шапочка». Проект адресован педагогам старших групп дошкольных образовательных учреждений.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель проекта: Приобщать к сказке Ш. Перро «Красная Шапочка» посредством различных видов театра. Формировать у детей интерес к игре драматизации, способствовать развитию коммуникативных качеств детей среднего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности. Содействовать гармонизации отношений между детьми и взрослыми.
Задачи проекта:
1. Развивать у детей коммуникативные способности: умение общаться со взрослыми и детьми, опираясь на правила речевого общения, побуждать к умению строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказки.
2. Формировать у детей театрально-творческие способности, навыки театральной культуры.
3. Формировать представление о различных видах театра.
4. Создать условия для развития творческой активности детей, привлекать детей к совместной театрализованной деятельности.
5. Пополнить и активизировать словарь детей, развивать воображение и мышление.
6. Заинтересовать родителей в изготовлении различного вида театра по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка», привлечь к созданию совместных творческих работ с детьми.
7. Помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.
Ожидаемые результаты:
• У детей сформируется устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в спектакле по сюжету знакомой сказки;
- дети должны научиться пользоваться настольным, пальчиковым театром, театром «бибабо», тростевым и др. видами театра;
• сформировать умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;
• умение строить ролевые диалоги и согласовывать свои действия с другими детьми в ходе спектакля;
• умение свободно держаться во время театрализованной деятельности;
• дети станут дружнее, зародится чувство партнерства;
• пополнение театрального уголка;
• повысится интерес родителей к жизни детей в ДОУ.
-• Изготовление родителями воспитанников костюмов для проведении театрализации и дальнейшего использования.
• Постановка спектакля Шарля Перро «Красная Шапочка на новый лад».
РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ:
I этап – Информационный ( подготовительный).
Цель этапа:
1.Познакомить всех участников с проектом.
- С педагогами:
- Обсуждение сценария;
- Распределение ролей;
- Обсуждение постановки.
- С детьми:
- Чтение произведения
-Беседа по содержанию сказки:
-Показ иллюстраций .
- Рассказы детей о посещении театров
Беседа о театрализованной игре:
- Беседа – диалог с детьми.
- Вопросы к детям поискового характера: зачем нужны декорации, костюмы и т. д.
- Беседа о театральной терминологии:
- Значение термина: «эпизод», «роль».
- Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми:
- «Знакомство с героиней сказки»
- «В гости к бабушке»
- «Красная Шапочка в лесу»
- «Хитрый Волк»
- Работа над выразительностью речи.
- Показ, объяснение, рассуждение, помощь;
- Игры: «Давай поговорим», «Сочини предложение», «Фраза по кругу» и т.д.
- Просмотр мультфильма;
- Рисование
- Коллективное конструирование: «Домик для бабушки»
- Конструирование деревьев для леса.
- Коллективная аппликация .
- Художественные чтения детьми - декламация стихотворений, сказок, рассказов
- Театральные игры:
- составления этюдов,
- игры, направленные на развитие импровизаций знакомых сказок, развитие коммуникабельности и умения общаться в разных ситуациях
- Работа над дикцией. Разучивание и повторение скороговорок:
- «Ча-ча-ча – сидит зайчик у врача… »
-«Лу-лу-лу – наточил Толя пилу… »
-«У Сени и Сани в сетях сом с усами… »
- «Шла Саша по шоссе и сосала сушку… »
- Работа над дыханием и артикуляцией:
- упражнение на артикуляцию согласных – свистящех и шипящие звуки
-упражнение на речевое дыхание «Свеча»
- .Индивидуальная работа:
- над содержанием текста (пересказ в одном лице и по ролям);
- над выразительностью движений;
- над интонационной выразительностью.
- С родителями:
- Консультации: «Значение театральной деятельности в развитии коммуникативных навыков детей». «Речевое развитие ребёнка в норме»,
«Интонационная выразительность при заучивании стихотворений», «Организация театральных игр в домашних условиях
- Беседы:
«Формирование правильной речи воспитанников через театрализованную деятельность». «Знакомство с работой театральной студии».
-- Создание в группе необходимых условий для реализации проекта.
--Подбор наглядных, пособий, демонстрационного материала, литературного материала, изготовление дидактических игр, настольного и пальчикового театров; атрибутов к сюжетно-ролевой игре с элементами театрализованной игры: « Путешествие в театр» премьера сказки «Красная Шапочка».
-- Оформление в литературном уголке выставки книг разных изданий по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка».
Результаты этапа: Дети узнают по иллюстрациям сказку, правильно называют персонажей. Умеют отгадывать описательные загадки о персонажах, животных. Активно включаются в игру и речевые контакты с педагогом и сверстниками. Дети имеют представление о театре кукол. Родители имеют представление о значении театрализованной деятельности для развития ребенка. Удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в ДОУ и привлечь их к участию в творческом семейном конкурсе.
2. Этап. Основной.
Цель этапа: Создание совместно с родителями и педагогами условий для формирования у детей устойчивого интереса к игре с использованием различного вида театра «Красная Шапочка на новый лад».
1. Рассматривание и обсуждение с детьми книг различных изданий по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка».
2. Слушанье с детьми аудиосказки «Красная Шапочка».
3. Использование раскрасок к сказке «Красная Шапочка.
4. Рассказывание сказки в совместной и индивидуальной деятельности с детьми Ш. Перро «Красная Шапочка» с использованием для показа различного вида театра.
5. Загадывание загадок о персонажах сказки «Красная Шапочка».
6.Сюжетно-ролевая игра с элементами театрализованной деятельности (с использованием театра бибабо) « Путешествие в театр»
7.Совместное посещение родителей и детей кукольных представлений в «Театре кукол », просматривание телепередач с участием кукольных персонажей.
8. Организация домашних кукольных представлений.
9. Репетиции
Результаты этапа: Дети внимательно слушают сказку, активно сопереживают героям, эмоционально откликаются на содержание сказки. У детей проявляется словотворчество. С небольшой помощью могут описать сказочного персонажа, его характер, настроение, действия. Дети не перебивают, слушают и дополняют друг друга. Эмоционально воспроизводят отрывки из сказки, диалоги персонажей, используя выразительные средства (речь, мимику, жесты). С большим желанием участвуют в подготовке к спектаклю, распределению ролей. Дружно работают в мини-группах, создавая выразительный образ героев. Родители стали активными участниками в подготовке к спектаклю, проявили творческую активность. У педагогов повысилась социально-профессиональная компетентность.
3. Этап. Результативный.
Цель этапа: Предоставить возможность детям и родителям продемонстрировать результаты совместного творчества в театрализованной игре.
- Премьера спектакля «Красная Шапочка на новый лад» детям детского сада, сотрудникам, родителям.
- Публикация на сайте ДОУ презентации по реализации проекта «Красная Шапочка на новый лад».
Результаты этапа: Дети овладевают навыками публичных выступлений. Развиты коммуникативные навыки. Дети согласовывают между собой действия и ролевые диалоги в ходе спектакля. Родители и педагоги стали сотрудниками в развитии детских творческих способностей.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Старший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. У детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как старший дошкольный. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в старшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д. Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Но как самих детей привлечь к участию? Некоторые дети в силу своих психологических особенностей бояться групповой деятельности. Как помочь им преодолеть неуверенность в себе, научиться общаться со сверстниками и взрослыми? Данную проблему я решила с помощью игр - драматизаций по сюжету сказки Шарля Перро «Красная Шапочка на новый лад». Главное - создать между детьми и взрослыми доверительные отношения. Почему я выбрала для реализации проекта сказку Шарля Перро? Во - первых это произведение доступно пониманию детей шестого года жизни; во - вторых сюжет сказки построен на ярком противоречии характеров, что открывает возможности для работы над диалогической речью, интонацией и тембром голоса; и в-третьих через использование знакомого сюжета, перевоплощаясь и действуя за героев в театрализованной игре через речевое, эмоциональное общение, ребенок невольно раскрепощается, преодолевает застенчивость, познает мир, учится доброте и всему самому прекрасному.
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА
- РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.- ФЦКМ
-- «КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ в подготовительной группе
Тема: «Поможем Красной Шапочке»
Задачи: Закрепить знания о лесе и его обитателях, классификация диких и домашних животных, видах транспорта, деревьях, съедобных и несъедобных грибах, качестве предметов.
Закрепить знание цифр от 1 до 5, количественный и порядковый счет, соотношение предметов по размеру. (Познание)
Умение загадывать и отгадывать задачи о лесе и деревьях. (Чтение художественной литературы)
Закрепить умение согласовывать прилагательные с существительным, различать на слух слова с определенным звуком, активизировать словарный запас детей по данной теме. (Коммуникация)
Воспитать бережное отношение к природе, лесным обитателям. Знать правила поведения в лесу. (Безопасность)
Продолжать укреплять здоровье детей, используя физ.минутку и пальчиковую гимнастику. (Здоровье, Физическая культура)
Закрепить навыки лепки: раскатывание, сплющивание, защипывание. Совершенствовать навыки коллективно работы. (Художественное творчество, Социализация)
Проявлять положительные эмоции при прослушивании музыки и выполнение физ.минутки. (Музыка)
- ФЭМП
в подготовительной группе
по сказке Ш. Перро "Красная Шапочка"
Задачи: Закрепить умение детей сравнивать предметы по величине. Упражнять детей в порядковом и обратном счете до 10.
Обучающие: Уточнять пространственные отношения на, над, справа, слева, за, перед, вверху, вниз. Закрепить названия геометрических фигур.
Развивающие:
Развивать конструктивные навыки и воображение, развивать память, внимание, мышление, связную речь.
Воспитывающие:
Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, заботу.
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
-- Д/игра «Найди героиню сказки «Красная Шапочка»,
--Д/игра лото по сказкам, «Составь целое из кубиков»,
--Д/игра «Какой сказочный герой лишний?»
--Д/игра «Красная Шапочка».
--Д/игра «Давай поговорим»,
--Д/игра «Сочини предложение»,
--Д/игра «Фраза по кругу»
--Д/игра «Закончи предложение»
--Д/игра «Назови ласково»
--Д/игра «Угадай по описанию»
--Настольно-печатная игра «Собери целое»
-- Настольно-печатная игра ««Разложи последовательно сюжеты сказки»
2 РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
--КОММУНИКАЦИЯ.
-- Викторина «В гостях у сказки»
Задачи: расширить и углубить знания детей о сказках, воспитывать любовь к ним.
--Игровое занятие – сказка для подготовительной группы по теме «Безопасное лето»
История про Красную шапочку.
Задачи; закрепить знания детей о правилах безопасности в летний период времени. Развивать интерес к изучению природы и бережное отношение к ней.
--Работа над дикцией. Разучивание и повторение скороговорок:
- «Ча-ча-ча – сидит зайчик у врача… »
-«Лу-лу-лу – наточил Толя пилу… »
-«У Сени и Сани в сетях сом с усами… »
- «Шла Саша по шоссе и сосала сушку… »
--Работа над дыханием и артикуляцией:
- упражнение на артикуляцию согласных – свистящех и шипящие звуки
-упражнение на речевое дыхание «Свеча»
--Восприятие художественной литературы и фольклора.
Конспект занятия по речевому развитию (Восприятие художественной литературы и фольклора) для старшего дошкольного возраста по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка
Задачи: Продолжать развивать диалогическую речь; приобретать опыт в составлении творческих рассказов; развивать фантазию, творческое мышление и воображение.
Образовательные
1. Продолжать обучать детей пересказу с опорой на серию символов.
2. Закреплять знания у детей о правилах поведения в лесу.
3. Продолжать учить детей делить птиц на группы по способу добывания корма (насекомоядные, травоядные, хищники). Устанавливать связи между характером корма, способом его добывания и средой обитания.
4. Уточнять знания детей о приспособлении животных к природным условиям и приспособлением животных к зиме.
Развивающие
1. Развивать умение имитировать движения и позы лесных зверей.
2. Развивать у детей творческое мышление.
Воспитательные
1.Продолжать воспитывать у детей коммуникативные навыки поведения (вступать в контакт с другими людьми, умение слушать другого).
2. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
--Загадывание загадок.
--Чтение сказки Шарль Перро «Красная шапочка»
•Индивидуальная работа:
- над содержанием текста (пересказ в одном лице и по ролям);
- над выразительностью движений;
- над интонационной выразительностью.
--Рассматривание иллюстрация и обсуждение с детьми книг различных изданий по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка».
-- Просмотр мультфильма «Красная Шапочка»
3 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.
--Рисование
ОД Тема: « Кто живёт в осеннем лесу» (По сказке Красная Шапочка).
Задачи: Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки; учить понимать и оценивать характер героя, моделировать сказку, способствовать снятию психического напряжения, учить рисовать ежика.
--Лепка
«Интегрированное занятие: Тема: «Путешествие по сказке «Красная шапочка»
Задачи: закреплять знания детей о сказках, учить рассуждать, анализировать поступки героев, делать выводы; составлять концовку сказки, развивать логическое мышление; упражнять в умении сравнивать предметы по длине, по величине; закрепить навык по изодеятельности, используя знакомые приемы лепки, аппликации, рисования. Развивать интерес, умение внимательно слушать, обращать внимание на то, что добрые дела, поступки могут создать дружеские отношения. Воспитывать интерес к сказкам.
--Аппликация
«Конспект НОД в подготовительной группе по Теме: «Приключения Красной шапочки»
Задачи: -- Познавательное развитие.
Развивать умение детей самостоятельно воспроизводить на листе бумаги аппликацию в виде домика.
Формировать умение анализировать свой результат, выделять её характерные особенности. Закреплять знания детей о сказке Ш.Перро «Красная шапочка».
--Социально – коммуникативное развитие.
Воспитывать умение детей взаимодействовать друг с другом, совместно проверять правильность выполнения задания. Развивать навыки сотрудничества: выбирать партнеров по совместной деятельность.
--Речевое развитие.
Активизировать словарь прилагательных, описывая характер героев: отзывчивая, послушная, добрая, злой, голодный, хитрый, смелые. Развивать связанную речь.
--Художественно – эстетическое развитие.
Познакомить с элементами французской архитектуры в стиле прованс.
--Физическое развитие.
Развивать умение детей соотносить движения и речь.
4 ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
--П/игра «Красная Шапочка»,
--П/игра «Красная Шапочка и Серый волк».
--Проведение физкультминуток
--Пальчиковая гимнастика
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
-- Сценарий кукольного театра «Красная шапочка»
--Театрализованная игра по сказке «Красная шапочка»
--Сюжетно-ролевая игра «Путешествие Красной шапочки»
--Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в театр»
МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
--Музыка А. Рыбникова слова Ю.Кима «Красная шапочка»
--Музыка – пение птиц;
--Музыка В.Я Шаинский «Красная шапочка
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ МБДОУ:. Консультации по отбору подвижных игр, песенок, танцевально-ритмичных движений по теме проекта.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ:
1. Осуждение плана проведения проекта, его мероприятий.
2. Домашние задания по отбору и оформлению материалов к проекту.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
2. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.
3. //Журнал «Дошкольная педагогика», № 10 /декабрь/ 2014. 4. // Журнал «Ребенок в детском саду», №2, 2015.
5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001
6. // Журнал Медработник ДОУ № 8 / 2014.
7. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г. Приложение