a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Лексические темы учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с ФФНР 2016-2017 учебный год

Автор: Иванова Ольга Фёдоровна Опубликовано: 2017-04-20 11:25:49

Месяц неделя Сентябрь 3 неделя Лексика Золотая осень. Общая моторика Подвижная игра. « Утором мы во двор идём» Утром мы во двор идём, листья сыплются дождём. Под ногами шелестят… И летят, летят, летят. Шагаем, плавные движения рук сверху вниз. Руками вправо, влево «Подметаем» плавно движения рук сверху вниз. Мелкая моторика Пальчиковая гимнастика. Ветер. Н. Нищева. Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый, вот рябиновый, резной, Вот с берёзки – золотой. В от последний лист с осинки ветер бросил на тропинку. Плавные движения ладонями. Загибаем пальчики по одному на обеих руках. Спокойно укладываем ладони на стол. Артикуляционная моторика Подвижность губ- Удерживать губы трубочкой, руки вытянуть вперёд. - У держивать улыбку под счет до пяти Подвижность челюсти- «Бегемотик»- Открывание и закрывание рта Подвижность языка «Почистим нижние зубки». Дыхательное упр. Подуй на вертушку: Губы трубочкой. ( Как на звук У) . М имика. - Возмутились; нахмурились; удивились; обрадовались. Фонетико- фонема- тическое восприятие- Выделение звука в начале слова: утюг, улитка, удав, ум, утка, ухо, ах, ахать, Оля, умный, Аня, улица. Печатать на асфальте букву У. Развитие лексико- граммати- ческих процессов Составить описательную загадку о каком- либо виде транспорта( по выбору детей) . - Игра « Подбери признак ». У дуба – дубовый лист, дубовая ветка, дубовая кора, дубовый ствол. У клёна – кленовый…. , у рябин ы- …, у берёзы- …, у осины- …. - Рассмотрите и сравните: чем похожи и чем отл ичаются деревья и кусты осенью. - Игра « Посчитай- ка- 1- 2- 3, 5» со словами: ива, тополь, осина, лист, ветка. - Игра « Подбери предмет к признаку ». Стройная, тонкая, высокая, гибкая, ветвистый. - Игра « Угадай, чего не стало » с осенними листьями. Игры со словами «Объясни словечко» СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: о сень, туча, дождь, листопад, грязь, сырость, ветер, лужа. ГЛАГОЛЫ. Дуть, лить, моросить, желтеть, краснеть, вянуть, опадать. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ. Жёлтый, красный, сухой- мокрый, хмурый, косой, унылый, пасмурный, проливной, моросящий, золотая, тёплая- холодная, прощальный, улетающие, перелётные. НАРЕЧИЯ. Мокро, сыро, ненастно, пасмурно. Связная речь Продолжи рассказ: « Листоче к с берёзки ветер сорвал…. ».

Лексическая тема. ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ. Осень. Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льётся… Это время года осенью зовётся. ПОДБЕРИ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА. ЧТО БЫВАЕТ? Осень – осенний день, осеннее солнце, осенняя погода, осенние листья, цветы. Дождь – дождливый, дождевик, дождевая. Жёлтый – жёлтизна, желтеть, желтеющие. Игры со словами «Объясни словечки» СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. Осень, туча, дождь, листопад, грязь, сырость, ветер, холод, лужи. ГЛАГОЛЫ. Дуть, лить, моросить, желтеть, краснеть, вянуть, опадать, подмораживать. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ. Жёлтый, красный, сухой- мокрый, хмурый, косой, унылый, пасмурный, проливной, моросящий, золотая, тёплая- холодная, прощальный, улетающие, перелётные. НАРЕЧИЯ. Мокро, сыро, ненастно, пасмурно. ПОСЧИТАЙ- КА. . / Обратите внимание на согласование слов/ . Один осиновый листочек, два осиновых листочка, …пять осиновых листочков. 504825093980 Один тополиный листочек…, пять тополиных листочков. Один ольховый листочек…, пять ольховых листочков. ИГРАЕМ С ЛИСТОЧКАМИ. Разложить осенние листья разных пород деревьев. Игра «УГАДАЙ, ЧЕГО НЕ СТАЛО». Убираем по одному листочку. Нет осинового, нет берёзового… Игра «ТРИ ЛИСТА». Рябиновый лист – между тополиным и ивовым. Ольховый лист – между осиновым и рябиновым. ИСПРАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. На тополе желтеют берёзовые листья. Когда идёт дождь, на улице сухо. Летом одеваемся теплее, чем осенью. Перелётные птицы осенью улетают на север. ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Осенью сбрасывают листья осины…/ тополя, ивы, рябины, вербы…/ . Осенью улетают в тёплые края стаи уток, …/ ласточек, гусей, лебедей…/ . ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО. Закурлыкали вдали, улетая, …/ журавли/ . ЧТО ОБЩЕГО И ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ? ель и лиственница, стланик и ольха ЗАГАДКА Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою – без иголок. ЛЯГУШОНОК ПОД ЗОНТИКОМ. Е. Алябьева Листочек с берёзки Вращая кисти рук приседаем тихонько упал Ладошки на коленки. Его лягушонок- малютка поднял. / Улыбаемся, как Лягушонок/ встаём Он листик, как зонтик Руки над головой Раскрыл над собой- Шире в стороны Ответьте скорее Был зонтик, какой? / берёзовый, жёлтый, золотой, осенний… Осень. / прищипываем подушечки пальцев противоположной рукой. Осень пришла Указательный. На дворе листопад, Средний. Листья с берёзки, Безымянный С осинки летят. Мизинец Листья резные Мизинец с клёна упали, Безымянный Сбросил дубочек Средний. Дубовый листочек Указательный. Ну, а вот те, Указательный. что дрожат на ветру Средний. Я их, ребята Безымянный с осинки сорву. Мизинец Всюду. Всюду Мизинец Листопад, Безымянный Листья на землю Средний. Летят. Указательный Тема: «Деревья осенью» 1. Приклеить или нарисовать следующие деревья: дуб, берёза, клён, рябина, осина, ива, тополь, липа. Научить различать и называть деревья, добиваться ответа фразой: Что это? - Это дуб. Волкова И. И. Волков О. Г. Подготовительная группа 2. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных Поиграть в игру: «Чего в лесу много? »- Одна берёза, а в лесу много чего? - В лесу много берёз. Много: дубов, клёнов, рябин, осин, ив, тополей, лип. 3. Учить ребёнка образовывать относительные прилагательные от существительных Поиграть в игру: «Какой лист? »- У берёзы лист( какой? ) - берёзовый У дуба — дубовый клёна — кленовый ивы- ивовый осины- осиновый рябины- рябиновый тополя- тополиный 4. Учить ребёнка подбирать антонимы Поиграть в игру: «Скажи наоборот»- Высокий, а наоборот, как будет? - Низкий, широкий — узкий длинный — короткий тёмный- светлый толстый — тонкий гладкий — шершавый большой — маленький 5. Учить ребёнка употреблять родительный падеж единственного чиса существительных с предлогом «У»- У какого дерева жёлуди? — У дуба жёлуди. - У какого дерева серёжки? - У берёзы серёжки. - листья, как звёзды? — У клёна листья, как звёзды. - кисти ягод? - У рябины кисти ягод. - лечебные цветы? - У липы лечебные цветы. - пух? - У тополя пух. 6. Нарисовать любое дерево, попросить ребёнка раскрасить его и рассказать о дереве по плану: Что это? - Какой ствол? ( толстый или тонкий, какого цвета) - Как растут ветки? ( вверх, вниз) - Какие листья? - Какие плоды? 7. Выучить стихотворение А. Строило. Ветер осенью летал, Лист от ветки оторвался, Ветер листики считал: Ветер злился и сбивался, Красный лист, зелёный лист, Вот попробуй, сосчитай, Липы лист, клёна лист. Оторвался — улетай!

Месяц неделя Октябрь 2 неделя Лексика Тема: Осень. Перелётные птицы. Общая моторика Подвижная игра. «Гуси» Гуси- гуси! Га- га- га! Есть хотите: Да- да- да. Ну, летите – Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой, зубы точит, съесть нас хочет Съесть нас хочет… Ритмично машут руками- «крыльями». «Щёточка»- за нижними «Пасть» кисти рук открывают- закрывают Мелкая моторика Пальчиковая гимнастика. Лебеди. Лебеди на юг летели и на воду сели. Травку покушали, тишину послушали Пёрышки почистили Сели – посидели Дальше полетели. Руки сложить в крылья, взмахи кистями. Опустились на стол Щиплем пальцами Руки в стороны, взмахи рук. Опустились на стол Руки сложить в крылья, взмахи кистями. Артикуля- ционная моторика Подвижность губ: «Губки- голубки» «Улыбка»- « Заборчик »- чередуем 6- 8 раз. Подвижность челюсти: оскал зубов, открывать и закрывать рот – 6- 8 раз. «Хищник»- Идёт- бредёт голодный волк. Голодный волк зубами щёлк». Подвижность языка « Часики »- острым языком вправо- влево. 8- 10 р «Качели »- вверх- вниз. Уздечку натянуть. 5- 6 р Дыхательное упражнение. Вдох: Подуй на … листок, птичку. М имика. - Изобрази: усталый лебедь, хищный орёл, быстрая ласточка. Фонетико- фонема- тическое восприятие Определи место звука И –Ы в слове: птица, цветы, птенцы, гуси, лебеди, утки… Подскажи звук И- Ы: сов. , ласточк. , кукушк. , журавл. , ж аворонк. , аист. , соловь. , дрозд Выделение в слове каждого звука при помощи интонации( слова: кит кот мы) Развитие лексико- граммати- ческих процессов Игра « Что сделала птичка? » Образование приставочных глаголов: слетела, подлетела, улетела, влетела, залетела, облетела, вылетела, прилетела, перелетела. Птичка с веточки( что сделала? ) слетела. Предложение. Птичка к дереву( что сделала? ) подлетела. Птичка с ветки на ветку( что сделала? ) перелетела. « Учат кого? » утки- утят, гуси- гусят, совы- совят, голуби- голубят « Посчитай- ка – 1- 2- 5 » утка, аист, гусь, лебедь. Игра «Скажи наоборот». Короткий хвост — длинный хвост. Длинные лапы, тонкая шея, черное перо, острый клюв. Образование сложных прилагательных: короткий хвост- короткохвостая утка, острый кл юв, черное крыло, красные лапы, тонкие лапы, длинные лапы. Связная речь Рассказ о Внешнем строении птиц: какая голова, крылья, хвост, туловище, грудь, шея, лапы, перья, пух. Где вьёт гнездо: скворечник, дупло, куст, тополь, ива. Почему улетает?

Месяц неделя Октябрь 3 неделя Лексика Тема: Одежда, обувь, головные уборы. Общая моторика Подвижная игра. Кошка на окошке. Темп, ритм речи, координация речи с движением Кошка на окошке штанишки шьёт, а мышка в сапожках избушку метёт Стоя, руками сложить «Кошку», движение иглы по ткани. Ритмично выставляем ноги по очереди. Наклон вперёд и взмахи рук вправо. влево. Мелкая моторика Пальчиковая гимнастика. Мы учимся письму. Мы учимся письму. Для чего и почему? Из крючков, из крючков, Из кружочков, из кружков Сможем буквы написать. Если будем мы стараться, Буквы будут получаться. Пальца наши потрудились. И немножко утомились. Дружно мы их встряхнём И опять писать начнём. Смыкаем большие пальцы со всеми по очереди Выполняем крючки и Кружочки указательными пальцами. Вращаем кисти рук, Сжимаем кулачки и выпрямляем Встряхиваем кисти рук сжимают и разжимают кулачки. Артикуля- ционная моторика Подвижность губ: «Губки- голубки» «Улыбка»- удерживать до 5 сек. - «Заборчик»- до 5 сек Подвижность челюсти: оскал зубов, открывать и закрывать рот – 6- 8 раз. «Хищник»- Идёт- бредёт голодный волк. Голодный волк зубами- щёлк. Подвижность Язычка «Лошадка»- широким язык ом щёлкаем звонко. ( по7- 8 раз) . «Грибок»- Удерживать язык в поднятом к нёбу п оложении. Уздечка натянута. 3- 5 сек. Дыхательное упражнение. Вдох: Дуем на тополиный лист. - 3- 5 раз. Фонетико- фонема- тическое восприятие- Выделение звука К- в начал е слога, слова: кот, кухня, книга. Конце слова: мак, паук, маяк, будильник, танк, индюк. Середине слова: юбка, ботинки. - Деление слов на слоги: шапка, кепка, бейсболка, берет, платок, клюква, - Припоминание слов по заданному слогу – ка- ко – ку- к и. Развитие лексико- граммати- ческих процессов 1. « Покажи и назови » Одежду, обувь, головные уборы. Научить детей показывать и называть предметы, группируя их по существенным признакам: 2. Игра «Скажи ласково »: шуба, пальто, комбинезон, дублёнка, куртка, брюки, кофта, костюм, шарф, юбка, платье. 3. Игра «Один- много» ботинок, сапог, валенок, тапок. 4. Игра «Посчитай- ка » – 1 – 10 и обратно со словами: юбка, носок. 5. Согласование прилагательных с существительными: - ой – голубой платок, - ая- - шапка, шляпа; ое- голубое платье; ые- голубые тапки) Связная речь Состав ление рассказов: «Иду в м агазин »- одежды, обуви, головных уборов и тканей. 533400- 19057620011744

Месяц неделя Ноябрь 3 неделя Лексика Транспорт Общая моторика Подвижная игра. « Моторчик ». Координация речи с движением, речевым выдохом. Моторчик дружно тарахтит, чадит, чихает и пылит: «Ты – ды, ты- ды, ты – ды, ты – ды! » Налейте тёпленькой воды: С_ Так – так, так – так, так – так, так – так. Кто за водой ходить мастак? Залили тёпленькой воды: С_ _ _ И он запел: « Ды – ды, ды – ды! » Да- да- да, да- да – да- да – да. Как хороша у вас вода! Тук – тук, тук – тук, тук – тук, тук – тук. Я знаю кто мой лучший друг! Вращаем кулачки. Выпрямляем кулачки. Стучим кулачками. Пальцы сжаты в кулак, большой палец вниз одной рукой, затем другой рукой. Хлопки перед собой. Руки за спиной. Ходьба. Пальцы сжаты в кулак, большой палец вниз одной рукой, затем другой рукой. Хлопки – 4 раза, Хлопки- 8 раз. Ладошки вверх, ладошки вниз… Стучим кулачками. Правую руку в сторону и левую. Дети взялись за руки и подняли руки вверх. Мелкая моторика Пальчиковая гимнастика. Машины Я. Тайц. На улице нашей м ашины, машины, Машины малютки, м ашины большие. Спешат грузовые ф ырчат легковые. Торопятся, мчатся, к ак будто живые. Эй, машины, полный ход, Я — примерный пешеход: Торопиться не люблю, в ам дорогу уступлю. Хлопают в ладоши и ударяют кулачками Руки вниз, руки вверх Вращаем кулачки перед грудью. Ладошки вверх, ладошки вниз. Пальчики шагают по столу. Артикуляционная моторика Подвижность губ- Покусать верхнюю губу нижними зубами; - покусать нижнюю губу верхними зубами; - удерживать улыбку под счет до пяти Подвижность челюсти- « Бегемотик »- Открывание и закрывание рта- 6раз. Подвижность языка «Почистим нижние зубки». За нижними зубами. Дыхательное упр. «Комар»»: вдох, на выдохе: З_ _ _ _ _ _ . «Комарик»: ЗЬ_ _ _ _ _ _ _ _ . Ф онетико- фонема- тическ ое восприятие- Выделение твёрдого согласного звука З в начале слог а: за- зо – зу – зы – зэ; в слове: заяц, зонт, зубы, замок, заноза, морозы. - Выде ление мягкого согласного звука Зь в начале слова: зима, зебра. - Оп ределение мягкости- твёрдости звуков в словах: обезьяна, зеркало, арбузы. Развитие лексико- граммати- ческих процессов Игра « Почему так называются? »( обра зование сложных слов: сам катит самокат, везде ходит – вездеход, сам сваливает – самосвал. . « Посчитай- к а»- 1- 3, 5, 6, 7». Игра со словами: самолёт, самокат, вездеход, самосвал. Игра « Подбери предмет к признаку ». Ст арый, новый, маленькая, мощный, длинный, грузовой, трехколесный, быстроходный, летящий. Подобрать: С инонимы. Ехать, мчаться, нестись, гнать, тащиться, передвигаться. - Антонимы к словам. Отъехать- подъехать, взлетать, приезжать, приплыть. « Подружи слова в предложении »: машина, мост, ехать, под. Связная реч ь Рассказ о водителе «Кто чем у п равляет? » Трактором, экскаватором, автобусом, мотоциклом, велосипедом,

Месяц неделя Ноябрь 4 неделя Лексика «Профессии». Развитие общей моторики Подвижная игра. ДВОРНИКИ. Речь с движением, развитие воображения Снега прошли немалые, а все идут, идут. Дворники усталые метут, метут, метут. Гремят они лопатами. Под тучами лохматыми Метёлками шуршат На улицах, на ул оч ках, в дворах и закоулках Взмах руками сверху вниз. Шаги на месте. Имитация взмахов метлой. Хлопки ладонями. Взмахи руками над головой Имитация взмах ов метлой. Мелкая мото рик а Пальчиковая гимнастика. МАЛЯРЫ. Маляры извёстку носят, Стены кистью купоросят. Не спеша разводят мел, Я бы тоже так сумел. Дети руками изображают «ковшики». Поглаживающие движения правой рукой по ладони левой. На ладони правой руки круговые движения указательным пальцем левой руки и наоборот. А ртикуля- цио нная моторик а Подвижность губ ЗАЙЧИК- Поднять верхнюю губу вверх( видны верхние зубы- 5 сек) , ОБЕЗЬЯНКА- Опустить нижнюю губу{ видны нижние зубы- 5 сек) . Подвижность челюсти «Бегемотик». Удержание рта открытым( счёт до 10) - « Открывай пошире ротик, как голодный бегемотик ». Подвижность языка 1. «Лопаточка» — «Иголочка» подвижность языка; 2. «Швея» упереться «Иголочкой»- ко нчиком языка в правую, а затем в левую щеку. Мимика. Возмутились; нахмурились; удивились; обрадовались. Фонетико- фонема- тическое восприятие- Выделение твёрдого согласного звука в начале слова: - Выделение мягкого согласного звука в начале слова: . - «Чётвёртый лишний»- дифференциация Развитие лексико- граммати- ческих процессов 1. Игра « Кем ты будешь? » Я буду строителем, построю дома. Я буду. . . . 2. Игра « Назови профессию ». Кто носит багаж? ( Носильщик. ) Кто сваривает трубы; вставляет стекла; работает на подъемном кране; кладет камни; чинит часы; точит ножи; раскраивает платья? 3. Игра « Назови женские профессии ». Ткач — ткачиха, повар, воспитатель, учитель, художник, продавец, певец, летчик, пианист, ск рипач. 4. Игра «Почему так названы? » Ры болов — ловит рыбу, пчеловод, землекоп, лесоруб, трубочист. 5. Игра « Кто чем работает? ». Маляр — кистью, землекоп, дворник Развитие связной речи Формирование самостоятельных высказываний в виде небольших рассказов о профессии папы и мамы, бабушки и дедушки.

Месяц неделя Декабрь. 1 неделя Лексика Мебель Общая моторика Подвижная игра. Большая желтая луна. И. Лопухина Большая желтая луна. Бледнеет и заходит Погасли звезды, и видна з аря. И солнце всходит. Я встану, а луне — в кровать До вечера ей надо спать! Руки над головой- «большая луна» Руки в стороны, Руки вверх. Руки над головой, Руки под голову. М елкая мото рик а Пальчикова я гимнастика. Стол и с тул. В. Цвы нтарный Ножки, спинка и сиденье — Вот вам стул на удивленье. У стола четыре ножки, Сверху крышка, как ладошка. Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок. Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. А ртикуляцио нная моторик а Подвижность губ «У лыбка »- «Хоботок »( чередуем- 5 раз) Подвижность челюсти « Бегемотик »- Открывай пошире ротик, как голодный бегемотик. ( 5 раз) Подвижность языка 1. «Накажем непослушный язычок». - Мы прижмём язык зубами: тя- тя- тя, - Покусать язык а потом прижмём губами: пя- пя- пя. - Расслабить язык 2. «Пирожок»- Свернуть язык трубочкой. Удерживать 2- 3 сек. Подвижность щёк «Толстячки»- «Худышки»- Ч ередуем- 3- 4 раз а. Развитие м ими ки. Соня села на скамейку. Нахмурить брови; поднять брови; наморщить лоб, обрадоваться встрече. Развитие фонетико- фонема- тических процессов- Выделение согласного звука С в начале слова: с тол, с тул, Соня, скамейка, сосна. - Выде ление слогообразующего гласного: со- са- су- сы- сэ. - Определение позиции звука в слове. пылесос, насос, сервант. Развитие лексико- граммати- ческих процессов « Составь предложение »- по демонстрируемому действию. Правильное употребление предлогов. . Мяч под столом. Мяч между столами. Мяч на столе. Книга в столе. « Посчитай- ка- 1- 3, 5, 6, 7». Игра со словами: с тол, стул, диван, шкаф, кровать, сервант, трюмо. « Похожие слова »- Образование пр илагательных от существительных и с огласование прилагательных с существительными. Что бывает: деревянные, деревянная, деревянный, деревянное, ку кольная, кукольное, кукольный, кукольные. Мы слова похожие, как родственники схожи. Мы живём одной семьёй, Поиграть хотим с тобой! Например: К ровать из дерева — деревянная кровать «Назови ласково». Игра со словами: с тол — с толик, кровать — кроватка. Связная реч ь Употребление в речи простых и сложных предложений со значением противопоставления( а, но)

Месяц неделя Декабрь. 2 неделя Лексика Зима Общая моторика Подвижная игр. Снежная баба и Жучка. Р итмичность движений, воображение. Сегодня из снежного мокрого кома Мы снежную бабу слепили у дома. Стоит наша баба у самых ворот. Никто не проедет, никто не пройдет. Знакома она уже всей детворе. А Жучка все лает: Ходьба по кругу, Катят воображаемый «Снежный ком» Руками «рисуют» три круга, «ворота» Грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой. Жучка: «Чужой во дворе! » Мелкая моторика Пальчиковая гимнастика. Идём на прогулку. Один, два, три, четыре, пять, Мы во двор идём гулять. Бабу снежную лепили, Птичек крошками кормили, С горки мы потом катались, А еще в снегу валялись. Все в снегу домой пришли. Съели суп и спать легли. Загибают пальчики по одному. «Шагают» по столу указательный и средний. «Лепят» комочек двумя ладонями. «Крошат хлебушек» всеми пальчиками Вращаем указательным пальцем правой руки по ладони левой. Ладошки вверх, ладошки вниз. Отряхивают ладошки. Движения воображаемой ложкой; руки под щеку. Артикуляционная моторика Подвижность губ Гимнастика гласных без звучное: А- О- У- Э- И- Ы. ( по 3- 4 сек) Подвижность челюсти Движение челюстью: вправ о- влево- вниз- закрыть( чередуем 3- 4 р Подвижность языка «Качели»- язык поднимать вверх, опускать вниз Упражнение для щёк. - Надуть левую щеку; надуть правую щеку; надуть обе щеки одновременно; - втянуть щеки в рот. Дыхательное упр. «Индюк»: вдох, на выдохе болтушка: бл- бл – бл. ( 3- 4 раза) . Ф онетико- фонема- тическ ое восприятие- Звуковой анализ и синтез слогов: ва- во – ву – вы – вэ. – Преобразование слов: вол – волы, вал – валы, выл – выли, вёл – вели…- Придумывание слова по количеству слогов; по заданному слогу. Развитие лексико- граммати- ческих процессов Игра «Назови как можно больше признаков зимы»: вьюжная, ветреная, холодная « Посчитай- ка- 1- 3, 5, 6, 7». Игра со словами: снежинка, снежный ком. Распространение предложения по образцу: Наступила зима. Наступила холодная зима. Наступила холодная вьюжная зима. ( Схема предложения) . Дидактическая игра «Подбери родственные слова». Мы слова похожие, как родственники схожи. Мы живём одной семьёй, поиграть хотим с тобой! С нег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик. Зима- ……Мороз- …. . Лёд- …. . Связная речь Составление рассказа по сюжетной картине: «Зима».

Месяц неделя Декабрь. 3 неделя Лексика Библиотека, бумага Общая моторика Книжкин хоровод. Р итмичность движений, воображение. Мы весёлые сестрички, мы весёлые сестрички. Дружно за руки взялись и все в книжку собрались. Ты читай, читай, читай! Ты листай, листай, листай! И о том, что книга- друг, никогда не забывай! Наша Катенька пришла И странички собрала. Закрепила в переплёт. Снова книжка оживёт. Ты читай, читай, читай! Ты листай, листай, листай! И о том, что книга – друг, никогда не забывай! Мелкая моторика Пальчиковая гимнастика. Идём на прогулку. Мы дружн ы с печатным словом, Если б не было его, Ни о старом, ни о новом Не узнали б ничего. Книге смелой, книге честной, Пусть немного в ней страниц, В целом мире, как известно, Нет и не было границ! П альчики «ш агают» указательный и средний Ладошки вверх, ладошки вниз. Отряхивают ладошки. Движения переворачиваем воображаем ые страницы Ладошки вверх, ладошки вниз. Артикуляционная моторика Подвижность губ «Заборчик»- «Рупор»- чередование 6- 7 раз Подвижность челюсти «Зеваем»( сладко- 3- 4 раз) Подвижность языка «Варенье»- широким языком с верхней губы на нёбо 5- 6 раз « Маляр»- языком по нёбу 6 раз Дыхательное упр. «Дятел». В дох, на выдохе: «Д – д – д »( 3- 4 раза) . Ф онетико- фонема- тическ ое восприятие- Звуков ой анализ и синтез слогов: да- до – ду – ды – д э. – Преоб разовани е слов: дуб –дубы- дубок, дом- дома –домик –домовой – домашний. - Придумывание слова по количеству слогов; по заданному слогу. книга – книги Развитие лексико- граммати- ческих процессов Игра «Чего в библиотеке много? »? Много: книг, газет, журналов, полок, сказок, рассказов, романов. Игра «Назови составные части книги: обложка, переплёт, страница. « Посчитай- ка- 1- 3, 5, 6, 7» С о словами: «детская книга» Игра « Кто это? » профессии. Кто пишет книги? Писатель, а стихи? Кто сочиняет( сказки) , набирает, читает, печатает, переплетает, иллюстрирует, реставрирует… « Подбери р одственные слова » к слову «книга». М ного книг. Ласково: к нижечка. Шкаф, где хранят книги- это шкаф( какой? ) - Книжный. Человек, который книги любит? - Книголюб. - Когда книги печатают? – Книгоп ечатание. Профессия – книгопечатник. « Что бывает » Бумага( какая) , плотная, офисная, ватман, татрадная. Связная реч ь Составление рассказа из личного опыта « Моя любимая книга ».

Месяц неделя Декабрь. 4 неделя Лексика «Новогодний праздник» Развитие общей моторики Подвижная игра. Речь с движением, развитие воображения «СНЕЖОК» Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок слепили. Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем- совсем не сладкий. Раз — подбросим. Два — поймаем. Три — уроним И. . . сломаем. Загибаем пальчики, начиная с большого. «Лепят», меняя положение ладоней. Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую. Грозят пальчиком. Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок. Приседают, ловят воображаемый снежок. Встают, роняют воображаемый снежок. Топают. Мелкая мото рик а Пальчикова я гимнастика. ЕЛОЧКА. Перед нами елочка: Шишечки, иголочки. Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звезды, человечки. Пальцы рук переплетены, из больших пальцев- верхушка ёлки. Кулачки, указательные пальчики выставлены. Пальцами «шариком» вверх, вниз Указательный и средний ладошки сложить. Ладоши сложены, пальцы расправлены; средний и указательный стоят на столе. А ртикуля- цио нная моторик а Подвижность губ Произнести без звука, артикуляцией: с_ _ _ _ а- с_ _ _ _ а- с_ _ _ _ а, С_ _ _ о, с_ _ _ _ о. с_ _ _ _ _ _ о, с_ _ _ _ у- с_ _ _ _ _ у- с_ _ _ _ _ _ у, с_ _ _ _ _ _ и- с_ _ _ _ _ _ _ _ и – с_ _ _ _ _ _ _ _ и. ( чередуем слоги- 3 раз а) Подвижность челюсти « Бегемотик ». Удержание рта открытым( счёт до 10) - « Открывай пошире ротик, как голодный бегемотик ». Подвижность языка 1. «Щёточка» за нижними зубами. ( 4- 5раз) . 2. «Горка»- широкий язык за нижними зубами. 3. «Катаемся с горки»- зубы поставить на спинку языка, смыкаем. М ими ка. Надуть левую щеку; надуть правую щеку; надуть обе щеки одновременно; втянуть щеки. Фонетико- фонема- тическое восприятие- Выделение твёрдого согласного звука Д в начале слова: дом, дым, дупло. - Выделение мягкого согласного звука Дь в начале слова: дятел, Дима, дерево. - «Чётвёртый лишний»- дифференциация Д – Дь- деревня, дуб, два, дуга. Развитие лексико- граммати- ческих процессов «Закончи предложение»- одним и тем же словом « снеговик ». Мы решили слепить снеговика. Мы приделали нос – морковку нашему ……. Мы играли со…. . Мы показали соседям нашего …. . . Мы рассказали о …. . . «Закончи предложения». У Светы одни санки, а у двойняшек двое санок. У Светы одни лыжи, а у двойняшек две пары …. . У Светы одни коньки, а у двойняшек две пары …. . « Назови ласково ». Игра со словами: ёлка- …. , санки- …. , палки- …. « Собери предложение » Дима, на, катание, фигурное, занимается, каток Связная реч ь Составление рассказа по сюжетной картине «Праздник у ёлки». Месяц неделя Ноябрь 4 неделя Лексика «Профессии». Развитие общей моторики Подвижная игра. ДВОРНИКИ. Речь с движением, развитие воображения Снега прошли немалые, а все идут, идут. Дворники усталые метут, метут, метут. Гремят они лопатами. Под тучами лохматыми Метёлками шуршат На улицах, на ул оч ках, в дворах и закоулках Взмах руками сверху вниз. Шаги на месте. Имитация взмахов метлой. Хлопки ладонями. Взмахи руками над головой Имитация взмах ов метлой. Мелкая мото рик а Пальчиковая гимнастика. МАЛЯРЫ. Маляры извёстку носят, Стены кистью купоросят. Не спеша разводят мел, Я бы тоже так сумел. Дети руками изображают «ковшики». Поглаживающие движения правой рукой по ладони левой. На ладони правой руки круговые движения указательным пальцем левой руки и наоборот. А ртикуля- цио нная моторик а Подвижность губ ЗАЙЧИК- Поднять верхнюю губу вверх( видны верхние зубы- 5 сек) , ОБЕЗЬЯНКА- Опустить нижнюю губу{ видны нижние зубы- 5 сек) . Подвижность челюсти « Бегемотик ». Удержание рта открытым( счёт до 10) - « Открывай пошире ротик, как голодный бегемотик ». Подвижность языка 1. «Лопаточка» — «Иголочка» подвижность языка; 2. «Швея» упереться «Иголочкой»- ко нчиком языка в правую, а затем в левую щеку. Мимика. Возмутились; нахмурились; удивились; обрадовались. Фонетико- фонема- тическое восприятие- Выделение твёрдого согласного звука в начале слова: - Выделение мягкого согласного звука в начале слова: . - «Чётвёртый лишний»- дифференциация Развитие лексико- граммати- ческих процессов 1. Игра « Назови профессию ». Кто носит багаж? ( Носильщик. ) Кто сваривает трубы; вставляет стекла; работает на подъемном кране; кладет камни; чинит часы; точит ножи; раскраивает платья? 2. Игра « Назови женские профессии ». Ткач — ткачиха, повар, воспитатель, учитель, художник, продавец, певец, летчик, пианист, ск рипач. 3. Игра « Почему так названы? » Ры болов — ловит рыбу, пчеловод, землекоп, лесоруб, трубочист. 4. Игра « Кто чем работает? ». Маляр — кистью, землекоп, дворник 5. Игра « Кем ты хочешь быть? » Я хочу быть строителем, строить дома. Я буду. . . . Развитие связной речи Формирование самостоятельных высказываний в виде небольших рассказов о профессии папы и мамы, бабушки и дедушки. Моя мама работает швеёй. Она шьёт одежду для детей. Моё платье сшила моя мама. Оно мне очень нравиться.

Месяц неделя январь 2 неделя Лексика Зимующие птицы. Общая моторика Подвижная игра. СНЕГИРИ. Н. Нищева. Координация, ритм речи, темп. Вот на ветках, посмотри, В красных майках снегири. Распушили перышки, Греются на солнышке. Головой вертят, Улететь хотят. — Кыш! Кыш! Улетели! За метелью! За метелью! 4 хлопка руками по бокам 4 наклона головы- частое потряхивание руками один хлопок по бокам- потряхивание руками один хлопок по бокам По 2 поворота головы разбегаются взмахивая руками, как крыльями. Мелкая моторика Пальчиковая гимнастика. КОРМУШКА. Н. Нищева Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек. Ритмично сжимают и разжимают кулачки Загибают пальчики по одному. Сжимают и разжимают кулачки Артикуляционная моторика Подвижность губ «Улыбка»- «Рупор »( чередуем- 3- 4 раз) Подвижность челюсти «Дупло на сосне»- удерживать открытый рот( 5- 6 сек) Подвижность языка « Дятел »- язык вытянуть, как клюв, убирать в «Дупло». Дыхательное упр. «На с осне весёлый дятел»: вдох, на выдохе: д- д- Д( 3- 4 раза) . Мимика. Возмутились; нахмурились; удивились; обрадовались Ф онетико- фонема- тическ ое восприятие- Звуковой анализ и синтез слогов: ла, ло, лу, лы, л э; слова лак. - Деление слов на слоги: дупло, солонка, лампа, палатка, лапа, булавка, пила, весло, мыла; - Придумыв ание слова: - по количеству слогов; - по заданному слогу Развитие лексико- граммати- ческих процессов Игра « Один- много »( Например: ворона- вороны) Игра « Назови ласково »( Например: воробей- воробышек, воробьишко) Игра « Посчитай- ка- 1, 2, 3, 5, 6, 7 птиц ». Один воро бей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьёв …. Игра « Подбери признак » Синица( какая? ) - ……, голубь( какой? ) - …. . . Подбор родственных слов: корм – кормить, кормушка, накормленный, кормление/ пти ц. Составить предложение с родственными словами и с хема предложения: На кормушку прилетели воробьи, вороны, голуби, снегири и синицы. Связная реч ь Составление предложений на сравне ния птиц: Синица синяя, а голубь сизый. Месяц нед еля Я нварь 4 неделя Лексика Дикие животные зимой. Общая моторика Подвижная игра. « Звери шли на водопой». Координация и р азвитие творческого воображения Жарким днем лесной тропой Звери шли на водопой. За мамой- лосихой топал лосенок, За мамой- лисицей крался лисенок, За мамой- ежихой катился ежонок, За мамой- медведицей шел медвежонок, За мамою- белкой скакали бельчата, За мамой- зайчихой — косые зайчата, Волчица вела за собою волчат, Все мамы и дети напиться хотят. Дети спокойно идут по кругу друг за другом Идут, громко топая. Крадутся на носочках Приседают, медленно двигаются вперед Идут вперевалку Скачут вприсядку Скачут на прямых ногах Идут на четвереньках. Лицом в круг, «лакают» языком. Мелкая моторика В. Пальчинскайте «Есть у каждого свой дом » У лисы в лесу глухом е сть нора — надежный дом. Не страшны зимой метели б елочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий н агребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры х атки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, д о весны сосет там лапу. Есть у каждого свой дом, в сем тепло, уютно в нем. Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишие( 3- 4 раз) Удары ладонями и кулачками поочередно. Ладошки под голову, закрыть глаза. Артикуляционная моторика Подвижность губ «Художники»- беззвучно произносить звуки: а- о- э- и- у- ы Подвижность челюсти Рассердился язычок, разбежался сильно он, Крепко сжал кулачок. Дверь открыл и вышел вон! Резкое откидывание челюсти вниз. Подвижность языка: «Лопатка», «Иголочка», «Горка», «Чашечка»- счёт до 5р. Посмотрел направо, посмотрел налево, Посмотрел на небо — нет ли туч, Поглядел вниз на дорожку — нет ли луж. Ничего не нашел, домой пришел. Дыхательное упр. «На сосне весёлый дятел»: вдох, на выдохе: д- д- Д( 3- 4 раза) . Мимика. Идёт волк- нахмурить брови. Убежал волк- поднять брови. Миша прогнал волка- подмигнуть правым глазом Ф онетико- фонема- тическ ое восприятие- Звуковой анализ и синтез слогов: в а- во – ву – вы – в э. – Преобразование слов: вол – волы, вал- валы. Придумывание слова по количеству слогов, по заданному слогу. Развитие лексико- граммати- ческих процессов Игра «Один — много»: белка — белочка… Образование сложных прилагательных: У лисы длинный хвост. Какая лиса? ( Длиннохвостая. ) Короткий хвост. Короткие лапы. Толстые лапы. Длинные уши. Острые уши. Короткие усы. . . Образование притяжательных прилагательных: Нора лисы. Чья нора? ( Лисья. ) Берлога медведя. Дупло белки. Логово волка. Морда лисы. Хвост зайца. Образование существительных с помощью суффикса- ищ- : нос — носище, лапы, хвост, усы, глаза, зубы. Связная реч ь Составление рассказа- описания диких животных. Месяц неделя Февраль 1 неделя Лексика Д омашние животные Общая моторика Подвижная игра « Кошка » Осторожно словно кошка, Я легко со стула спрыгну, Спинку я дугою выгну. А теперь крадусь, как кошка, Спинку я прогну немножко. Я из блюдца молочко, Полакаю язычком Ходьба на носочках Прыжок, Выгибают спины, Ходьба на носочках Прогибают спины, Ладошки чашечкой Лакательные движения языком Мелкая моторика « БУРЕНУШКА ». Дай молочка, Буренушка, Хоть капельку — на донышке. Ждут меня котятки, малые ребятки. Дай им сливок ложечку, творогу немножечко, Масла, простоквашки, молочка для кашки. Всем дает здоровье молоко коровье. Руками показывают, как доят корову. Делают «мордочки» из пальчиков Загибают по одному пальчику на обеих руках Повторяют как доят корову Артикуляционная моторика Подвижность губ Округлить губы при сближенных зубах. Удержать под счет до пяти. Подвижность челюсти Рассердился язычок, разбежался сильно он, Крепко сжал кулачок. Дверь открыл и вышел вон! Резкое откидывание челюсти вниз. Подвижность языка: «Чашечка»- счёт до 5р Широким расслабленным языком верхнюю губу; верхние зубы; поднять язык к верхним альвеолам. Удерживать напряженную «чашечку» языка снаружи рта, во рту( под счет) . Дыхательное упражнения Удерживать напряженную «чашечку» языка за верхними зубами с подключением воздушной струи. Мимика. Возмутились; нахмурились; удивились; обрадовались Ф онетико- фонема- тическ ое восприятие- Звуковой анализ и синтез слогов: ва- во – ву – вы – вэ. – Преобразование слов: вол – волы, вал – валы, выл – выли, вёл – вели…- Придумыв ание слова по количеству слогов; по заданному слогу. Развитие лексико- граммати- ческих процессов- Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей; корова — коровы — коров. . . - Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами: овца — овечка. . , - Образование сложных прилагательных: У коровы длинный хвост. Корова какая? ( Длиннохвостая. ) У быка острые рога. У свиньи короткие ноги. У кролика длинные уши. У лошади длинная грива. У овцы мягкая шерсть. - Образование притяжательных прилагательных: Конура собаки. Чья конура? ( Собачья. ) Копыта коровы. Борода козы. Хвост лошади. Морда кролика. Лапы кошки. - Образование существительных с помощью суффикса- ищ: нос — носище, лапы, хвост, усы. . . Связная реч ь Составление рассказа- описания домашни х животных. Месяц неделя Февраль 2 неделя Лексика «Наш город». Общая моторика Подвижная игра. «Поезжай за моря- океаны». М. Исаковский, Поезжай за моря- океаны Надо всею землей пролети: Есть на свете различные страны, Но такой, как у нас, не найти. Глубоки наши светлые воды, Широка и привольна земля, И гремят, не смолкая, заводы, И шумят, расцветая поля. . . « Едут», «Летят», Разводят руки в стороны. Отрицательно качают головой. Приседают, Встают, Руки в стороны. . . «Стучат» руками перед собой. Плавные взмахи руками, разведенными в стороны. Мелкая моторика «Наша страна- Россия ». Небо синее в России, Реки синие в России. Васильки и незабудки Не растут нигде красивей. Есть и клены, и дубы, А какие есть грибы! А еще пекут в печи Вот такие калачи. Загибают по одному пальчику на обеих руках Пальцы на обеих руках изображают «ветки»- сходятся, расходятся, «Гриб» — кулачок одной руки прикрывается с верху изогнутой ладонью второй рукой- шляпка гриба. Хлопают. То одна рука сверху, то другая. «Калачи» Артикуляционная моторика Подвижность губ Округл ить губы при сближенных зубах. Удержать под счет до пяти. Подвижность челюсти «Бегемотик»- открываем и закрываем рот, удерживая открытыми зубы. Подвижность языка: - « Лопата »- счёт до 5 с- «Грибок »- счёт до 5р- «Лошадка» 6- 10 р аз- Рот широко отк рыт, удерживание широко распластанного языка на нижней губе. – Улыбаясь, ш ирокий язык присосать к нёбу за верхними зубами, . – Звонко щёлкаем на улыбке. Дыхательное упражнения Удерживать язык в положе нии «Грибок» за верхними зубами с подключением сильного ротового выдоха. Мимика. Возмутились, рассердились, нахмурились, удивились, обрадовались. Ф онетико- фонема- тическ ое восприятие- Звуковой анализ и синтез слогов: ша – шу – ши- шэ – Преобразование слов: мышка – мошку – мушка –мишка- Машка …- Придумыв а ние слова по количеству слогов – шум- шар –шёл – шут, шуба- шило – шина, - «Подскажи слог «ша»: ка. . , ча…, кры…, гру…, клу…, ту…, лап…, горбу…, кало…, копу…. Развитие лексико- граммати- ческих процессов- Знать название страны, города, столицу. Познакомить детей с достопримечательностями города, некоторыми историческими фактами нашей страны. - Игра «Подбери признак». Какая с тра на, …. какой город …. - Подбор слов- антонимов: б ольшой город- маленький город, высокие дома – низкие дома. Связная реч ь Составление рассказа по сюжетной картине. . Месяц неделя Февраль 3 неделя Лексика «Наша армия родная». Общая моторика Подвижная игра. Российский солдат. О. Высотская. Мимо дома, мимо сада о н шагает- раз, два, три! На Российского солдата с уважением смотри! Шапка с красною звездою г реет в стужу и метель. А пальто его простое называется- шинель. « Маршируют », Руку к голове. Обхватить плечи руками. Мелкая моторика БУДЕМ РОДИНУ ХРАНИТЬ. Чтобы сила была здесь и здесь- Должен солдат хорошо поесть Чтобы много раз присесть Нужно много каши съесть. А ещё Армии нужно, Чтоб солдаты жили дружно. Будем Родину хранить. Будем мамочку любить. Чтобы было нам всегда хорошо на свете жить! Показываем бицепсы на правой, затем на левой руке. Погладить живот. Приседаем, имитируем еду ложкой. Ладошки вверх, ладошки вниз, пожать руки. . Артикуляционная моторика Подвижность губ Округлить губы при сближенных зубах. Удержать под счет до пяти. Подвижность челюсти «Бегемотик»- открываем и закрываем рот, удерживая открытыми зубы. Подвижность языка: - «Лопата»- счёт до 5с- «Грибок»- счёт до 5р- «Лошадка» 6- 10 раз- Рот широко открыт, удерживание широко распластанного языка на нижней губе. – Улыбаясь, широкий язык присосать к нёбу за верхними зубами, . – Звонко щёлкаем на улыбке. Дыхательное упражнения Удерживать язык в положе нии « Грибок» за верхними зубами с подключением сильного ротового выдоха. Мимика. Возмутились, рассердились, нахмурились, удивились, обрадовались. Ф онетико- фонема- тическ ое восприятие- Звуковой анализ и синтез слогов: ша – шу – ши- шэ – Преобразование слов: мышка – мошку – мушка –мишка- Машка…- Придумывание слова по количеству слогов – шум- шар –шёл – шут, шуба- шило – шина, - « Подскажи слог «ша »: ка. . , ча…, кры…, гру…, клу…, ту…, лап…, горбу…, кало…, копу…. Развитие лексико- граммати- ческих процессов- « Посчитай- ка »: Один лёгкий танк, два лёгких танка…Пят лёгких танков. Одна подводная лодка, 2…3…4…5 подводных лодок. « Кто что делает »: Кто охраняет границу – пограничник. Летает на самолёте – лётчик. Прыгает с парашютом – парашютист. Стреляет – стрелок. Солдат- служит, ездит, тренируется, управляет, защищает, бежит, едет, плывёт, падает, бережёт, охраняет. . « Что у кого? » У вертолётчика – вертолёт. У танкиста – танк. У радиста – рация. У моряка – корабль. У ракетчика – ракета « Какой »- смелый, добрый, мужественный, храбрый, сильный, героический, отважный, смекалистый, доблестный, находчивый, у мный, р аненый, б оевой, з аботливый, т русливый … Связная речь Составление рассказа по серии сюжетных карти н: «Собака – санитар»( Г. А. Каше) . - 92710- 653415

Месяц неделя Январь 3 неделя Лексика Дикие ивотные. Развитие общей моторики И гра. Звери шли на водопой. Р азвитие воображения. Произношение суффиксов. Жарким днем лесной тропой Звери шли на водопой. З а мамой- лосихой топал лос ё нок, За мамой- лисицей крался лис ё нок, З а мамой- ежихой катился еж онок, За мамой- медведицей шел медвеж онок, За мамою- белкой скакали бельчата, За м амой- зайчихой — косые зайчата, Волчица вела за собою волчат, В се мамы и дети напиться хотят. Дети спокойно идут по кругу друг за другом. Идут, громко топая. Крадутся на носочках. Приседают, медленно двигаются вперед. Идут вперевалку Скачут вприсядку. Скачут на прямых ногах. Идут на четвереньках. Лицом в круг, делают движения языком- «лакают». Мелкая мото рик а Пальчиковая гимнастика. ЕЛОЧКА. Перед нами елочка: Шишечки, иголочки. Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звезды, человечки. Пальцы рук переплетены, из больших пальцев- верхушка ёлки. Кулачки, указательные пальчики выставлены. Пальцами «шариком» вверх, вниз Указательный и средний ладошки сложить. Ладоши сложены, пальцы расправлены; средний и указательный стоят на столе. А ртикуля- цио нная моторик а Подвижность губ Беззвучно произноси ть звуки а- о- э- и- у- ы. Губы — «художники». Подвижность челюсти Резкое откидывание челюсти вниз. «Рассердился язычок, р азбежался сильно он, крепко сжал кулачок. Дверь открыл и вышел вон! » Подвижность языка «Л опатка»; «Иголочка»; «Горка»; «Чашечка» Мимика. В лесу бегает злой волк. Нахмурить брови Вдруг не стало волка. Поднять брови Это мишка косолапый прогнал злого волка. Подмигнуть правым глазом Фонетико- фонема- тическое восприятие- Выделение твёрдого согласного звука Л в начале слова: лом, лыжи, лось. - Выделе ние мягкого согласного звука Л ь в начале слова: лев, лиса, . - «Чётвёртый лишний»- дифференциация Л- Л ь- лев, лиса, лось, лисёнок Развитие лексико- граммати- ческих процессов 1. Игра «Один — много»: белка — белки, много белок…. 2. Образование сложных прилагательных: У л исы длинный хвост. Какая лиса? ( Длиннохвостая. ) Короткий хвост. Коротк ие лапы. Толстые лапы. Длинные уши. Острые уши. Короткие усы. . . 3. Образование притяжательных прилагательных: Нора лисы. Чья нора? ( Лисья. ) Берлога медведя. Дупло белки. Логово волка. Морда лисы. Хвост зайца. 4. Образование существительных с помощью суффикса- ищ- : нос — носище, лапы, хвост, усы, глаза, зубы. Связная реч ь Составление рассказа- описания диких животных.

Месяц, неделя Январь 4 неделя Лексика Моя улица. Развитие общей моторики Подвижная игра. « Галка и скакалка». Речь с движением, развитие воображения Очень любит Галка весёлую скакалку: Скок, да скок. Скок, да скок: Галке не жалко ног, А бывает жалко весёлую скакалку: «Отдохни, скакалка, еле шепчет Галка! » Держим в руках воображаемую скакалку и скачем с ноги на ногу. Наклоны в стороны, руки в стороны. Руки рупором, произносим шёпотом. Мелкая моторика Пальчиковая гимнастика. Дом на горе. Е. Плутаева. На горе мы видим дом, много зелени кругом. Вот деревья, вот кусты, вот душистые цветы. Окружает всё забор, за забором чистый двор. Мы ворота открываем, к дому быстро подбегаем. В дверь стучимся: «Тук- тук- тук! » Кто- то к нам идёт на стук. В гости к другу мы пришли и гостинцы принесли. Руки – сложить «домиком», Руки вытянуть вверх, сложить запястья, пальцы развести. Соединить кончики пальцев, развести кисти в стороны. Стучим кулачками друг о друге. Пальчики шагают, К левой ладошке прислонить праву, затем наоборот. Артикуля- ционная моторика Подвижность губ Улыбка — Дудочка – чередуем 5- 6 раз. Подвижность челюс ти Идёт, бредёт голодный волк: Открывать и скалить зубы. Подвижность языка «Чистим» нижние – верхние зубки: языком влево- вправо 3- 4 раза Маляры. Красят домик маляры для любимой детворы. Если только я смогу малярам я помогу. Языком по нёбу- 5- 6 раз. Е. Плутаева. Дыхательная гимн. Самолёт: Л_ _ _ _ _ _ , высоко- низко Л_ _ _ _ _ , далеко – близко Л_ _ _ _ _ _ . Мимика. Мы умеем удивляться. Мы умеем огорчаться. Мы умеем сердиться. Мы умеем веселиться. Фонетико- фонема- тическое восприятие- Выделение твёрдого согласного звука Л в середине слова: балкон, переулок, площадь. - Выделе ние мягкого согласного звука Л ь в середине слова: улица, качели, карусели. - « Чётвёртый лишний »- дифференциация Л – Ль- улица, лавочка, аллея, липа. Развитие лексико- граммати- ческих процессов 1. Знать название улицы, домаш ний адрес. Познакомить детей с достопримечательностями расположенными на улицах нашего города. 2. « Какой. какая, какие ». Игра Подбери признак. ( Улица- какая? - . . , Дом- какой? . ) 3. «Скажи наоборот». Подбор слов- антонимов( Широкая улица – узкая улица, высокие дома – низкие дома. 4. «Закончи предложения». У Лизы высокий дом, а у Лолы низкий. У Лизы широкая улица, а у Лолы узкий переулок. У Лизы много соседей, а у Лолы- мало. 5. « Назови ласково ». Игра со словами: дом – домик, улица – улочка, площадь –площадка Связная речь Составление рассказа по сюжетной картине «Дядя Стёпа- светофор»

Месяц неделя Февраль 1 неделя Лексика Дикие животные, хищники и травоядные. Развитие общей моторики Игра Есть у каждого свой дом. В. Пальчинскайте. Развитие воображения. У лисы в лесу глухом есть нора — надежный дом. Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючи нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, до весны сосет там лапу. Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нем. Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое слово( 3- 4 р Гребём к себе поочерёдно каждой рукой. Удары ладонями и кулачками поочередно. Сложить руки домиком. Мелкая мото рик а Пальчиковая гимнастика. Пингвин. В. Берестов По льдинам весело идёт Пингвин, крылатый пешеход Его спина, как ночь черна. Его живот белей, чем лёд. Но в царстве льдин он не один. За ним ещё, ещё пингвин Шагает вперевалку. - Куда вы? - На рыбалку! Пальцы правой руки « шагают », ладошки –крылья машем Пальцы левой руки « шагают » Две руки пальцы « шагают » А ртикуля- цио нная моторик а Подвижность губ «Улыбка»- «Хоботок»( чередуем- 6- 7 раз) Подвижность челюсти « Бегемотик »- Открывай пошире ротик, как голодный бегемотик. ( 5- 6 раз) Подвижность языка 1. «Чашечка» язык к верхней губе. ( 5- 6 раз) 2. «Варенье»( 5- 6 раз) 3. «Маляр» подвижность языка по нёбу- ( 5- 6 раз) Д ыхание Летит звук Л_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ . Звук летит, летит, летит, звук какой? - летящий. Фонетико- фонема- тическое восприятие- Выделение твёрдого согласного звука Л в начале слова: лом, лыжи, лось. - Выделе ние мягкого согласного звука Л ь в начале слова: лев, лиса. - «Чётвёртый лишний»- дифференциация Л- Ль- лев, лиса, лось, лисёнок Развитие лексико- граммати- ческих процессов Словообразование приставочных глаголов( при- прибыл, прибежал, приполз, прискакал; за- заехал, забыл, заклеил, забежал, заполз, зашёл) . Игра «Один — много »: белка — белки, много белок…. Образование сложных прилагательных: У л исы длинный хвост. Какая лиса? ( Длиннохвостая. ) Короткий хвост. Коротк ие лапы. Толстые лапы. Длинные уши. Острые уши. Короткие усы. . . Образование притяжательных прилагательных: Нора лисы. Чья нора? ( Лисья. ) Берлога медведя. Дупло белки. Логово волка. Морда лисы. Хвост зайца. Образование существительных с помощью суффикса- ищ- : нос — носище, лапы, хвост, усы, глаза, зубы. Связная реч ь Сравнительный рассказ. Олень и лось. Медведь и волк. Лиса и заяц. Белые медведи. О. Крупенчук Медвежонок очень бел, Словно белый- белый мел. Может мишка заболел, Или просто побледнел? Долго он на льду сидел. Может мишка поседел? «Нет, - смеются все соседи, - Это ж белые медведи! Белый сын и белый папа От макушки и до лапок ». А луна на мишек белых Ночью зимнею глядела. Ночь тянулась без предела, Вот луна и побледнела. Погладить свои плечи сверху вниз. Ладошки вверх, ладошки вниз Руки вниз и в стороны, руки к щекам, приподняв плечи, Взмах правой, затем левой рукой. руки вверх, обхватив голову. руки вниз и в стороны, Взмах правой, затем левой рукой. Взмах правой – вниз, левой рукой- вверх. правой – вверх. левой рукой- вниз. Плавные взмахи руками сверху вниз. Взмах правой, затем левой рукой. Взмах правой – вниз, левой рукой- вверх руки вверх, развести руки в стороны. Я ловлю рыбу. Дополнение предложений недостающими словами Моржи живут… море.

Месяц Февраль 2 неделя Лексика Животные жарких стран Общая моторика Подвижная игра. Африка. Африка, Африка- Волшебный континент, На всей большой планете Земли прекрасней нет! Ль вы и обезьяны, з ебры и слоны, Верблюды, бегемоты- Жители страны. Когда же в зоопарке Животные гостят, В Африку вернуться В се они хотят. Шагаем высоко поднимая колени. Наклоны в стороны, р уки в стороны Поворот, медленно переступая, руки в стороны. Загибаем пальцы в кулачок на каждое слово. Дети шагают по кругу. к аждый ребёнок изображает движение какого- нибудь животного. Ведущий отгадывает: какое животное изобразил каждый. Мелкая моторика Пальчиковая гимнастика. Лев Огромный лев: Рррр – рычит под пальмою, уникальною. Открывает пасть: Рррррр … Руки над головой, опускаем в стороны Ладошки изображают рычащую пасть. Руки над головой, Ладошки открываем и закрываем. Артикуляционная моторика Подвижность губ «Улыбка»- «Хоботок»( чередуем- 6- 7 раз) Подвижность челюсти « Бегемотик »- Открывай пошире ротик, как голодный бегемотик. ( 5- 6 раз) Подвижность языка 1. «Катушка» язык за нижними зубами. ( 5- 6 раз) 2. «Парус» язык за верхними зубами. ( 5- 6 раз) 3. «Маляр» подвижность языка по нёбу- ( 5- 6 раз) Дыхание Лев рычит, рычит, рычит. Лев какой? Рычащий: РРР…» 3- 4 раза. Жук жужжит, жужжит, жужжит: Ж_ _ _ _ . Жук какой? жужжащий. Фонема- тические процессы Игра «Наоборот»- дифференциация звуков Ж- З. Слогов: ЖА- ЗА, ЖЫ- ЗЫ, ЖУ- ЗУ. в словах: к о- ( жа) , ( за) , Лу- ( за) , лу( жа) , ро( жок) , ра( зок) , Ли( зы) , лы( жи) . «Подскажи Ж или З »: во. . , та. . , све. . , ё. . , у. . , но. . , обо. . . , моро … « Составь предложение »- «У кого? » Учить детей образовывать родительный падеж существительных с предлогом «У». У кого крылья? - У страуса крылья. У кого: шерсть, ласты, клюв, перья, кожа, бивни, лапы, ро г( а) . « Посчитай- ка- 1- 3, 5, 6, 7» С о словами: лев, обезьяна, зебра, слон, жираф. « Назови детёнышей »- У слона – слонёнок – слонята. У страуса…, льв а- . . , верблюда- . . . Мы слова похожие, как родственники схожи. Мы живём одной семьёй, поиграть хотим с тобой! Игра « Назови ласково »: бегемот – бегемотик, обезьян а- обезьянка… Л ексико- граммати- чески е процессы Связная речь Описательный рассказ о животных по плану: - Кто это? - Какие части тела есть? - Чем покрыто тело? - Что ест? - Как называются детёныши?

Месяц неделя Февраль 3 неделя Лексика Защитники Отечества Общая моторика Подвижная игра. Февраль. В феврале метель метет, Вьюга завывает. Непогода каждый год  В феврале бывает. Но летают над страной В небе самолеты: Л_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ . Отмечают праздник свой Смелые пилоты. Выполняем стоя, руки над головой- наклоны туловища вправо, влево. Повороты туловища вправо, влево, руки в стороны, Руки вверх. Руки над головой, тянем звук Л до 5 сек. Маршируем. Мелкая мото рик а Пальчиковая гимнастика. Российский солдат. О. Высотская Мимо дома, мимо сада Он шагает: один, два. тРРР_ _ _ и. На Российского солдата С уважением смотРРР_ _ _ _ _ и. Шапка с красною звездою греет в стужу и в метель. А пальто его простое Называется- шинель. Пальчики ритмично шагают по столу Ладошки вверх. ладошки вниз. Трещим в словах, автоматизируя звук «Р» Руки на голову, руки над головой, взмахи вправо, влево. обхватить себя руками за плечи Пальчики шагают по столу А ртикуляцио нная моторик а Подвижность губ «Улыбка»- «Трубочка»( чередуем- 6- 8 раз) Подвижность языка 1. «Лошадка» звонко щёлкаем языком 2. «Грибок»- Удерживать 5 сек. ( отдых) 3- 4 раза. Подвижность челюсти «Гармошка»- язык присосан к нёбу, как «Грибок»( 5- 6 раз) Дыхательн. гимнастика. «Трактор»- вдох: ТРРРРР с кочки на кочку – ТРРРР. Вдох: Труба трубит, труба поёт, трубач по улице идёт. В замедленном темпе. Фонетико- фонема- тические процесс ы- Выделение согласного звука Р` в середине слога: три, тре, тря, трю, трё. - Выделение слогообразующего гласного: жо – жа – жу- жэ- жи. - Определение позиции звука Р` в слове: моряк, море, река, крюк, дверь, стрельба. Л ексико- граммати- ческие процессы Словарь: зенитчик, танкист, лётчик, п улемётчик, разведчик, ми номётчик, вертолётчик, пограничник, моряк, подводник, ракетчик, артиллерист, связист… Игра « Кто что делает? » Учить детей отвечать полным ответом на вопрос. Что делает зенитчик? Зенитчик стреляет из зенитки. Танкист, лётчик, п улемётчик… Игра « Скажи иначе ». П одбирать синонимы. Солдат какой? - храб рый, а как сказать по- другому? Смелый, бесстрашный, мужественный, отважный. Игра « Посчитай- ка »- счёт от 1 до 10 и обратно со словами бесстрашный солдат. Игра «Телеграф » деление слов на слоги. Связная реч ь Пересказ рассказа «Собака- санитар»

Месяц неделя Март 1 неделя Лексика Тема: Семья. Женский день Общая моторика Подвижная игра. Помощники. Темп, ритм речи, координация речи с движением Дружно помогаем маме, Мы белье полощем сами. Раз, два, три, четыре. Потянулись, наклонились. Хорошо мы потрудились. Встают, наклонившись; руками двигают влево, вправо Тянутся, как бы вытирают правой рукой пот со лба. Снова «полощут». Вытирают руку о руку. Мелкая моторика Пальчиковая гимнастика. Моя семья. Я дедулечку люблю – лю – лю – лю! И бабулечку люблю- лю – лю – лю! Папулечку, и мамулечку. Это я, это я – Это вся моя семья. Гладим большой палец противоположной рукой от ногтя к ладошке Указательный палец Средний и безымянный Мизинец Пальцы сжать в кулаки- ритмично выпрямляем Артикуля- ционная моторика Подвижность губ: «Губки- голубки» «Улыбка»- « Заборчик »- чередуем 6- 8 раз. Подвижность челюсти: оскал зубов, открывать и закрывать рот – 6- 8 раз. «Хищник»- Идёт- бредёт голодный волк. Голодный волк зубами щёлк». Подвижность языка «Лошадка »- широким языком щёлкаем звонко. ( по 8- 10 раз) . «Грибок »- Удерживать язык в поднятом к нёбу положении. Уздечка натянута. 5- 6 сек. Дыхательное упражнение. Вдох: Язык между губами, кучерское « Тппу »- 3- 5 раз. М имика. - Изобрази: усталый, усталая, во сторженная сестра, задумчив ая мама, мужественный … Фонетико- фонема- тическое восприятие Определи место звука Ц в слове: птицы, цветы, цветок, цапля, цепь, цирк, птенцы. Закончи слово: пале. , зая. , матра. , же. , ране. , скворе. , колоде. , ледене. , плове. , кузне. . Игра «Кто это? » танцует – танцор, борется, служит в пехоте, ходит по канату, ездит на мотоцикле. подковывает лошадей. Развитие лексико- граммати- ческих процессов 1. Игра «Скажи ласково »: Мама- мамочка, мамулечка, ( папа, сестра, брат, бабушка) бабулечка, дедушка – дедулечка, внуки – внучёк и внучка. 2. Игра «Один- много » дедушка – много дедушек 3. Игра « Посчитай- ка – 1 – 10 » со словами: мотоцикл. мотоциклист, цистерна, физкультупница. 4. Игра « Какой, какая, какие » внучка( какая? ) - …, внук( какой? ) - …. . 5. Подбери родственные слова: бабушка – бабуля – бабуся – бабушкин, бабушкина … Связная речь Рассказы детей по картине « Моя семья ».

Месяц Март 2 неделя Лексика Весна Общая моторика Подвижная игра. Витаминная г рядка. В. Глущенко Я давно весну ждала. У меня свои дела. Мне участок в огороде Н ынче мама отвела. Я возьму свою лопатку, Я пойду, вскопаю грядку. Мягкой грядка быть должна, Это любят семена. Посажу на ней морковку И редиску. А с боков Б удут кустики бобов. Дети идут по кругу, взявшись за руки. Идут в противоположную сторону. Остановились, «копают». Показывают, как рыхлят грядку граблями. Идут по кругу, «сеют» семена. Мелкая моторика Пальчиковая гимнастика. « Если руки мыли мы ». Если руки мыли вы, посадив капусту, Если руки мыли мы, прополов морковь если руки вымыл ты и полил лучок. Значит, руки вы – мы- ты. Трём ладо шки, ладошки вверх, прижимаем ладошки к груди ладошки вверх, ладошки вниз. Ритмично хлопаем. Артикуляционная моторика Подвижность губ «Улыбка»- «Хоботок»( чередуем- 6- 7 раз) Подвижность челюсти « Бегемотик »- Открывай пошире ротик, как голодный бегемотик. ( 5- 6 раз) Подвижность языка 1. «Катушка» язык за нижними зубами. ( 5- 6 раз) 2. «Парус» язык за верхними зубами. ( 5- 6 раз) 3. «Маляр» подвижность языка по нёбу- ( 5- 6 раз) Дыха тель н ые упражнения Поезд едет, едет: «Т- т- т, Ч – ч- ч». Развитие фонетико- фонема- тических процессов Игра «Наобор от»- дифференциация звуков Ч- Т. Слогов: ЧА- Т А, ЧИ- ТЫ, ЧУ- Т У. в словах: к о- ( жа) , ( за) , Лу- ( за) , лу( жа) , ро( жок) , ра( зок) , Ли( зы) , лы( жи) . «Подскажи Ж или З »: во. . , та. . , све. . , ё. . , у. . , но. . , обо. . . , моро … Развитие лексико- граммати- ческих процессов « Составь предложение »- « Какой, какие, какое? » С тебель, листья, корни ». Расширять словарь прилагательных. « Посчитай- ка- 1- 3, 5, 6, 7» С о словами: Фикус, кактус, фиалки, фуксия, бегония, герань. Салат, горох, бобы, свёкла, помидоры. « Посади лук – от семи «недуг». – Чиполлино. « Что положим в салат, в борщ, винегрет», Построение предложений с однородными членами. Связная речь Описательный рассказ «Букет фиалок»

Месяц неделя Март 3 неделя Лексика Тема: Весна. Перелётные птицы. Общая моторика Подвижная игра. Помощники. Темп, ритм речи, координация речи с движением Дружно помогаем маме, Мы белье полощем сами. Раз, два, три, четыре. Потянулись, наклонились. Хорошо мы потрудились. Встают, наклонившись; руками двигают влево, вправо Тянутся, как бы вытирают правой рукой пот со лба. Снова «полощут». Вытирают руку о руку. Мелкая моторика Пальчиковая гимнастика. Моя семья. Я дедулечку люблю – лю – лю – лю! И бабулечку люблю- лю – лю – лю! Папулечку, и мамулечку. Это я, это я – Это вся моя семья. Гладим большой палец противоположной рукой от ногтя к ладошке Указательный палец Средний и безымянный Мизинец Пальцы сжать в кулаки- ритмично выпрямляем Артикуля- ционная моторика Подвижность губ: «Губки- голубки» «Улыбка»- « Заборчик »- чередуем 6- 8 раз. Подвижность челюсти: оскал зубов, открывать и закрывать рот – 6- 8 раз. «Хищник»- Идёт- бредёт голодный волк. Голодный волк зубами щёлк». Подвижность языка «Лошадка »- широким языком щёлкаем звонко. ( по 8- 10 раз) . «Грибок »- Удерживать язык в поднятом к нёбу положении. Уздечка натянута. 5- 6 сек. Дыхательное упражнение. Вдох: Язык между губами, кучерское « Тппу » 5 р М имика. - Изобрази: усталый, усталая, восторженная сестра, задумчивая мама, мужественный … Фонетико- фонема- тическое восприятие Определи место звука Ц в слове: птицы, цветы, цветок, цапля, цепь, цирк, птенцы. Закончи слово: пале. , зая. , матра. , же. , ране. , скворе. , колоде. , ледене. , плове. , кузне. . Игра «Кто это? » танцует – танцор, борется, служит в пехоте, ходит по канату, ездит на мотоцикле. подковывает лошадей. Развитие лексико- граммати- ческих процессов 1. Игра «Скажи ласково »: Мама- мамочка, мамулечка, ( папа, сестра, брат, бабушка) бабулечка, дедушка – дедулечка, внуки – внучёк и внучка. 2. Игра «Один- много » дедушка – много дедушек 3. Игра « Посчитай- ка – 1 – 10 » со словами: мотоцикл. мотоциклист, цистерна, физкультупница. 4. Игра « Какой, какая, какие » внучка( какая? ) - …, внук( какой? ) - …. . 5. Подбери родственные слова: скворечник, Связная речь Рассказы детей по картине « Моя семья ».

Месяц неделя Март 4 неделя Лексика Тема: Воздушный транспорт. . Общая моторика Подвижная игра. САМОЛЕТ. Координация речи с движением Руки в стороны — в полет О тправляем самолет. Правое крыло вперед, Левое крыло вперед, Полетел наш самолет. Дети бегут на носочках по кругу, расставив руки в стороны Поворот через правое плечо. Поворот через левое плечо. Бегут по кругу, руки в стороны. Мелкая моторика Пальчиковая гимнастика Н а чём полетим? Полетим на самолёте На чем поедемН Качайте шины: ш – ш – ш. Наливайте в бак бензин: с – с – с. Открутите бак: чик – чик – чик. Наливайте бензин: с- с – с. Заведите мотор: д – д – д – д – д. Полетели самолёты: л – л – л. Самолёты летят. Самолёты гудят: Л_ _ _ _ _ _ _ _ _ Я лечу в Москву. Командир – пилот самолёт ведёт: Л_ _ _ _ _ . Качаем кулачками, наливаем указательный палец вниз, тянем звук. Вращение кистью рук Вращение кулачками перед грудью Руки в стороны, покачиваем. Высоко- низко: ладошка вверх – вниз Язык поставить вверх, за верхние зубы Артикуля- ционная моторика Подвижность губ: «Губки- голубки» «Улыбка»- « Заборчик »- чередуем 6- 8 раз. Подвижность челюсти: оскал зубов, открывать и закрывать рот – 6- 8 раз. Бегемот- « Бегемот разинул рот, булки просит бегемот» С. Маршак Подвижность языка «Дятел »- язык в нёбо: ДДД- ДДД( по 3- 4р р «Балалайка »- подвижность языка 3- 4 р Дыхательное упражнение. Вдох: М отор- Язык между губами, «Тррр » 3- 5 р Ф онема- тическое восприятие Определи место звука Ч в слове: лётчик, врач, учитель, вертолётчик, часы, шасси Подс кажи звук Ч: тка. , вра. , жгу. , гра. , обру. , клю. , колю. , го ря. , кирпи. , ре. ь. , могу. , Развитие лексико- граммати- ческих процессов Активизация словаря: с амолёт: лётчик, стюардесса, штурман, нос, фюзеляж, хвост, крылья, двигате ль; вертолёт- вертолётчик, дельтаплан; взлёт, посадка. т рап, взлётная полоса. «Наоборот» антонимы к словам. Взлет — посадка, взлетать, приезжать. . « Скажи по другому »( синонимы к словам. Ехать, мчат ься, нестись, гнать, тащиться, Игра «Один- много » Игра « Посчитай- ка – 1- 10 » со словами: пассажир, дельтаплан, беспилотник, ра зведчик Игра « Какой, какая, какие » самолет( какой? ) , лётчики, парашютисты, стюардесса Игра « Я, ты, он, она ». Я лечу, ты летишь, он. . приземлился Игра «Кто это? » спускается на парашюте, управляет самолётом, вертолётом, летящий Связная речь Рассказ детей из личного оп ыта «Как я летел на самолёте » Составить описательную загадку о каком- либо виде транспорта( по выбору) .

Оставить комментарий: