a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Организация методического сопровождения профессионального развития педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

Автор: Шульга Ирина Николаевна Опубликовано: 2017-04-17 07:21:33

« Организация методического сопровождения профессионального развития педаг о гов дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС ДО » Шульга И. Н. , старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 23 «Золотой петушок», г. Корсаков, e- mail: dou 23@ list. ru Педагоги не могут успешно кого- то учить, если в тоже время усердно не учатся сами" Али Апшерони Перед современным дошкольным образованием сегодня стоят довольно непростые задачи. Все они в той или иной степени связаны с созданием механизмов устойчивого развития системы образования в целом, обеспечением ее соответствия требованиям XXI в. , социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, о б щества, государства. Среди последних нормативных правовых документов в сфере образования детей д о школьного возраста ФГОС ДО выступает основным. В нем задаются новые координаты развития дошкольного образования и обозначаются критерии его качества. С введением ФГОС ДО начался новый этап в развитии образовательной сист е мы России. С одной стороны- это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой- повышение требований дошкольного образования к уровню профессионализма педагогов, призванных реализовать ФГОС. Федеральный госуда р ственный образовательный стандарт дошкольного образования требует инновационных ресурсов. « Одним из ключевых ресурсов становится компетентность педагогических ка д ров, развитие их способности к решению новых образовательных и педагогических з а дач ». [ 5, с. 88] . А это, в свою очередь, требует от педагогических работников больших и з менений в своей работе: личностной и профессиональной готовности каждого педагога, новых методов в управлении и контроле, оптимального методического и дидактического обеспечения образовательной деятельности, преобразования предметно- пространственной среды. В соответствии с этим разработка системы научно- методического сопровождения на данном этапе является острой необходимостью для оказания помощи и выработки а л горитма профессионального взаимодействия  педагогов, в грамотной организации обр а зовательного пространства в новых условиях. В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера об у чения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной ада п тации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом. « Задача методической работы на современном этапе – обеспечение научно- методической и организационно- педагогической поддержки педагогов, ориентированной на изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практич е ской деятельности в решении задач введения и реализации ФГОС ДО, создани е такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий п о тенциал педагога и педагогического коллектива ». [ 2, с. 169] Первым этапом работы в этом направлении в нашем дошкольном учреждении стало создание организационно- управленческих условий введения ФГОС ДО: на этом этапе была  проведена контрольно- диагностическая работа по оценке стартовых условий вв е дения ФГОС ДО, мониторинг готовности педагогов к работе в соответствии с образов а тельным стандартом. Задачи: - получить  информацию о готовности  к работе в новых условиях, умении прое к тировать и реализовывать образовательный процесс с учетом ФГОС ДО; - уточнить содержание запросов педагогов на необходимые информационные и м е тодические ресурсы; - выявить  уровень удовлетворённости результатами работы ДОУ родителей( з а конных представителей) . Для проведения аналитической работы по вопросам введения ФГОС ДО была с о здана рабочая группа, в состав которой вошли заведующий, старший воспитатель, педаг о ги, имеющие высшую квалификационную категорию. Для проблемно- диагностического анализа использовались следующие методы: - заполнение педагогами «Листа самооценки», «Листа- опроса», анкет[ 4, с. 48- 52] - контроль и анализ организации самообразования педагогов; - организация взаимодействия в ходе мероприятий типа «круглый стол» по темам, актуальным в соответствии с реализацией ФГОС ДО, для рассмотрения вопросов, выз ы вающих у воспитателей реальные затруднения методического характера, анализ высту п лений педагогов на педагогических советах, семинарах и т. д. В процессе изучения уровня готовности педагогов к введению ФГОС ДО, их сп о собности к профессиональному совершенствованию, умению проектировать и реализов ы вать образовательный процесс с учетом ФГОС ДО выявлено, что некоторые воспитатели испытыва ют трудности в овладении новыми технологиями, установлении личностно- ориентированного взаимодействия с воспитанниками. При анализе и самоанализе, зач а стую не могли самостоятельно решить возникающие проблемы. Вследствие этого, набл ю далась пассивность и недостаточная активность отдельных воспитателей в работе на педсоветах, консультациях, семинарах, отсутствие заинтересованности в участии в пр о фессиональных конкурсах различного уровня.     Для выявления затруднений, потребностей и образовательных запросов педагогов проведена диагностика, включающая следующие аспекты: когнитивный( познавател ь ный) , мотивационный, личностный, технологический. По результатам диагностики на начальном этапе выявлено, что  52% педагогов н е достаточно владеют знаниями основных документов, регламентирующих деятельность ДОУ, основных положений ФГОС ДО,  30, 8% испытывают затруднения мотивационного характера, наблюдается боязнь к преодолению затруднений; 23% педагогов отметили имеющиеся проблемы в знании и использовании инновационных технологий, 38, 4% пед а гогов слабо владеют ИКТ( технологический аспект) . Анкетирование родителей( законных представителей) показало, что не все удовл е творены качеством образовательных услуг, в частности, родители часто болеющих детей отметили недостаточность индивидуальной работы с воспитанниками. На основе этого сделан проблемный анализ и разработан план- график внедрения ФГОС ДО, где пошагово определили план действий на 2014- 2016 годы. Следующий этап направлен на создание условий для повышения професси о нального уровня педагогов по вопросам реализации ФГОС ДО. В методической работе мы используем: - индивидуально ориентированный подход, который предполагает ориентацию на достижение « зоны ближайшего развития » каждого педагога; - сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности с педагогами как о с новы профессионального диалога; - методы стимулирования творческого роста; - непрерывность и преемственность методической деятельности. Методическая деятельность акцентирована на результативно- коррекционную направленность. Большое внимание мы уделяем процессу самоанализа воспитателями своих общепедагогических функций, необходимых умений и трудовых действий в соо т ветствии с содержанием стандарта педагога. При обучении педагогов на рабочем месте мы используем следующие формы и м е тоды: 1. Участие в работе проектных команд- обучение в процессе выполнения задач, поставленных перед командой за счет общения, выполнения группового проекта. 2. Педагогические мастерские- обучение в процессе совместной разработки о б разцов профессиональной деятельности( планов НОД, учебных планов и программ и т. д. ) под руководством одного из наиболее опытных и знающих педагогов. 3. Обучение на собственных открытых мероприятиях- обучение в процессе подготовки деятельности по новому стандарту. 4. Самоанализ и самооценка- обучение в процессе анализа и оценки своей де я тельности по разработанным критериям. 5. Участие в управлении реализацией проекта введения ФГОС, т. е. , работа в составе проектных команд( групп) . Одной из основных задач, стоявшей перед нами в период введения ФГОС ДО стала задача сделать методический кабинет- центром методической работы, копилкой лучших традиций дошкольного учреждения. В настоящее время методический кабинет ДОУ соо т ветствует современным требованиям: информативность, доступность, эстетичность, с о держательность, обеспечение мотивации и активности в развитии, реализация информ а ционно- аналитической функции управления ДОУ( в методическом кабинете формируется информационный банк данных, где определяются источники, содержание, направле н ность информации) . В своей работе мы широко применяем интерактивные методы обучения  педаг о гов, позволяющие « внедрить в процесс обучения эффективное общение, что предполагает вовлечение педагогов в обучение в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя. Выбор соответствующего метода обучения или их сочетания,   происх о дит  с учетом   решения конкретных  методических задач ». [ 1, с. 1 4- 17] Одной из  эффективных интерактивных форм работы с педагогами в нашем обр а зовательном учреждении является   тренинг( быстрое реагирование, быстрое обучение) . Цель- отработка профессиональных навыков и умений. При проведении тренинга  ш и роко используем педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Метод « Мозговой штурм »- процедура группового креативного мышления, точнее- это средство получения от группы лиц большого количества идей за короткий промеж у ток времени. Этот метод активно применяется на заседаниях творческой группы для о б суждения плана или проведения различных мероприятий: детских каникул, соревнований, педагогических конкурсов, семинарах- практикумах и др. В течение 2014 – 2016 годов в ДОУ проведен цикл методических мероприятий, в основе которых использовались вариативные формы повышения профессиональной ко м петентности педагогов для успешного внедрения и реализации ФГОС ДО: - работа творческих групп, объединенных общей темой для теоретического изуч е ния ФГОС и практического применения новых знаний в образовательной деятельности с детьми; - постоянно действующий семинар: «Изучаем ФГОС ДО»; - педагогические советы с общей тематикой соответствующей переходному пер и оду на ФГОС ДО: «Особенности организации работы с детьми, имеющими особые обр а зовательные потребности», «Осуществление позитивной социализации дошкольников в разных возрастных группах в соответствии с ФГОС ДО » и т. д. ; - семинары- практикумы для педагогов « Проектный метод в образовательной деятельности ДОУ», «Модель организации образовательной деятельности с детьми в с о временных условиях реализации ФГОС ДО », « Реализация компетенций воспитателя в х о де индивидуальной образовательной деятельности с детьми», «Формирование познав а тельных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности», и т. д. ; - проведение «педагогических часов» по актуальным проблемам перехода на ФГОС ДО; - деловые игры с педагогами «Подвижная игра как средство формирования начальных представлений о видах спорта», «Условия для овладения детьми культурными средствами деятельности посредством культурных практик», «Новые формы взаимоде й ствия с семьями воспитанников с целью непосредственного вовлечения их в образов а тельную деятельность» и т. д. ; - дискуссия «Проблема индивидуализации в обучении», тренинг педагогической осознанности; - педагогические чтения «саморазвитие педагогических компетенций как фактор повышения качества образования»; - консультирование педагогов по вопросам разработки индивидуальных обр а зовательных маршрутов развития воспитанников, так как стандарт, прежде всего, направлен на индивидуализацию образования; - взаимопроверка «Организация работы по использованию художественной лит е ратуры и словесных дидактических игр в образовательной деятельности с детьми по ра з витию речи»; - мастер- класс для педагогов ДОУ «Коллекционирование как средство развития креативности ребенка- дошкольника»; - открытые показы: «Развитие творческих способностей детей подготовительной группы средствами театрализованной деятельности»; «Путешествие в страну веселых м я чей»; экспериментальная деятельность в 1- ой младшей группе «Вода – водичка»; НОД с применением ИКТ и др. Открытые просмотры играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и в образовательной деятельности в целом. Посещая мастер- классы, открытые мероприятия, НОД   коллеги могут на практике увидеть педагогические приёмы  прим е нения активных методов обучения. Также практикуем и просмотр видеофрагментов обр а зовательной деятельности с использованием развивающих технологий, личностно- ориентированного подхода к воспитанникам у других коллег в сети Интернет; - презентация проектов, на которые приглашаем родителей, коллег, в том числе организованные в рамках Дня Открытых дверей; - смотры- конкурсы используются как способ проверки профессиональных умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путем сравнения своих способностей с другими: «Лучшая организация группового пространства в соотве т ствии с требованиями ФГОС ДО », « Лучшая организация игрового оборудования для с ю жетно- ролевых игр»; - конкурс профессионального мастерства на лучшее родительское собрание. Педагоги нашего дошкольного учреждения активно распространяют педагогич е ский опыт. Диссеминация осуществляется посредством таких каналов диссеминации, как   информационный, коммуникативный и обучающий. Информационный канал используется посредством публикации  в периодических изд а ниях, а именно: сборниках материалов региональных научно- практических конференций. Коммуникативные каналы диссеминации предполагают участие педагогов в профессиональных событиях. Педагоги ДОУ ежегодно принимают участие в Августо в ской педагогической конференции, в  областных Рождественских образовательных чт е ниях, научно- практических конференциях, муниципальных и областных конкурсах пед а гогического мастерства. Обучающие каналы распространения опыта- это организация ознакомительных семинаров. Так как наше учреждение является опорным по проблеме: «Использование современных образовательных технологий в организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО » на базе ДОУ проводятся семинары, семинары- практикумы, консультации на которых педагоги нашего ДОУ успешно представляют опыт работы по различным направлениям воспитания и развития детей дошкольного возраста. В течени е 3 лет обобщен и распространяется опыт работы семи педагогов на различных уровнях: на уровне ДОУ- 2 чел, на муниципальном уровне- 5. Повышение квалификации осуществляется также и в рамках  работы по самообр а зованию педагогов. При разработке плана работы по самообразованию мы учитываем их индивидуальный опыт, профессиональное мастерство, а также предпочтения самих пед а гогов. Организация работы по методическому сопровождению профессионального ра з вития педагогов дошкольного образовательного учреждения в условиях введения и реал и зации ФГОС ДО помогла достичь определенных результатов: - педагоги используют в работе с воспитанниками современные образовательных технологии- метод проектов, проблемный диалог, игровые, информационно- коммуникационные, здоровьесберегающие; - в группах ДОУ организована предметно- развивающая среда в соответствии с ФГОС ДО; - педагоги осознали необходимость перехода на развивающие системы воспитания и обучения, занимаются самообразованием; - активно используются возможности профессионального общения педагогов и о б мена опытом с коллегами, в том числе с использованием Интернет- ресурсов. Диагностика показала, что  на данный период нет педагогов, которые не  владеют  знаниями основных положений ФГОС, значительно  сократилось  число педагогов, испытывающих проблемы мотивационного характера( с 30, 8% до 8, 3% ) , уменьшился процент педагогов, слабо  владеющих ИКТ( с 30, 8% до 23, 5% ) . А также  повысился ур о вень использования педагогами инновационных технологий( 83, 4% используют данные технологии в образовательной деятельности) . Мы считаем, что реализация представленной нами модели методического сопр о вождения введения ФГОС ДО в дошкольном образовательном учреждении позволяет  п о высить компетентность педагогических кадров и создать условия для реализации ФГОС ДО, что в свою очередь позволяет достичь новых образовательных результатов. В заключении приведем высказывание Александра Асмолова- одного из главных разработчиков новых стандартов- о начавшихся реформах в образовании:   «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз». Так вот, чтобы ФГОС ДО не превратился в тормоз, методической службе необх о димо сделать так, чтобы все педагоги стремились к переменам и порождали их, приним а ли самостоятельные решения и несли за них ответст венность, чтобы, повышая свой пр о фессиональный уровень, помнили: обучение – это процесс, продолжающийся всю жизнь. Самое важное – верить в свои силы, в силы и способности коллектива и все получится. Литература: Давыдова О. И. , Майер А. А. и др. Интерактивные методы в организации педагог и ческих советов в ДОУ. Санкт- Петербург – Детство- Пресс, 2011; Елжова Н. В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образов а тельном учреждении, изд. пятое, Ростов на Дону- Феникс, 2011; Маер А. А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации, [ Текст] учебно- практическое пособие/ А. А. Майер – Москва: Педагогическое общество России, 2014; Методическая служба. Инновационные технологии развития; Автор- сост. Шмон и на Л. В. , Зайцева О. И- Волгоград: Учитель, 2014; Мадеева И. Э. , Кузнецова И. Ю. , Волкова И. М. Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ[ Текст] / / П е дагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. ( г. Москва, ноябрь 2015 г. ) . — М. : Буки- Веди, 2015. — С. 88- 91. Скоролупова О. А. Введение Ф ГОС дошкольного образования, М. , 2014.

Оставить комментарий: