a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект открытого занятия по познавательно- экспериментальной деятельности в средней группе « Волшебный камень - магнит»

Автор: Борисовская Татьяна Анатольевна Опубликовано: 2017-04-09 01:09:11

Документы для скачивания

МБ ДОУ детский сад «Ромашка» Конспект открытого занятия по познавательно- э кспериментальной деятельности в средней группе « Волшебный камень- магнит » Воспитатель: Борисовская Т. А. Самойловка, 2016 Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментальной деятельности, формирование представлений о магните, истории появления магнита, его свойстве, использование в медицине, технике, быту и в группе. Интеграция образовательных областей:   познавательное развитие, речевое развитие, художественн о- эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие. Задачи: систематизировать знания детей о магните, познакомить с историей появления «магнита»; формирование представлений о свойствах «магнита»; а ктуализация знаний об использовании свойств магнита человеком; развивать логическое мышление, коммуникативные навыки; формировать знания детей на основе наблюдений, экспериментирования, развивать умение делать выводы, обобщать, развивать любознательность, наблюдательность, мелкую моторику рук; в оспитывать внимательность, аккуратность, ост орожность при проведении опытов, воспитания навыко в взаимопомощи и сотрудничества. Ожидаемый результат: дети приобретут опыт в исследовательской деятельности, в выдвижении гипотез и выборе методов их подтверждения; н аучатся активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом, сверстниками и взрослыми при проведении исследовательской деятельности; смогут самостоятельно сделать собственные умозаключения на основе исследований. Оборудование: набор магнитов каждому ребёнку, «волшебная рукавичка», подносы с гречкой и болтиками, набор скрепок, магнитная доска, деревянные палочки, стаканы с водой Предварительная работа: Использование магнита на доске для крепления пособий, рассматривание и обыгрывание магнита вне занятий, опыты с магнитом на участке во время прогулок, игра «Поймай рыбку», «Магнитная касса цифр и букв». Методы и приемы: Наглядные* демонстрация опытов воспитателем* просмотр слайдов Словесные* объяснения воспитателя* художественное слово Практические* Игры* опыты* динамическая пауза ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: - Уважаемые гости сегодня мы пригласили вас на презентацию проекта «Волшебный камень магнит». Мы с ребятами длительное время знакомились с магнитом, изучали свойства магнита, исследовали магнит, и сегодня мы покажем обобщающее занятие нашего проекта. 1. Организационный момент Ребята, заходят в зал под музыку. ( Воспитатель предлагает детям пройти на ковер и построится в круг) - Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и улыбнёмся им. Собрались все дети в круг Ты мой друг и я твой друг Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнемся. 2. Мотивация к деятельности Появляется Карлсон( недовольный, ворчащий) . Карлсон: З дравствуйте, ребята! ( грустно) Воспитатель: Карлсон. Почему ты такой грустный? К: Беда у меня, пропеллер совсем не хочет работать, там какая- то железка застряла, я её отрываю, а она обратно прицепляется! Воспитатель: Давай- ка посмотрим, что там у тебя такое. Ой, Карлсончик, да это же к пропеллеру магнит прилип, поэтому он и не работает. ( воспитатель достаёт магнит из- под пропеллера) Карлсон: Ура! Я снова могу летать! А к этому вашему ГИМНИТУ БЛИЗКО ПРИБЛИЖАТЬСЯ НЕ БУДУ! Воспитатель: Ребята, подскажите Карлсону, как правильно называется этот камень. Дети: Магнит! Воспитатель: Камень называется магнит, он волшебный! Карлсон: Почему этот камешек так называется, в чём заключается его волшебство? 3. Организация продуктивной деятельности. Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам исследовать камень магнит, все о нем узнать и ответить на все вопросы Карлсона. ( Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики) Воспитатель: Ребята, рассмотрим ка мень, который принёс нам Карлсон, он совсем не похож на обычные камни. Кто же знает, что это за камешек? Ответ детей. Магнит – это камень, который умеет притягивать металлические предметы. У магнита есть северный и южный полюс. Даже если разломить магнит, у него все равно будет северный и южный полюсы. Магнит притягивает только предметы, сделанные из железа и стали. Область вокруг магнита называется магнитным полем. Это зона, в которой действует сила его притяжения. Сила которая притягивает предметы, называется силой магнита. Чтение стихотворения «Магнит» Мы с мамой взяли магнит- Он и тянет, и манит. Отыскали все под лавкой И колечки, и булавку. Даже в щелях и в пыли Гайки папины нашли. Получился целый праздник. Вот такой магнит- проказник! Олеся- Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Одну старинную легенду я вам сейчас расскажу. И ты, Карлсон, слушай внимательно. Дети садятся на коврик, звучит спокойная музыка. Легенда о появлении магнита- В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит». - Понравилась вам эта легенда? - Почему же магнит так назвали? Воспитатель: На один вопрос Карлсона мы уже ответили – этот камень называется магнит, узнали легенду о его открытии. А чтобы о тветить на второй вопрос нашего гостя «Почему камень называют волшебным? » предлагаю отправит ь ся в лабораторию. Воспитатель: Прежде чем мы пойдём в л а бораторию, скажите, а что там делают? Дети: Проводят опыты. Воспитатель: В лаборатории нужно соблюдать правила поведения: Внимательно слушать воспитателя. Не разговаривайте слишком громко, чтобы не мешать друг другу. Не забывайте после каждого опыта сделать вывод. Лаборатория. «Вот перед вами волшебный магнит. Много секретов в себе он хранит». - Что мы знаем о свойствах магнита? - Как эти свойства можно проверить? Нужно провести… Карлсон: « Я знаю! Эксперимент! В нём интересен нам каждый момент». Опыт№ 1 « Все ли притягивает магнит». Воспитатель: Р ебята, а всё ли притягивает магнит? У вас на подносах лежат разные предметы вперемежку. Нужно по очереди подносить магнит к предметам. Те предметы, которые притянутся к магниту, п оложите в жёлтую корзину, к оторые не притянутся к магниту, положи те в голубую корзину( звучит музыка, дети самостоятельно выполняют задание) . - Настя, расскажи, что ты делала? ( Я провела магнитом над предметами и все железные предметы притянулись к магниту. ) А вы, ребята, проверяйте( железная крышка, железный шуруп, скрепка, ключ, батарейка, деталь от железного конструктора) . Спасибо, молодец! - Максим, назови, пожалуйста, предметы, которы е остались на подносе, их магнит не притягивает. ( д еревянный карандаш, бумага, пластмассовая трубка, лоскутик ткани, пластилин, губка, резиновый шарик, стеклянный пузырек) . Карлсон: Ребята, смотрите какие красивые рукавички я нашёл! Надо их примерить. ( Воспитатель одевает две рукавички, в одной из которой лежит магнит и проводит над металлическими предметами сначала одной рукавичкой, где нет магнита, а затем второй, где есть магнит. К рукавичке с магнитом притянулись все предметы) . - Как вы думаете, ребята, почему предметы прилипли к рукавичке? Ответы детей. Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы. Пальчиковая гимнастика. Рукавицы. Вяжет бабушка Лисица( Поочередно потереть пальцы. ) Всем лисятам рукавицы: ( Загибаем пальчики) . Для лисенка Саши, Для лисички Маши, Для лисенка Коли, Для лисички Оли, А маленькие рукавички Д ля Наташеньки- лисички. В рукавичках да- да- да! Не замерзнем никогда! ( Потереть ладони друг о друга) . ОПЫТ № 2 «Сила магнита действует через стекло и воду, картон » Карлсон: Ой, ребятки, я нечаянно порвал волшебную рукавичку. Что же мне делать? Дети: Нужно взять иголку с ниткой и зашить рукавицу. Воспитатель берёт иголку и нечаянно роняет её в стакан с водой. Дети с помощью магнита достают иголку. Воспитатель их благодарит. Вывод: Магнитная сила действует даже через воду. Воспитатель: Ребята, у нас в лаборатории растут волшебные цветочки, их нужно полить водичкой. Тогда цветочки распустятся, и на них прилетят волшебные бабочки. Фокус «Летающие бабочки»( Дети водят магнитами по обратной стороне стекла, на котором «сидят» бабочки( магнитные) . Б абочки перелетают с цветка на цветок. Вывод: Магнитная сила действует через стекло. Зрительная гимнастика: « Бабочка» Спал цветок( Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее. ) И вдруг проснулся, ( Поморгать глазами. ) Больше спать не захотел, ( Руки поднять вверх( вдох) . Посмотреть на руки. ) Встрепенулся, потянулся, ( Руки согнуты в стороны( выдох) . ) Взвился вверх и полетел. ( Потрясти кистями, посмотреть вправо- влево. ) «Танец скрепок»( нужно взять лист картона, сверху на него положить скрепки, снизу двигать магнитом) . - Что происходит со скрепками? ( они двигаются) . - Почему же скрепки «танцуют»? Скрепки железные. На них через картон действует магнит. Вывод: Оказывается, магнит может притягивать железные предметы даже через картон. Вот какой он сильный. ОПЫТ № 3 «Сила магнита и его размер» Магниты бывают разных размеров и форм: в форме подковы, прямоугольника и круга. Проверим, какой магнит сильнее. Подносим к кастрюле магниты разного размера. На магнитит кастрюлю магнит большого размера. Вывод: чем больше магнит, тем он сильнее. Динамическая пауза «Волшебный камень»- А сейчас мы с вами немного отдохнём и поиграем. ( Воспитатель предлагает образовать круг и сообщает детям, что он будет в роли магнита. Показывая карточку с изображением металлического предмета, дети подбегают к воспитателю, а если воспитатель показывает карточку с изображением другого предмета – дети отбегают от него) . Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у магнита есть поле? Карлсон: Наверное, на этом поле растут злаки? Дети: На магнитном поле злаки не растут. Магнитным полем называется прост ранство около магнита. У Земли т оже есть магнитное поле – как – будто внутри её огромный магнит. Опыт «Цепочка из скрепок». - А теперь продолжим опыты с магнитом. П роверим магнитное поле у наших магнитиков. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно, цепочка не разорвалась. Проделайте этот опыт самостоятельно.   Воспитатель наблюдает за выполнением задания, помогает отстающим детям. - Молодцы, вы у меня настоящие учёные – умело справились с опытом.  - Ребята, как вы думаете, почему скрепки не распались? Что с ними произошло? ( Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами) - Продолжим наши эксперименты с магнитом. Аккуратно уберите магниты от скрепок и положите их на стол.  - Посмотрите внимательно на свои цепочки из скрепок. Что с ними произошло? ( Цепочка из скрепок сохраняется недолго, она распадается) . - Подумайте, почему так бывает? Вывод: Скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время. Вывод: У магнита есть магнитное поле. О н способен намагничивать предметы. Воспитатель: Вот мы и выяснили, почему магнит называют волшебным. - Нам осталось выяснить, для чего нужен магнит и где его используют? ПРОСМОТР СЛАЙДОВ. Медицина «Применение магнитов в медицине» Магниты используются во многих медицинских приборах. Так же магниты очень часто используются при лечении сложных переломов костей. Широко распространён магнитный метод удаления металлических частиц из глаза. М агнитные браслеты, благотворно влияющие на больных с нарушением кровяного давления. В быту В аудиосистемах, например, в наушниках, магниты помогают создать мощный звук, в электрических гитарах. Двери н ашего холодильника также имеет внутри магниты, чтобы они лучше прилипали. Именно магниты не дают дверцам холодильника открыться и плотно прижимают. Лак для ногтей с магнитными частицами. Для созданий узора необходимо лишь поднести магнит. Магниты используют и для фиксация столовых принадлежностей на кухне. Магниты применяют в металлоискателях. Военные ищут в земле спрятанные мины и снаряды. - Вот мы с вами и ответили на все вопросы Карлсона: как называется этот «волшебный камень», почему его называют волшебным и для чего он нужен. ВЫВОДЫ: 1. Магнит притягивает только металлические предметы. 2. Магнит действует через стекло, воду и картон. 3. Чем больше магнит, тем больше его сила. 4. У магнита есть магнитное поле. 5. Магнит применяется в быту, в медицине, в промышленности. Воспитатель: Наши фигурки овощей для магнитиков на холодильник уже высохли. Остался заключительный этап. Нам необходимо приклеить магнитную ленту. Снимем с магнитной ленты защитную бумагу и приклеим её к обратной стороне фигурки. Подарочный магнит готов. Карлсон: « Спасибо вам, ребята, за помощь. Я всем своим друзьям расскажу про волшебный камень – магнит. И помогу Малышу иголку отыскать, он её уж 2 недели найти не может. Вы – настоящие Всезнайки! До свидания! До новых встреч! » Рефлексия. Вручение подарков гостям. ( дети дарят магниты, сделанные своими руками методом барельеф из гипса и магнита. ) Список литературы и интерне т- ресурсов. Большая книга экспериментов для детей/ П од ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. Э. И. Мотылевой. – М. : ЗАО «РОСМЭН- ПРЕСС», 2006. . Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Том 7 – Москва, 1994. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Физика/ Сост. А. А. Леонович; Под общ. р ед. О. Г. Хинн. – М. : ООО «Издательство АСТ- ЛТД», 1998. dic. academic. ru › dic. nsf/ enc_ colier/ 5789/ МАГНИТЫ Кумсковская И. Э. , Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. – М. , 2003. Дыбина О. В. , Рахманова Н. П. , Щетинина В. В. Неизвестное рядом. – М. , 2001. Дыбина О. В. Что было до…/ / Дошкольная педагогика. №1, 2006. Киселева А. С. , Данилина Т. А. , Ладога Т. С. , Зуйкова М. Б. проектный метод в деятельности дошкольного образования. – М. , 2004. Большая книга « почему»/ под редакцией А. В. Веселовой. Изд- во: ЗАО «РОСМЭН» 2014. «365 научных экспериментов» хинклер букс 2010

Оставить комментарий: